Яндекс.Метрика

Ресурсные факторы устойчивого развития аграрного производства России в условиях новых глобальных вызовов

Устойчивое развитие в рамках документов ООН и стратегий России связано с экономическим ростом и обеспечением продовольственной безопасности. Сделан акцент на ресурсных факторах, так как одной из проблем развития аграрного производства является его высокая импортная зависимость от поставок основных производственных ресурсов. Обобщены основные вызовы для аграрного производства России в условиях глобальных социально-экономических и политических изменений. Представлены факторы устойчивого развития аграрного производства России, связанные с повышением эффективности, импортозамещением в ресурсной сфере и наращиванием экспортного потенциала по продукции АПК. Преодоление импортной ресурсной зависимости отечественного аграрного производства предлагается дифференцировать в зависимости от современного уровня использования импортных ресурсов, возможностей увеличения отечественного производства аналогичных товаров, сохранения дополняющего импорта. Проведена адаптация глобальных индикаторов устойчивого развития к условиям аграрного производства России. Рассчитана степень структурных изменений в отраслевой, производственной и ресурсной сфере аграрной отрасли. На основе расчетов сделаны выводы об устойчивости соотношений производства по отраслевым комплексам и категориям хозяйств, а также в ресурсном обеспечении аграрной отрасли; о необходимости структурных сдвигов в пользу роста доли затрат на ресурсы, обеспечивающих инновационное развитие. Разработаны основные направления стратегии реализации устойчивого развития аграрного производства России и его ресурсного потенциала в условиях новых глобальных вызовов.

Концепция теоретической модели низкоуглеродной трансформации региональных агропродовольственных систем

В статье представлены подходы к математическому моделированию агропродовольственной системы регионального уровня, предназначенной для использования в качестве средства анализа, обоснования и рационального выбора эффективных вариантов адаптации к требованиям низкоуглеродной экономики. Рассмотрен динамический вариант модели, описывающий управляемый процесс трансформации отраслевой структуры растениеводства и животноводства в их взаимодействии, изменения технологического базиса агропродовольственной системы. Критериями эффективности вариантов являются прибыль от хозяйственной деятельности и размер углеродного следа, вычисляемого по трем видам газов: диоксиду углерода, метану и закиси азота. К особенностям математического описания модели можно отнести использование климатической информации на интервале прогноза, наличие в ее составе модуля для оценки запасов почвенного гумуса как потенциального накопителя углерода, использование локально-оптимальных решений при выборе поголовья стада молочных коров, параметров КРС на откорме.

Мобилизационный технологический и социально-экономический прорыв АПК в России

За 30 лет реформ в лидеры несырьевого экспорта выбилась продукция агропромышленного, оборонного комплексов и IT-технологий. Это основные товары, которые мы можем предложить мировому рынку сегодня и в ближайшем будущем, так как во многих промышленных отраслях мы отстали на 30-40 лет (или навсегда) и долго будем неконкурентоспособны на мировом быстроразвивающемся рынке, последнего промышленного уклада, передовой техники и технологий. Современное АПК и былое аграрное величие России можно восстановить в течение 1-2 лет в растениеводстве и 3-5 лет в животноводстве, если более 120 млн россиян-владельцев около 40 млн личных подсобных (около 17 млн) садово-огородных (около 22 млн), фермерских (55 тыс. хозяйств) и сельхозорганизаций (18 тыс. по данным МСХ РФ), будут в течение 1 года объединены в высокопроизводительные, высокорентабельные, безотходные сельскохозяйственные производственно-торговые кооперативы на базе малых форм хозяйствования, а средние и крупные сельскохозяйственные организации - в агропромышленные предприятия (типа ЗАО «Озёры») и объединения (типа агрохолдинга «Дмитровские овощи») на основе, единых («сквозных») безотходных, технологических (продуктовых) цепочек с замкнутым циклом производства и реализации дешевой, высококачественной, конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынке конечной сельхозпродукции (готовой к употреблению). Это касается и других народнохозяйственных комплексов, и аналогичных безотходных вертикально-интегральных формирований, обслуживающих вертикально-интегрированные агропромышленные формирования.

