В основе цифровой трансформации агропромышленного комплекса региона должна находиться цифровая экосистема, функционирующая с помощью специализированной платформы. Под цифровой экосистемой в агропромышленном комплексе региона авторами понимается клиентоцентричная бизнес-модель, объединяющая несколько групп продуктов, услуг, информации на единой цифровой платформе для удовлетворения конечных потребностей участников экосистемы. Основными элементами цифровой экосистемы являются агрокаршеринг, переработка, сбыт и агротуризм. Ее участники – это сельхозтоваропроизводители, перерабатывающие предприятия, сельские жители и дачники, муниципальные органы власти, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Взаимодействие между участниками должно осуществляться с помощью цифровой платформы, которая, например, позволяет увидеть свободные в муниципальном районе сельскохозяйственную технику или перерабатывающие мощности и отправить заявку для их использования. Дополнение цифровой экосистемы таким элементом как агротуризм, даст возможность не только дополнительного заработка сельхозтоваропроизводителю, но и привлечению городского населения в сельскую местность. В статье схематично представлена цифровая экосистема агропромышленного комплекса региона. Создание такой экосистемы, во-первых, повысит эффективность агропромышленного производства, во-вторых, увеличит доходы сельских жителей, в-третьих – обеспечит прямые поставки произведенной продукции на рынки сбыта.
Настоящая статья посвящена выяснению содержания понятий экономический механизм и организационно-экономический механизм в системе других основополагающих экономических понятий. Несмотря на чрезвычайно большое число работ, где используются эти понятия, их экономическое содержание, а также, главное, системные связи этих понятий с понятиями институты, экономические интересы и стимулы, производственные отношения, экономические явления, экономические законы и закономерности представляются не выясненными в полной мере. Использованы абстрактно-логический метод, системный подход, ряд положений политэкономии, классической экономической теории, новой институциональной теории, теории экономических механизмов. Мы исходим из определения понятия «механизм» как совокупности тел (звеньев), последовательно передающих движение от одного подвижного звена к другому с повторяющимся результатом. Это позволяет сформулировать определение экономического механизма как последовательности (цепочки или нескольких взаимосвязанных цепочек) взаимосвязанных повторяющихся экономических явлений, приводящих к определенному результату. При этом следует различать экономические механизмы, объективно существующие и независимые от субъективных намерений лиц, действующих в экономике (людей и/или организаций), и экономические механизмы, сознательно формируемые для получения определенных результатов. Экономические механизмы могут выделяться наукой или практикой различным образом: по отраслевому или по территориальному принципу, по функциям управления или по некоторым экономическим процессам, по действующим субъектам или по объектам воздействия и т.д. Следовательно, число выделяемых механизмов может быть, вообще говоря, очень большим, потенциально бесконечным. Экономические механизмы важны для теории и практики потому, что формируют экономические стимулы и влияют на экономические интересы. Анализируя взаимосвязь понятий экономических механизмов и производственных (экономических) отношений, автор пришел к выводу, что производственные отношения – это такие взаимные объективные, возникающие в общественном производстве связи, которые формируют права и обязанности каждой из сторон по некоторому конкретному поводу в ходе производственной деятельности. Понятие производственных отношений, является более абстрактным, чем понятие институтов - формальных и неформальных правил действий людей и организаций экономике. При этом определенные институты, характеризующие права и обязанности, формируют формы и содержание определенных производственных отношений. Производственные отношения, в свою очередь, формируют экономические интересы людей. Таким образом, экономические механизмы, с одной стороны, являются важным звеном, на основе которых формируются экономические законы и закономерности, а, с другой стороны, они формируют стимулы экономических действий людей. Представлен рисунок, отображающий диалектические взаимосвязи названных понятий.
Инновации составляют основу развития современной экономики. В настоящее время в России созданы передовые научно-технические и технологические разработки, имеется положительный опыт развития производства. Однако не во всех регионах и не во всех организациях АПК эти достижения находят должное применение. Такое положение связано со многими факторами, отмеченными учеными и специалистами АПК. Одними из основных являются международные, финансовые и кадровые проблемы. В связи с этим руководящим органам всех уровней необходимо учитывать как общеизвестные требования к формированию и развитию системы управления и составляющих ее элементов, так и специфичные для управления внедрением инноваций, включающие в себя совокупность организационных, экономических, административных и других механизмов воздействия на определенные структуры, занимающиеся разработкой новых техники и технологий для агропромышленного производства; стимулирующие товаропроизводителей к внедрению современных научно-технических достижений, к освоению информационных технологий, к подготовке квалифицированных кадров для успешного выполнения технологических и иных операций, к осуществлению коммуникационных взаимодействий и др. Для успешного внедрения технико-технологических, организационно-экономических, производственных и других инноваций в условиях цифровизации АПК требуются финансовые, квалифицированные трудовые и информационные ресурсы. Их наличие в значительной степени зависит от государственной поддержки и эффективности госрегулирования, развития системы образования и использования цифровых технологий в АПК.
