В статье приведены некоторые экономические аргументы к методологии оценки результативности научных исследований и разработок к действующей Государственной программе «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Оценка результатов достижения целей осуществляется через целевые индикаторы и показатели, которые являются обязательным элементом любой государственной программы. Целью проведенного исследования является адаптация существующих методов оценки результативности научных исследований и разработок: не включающих дисконтирование (статические методы) используемых при однократном вложении бюджетных ассигнований, а также методов, учитывающих дисконтирование расходов и доходов от научной разработки (динамические методы) - при распределенном во времени вложении денежных средств. Показано, что достоверность оценки результативности научных исследований и разработок зависит от корректности величин расходов федерального бюджета и возможных доходов от реализации технологии в реальном секторе экономики. Данный методологический подход может быть с успехом использован к пункту 1 поручений Президента Российской Федерации Правительству страны по итогам совместного заседания Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 24 декабря 2021 г. (Пр-290 от 10.02.2022г.). Предложенная методология применима для оценки бюджетных ассигнований в мероприятия программы, как для оценки научных разработок, так и технологий с учетом различных уровней готовности. Обоснована необходимость в использовании комплексного механизма при оценке научно-технологического развития отрасли, включающего три основных элемента: мониторинг и прогнозирование, управление процессом исследований и разработок и коммерциализацию технологий в реальный сектор экономики страны, что особенно актуально в условиях масштабных западных санкций.
Стратегическое планирование развития инноваций является одним из ключевых ресурсов современной агропромышленной деятельности региона. В статье исследован ряд экономических показателей регионального агропромышленного комплекса СКФО, который в силу некоторой несогласованности разработанных Стратегий развития в масштабах региона в настоящее время не позволяет более активно решать его системные проблемы, а также предложены дополнительные подходы для их решения. Цель работы заключается в исследовании научных взглядов к современному стратегическому планированию инноваций в агросфере регионов. В работе используются аспектный, аналитический и эмпирический подходы к решению проблем. Выявлены дополнительные направления стратегического планирования инновационного развития в АПК СКФО, что позволяет обеспечить техническое и технологическое обновление отраслей и сфер АПК проблемного региона и повышение его социально-экономической эффективности на основе использования инновационных ресурсов иных сфер экономики, в частности туристической сферы, применения принципов экологичности в сфере АПК.
Цель работы: определить возможное межрегиональное сотрудничество c целью обеспечения продовольственной безопасности. Работа выполнена с применением общенаучных методов исследования в рамках сравнительного, логического, статистического анализа, а также с использованием анализа структуры и динамики. Представлена методика определения регионов, в которых вид экономической деятельности является ведущим и находится в зоне повышенной локализации и опережающего развития. Продовольственная безопасность характеризуется также уровнем обеспеченности и самообеспеченности регионов в продуктах сельского хозяйства, как основных факторов уровня жизни и здоровья населения. Для этого были определены уровень самообеспеченности основными видами производимой продукции сельского хозяйства регионами Российской Федерации в динамике. Определены регионы, в которых вид экономической деятельности «сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство» является ведущим, находящимся в зоне повышенной локализации и опережающего развития, на основе коэффициентов локализации объема производства, численности занятого населения и коэффициентов интенсивности локализации. Определено возможное межрегиональное взаимодействие соседних регионов Республики Башкортостан, сгруппированным по уровню развития сельского и лесного хозяйства, на основе самообеспеченности производимыми основными сельскохозяйственными продуктами. Межрегиональное взаимодействие должно осуществляться на основе рыночного, институционального подходов и сотрудничества.
В основу исследования концептуальных основ сельскохозяйственного землепользования, адаптированного к условиям цифровой экономики, положены направления его развития согласно «Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации на 2022-2031 гг.» и программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением правительства РФ от 28.07.2017 г. N1632–р. Рассмотрены нормативные документы, цели государственной политики сельскохозяйственного землепользования, правовое обеспечение инновационного функционирования организационного-экономического механизма землепользования. Выявлены условия адаптации организационно-экономического механизма сельскохозяйственного землепользования на основе достижения запланированных целевых индикаторов ведомственного проекта «Организация эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения» на 2022-2024 гг. в части проведения кадастрового учета и межевания земельных долей. Установлено, что взаимодействие субъектов земельных отношений зависит от степени обоснованности организационно-экономического механизма землевладения и землепользования, функционального состояния цифровой и институциональной среды. Подтверждена необходимость правового регулирования земельных отношений Земельным кодексом РФ, соответствующими федеральными законами и подзаконными актами. Выделены обстоятельства, влияющие на развитие организационно-экономического механизма землевладения в цифровой экономике и определены направления государственной поддержки формирования вышеназванного механизма.
