Яндекс.Метрика

Эффективная занятость – императив человеческого развития в сельском хозяйстве

Концепция человеческого развития определяет ключевые аспекты, сопряженные с эффективной занятостью: расширение возможностей в сфере труда, достижение стандартов достойного труда и человеческое развитие. Человеческое развитие - это сложный процесс, требующий разработки мер, охватывающих все сферы трудовой деятельности и, в большей степени, сельское хозяйство. Важность исследования подтверждается аспектами: перенос акцента на человеческое развитие; дискуссии о составе императивов достойного труда как основополагающего его компонента; подходы к сферам, сопряженным с направлениями эффективной занятости в сельском хозяйстве. Человеческое развитие определяет необходимость реализации современных направлений эффективной занятости в сельском хозяйстве. Реализация рассмотренных императивов обусловлена тем, что эффективная занятость является основой развития человеческого потенциала в сельском хозяйстве. Показаны направления обеспечения эффективной занятости: правовая защита занятых; достойные рабочие места; подбор квалифицированного персонала; возможность профессионального роста; рациональные условия организации и нормирования труда; применение современных технологий; обеспечение безопасности труда; эффективное использование рабочего времени; достойная оплата труда, мотивация работников к труду; социальная защита; экономическое обеспечение направлений развития человеческого потенциала. Эффективная занятость и обеспечение условий достойного труда направлены на человеческое развитие и экономический рост в сельском хозяйстве.

Анализ безработицы: источники создания дополнительных рабочих мест

Проблема безработицы для сельских жителей муниципальных образований региона стала в последние годы очень актуальна, как и для всех жителей России. Повышение уровня занятости населения необходимо включить в список первостепенных задач по решению социальных проблем на сельских территориях. Оценка уровня безработицы сельского населения региона показала ее низкий официальный уровень: коэффициент напряженности на рынке труда за период 2013-2019 гг. только по двум анализируемым группам районов Саратовской области превышает 1, что объясняется отсутствием желания регистрироваться в службе занятости у жителей сельских территорий. Группировка безработных эмпирическим методом дала возможность объединить муниципальные районы в 6 групп и определить по каждой количество вакансий, зафиксированных на бирже. Плановая прибыль за счет экономии по налоговым льготам по сравнению с фактической чистой прибылью увеличится, что обеспечит рост рентабельности сельскохозяйственного производства и даст возможность направить дополнительные средства на повышение квалификации кадров. Предлагаемый инверсионный сценарий развития позволяет при планируемом размере производства спрогнозировать требуемый в экономике уровень занятости, а значит, сформировать адекватное по объему и структуре предложение рабочей силы, что будет способствовать решению проблемы безработицы в перспективе, в первую очередь ее структурную составляющую, и оптимизировать систему профессиональной подготовки. Основными источниками создания новых рабочих мест послужат внутренние резервы сельскохозяйственных предприятий. В значительной степени за счет накопленной амортизации, ее целевое использование ведет к обеспечению занятости до 1585 человек. А за счет приобретения и модернизации основных средств гарантировать рабочие места до 346 безработным на период до 2030 года.

Особенности производства и потребления овощной продукции в Сибирском федеральном округе

Растущая озабоченность сообщества относительно широкого спектра экономических и экологических вызовов, обусловленных деятельностью человека, диктует новый тренд ответственного потребления, нацеленного на приобретение и потребление более полезных, органических и экологически безопасных продуктов питания. Существуют ограничения для развития производства органических продуктов не только в регионе, но и в целом среди населения страны, включая культурные особенности, неразвитость госрегулирования и инфраструктуры в области урбанизированного растениеводства и низкий уровень информированности населения и др. Эти факторы обусловливают текущий разрыв между потенциальной готовностью потребителей к покупке нишевых овощей, что обуславливает актуальность данной темы. Данная статья рассматривает особенности производства и потребления овощной продукции в условиях нарастающих потребностей и изменения вкусовых предпочтений населения в сторону здорового и правильного питания, в том числе растущих объемов потребления нишевых овощей в СФО (на примере продуктовой сети «Х5»). Затронуты вопросы, касающиеся факторов производства, которые непосредственно влияют на объемы потребления овощной продукции. Рассмотрены и предложены варианты производства овощной продукции урбанизированного растениеводства в сибирском регионе.