К вопросу о подготовке специалистов сельского хозяйства среднего звена в макрорегионах России

В статье анализируется соответствие доли зачисленных на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена сельскохозяйственного профиля долгосрочным целям развития аграрного сектора страны. Структура подготовки таких кадров сопоставляется с вкладом в валовой региональный продукт вида экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» и численностью занятых по этому виду деятельности в разрезе макрорегионов России. В исследовании показано отличие федеральных округов страны по критериям выделения объемов бюджетных мест на подготовку специалистов среднего звена по программам укрупненных групп специальностей и направлений подготовки 35 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» и 36 «Ветеринария и зоотехния», приведенных к показателями обеспеченности ВРП и доли занятых в агропромышленном секторе экономики. Анализ показывает разбалансированность структуры подготовки аграрных кадров со средним профессиональным образованием с потребностью в них в федеральных округах страны.

Научные основы организационно-экономического механизма поддержки устойчивого развития сельских территорий (состав, основные этапы действия, главные черты нового механизма)

Статья является продолжением работы, опубликованной ранее. Она посвящена разработке организационно-экономического механизма поддержки развития сельских территорий, специфика которого в том, что сельские территории постоянно находятся под сильным воздействием экономического закона территориальной концентрации производства. Из-за ряда экономических преимуществ крупных городов и агломераций имеет место не устойчивое развитие, а растущее отставание в развитии большей части сельских территорий от городских. Речь идет об отставании в доходах, в обеспеченности инфраструктурой для жизни, производства, обучения и здравоохранения, в возможностях для высококвалифицированной и хорошо оплачиваемой работы и, в силу этого, неравенство в естественном приросте населения. Разработан состав организационно-экономического механизма развития сельских территорий, упорядоченный по субъектам воздействия, указаны основные формы и инструменты воздействия, а также схема действия обобщенного механизма, которая, с учетом теории дизайна механизмов, позволяет сделать важный вывод о необходимости анализа планируемых и фактически формируемых механизмом стимулов и последующей корректировки форм реализации механизма для получения требуемого соответствия стимулов. Опираясь на сделанные выводы, с учетом результатов предыдущих исследований, разработан перечень десяти важнейших черт нового организационно- экономического механизма поддержки развития сельских территорий. В работе использованы абстрактно-логический метод, системный подход, классическая экономическая теория, теория экономических механизмов.

Развитие инвестиционных процессов в сельском хозяйстве России

В условиях обострившейся геополитической ситуации решение задач по импортозамещению и ускоренному научно-технологическому развитию сельского хозяйства зависит от инвестиционного обеспечения отрасли. Анализ развития инвестиционных процессов в сельском хозяйстве свидетельствует о наличии ряда нерешенных проблем: неустойчивость динамики роста инвестиций в основной капитал; несоответствие объемов инвестиций решению задач, стоящих перед сельским хозяйством; низкая инновационная направленность инвестиций; недостаточность мер государственной поддержки инвестирования отрасли; низкая эффективность инвестиций; ускоренный рост цен на продукцию инвестиционного назначения, особенно сельскохозяйственной техники. Отмечены изменения в мерах государственной поддержки стимулирования инвестиционной деятельности в АПК, основной стала поддержка льготного кредитования предприятий АПК (в 2021 г. около 60% от фактических расходов по подпрограмме), в том числе малых форм хозяйствования. Установлено, что в 2021 г. только десятая часть аграрных предприятий осуществляла технологические инновации. Целесообразно усилить государственную поддержку инвестиций в инновации, потому что организация импортозамещения критически важных видов сельхозпродукции, а также продукции, используемой в АПК, потребует значительных инвестиций. Обоснованы перспективные направления инвестиций в сельское хозяйство с учетом принципов ESG – увеличение инвестиций в «зеленые» проекты в аграрной сфере и устойчивое социально-экономическое развитие села.