В статье исследованы результаты торгов за 2021 год по купле-продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности Российской Федерации. Анализ информации, размещенной на государственном портале в единой информационной системе Российской Федерации, позволил оценить масштаб сделок в разрезе федеральных округов на основе группировки земельных участков, проданных с аукциона, по площади, кадастровой стоимости, форме собственности. Рассмотрены итоги состоявшихся и несостоявшихся сделок, сделок с одним участником. Проведено сравнение начальной, окончательной стоимости земельных участков с их кадастровой стоимостью, как в абсолютном значении, так и в расчете на 1 га. Исследована степень отклонения указанных стоимостных значений. Приведены примеры совершенных сделок купли-продажи земельных участков, значение которых значительно отклонялось от кадастровой стоимости. Прослеживается закономерность – с увеличением количества выставляемых на торги земельных участков и их площадей конечная удельная стоимость участков (в расчете на 1 гектар) снижается.
Потребление молока и молочных продуктов населением Дальнего Востока России остается очень низким, и к 2020 году составляет 59% от потребности. При этом на территории регионов Дальневосточного федерального округа отмечается недостаточный уровень загруженности производственных мощностей имеющихся перерабатывающих предприятий. Так, АО «Молочный комбинат «Благовещенский», территориально расположенный в Амурской области, использует свои производственные мощности на 46,0%. Практика взаимодействия с предприятием выявила основную проблему – недостаток сырья. В свою очередь анализ факторов, сдерживающих развитие молочного сектора в Амурской области, выявил в качестве определяющего – недостаток собственных финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей для инвестирования в реализацию новых инвестиционных проектов. Весомость фактора среди других составляет 87 %. Предлагаемый концептуальный подход комплексной организации производства и использования кормов в скотоводстве использован при разработке инвестиционного проекта строительства животноводческого комплекса на 2400 коров. Проект разработан с учетом интересов государства в удовлетворении потребности населения в молочной продукции, АО «Молочный комбинат «Благовещенский» в расширении сырьевой базы, и АО «Луч» в развитии производственной деятельности. За счет увеличения поставки молока в переработку, использование производственных мощностей увеличится с 46,0 % до 67,9%, объем производства продукции на 47,7%. За счет экономии постоянных затрат, расширения объема производства и реализации продукции проектируется дополнительный доход на 134711 тыс. рублей, рентабельность продукции увеличится на 2,5%. На рынок молока и молочной продукции поступит дополнительно в расчете на душу населения порядка 20 кг молочной продукции.
Ключевой целью реализации государственной региональной программы «Развитие сельского хозяйства в Алтайском крае» на 2013-2020 годы, являлось повышение эффективности АПК на основе реализации мер по бюджетной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для ее решения были предусмотрены меры по бюджетной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей и их финансовому оздоровлению. Исходя из привлечения таких существенных средств из бюджетов, а, следовательно, средств налогоплательщиков, весьма актуальным является оценка влияния размеров поддержки на финансовое состояние и устойчивость развития сельскохозяйственных организаций Алтайского края. Цель исследования – оценка финансового состояния и устойчивости развития сельскохозяйственных организаций Алтайского края. В исследовании были использованы общенаучные (научная абстракция, индуктивный, дедуктивный, сравнительный анализ) и специальные подходы и методы. Методология исследования базируется на применении системного, комплексно и программно-целевого подхода к оценке финансового состояния и устойчивости развития сельскохозяйственных организаций Алтайского края. В статье проведена оценка мер по поддержанию финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций Алтайского края. Осуществлена группировка сельскохозяйственных организаций, получавших государственную поддержку, по уровню рентабельности. Показаны затраты сельскохозяйственных организаций региона на обслуживание привлеченных кредитов и займов. Приведены итоги программы финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций региона. Разработана методика распределения сельхозорганизаций по 5 группам финансовой устойчивости на основе оценки уровня платежеспособности и зависимости от внешних кредиторов.