Научные подходы к совершенствованию государственного регулирования в АПК на современном этапе

В настоящее время в условиях обострившейся геополитической ситуации на первый план в АПК вышли задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны и развитию импортозамещения, а также вопросы ценового регулирования и активизации инновационно-инвестиционного развития АПК. Для преодоления обозначенных проблем потребуется решение накопившихся вопросов, связанных с несовершенством государственного регулирования в АПК. На основе научно-обоснованных подходов авторами предлагаются основные направления его совершенствования, в частности разработка стимулирующего организационно-экономического механизма в АПК, основными элементами которого в настоящее время являются цены и ценовые отношения, и инвестиции. В качестве базовых принципов совершенствования госрегулирования на современном этапе предлагается выработка оптимального соотношения между стратегией и тактикой, так чтобы, базируясь на принятых стратегических направлениях развития страны, несколько скорректировать тактические цели и обеспечить стабилизацию положения в АПК, разработав и внедрив эффективные меры и механизмы, нивелирующие текущие риски и угрозы. Еще одним принципом является взаимная увязка всех целей и задач развития страны и отрасли, а также соответствие финансового обеспечения поставленным целям. Сейчас крайне важно обеспечить бесперебойную и стабильную работу всего агропромышленного комплекса. В связи с этим целесообразно переформатировать Госпрограмму, актуализировав ее в соответствии с изменившимися условиями. В ней должен быть предложен сбалансированный организационно- экономический механизм, который позволил бы сформировать комплексные системные решения по достижению целевых показателей и индикаторов национальных целей развития в сфере сельского хозяйства.

Научные подходы к оценке обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости Российской Федерации

В отечественной и зарубежной научной литературе существует широкая дискуссия как относительно сущности продовольственной безопасности, так и показателей ее оценки. Следует понимать, что главной целью оценки продовольственной безопасности является получение объективной информации об объемах производства продовольствия, доходах населения, покупательной способности, потреблении основных видов продовольствия и т.д. При этом система показателей оценки продовольственной безопасности должна быть структурированной, обоснованной с точки зрения оценки основных элементов этой категории, а показатели можно было рассчитать на основе доступной информации. При обосновании групп показателей использована терминология, имеющаяся в российских нормативно-правовых документах, а также подходы к оценке продовольственной безопасности, используемые в мировом сообществе, в том числе в странах ЕАЭС, СНГ и т.д., а также с учётом мнения видных ученых-аграрников в этой области. Методические подходы к оценке продовольственной безопасности, изложенные в научных трудах отечественных ученых, учитывают не все направления оценки продовольственной безопасности. Очень часто в научной литературе, обоснованные авторами показатели не структурированы по группам, что не позволяет объективно охарактеризовать состояние отдельных составляющих продовольственной безопасности страны. В данной статье тезисно изложены подходы к формированию и оценке главных составляющих продовольственной безопасности - экономической и физической доступности продовольствия населению на национальном уровне.

Подходы к оценке углеродного следа сельского хозяйства в Российской Федерации и Евросоюза

