Яндекс.Метрика

Мониторинг волатильности денежных потоков для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства России

Исследование раскрывает методический подход к организации мониторинга волатильности денежных потоков с целью идентификации возможных проблем при взаимодействии субъектов сельского хозяйства. Актуальность исследования связана с необходимостью своевременного применения инструментов государственного регулирования, позволяющих поддержать непрерывность взаимодействия субъектов сельского хозяйства при реализации различных рисков. Последнее особенно актуально с учетом национального интереса «устойчивое развитие и модернизация сельского и рыбного хозяйства и инфраструктуры внутреннего рынка», определенного в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации. Мониторинг волатильности предлагается осуществлять с использованием доступной информации в платежной системе Банка России. Банк России, как оператор платежной системы имеет доступ к данным об операциях субъектов системы в режиме реального времени, благодаря чему существует возможность оперативного анализа процесса взаимодействия субъектов сельского хозяйства посредством мониторинга волатильности денежных потоков. На основе карт Шухарта предлагается подход к определению граничных значений, пересечение которых отражает увеличение рисков нарушения устойчивости функционирования субъектов сельского хозяйства. Определено, что волатильность денежного потока в сфере сельского хозяйства до 01.01.2024 должна находиться в диапазоне от 0,9 до 35,1%. Выход волатильности денежного потока за указанные границы означает возникновение нестандартных практик взаимодействия. Идентификация нестандартных практик хозяйственного взаимодействия посредством учета волатильности денежных потоков даст возможность своевременно применять инструменты государственного воздействия. Банк России, идентифицировав факт возникновения критических уровней волатильности денежного потока, должен предоставлять указанную информацию в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, обладающее необходимыми компетенциями в части оказания поддержки субъектам сельского хозяйства.

Развитие взаимодействия субъектов АПК в рамках экспортной стратегии региона

Несмотря на положительную динамику реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК», сохраняются проблемы и барьеры развития экспортной деятельности, которые усиливаются под влиянием санкционного давления, ограничительных мер и трансформации глобальных рынков. Для формирования направлений совершенствования организационно- экономического механизма поддержки экспорта использованы методы сравнительного анализа и стейкхолдер менеджмента, ситуационный и системный подходы к изучению экономической действительности. Главной проблемой является то, что, несмотря на реализацию мероприятий и форм поддержки экспортной деятельности, наблюдается низкая инициативность среди субъектов АПК и отсутствие экономического интереса у потенциальных экспортёров. С целью разрешения проблемы предлагаются стратегии взаимодействия стейкхолдеров различного типа для поиска новых источников экономического роста экспорта продукции АПК в регионах. Активное вовлечение и взаимодействие органов исполнительной власти с субъектами АПК позволит создать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта продукции АПК на региональных уровнях. Выдвигаются предположения о том, что совершенствование организационно-экономического механизма поддержки экспорта продукции АПК на основе гармонизации целей стейкхолдеров и соответствующей системы контрольных показателей позволит сформировать стратегию устойчивого развития агроэкспорта РФ в долгосрочном периоде.

Цифровизация в системе управления предприятиями аграрной сферы

Объективные изменения в развитии сельского хозяйства привели к формированию новой модели функционирования, которой присущи принципиально новые технологии, черты и приоритеты. Дальнейшее развитие аграрного производства тесно связано с применением так называемых «высоких технологий», которые базируются на использовании достижений цифровой революции. Характерной чертой современного этапа развития аграрного сектора экономики являются глубокие и фундаментальные изменения фактически во всех ее сферах, прямо или косвенно влияющих на систему управления сельскохозяйственными предприятиями, которую целесообразно рассматривать как динамическую, поскольку формы, методы и функции системы находятся под одновременным влиянием многих факторов. Особую актуальность вышеупомянутое приобретает в условиях цифровизации аграрного производства и влияния информационно- коммуникационных технологий на систему управления аграрными субъектами хозяйствования. Система управления сельскохозяйственным предприятием характеризует способность товаропроизводителя сохранять свою определенность, вектор движения и оптимальность функционирования в условиях поддержания состояния динамического равновесия между внутренними и внешними факторами работы хозяйствующего субъекта. В статье рассмотрены процессы формирования и развития цифровой экономики Российской Федерации, исследованы различия и особенности ее функционирования и влияние на конкурентоспособность отечественной экономики. Определяется, что цифровизация страны это не простой переход на электронное управление, а полномасштабное внедрение цифровых технологий во все сферы жизни общества: от образования, навыков, производства, бизнеса к преодолению цифрового разрыва и созданию полноценной цифровой инфраструктуры. Рассмотрены основные информационно-коммуникативные технологии для сельскохозяйственного производства. Определены основополагающие моменты цифровой стратегии страны, обозначены проблемы цифровизации отраслей, в частности агропромышленного комплекса и пути их решения.