Развитие методологического аппарата прогнозирования состояния институциональной среды АПК

В статье обосновывается необходимость рассмотрения институциональной среды функционирования АПК в качестве самостоятельного объекта исследования и прогнозирования. Авторами предлагается методология прогнозирования состояния институциональной среды АПК. Уточнены и представлены особенности, требующие учёта при формировании прогнозов состояния институциональной среды аграрного сектора экономики. Такие особенности авторы предлагают актуализировать постоянно, т.к. условия функционирования аграрного производства и управления регулярно трансформируются. На основе рассмотрения показателей самообеспеченности Российской Федерации ключевыми видами продовольствия с 1990 по 2021 годы делается вывод о характере результатов реализации государственной аграрной политики. Анализ динамики коэффициента обеспеченности продовольственной безопасности за период с 1990 по 2021 годы позволил сделать вывод о корреляции политических процессов и экономических показателей обеспечения продовольственной безопасности. Развитие методологического аппарата прогнозирования состояния институциональной среды АПК в статье представляется на основе расчёта (2012-2021 гг.) и прогноза значений (2022-2050 гг.) индекса качества институциональной среды функционирования АПК. В рамках формирования прогнозных сценариев функционирования институциональной среды АПК авторами предлагается оптимистичный и пессимистический варианты значений индекса качества институциональной среды функционирования АПК до 2050 г. Также выделены оптимальное и идеальное значения рассматриваемого индекса.

Организация послеуборочной обработки и хранения в системе эффективного функционирования зернового хозяйства

Ретроспективный анализ показывает, что в последние годы наметилась тенденция расширения функций элеваторов и хлебоприемных пунктов. Наряду с традиционным оказанием услуг по послеуборочной обработке и хранению зерна они все активнее занимаются его покупкой и последующей перепродажей, причем, этот вид экономической деятельности часто начинает приносить им основную долю прибыли. Под него постепенно перестраивается механизм взаимоотношений элеваторов и зернопроизводителей. Высокая доходность проведения торговых операций с зерном во многом объясняется особенностями динамики цен на зерновом рынке – низкими ценами во время уборки урожая и относительно высокими в весенне–летний период. Только укрепление экономической устойчивости и повышение материально-технического обеспечения сельскохозяйственных предприятий создает условия для их эффективного поведения на зерновом рынке, в том числе обеспечивает возможность лучше использовать возможности благоприятной ценовой конъюнктуры.

Анализ потребления продуктов питания в Республике Саха (Якутия): особенности и тенденции

В статье сделано сравнение среднего потребления основных групп продуктов питания в Российской Федерации, северо-востоке России и в Республике Саха (Якутия). По результатам исследований было выявлено, что в целом среднедушевое потребление анализируемых продуктов питания в Республике Саха (Якутия) выше, чем в среднем по регионам северо-востока России, кроме потребления овощей и продовольственных бахчевых культур в 2019 г. (ниже на 4,2%). Выявлены особенности потребления продовольствия в зависимости от территории проживания. В республике отмечается крайне значительная дифференциация уровня потребления населением продуктов питания. При изучении средних стандартов потребления следует рассматривать данные показатели в разрезе сезонности, территории (типов поселений), этнических особенностей. Если сезонные колебания потребления объясняются, главным образом, естественными причинами, связанными с изменениями температуры воздуха и физиологического состояния организма человека, то территориальные вызваны причинами, носящими в основном экономико-географический характер: хозяйственная специализация территории, степень ее экономического развития, природно-климатические условия и т.д.

Господдержка сельхозтоваропроизводителей и ее роль в развитии молочного скотоводства

Молочная отрасль является важнейшей при обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации. Производство молока в Свердловской области увеличивается с каждым годом. За последние четыре года рост производства составил более 86 тысяч тонн молока или 113%. Однако, потребление молока населением Свердловской области не достигло установленных норм потребления. Для достижения данного показателя необходимо принятие мер по нивелированию негативного влияния факторов на развитие молочного скотоводства. К негативным факторам, сдерживающим развитие отрасли, прежде всего, относим низкую рентабельность, ограниченный доступ сельхозтоваропроизводителей к кредитным средствам, а также проблемы выхода на рынок. Решение вышеперечисленных проблем возможно при изменении видов и условий государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Целью исследования является оценка факторов, влияющих на эффективное использование потенциала молочной отрасли. В ходе исследования применялись методы анализа, дедукции, монографических изучений. Научная новизна заключается в выделении факторов, оказывающих влияние на повышение эффективности молочной отрасли, в том числе за счет средств государственной поддержки. Результаты, полученные авторами, могут быть использованы государственными органами власти при разработке нормативных актов, регулирующих вопросы государственной поддержки в аграрном секторе экономики.