Научные исследования в области устойчивого развития сельского хозяйства нуждаются в актуальной и объективной статистической базе об объеме выбросов парниковых газов. Углеродный след представляет собой объем выбросов парниковых газов, возникающий в результате производства сельскохозяйственной продукции. В статье сформулированы различные подходы к оценке величины углеродного следа сельского хозяйства: от более узкого отраслевого подхода до широкого межотраслевого подхода, связанного с полной цепочкой создания ценности. Целью статьи является обобщение подходов к оценке углеродного следа сельского хозяйства, а также проведение сопоставления величины углеродного следа стран Евросоюза и России по косвенным оценкам используемых производственных ресурсов. На основе статистических данных об объемах вносимых удобрений в пахотные земли и количестве используемых тракторов на один га пашни, других косвенных параметрах автором делается вывод о сравнительно небольшом углеродном следе отечественного сельского хозяйства по сравнению с европейскими странами. В результате анализа делается вывод о том, что применяемые в настоящее время технологии интенсивного сельскохозяйственного производства в нашей стране отстают от технологий европейского производства, а потому выбросы парниковых газов от сельского хозяйства России меньше в расчете на один га пашни. Тем не менее, это не означает, что отечественное сельское хозяйство имеет стратегические конкурентные преимущества. Интенсивное развитие отрасли, позволяющее быстро нарастить объемы производства, в качестве одного из негативных экологических эффектов будет иметь образование углеродного следа. Поэтому одной из важнейших задач стратегического развития сельского хозяйства России является внедрение зеленых технологий по всей цепочке создания ценности и нахождение баланса между индустриальным и экологически чистым производством.

Цифровые горизонты российского АПК: проблемы и перспективы развития рынка агротехсервисов

России присущи те же черты стратегии цифровизации сельского хозяйства, что и у Китая (сильный вертикально выстроенный административный рычаг влияния, государственные программы финансирования проектов цифровизации). Основными внешними инструментами поддержки развития агротехсервисов в РФ выступают государственное грантовое финансирование инфраструктурных проектов цифровизации АПК; финансирование за счет бюджета ведомственной программы «Цифровое сельское хозяйство»; венчурное финансирование, предоставляемое АО «РВК». В анализируемом периоде наибольшим спросом у агробизнеса пользовались агротехсервисы для мониторинга и защиты урожая, а также сервисы роботизации отдельных сельхозработ. В то же время прогрессивные системы управления фермой на основе AI-алгоритмов, IoT-сети для дистанционного управления сельскохозяйственной техникой, а также технологии блокчейн пока что находятся в аутсайдерах списка наиболее востребованных. Основными препятствиями развития агротехсервисов являются: высокий бюрократизм в процедурах получения грантового финансирования; централизация финансовых ресурсов в государственных институтах развития; географический дисбаланс распределения финансовых средств на реализацию проектов цифровизации АПК; дефицит университетских программ подготовки специалистов для агротехпроектов. В рамках научного исследования было установлено, что агротехсервисы являются новой ступенью развития мирового АПК. Для экономики России важно приложить максимальные усилия для интенсификации внедрения цифровых технологий в бизнес-процессы управления сельским хозяйством в целях обеспечения устойчивого развития АПК и продовольственной безопасности страны.

Формирование функционального механизма в рамках системной интеграции сельскохозяйственных, перерабатывающих и сбытовых предприятий

Одним из экономически выгодных инструментов повышения конкурентоспособности регионального АПК может выступать системная интеграция. Однако соответствующие механизмы трансформации функций и процессов для объектов аграрного сектора относятся к категории высокой сложности и недостаточно представлены в научном и практическом аспектах. Задачи системной интеграции объединения группы предприятий разной специализации являются новыми и требуют концептуального обоснования и выделения ключевых направлений и принципов. Целью работы является разработка методического подхода к построению механизмов системной интеграции сельскохозяйственных, перерабатывающих и сбытовых предприятий в регионе и формирование в его рамках функционального механизма. Предлагаемый подход согласуется с ГОСТ Р ИСО 19439-2008 «Интеграция предприятия. Основа моделирования предприятия», базируется на принципах системного подхода, отражает четыре стандартных представления модели, природу предприятий и их экономический механизм. Идея строится на основе упорядочения элементов функциональной, информационной, организационной и ресурсной подсистем объединения экономических агентов и построения взаимосвязей между ними. Представленный анализ финансовых показателей объектов исследования хлебопродуктового подкомплекса, частично взаимодействующих на интеграционных принципах, свидетельствует о росте величин коэффициентов автономии, маневренности собственного капитала и снижении дебиторской задолженности. Тем не менее, ряд характеристик (нехватка оборотных средств, снижение рентабельности продаж и прочие) не соответствуют ожидаемым, а улучшить ситуацию и нивелировать их негативное влияние на результаты возможно путем углубления интеграционных связей на основе внедрения цифровых систем ведения хозяйства. Разработаны структура и рабочий механизм функциональной подсистемы интеграционного объединения посредством процедуры упорядочения функциональных, производственных, управленческих и иных процессов, организованных в иерархическую структуру, детализирующую системные преобразования внутренней среды отдельных предприятий, промежуточный связующий и совместный объединенный уровни на основе цифровизации, автоматизации и интеллектуальных информационных систем.

