Башмачников В.Ф. ФЕРМЕРСТВО СЕМЕЙНОГО ТИПА: ПОТЕНЦИАЛ, ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ. Монография / В.Ф. Башмачников [и др.]; под науч. ред. В.Ф. Башмачникова. ‒ М.: ООО «Брейн Принт», 2022. ‒ 480 с. Данная монография, по заверению автора Владимира Федоровича Башмачникова, является продолжением ранее опубликованного научного издания «Фермерству в России быть». Она представлена в виде самостоятельного издания с конкретной тематикой, содержание наполнено обширным информационно- аналитическим материалом по отдельным субъектам Российской Федерации и направлениям аграрного бизнеса.
В статье дана оценка состоянию продовольственных систем развитых стран мира, рассмотрены эффекты от воздействия вируса COVID-19. Проанализированы вызовы вследствие COVID-19 в цепочках поставок продовольствия и степень устойчивости, которую цепочки поставок продемонстрировали в развитых странах. Рассмотрено воздействие COVID-19 на различные виды транспортировки продовольствия. Выявлены взаимодополняющие и взаимоусиливающие тенденции, влияющие на продовольственные системы в условиях пандемии COVID-19. Проанализировано влияние COVID-19 на потребительский спрос. Исследованы причины сбоев в организации переработки конкретных видов продукции. Дана оценка воздействию тенденций в продовольственных системах, влияющих на аспекты продовольственной безопасности. Исследована взаимозависимость между пандемией и компонентами продовольственной безопасности, обозначающая значимость каждого из компонентов при анализе последствий продовольственного кризиса. Выявлены некоторые меры по предотвращению продовольственного кризиса, вызванного последствиями распространения COVID-19. Отмечается необходимость перехода к более перспективному пакету мер политики для продовольственных систем.
Статья посвящена исследованию особенности формирования и модернизации системы управления агропромышленными кластерами в условиях цифровой трансформации отраслей и экономических отношений. Мировые тенденции, активизация процессов цифровизации требуют преобразования системы управления. Это обусловлено необходимостью применения новых IT-технологий и направлений развития отрасли, что выступает стимулом активизации и повышения эффективности самой системы управления. Общая концепция развития системы управления реализуется путем «объединения» и координации связей различных субъектов и объектов управления в единое пространство. Аккумуляция, систематизация и обобщение традиционно-исторических и современных IT-технологий и приемов системы управления выступают элементами интеграции и активизации применения сетевых, кластерных и иных инновационных механизмов в сфере модернизации системы управления в АПК. Исследование интегрированных систем управления в системообразующих инновационных агрокластерах позволит разработать рекомендации по формированию модели управления ими с применением концепции «тройной спирали» и современных цифровых технологий в АПК. Сделан вывод о высокой значимости цифровой трансформации для развития агропромышленных кластеров в современных условиях.
Риски экспортного продовольственного потенциала, связанные со сложившейся ситуацией на внутреннем и внешнем рынках, оказывают значительное влияние, как на результаты производства, так и на объемы экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Для их объективной оценки, прогнозирования и дальнейшего управления потенциальными последствиями необходимо исследование рисковых ситуаций, представление модели в контексте факторов рисков, причин и угроз. Авторами разработана обобщенная модель рисковой ситуации, определено место в ней факторов рисков, установлены общие принципы их влияния на объект управления. Авторами определено, что рисковое событие содержит в себе негативные и позитивные импульсы, которые порождают факторы рисков формирования и развития экспортного продовольственного потенциала, приводящих к изменению его ожидаемых количественных и качественных характеристик. Для разработки инструментов влияния на факторы рисков выделены группы (по отношению к объекту исследования или управления, по уровню возникновения, по источнику происхождения) и обозначены основные классы факторов риска формирования и развития экспортного продовольственного потенциала. Полученные результаты являются фундаментом дальнейших разработок в области методологии риск-ориентированного управления экспортным продовольственным потенциалом страны и регионов. Разработанная в статье система классификации факторов рисков является условно-постоянной и может дополняться и расширяться в условиях динамично меняющейся среды и специфики внешней торговли.