В статье с целью определения эффективности технологий производства сельскохозяйственной продукции и выявления потенциала развития сельского хозяйства предложен и апробирован методический подход рейтинговой оценки с использованием индекса технологической эффективности, рассчитанным в статике и динамике по результатам производства основной продукции растениеводства и животноводства в разрезе субъектов Дальневосточного федерального округа за период с 2010 по 2020 гг. В результате проведенного исследования определены регионы лидеры Дальнего Востока России на основании полученных показателей динамического индекса технологической эффективности производства сельскохозяйственной продукции с учетом расчета среднего показателя за 2010-2020 гг., динамического индекса технологической эффектности, рассчитанного по темпу роста за анализируемый период, статического индекса технологической эффективности производства продукции сельского хозяйства по состоянию на 2020 год, суммарной оценки эффектности технологий производства продукции растениеводства и животноводства в субъектах Дальневосточного федерального округа и комплексной рейтинговой оценки эффективности технологий производства продукции сельского хозяйства в условиях Дальнего Востока России. Полученные показатели позволили выявить, что некоторые регионы Дальнего Востока России, находящиеся в более тяжелых климатических условиях, располагаются в рейтингах выше регионов, территориально расположенных на юге Дальневосточного федерального округа. Выявленный факт говорит об имеющемся потенциале роста и возможности повышения эффективности сельского хозяйства в регионах Дальнего Востока.
Сокращение среднедушевого мирового потребления молока, несмотря на рост азиатских рынков, где раньше молоко вообще не употреблялось, составило 400 г. или около 3 млн тонн в абсолютном выражении. Молочные продукты объявляют вредными для здоровья. Молодое поколение все меньше пьет натуральное молоко и все чаще выбирает его растительные аналоги (овсяное, соевое, миндальное, гречневое). Эти тенденции выявляют новые возможности, в частности вывод на рынок новых молочных продуктов. Одним из них является, так называемое, молоко А2, которое легче усваивается человеком, улучшает здоровье и снижает риск некоторых заболеваний. В статье представлена оценка экономического состояния молочного скотоводства в Архангельской области. Выявлена положительная динамика роста молочной продуктивности коров по сельхозорганизациям всех форм собственности региона, при этом отмечается низкий уровень рентабельности молочной отрасли. Себестоимость литра молока выросла до закупочной цены переработчиками. Показан возможный вариант повышения рентабельности производимой продукции, практически при тех же затратах, за счет выпуска инновационного продукта более высокой ценовой линейки при реализации в розницу или на переработку. В сегодняшней непростой ситуации важно, чтобы продукты для детского питания производились в России, что позволит контролировать всю цепочку производственного процесса и быть уверенными в качестве и результате. Новозеландская «A2 Milk Company» лицензирует и продает все продукты из молока А2 в Австралии, Китае, США. Появились производители модного молока и в России, однако ниша далека от заполненности. Получить от своего поголовья больше молока А2 с помощью специального кормления или условий содержания невозможно. Для ускорения процесса перехода стада на производство молока А2 необходимо провести геномный анализ коров для определения частоты появления гена А2 в популяции.
Проведенный обзор показал неоднородность территориального пространства региона, позволил выделить разные подходы к оценке вызовов и угроз экономической безопасности, определить стратегические направления. Сельские территории Республики Калмыкии - специфичный регион с преобладающей численностью сельского населения, экстенсивным типом ведения хозяйства. Проанализирована динамика социально-экономического и демографического развития, дана оценка произошедших изменений, трансформации территориально-отраслевой структуры сельских территорий, проведена аналитическая группировка сельских территорий с учетом степени сельскохозяйственного освоения, специализации, ресурсного потенциала и экологического состояния. Проведены прогнозные расчеты реализации комплексной программы устойчивого развития сельских территорий с учетом пространственно-территориального фактора, определена необходимость совершенствования подходов при стратегическом планировании с учетом специфики сельских территорий.