Концепция устойчивого развития сельского хозяйства Северо-Кавказского федерального округа в условиях территориальной и отраслевой дифференциации

Универсальная система стратегического планирования не в полной степени учитывает специализацию отдельных макрорегионов, имеющих разный уровень экономической, финансовой, экологической и социальной устойчивости и эффективности. Сбалансированное пространственное развитие макрорегионов основывается на рациональном использовании многообразия хозяйственных возможностей субъектов РФ, входящих в состав федерального округа, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие регионов; осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему депрессивных районов. Анализ показывает, что разработанные как на уровне Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) в целом, так и отдельных субъектов стратегические документы определяют основные направления, способы и средства достижения целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности именно территорий, не выделяя систему основных отраслей, имеющих систему уникальных конкурентных преимуществ и способных стать «точками роста». Для СКФО экономические приоритеты связаны с аграрным сектором экономики, который является основой для социально-экономического развития, формирования конкурентной среды регионов, решения проблемы занятости населения на Северном Кавказе. В статье система планирования стратегического АПК СКФО структурирована по территориальным уровням управления. Проанализированы разделы стратегий, посвящённые развитию АПК СКФО в целом и отдельных субъектов, выделены их общие и уникальные черты. На этой основе предложен организационно-экономический механизм разработки концептуально-стратегического документа развития АПК на уровне федерального округа и структура концепции устойчивого развития сельского хозяйства СКФО с учетом территориальной дифференциации условий и результатов деятельности на основе эффективного взаимодействия и реализации потенциалов многоукладной аграрной экономики субъектов округа и селективной государственной поддержки.

Функциональная модель системы земельных отношений в сельском хозяйстве

Цель работы – построение функциональной модели системы земельных отношений в сельском хозяйстве. При ее создании результативно применена методология системного анализа с декомпозиционным подходом. Модель системы земельных отношений в сельском хозяйстве представляет изучаемый объект в виде выделенных функциональной и информационно-коммуникационной подсистем, их специфических особенностей, множества элементов, связей и отношений между ними, обладает свойством целостности, оказывает через различные уровни управления позитивное влияние на развитие системы. Предложены направления использования функционально-ориентированных ресурсов как фактора учета и развития информационно-коммуникационной подсистемы, включающей акторов, видовые системы, содержание информационного массива, усиленное базой данных, компьютерными программами. Систематизированы функции в системе земельных отношений в сельском хозяйстве (учетная, распределительно-перераспределительная, государственного контроля (надзора) за использованием и охраной земель, (надлежащего использования земель), для каждой из которых установлены типичные связи с индикаторами, входы и выходы системы, в совокупности характеризующие ее динамическое поведение. Формализованы входы системы земельных отношений, дано знаковое описание связи подсистем, элементов, целей в функциональной модели. Сконструирована функциональная модель процесса управления государственным надзором и контролем за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения на федеральном, муниципальном и общественном уровнях с позиции совершенствования функций, направленных на повышение качества земельного законодательства, межведомственной работы, применение бенчмаркетинга, создающих предпосылки для усиления эффективности деятельности. Область применения разработанной функциональной модели системы земельных отношений – научные организации, законодательные органы власти и органы управления АПК на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.