Дальнейшее совершенствование агропродовольственной политики с учётом тенденций и перспектив развития сельскохозяйственного производства, внешних рисков требует внесения корректив в стратегические научно-образовательные приоритеты, повышения эффективности трансфера знаний через систему быстрого формирования и актуализации компетенций. Целью исследования являлось выявление проблем и тенденций в кадровом обеспечении АПК, определение перспектив его развития. Методы проведения исследования: абстрактно-логический, сравнений и экспертных оценок. Главные тренды в системе профессионального образования связаны не только с поиском новых форматов обучения, но и новых ролей для всех участников образовательного процесса. Реализация основных направлений агропродовольственной политики Российской Федерации во многом зависит от укомплектованности организаций агропромышленного комплекса высококвалифицированными кадрами, способными обеспечить в условиях импортозамещения эффективное функционирование и развитие производства. Формирование государственной кадровой политики в агропромышленном комплексе Российской Федерации на современном этапе, безусловно, должно опираться на исследования кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Российской Федерации с учётом как количественных, так и качественных параметров. Основные проблемы системы аграрного образования в статье сгруппированы в 4 блока. С целью формирования кадрового потенциала для устойчивого развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий, способного обеспечить продовольственную безопасность страны, авторами предложен комплекс организационных, нормативных и экономических мер.
В статье исследованы результаты торгов за 2021 год по сделкам на право заключения договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности Российской Федерации. Доступность, безвозмездность и открытость информации, размещенной на государственном портале в единой информационной системе Российской Федерации, позволили проанализировать масштаб и оценить результаты состоявшихся сделок в разрезе федеральных округов. Представлены группировки по сроку аренды, площади, отклонению конечной арендной платы от начальной, форме собственности земельных участков. По видам собственности земельных участков проведено сравнение их окончательной годовой арендной платы с кадастровой стоимостью и рассчитаны показатели, характеризующие рыночные арендные отношения – коэффициент и срок капитализации. Рассмотрены итоги состоявшихся и несостоявшихся сделок, сделок с одним участником. Приведены примеры совершенных сделок с земельными участками, обладающими эксклюзивными характеристиками, и примеры несостоявшихся сделок по причине отказа от заключения контракта на право аренды.
Анализируются существующие подходы к проблеме организационно- экономического механизма развития сельских территорий. Нередко в стороне остается специфика развития сельских территорий, состоящая в том, что сельские территории находятся под воздействием экономического закона территориальной концентрации производства, в силу которого имеет место не устойчивое развитие, а растущее отставание в развитии большей части сельских территорий от городских, в том числе, отставание в доходах, в обеспеченности инфраструктурой для жизни и производства, обучения, здравоохранения и т.д. Эти особенности вынуждают ставить вопрос об организационном механизме поддержки развития сельских территорий, в связи с чем необходима его дальнейшая разработка, в том числе, в части определения, состава субъектов и объектов, особенностей и главных черт. Исследуется, какие экономические действующие лица являются субъектами воздействия на развитие сельских территорий, и какие являются объектами такого воздействия, но могут стать успешными субъектами саморазвития. Множество субъектов воздействия на развитие сельских территорий (предприятия, объединения, организации, в том числе, некоммерческие, предприниматели, государственно-административные структуры, граждане и объединения граждан и т.д.), каждый из которых, строго говоря, имеет свой механизм воздействия, позволяет сделать вывод о наличии многокомпонентной системы организационно-экономических механизмов. Необходимо учитывать разнородность этой системы, возможность противоречий и, соответственно, необходимость выявления, анализа воздействия и совершенствования отдельных его частей, повышение совокупного позитивного воздействия на развитие сельских территорий. Особый характер субъектности сельских территорий состоит в том, что на самом верхнем уровне государственного управления они, несмотря на многочисленные позитивные экстерналии своего развития, не имеют прямого представительства. В связи с этим как путь повышения представительства интересов и субъектности сельских территорий рассматривается создание особого органа в масштабе страны, как на законодательном, так и на исполнительном уровнях.