В условиях пандемии были нарушены цепочки продвижения продовольствия и сельскохозяйственной продукции между странами. Число недоедающих в мире увеличилось. ООН рекомендует в продовольственном обеспечении населения использовать инклюзивное развитие агропроизводственных систем. Это будет способствовать росту производства аграрной продукции и качества питания сельского населения. В 2022 г. обострение геополитического кризиса, введение санкций против России, необходимость защиты внутренних рынков привели к сокращению объемов торговли между странами. ФАО полагает, что мир ждет глобальный продовольственный кризис. В этих условиях достижение независимости России в продовольственном обеспечении по всем основным продуктам питания возрастает. Основы национальной продовольственной безопасности формируются в субъектах федерации. Поэтому актуальным становится стратегическое планирование производства сельскохозяйственной продукции регионами, ее переработки, межрегионального обмена продовольствием и его экспорта. Агропроизводственная система, включающие отрасли сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, является наиболее регионально- ориентированной производственной системой. Устойчивость ее функционирования взаимообусловлена и взаимосвязана с социально-экономическим развитием регионов. Поэтому формирование стратегии развития региональных агропроизводственных систем должно быть согласовано с развитием отраслей, входящих в ее состав, и территорий размещения производств, а также со стратегией социально-экономического развития региона. Это обуславливает необходимость интегративного стратегирования. Национальной продовольственной системе нужна стабильность. Формирование интервенционных фондов продуктов питания длительного хранения поможет отечественному продовольственному рынку устойчиво функционировать в условиях повышенного спроса. Создание условий для реализации произведенной продукции в хозяйствах населения будет способствовать росту самообеспеченности регионов продовольствием и повышению доходов сельского населения.
В статье представлены результаты исследования, развивающего авторские разработки в области проблематики уровня жизни, актуальность которых усиливается в условиях социально-экономических последствий в связи с новыми для нашей страны вызовами 2022 г. С применением оригинального инструментария авторами проведена оценка уровня жизни (текущего потребления) для городских и сельских социально-демографических групп: молодежи, среднего и старшего поколения и их сегментов, различающихся по составу домохозяйств и типу проживания. Проведена количественная идентификация и получены две модели распределения социально-демографических групп: по доходам, используемым на потребление, и по денежным доходам, сформированным на основе сопоставления фактических характеристик текущего потребления с авторской системой социальных стандартов. Выявлены различия в масштабах распространенности стандартов различного уровня материального достатка, идентифицируемых при данных моделях, заключающиеся в более широкой представленности неблагополучия, определяемого по доходам, используемым на потребление. Показано, что селян отличают более высокие риски оказаться в числе бедных и низкообеспеченных по сравнению с горожанами. Выявлено, что как в городе, так и на селе, среди молодежи, среднего и старшего поколений более благополучное распределение по материальному достатку сложилось у одиноко проживающих и супружеских пар без детей, тогда как расширение состава домохозяйств и наличие в них несовершеннолетних детей ухудшают такое распределение, существенно снижая шансы достижения средних и более высоких стандартов материального достатка. На основе проведенного исследования выделены категории населения, которые требуют совершенствования мер их поддержки со стороны государства, общества и работодателей.
Более 200 лет в нашей стране с разной периодичностью и результативностью государство пытается поднять уровень развития сельских территорий, максимально уменьшив различия между городским и сельским населением. Цель работы заключается в исследовании существующего механизма развития сельских территорий. В настоящее время для развития сельских территорий преимущественно используется программно-целевой подход. В процессе изучения мнения ученых по исследуемому вопросу, авторы выявили, что многие из них подчеркивают необходимость совершенствования механизма развития сельских территорий. Ряд ученых акцентирует внимание на применении дифференцированного подхода к развитию сельских территорий. В рамках исследования была структурирована взаимосвязь основных нормативно-правовых актов, регулирующих развитие сельских территорий. Особое внимание уделено анализу реализуемой в стране государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», а также рассмотрены основные направления и соответствующие им инструменты развития сельских территорий. Проанализированы первые результаты государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в Новосибирской области. Учитывая особенности финансирования рассматриваемой программы (софинансирование со стороны муниципального образования), выделена необходимость стимулирования различного рода местных инициатив. Целесообразным в данном случае представляется использование институтов гражданского общества (ТОС, НКО, ресурсные центры). В качестве примера рассмотрен проект фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», реализуемый с целью увеличения числа местных инициатив и вовлеченности в них жителей. В итоге авторы пришли к мнению, что только совместные усилия государства, бизнеса и местных инициатив будут способствовать развитию сельских территорий.
В статье обосновывается необходимость внедрения цифровых технологий в сельское хозяйство, в частности, в процесс зернового производства. На основании анализа современного состояния цифровизации отрасли, как в целом по стране, так и в региональном разрезе автором приведен механизм по стимулированию внедрения цифровых технологий в зерновое производство региона. В частности, предложено создание регионального Ресурсного центра «лучших практик» на базе Новосибирского государственного аграрного университета, который, накапливая лучшие практики использования цифровых технологий, сможет предложить готовые решения сельскохозяйственным производителям. Полагаем, что создание Ресурсного центра позволит системно внедрять цифровые решения в зерновое производство: накапливать определенные лучшие готовые решения для внедрения, которые затем будут использоваться другими сельскохозяйственными производителями, целенаправленно готовить кадры, как непосредственно для сельскохозяйственного производства, так и для разработки соответствующего ПО, заключать договора и соглашения определенного характера. Кроме того, предложенное позволит более быстрыми темпами и с наименьшими затратами осуществлять цифровизацию сельского хозяйства региона.