Методика моделирования бюджета машинно-тракторного парка

Планирование бюджета производственной деятельности МТП на основе цифровизации обусловлено факторами удорожания современной сельскохозяйственной техники, увеличением вклада МТП в стоимость сельскохозяйственной продукции, повышением требований к оперативности управления технологическими процессами. Электронная модель бюджета МТП позволяет провести поиск наилучшего использования техники с учетом ее эффективности, и оптимизировать МТП с соблюдением агротехнических сроков выполнения работ и стоимостных затрат на их выполнение, наиболее точно определить производительность, объем выпуска и доходы. Бюджет также предоставляет возможность экспериментировать не с реально работающей производственной системой, а с ее цифровой копией, представляющей собой совокупность взаимосвязанных параметров деятельности подразделения. Электронная модель бюджета МТП «как есть» позволяет получить реальное положение дел в трансформации ресурсов в конечный продукт-услуга, выявить вклад каждой единицы техники в создание товарного продукта. Далее в модели «как есть», поэтапно улучшая основные параметры МТП на основе предложения экспертов, руководства и инженерной службы предприятий, системных аналитиков формируется новое видение МТП на основе комплектования новой техникой, внедрения рациональных технологий, создается целевая электронная модель МТП - «как должно быть».

Эволюция конкуренции и позиция России на мировых рынках минеральных удобрений

Данная статья посвящена исследованию мирового рынка эволюции удобрений на основе данных портала Trade Map по экспорту удобрений странами за период с 2012 по 2020 год в денежном выражении. В качестве методов анализа были использованы индексы Линда, Херфиндаля-Хиршмана, а также матрица SV. В результате анализа было выявлено, что во всех сегментах рынка удобрений конкуренция ограничена присутствием доминирующей группы крупных игроков. К относительно высококонкурентным сегментам можно отнести рынок удобрений животного и растительного происхождения, рынок азотных удобрений, а также рынок смешанных удобрений. На рынке фосфорных удобрений можно отметить его пограничное состояние и стремление рынка к формированию «естественной олигополии», а к низкоконкурентным рынкам можно отнести рынок калийных удобрений, где Канада является основным экспортером и занимает почти 40% мирового рынка. С точки зрения доминирующих групп можно отметить, что практически все рынки достаточно стабильны с точки зрения состава доминирующей группы, который практически не менялся за рассматриваемый период с 2012 года. Самым динамичным рынком по данному критерию является рынок смешанных удобрений, где за рассматриваемый период произошли значительные изменения (так Китай нарастил свою долю в мировом экспорте и вышел на 1 место по данному показателю, Марокко улучшило свои позиции на рассматриваемом рынке, в то время как доля США сократилась в 2 раза, что привело к выходу США из доминирующей группы на мировом рынке смешанных удобрений). С точки зрения роли РФ на рассмотренных рынках, можно заметить, что на относительно мелких экспортных рынках Россия практически не представлена, в то время как на крупных рынках занимает достаточно весомое положение (РФ находится на 1 месте по экспорту азотных удобрений и стабильно занимает второе место на рынке калийных удобрений), на крупном рынке смешанных удобрений РФ постепенно теряет свои позиции.

Краудфандиг как современный инструмент финансирования сити-фермерства

Стратегические перспективы обеспечения продовольственной безопасности региональных территорий неразрывно связаны с притоком инвестиций в урбанизированное растениеводство. Для большинства городских фермеров отсутствие доступа к финансированию является серьезным препятствием в их способности поддерживать и расширять свою сельскохозяйственную деятельность, связанную с производством продукции урбанизированного растениеводства. Поэтому встает вопрос о необходимости поиска инновационных подходов, методов, технологий, инструментов финансовой поддержки и привлечения дополнительных инвестиций на развитие вертикальных ферм, использование которых позволит производителям выходить на траекторию устойчивого экономического роста. В условиях цифровой экономики происходит трансформация форм финансирования бизнес-проектов. Это и определяет актуальность исследования современного инвестиционного инструмента – краудфандинга, представляющего собой инновационное, развивающееся направление одного из способов общественного инвестирования в проекты любой направленности. Целью написания статьи является поиск альтернативных финансовых решений в урбанизированном растениеводстве. В статье рассмотрен анализ зарубежного опыта крауд-платформ, проведена оценка состояния и перспектив развития рынка краудфандинга в России и представлена схема работы данного метода на примере сити-фермерства.

О роли фермерства в продовольственной безопасности

Потребление основных продуктов питания является одной из важнейших характеристик продовольственной безопасности. Для решения этой насущной проблемы в 2020 году утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, которая должна решить задачи, как в сфере организации агропромышленного производства, так и социально-экономической политике государства. В новой редакции документа усилены оба эти компонента, однако требуется корректировка действующих механизмов решения поставленных задач и новых вызовов. В решении этих задач необходимо учитывать такую категорию хозяйств, как крестьянские (фермерские) хозяйства, которые становятся все более значимыми производителями сельскохозяйственной продукции, играя немаловажную роль в развитии сельских территорий. Малый бизнес АПК, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, производит более половины сельскохозяйственной продукции, вырабатываемой в стране. Их развитие создает условия не только к самозанятости сельского населения, но и самообеспечению основным продовольствием. Вместе с тем, в развитии малого агропредпринимательства сохраняются проблемы. Согласно данным Росстата за последние 5 лет из-за неблагоприятных условий для развития количество крестьянских (фермерских) хозяйств снизилось на 48 тысяч и составило 162 379. Сохраняется достаточно много проблем, препятствующих их активизации и требующих создания новых механизмов, в том числе по нормализации социальной сферы на селе для более успешного функционирования.