Исследование раскрывает методический подход к организации мониторинга волатильности денежных потоков с целью идентификации возможных проблем при взаимодействии субъектов сельского хозяйства. Актуальность исследования связана с необходимостью своевременного применения инструментов государственного регулирования, позволяющих поддержать непрерывность взаимодействия субъектов сельского хозяйства при реализации различных рисков. Последнее особенно актуально с учетом национального интереса «устойчивое развитие и модернизация сельского и рыбного хозяйства и инфраструктуры внутреннего рынка», определенного в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации. Мониторинг волатильности предлагается осуществлять с использованием доступной информации в платежной системе Банка России. Банк России, как оператор платежной системы имеет доступ к данным об операциях субъектов системы в режиме реального времени, благодаря чему существует возможность оперативного анализа процесса взаимодействия субъектов сельского хозяйства посредством мониторинга волатильности денежных потоков. На основе карт Шухарта предлагается подход к определению граничных значений, пересечение которых отражает увеличение рисков нарушения устойчивости функционирования субъектов сельского хозяйства. Определено, что волатильность денежного потока в сфере сельского хозяйства до 01.01.2024 должна находиться в диапазоне от 0,9 до 35,1%. Выход волатильности денежного потока за указанные границы означает возникновение нестандартных практик взаимодействия. Идентификация нестандартных практик хозяйственного взаимодействия посредством учета волатильности денежных потоков даст возможность своевременно применять инструменты государственного воздействия. Банк России, идентифицировав факт возникновения критических уровней волатильности денежного потока, должен предоставлять указанную информацию в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, обладающее необходимыми компетенциями в части оказания поддержки субъектам сельского хозяйства.
Несмотря на положительную динамику реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК», сохраняются проблемы и барьеры развития экспортной деятельности, которые усиливаются под влиянием санкционного давления, ограничительных мер и трансформации глобальных рынков. Для формирования направлений совершенствования организационно- экономического механизма поддержки экспорта использованы методы сравнительного анализа и стейкхолдер менеджмента, ситуационный и системный подходы к изучению экономической действительности. Главной проблемой является то, что, несмотря на реализацию мероприятий и форм поддержки экспортной деятельности, наблюдается низкая инициативность среди субъектов АПК и отсутствие экономического интереса у потенциальных экспортёров. С целью разрешения проблемы предлагаются стратегии взаимодействия стейкхолдеров различного типа для поиска новых источников экономического роста экспорта продукции АПК в регионах. Активное вовлечение и взаимодействие органов исполнительной власти с субъектами АПК позволит создать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта продукции АПК на региональных уровнях. Выдвигаются предположения о том, что совершенствование организационно-экономического механизма поддержки экспорта продукции АПК на основе гармонизации целей стейкхолдеров и соответствующей системы контрольных показателей позволит сформировать стратегию устойчивого развития агроэкспорта РФ в долгосрочном периоде.
Объективные изменения в развитии сельского хозяйства привели к формированию новой модели функционирования, которой присущи принципиально новые технологии, черты и приоритеты. Дальнейшее развитие аграрного производства тесно связано с применением так называемых «высоких технологий», которые базируются на использовании достижений цифровой революции. Характерной чертой современного этапа развития аграрного сектора экономики являются глубокие и фундаментальные изменения фактически во всех ее сферах, прямо или косвенно влияющих на систему управления сельскохозяйственными предприятиями, которую целесообразно рассматривать как динамическую, поскольку формы, методы и функции системы находятся под одновременным влиянием многих факторов. Особую актуальность вышеупомянутое приобретает в условиях цифровизации аграрного производства и влияния информационно- коммуникационных технологий на систему управления аграрными субъектами хозяйствования. Система управления сельскохозяйственным предприятием характеризует способность товаропроизводителя сохранять свою определенность, вектор движения и оптимальность функционирования в условиях поддержания состояния динамического равновесия между внутренними и внешними факторами работы хозяйствующего субъекта. В статье рассмотрены процессы формирования и развития цифровой экономики Российской Федерации, исследованы различия и особенности ее функционирования и влияние на конкурентоспособность отечественной экономики. Определяется, что цифровизация страны это не простой переход на электронное управление, а полномасштабное внедрение цифровых технологий во все сферы жизни общества: от образования, навыков, производства, бизнеса к преодолению цифрового разрыва и созданию полноценной цифровой инфраструктуры. Рассмотрены основные информационно-коммуникативные технологии для сельскохозяйственного производства. Определены основополагающие моменты цифровой стратегии страны, обозначены проблемы цифровизации отраслей, в частности агропромышленного комплекса и пути их решения.