В статье по разработанной авторами методике исследован спрос на услуги сельского туризма. Результаты апробированы на материалах Иркутской области, так как этот регион имеет большой потенциал для развития сельского туризма. Помимо этого, сельские территории региона обладают уникальным потенциалом: экономическим, природным, демографическим и историко-культурным. Развитие сельского туризма позволит снизить антропогенную нагрузку на прибайкальскую территорию, обеспечить развитие сельского хозяйства с целью усиления продовольственной безопасности, рационально использовать природные ресурсы и др. Согласно полученным результатам анкетирования 65% опрошенных готовы совершить поездку в сельскую местность. Наибольшей популярность пользуются туры продолжительностью 2-3 дня, а оптимальная сумма расходов на отдых составляет 500-1000 рублей и выше. Интерес представляют различные виды отдыха. При этом принимающая сторона должна предоставить благоустроенное (полукомфортное) жилье, иметь квалифицированный персонал, обеспечить трансфер и т.д. Следует отметить, что одним из факторов, уменьшающих продолжительность нахождения в сельской местности, является отсутствие комфортных условий (благоустроенного туалета и ванны, питания, плохое качество связи, интернет и ТВ, кафе, баров и др.). Для развития потенциала выезда в сельскую местность необходимо повысить уровень информированности населения, а также поддержку поставщиков услуг на региональном и федеральном уровнях.
В статье на примере субъектов Федерации СФО проводится анализ стратегий финансового обеспечения региональных программ Комплексного развития сельских территорий округа. Показано, что структура источников финансирования таких программ сибирских регионов значительно отличается от структуры источников, рассмотренных в Постановлении Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”. В этом документе зафиксировано паритетное значение ассигнований из федерального бюджета и объема средств внебюджетных источников. Субъекты Федерации СФО значительно различаются по уровню развития и потенциалу сельскохозяйственной отрасли. В то же время регионы планируют в больших объемах использовать средства областных (республиканских, краевых) бюджетов для реализаций целей программ. Ключевыми негативными факторами экономического развития на ближайшую перспективу становятся факторы, связанные с санкционным давлением, что отрицательно сказывается на бюджетной сфере и в первую очередь на состоянии региональных бюджетов. Цель исследования - представить проблемы, которые возникают в регионах СФО в условиях новой экономической реальности и текущего состояния отрасли, предложить подходы к их решению, сфокусировав внимание на региональных особенностях и потенциале развития АПК Сибири. Акцентируется внимание на задаче увеличения объема внебюджетных источников для выполнения целей территориальных программ Комплексного развития сельских территорий. С этой целью предлагается развернуть информационную кампанию по привлечению инвестиций в сельское хозяйство округа, широко использовать рейтинговые оценки инновационно-инвестиционной привлекательности АПК регионов СФО и муниципальных районов для информирования инвесторов. Приводятся примеры разработки таких рейтингов.
Исследование посвящено изучению внешнеторгового взаимодействия основных стран-импортеров органического продовольствия и обсуждению моделей развития органического сельского хозяйства ЕС, США, Китая. Научная абстракция и метод аналогии использованы при группировке стран по объемам экспорта и импорта, характеристике национальных моделей развития органического сельского хозяйства. Методы статистики применены при анализе взаимодействия ЕС, США, Китая с основными странами-экспортерами по объемам и видам органической продукции. Синтез использован при обзоре регламентов и стратегий стран-импортеров органической продукции, изучении особенностей государственного регулирования национальных рынков органического продовольствия. Результаты исследования показали, что модели развития органического сельского хозяйства ЕС, США и Китая отличаются по ряду критериев. Органическое сельское хозяйство ЕС: 1) ориентировано на внутренний рынок, 2) получает значительную финансовую поддержку в рамках Единой сельскохозяйственной политики, 3) объединяет местных фермеров для участия в развитии сельских районов. Наблюдается постепенный отказ от импорта видов продукции, производимых в ЕС. Органическое сельское хозяйство США: 1) ориентировано на внутренний рынок, однако увеличивающийся спрос на органическое продовольствие приводит к увеличению объемов импорта, 2) использует программно-целевой подход в качестве главного инструмента стимулирующей политики, 3) сконцентрировано преимущественно в крупных организациях. Органическое сельское хозяйство Китая: 1) ориентировано на рынок (экспортно-ориентированная модель) США, Японии и ЕС, 2) заимствует идею органического сельского хозяйства, инициатором внедрения которой является государство, 3) ориентировано на крупных товаропроизводителей или ассоциации мелких фермеров. Обобщение опыта развития органического сельского хозяйства нашло отражение в комплексе критериев для сопоставления национальных моделей.