Методологические подходы к оценке общественных благ, производимых сельской экономикой

Стоимостное измерение общественных благ, производимых сельской экономикой, актуально по двум причинам: во-первых, для более точного отражения её вклада в совокупное общественное благосостояние в сравнении с другими отраслями (что важно для выработки сбалансированных стратегий развития экономики страны в целом); во-вторых, для изучения целесообразности возмещения её затрат, обусловленных наращиванием производства общественных благ. В статье дан обзор принципов оценки, применяемых либо применимых к оценке общественных благ, создаваемых сельской экономикой. Их перечень дополнен принципом затрат на политику, который, в сравнении с другими, лучше согласован с доводами Р.Коуза о финансировании общественных благ за счёт налогов. Предложена методика, реализующая этот принцип, основанная на анкетном опросе экспертов. В приложении к сельской экономике рассмотренные принципы ранжированы по критериям объективности, точности, трудоёмкости оценки и доступности данных. Обосновано преимущественное использование принципов скрытых трансфертов и затрат на политику для оценки в целях уточнения вклада сельской экономики в общественное благосостояние. Для оценки в целях обоснования возмещения прибавки производства общественных благ сельской экономики рекомендовано сравнивать оценку по затратному принципу с оценкой по принципу затрат на политику: объём финансирования прибавки должен быть таков, чтобы первая из них не превосходила вторую.

Борщовая безопасность

Доходы на душу населения последнее десятилетие снижались или росли очень медленными темпами. Уровень 2013 г. пока не достигнут. При этом в стране сохраняется один из самых высоких в мире уровней дифференциации доходов между группами населения с самыми высокими и самыми низкими доходами. Для бедного населения возросла роль самых дешевых повседневных продуктов питания: картофель, капуста, морковь, лук, свекла столовая (борщовый набор). С ростом цен на эти продукты у бедных слоев населения возникли серьезные проблемы с обеспечением борщовой безопасности. Органы власти вынуждены были заняться решением этой проблемы. Она оказалась под пристальным вниманием Минсельхоза РФ, Росстата, Центробанка, Правительства РФ, Президента страны, законодательных властей. В данной статье показаны главные причины нарушения борщовой безопасности: отсутствие государственной поддержки малого бизнеса, выращивающего дешевые овощи, несмотря на устойчивую тенденцию снижения их производства в последние 20 лет, использование средств господдержки для субсидирования крупнейших компаний, производящих дорогие овощи закрытого грунта, рост доли торговой надбавки в структуре розничной цены продуктов борщового набора. По результатам исследований предложены меры по решению проблемы.

Переход к «умному сельскому хозяйству» в интересах обеспечения продовольственной безопасности России

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сельское хозяйство, являясь, с одной стороны, продуцентом продовольственной безопасности, с другой – наносит существенный ущерб окружающей среде и природному капиталу, поскольку в России до сих пор экономическая деятельность в этой отрасли имеет преимущественно экстенсивный и ресурсоемкий характер. Цель исследования: представить и описать концепцию «умного сельского хозяйства» (климатически и экологически оптимизированное сельское хозяйство), которая может быть реализована в условиях российской экономики. Методология исследование базируется на институционально-экономическом методологическом подходе, предполагающем анализ больших данных статистики сельскохозяйственной отрасли, а также синтез рекомендаций по ее нормативно-правовому регулированию и практическому руководству текущими изменениями. В статье проанализирована динамика российского индекса продовольственной безопасности в разрезе его ключевых компонентов, в том числе с точки зрения экологических последствий функционирования отрасли. Описана формула перехода от экстенсивного к «умному», т.е. климатически и экологически оптимизированному сельскому хозяйству, которая включает следующие компоненты: новое понимание устойчивости, ответственности и производительности сельскохозяйственной деятельности; формирование нового институционального пространства для осуществления деятельности в сельском хозяйстве; сокращение выбросов парниковых газов и прочих загрязнителей; переход на ресурсосберегающие и цифровые технологии энергоснабжении, материально-технического обеспечения, управления деятельностью сельскохозяйственных организаций. По итогам 2021 года Россия заняла 23 место в Глобальном индексе продовольственной безопасности, однако эффективность и качество использования природного капитала для обеспечения продовольственной безопасности нельзя признать приемлемыми. В первую очередь это обусловлено тем, что российское сельское хозяйство функционирует как ресурсорасточительное, не ориентированное на восполнение природного капитала и возмещение накопленного экологического вреда. Предложенная в статье концепция «умного сельского хозяйства» способна преодолеть описанные проблемы.