Расширение экономической свободы хозяйствующих субъектов требует значительного улучшения качества управления их деятельностью. Особую значимость в этом плане приобретает управление финансовой устойчивостью, как основы развития бизнеса в целом. Только тот бизнес будет устойчивым на рынке, который сможет обеспечить самоокупаемость своих затрат и самофинансирование расширенного воспроизводства. Несмотря на эксклюзивную ответственность хозяйствующих субъектов за результатом их деятельности нельзя исключать в этом важнейшем вопросе и участие государственной системы управления. Это особенно важно, когда государство предоставляет в пользование арендаторам свой важнейший ресурс, в данной ситуации – земля, от которого зависит социально-экономическое развитие государства в целом, в том числе, его продовольственная безопасность. В данной статье предлагаются методические подходы к анализу, а соответственно и управлению финансовой устойчивостью сельскохозяйственных организаций. Анализ выполнен на примере деятельности одного из ведущих сельскохозяйственных предприятий региона, функционирующего на сельскохозяйственном рынке более 20 лет. Площадь арендуемых земель более 9 тыс. га.
Понятие «интерес» с онтологической точки зрения имеет различную природу и трактовку в экономической и других науках: философии, психологии, политологии, социологии, юриспруденции. Проведенное общетеоретическое исследование в области терминологии позволило выделить следующие основные определения категории «интерес»: любопытность, занимательность; выгода, расчет, прибыль, благо, польза; стремления, мотивы, нужды, запросы, потребности. Приведены примеры определения государственных, экономических и институциональных интересов, составлена их трехэлементная система. Цель работы – обеспечение синергии государственных и экономических интересов, образования норм и правил по взаимодействию субъектов для совершенствования и качественного улучшения институтов рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения. Разработана модель регулирования институционального механизма реализации государственных и экономических интересов субъектов земельного рынка. Институциональный механизм развития институтов купли-продажи сельскохозяйственных угодий из состава земель, находящихся в государственной, муниципальной, частной собственности, реализуется посредством мониторинга нормативных правовых актов, согласования интересов субъектов рынка, заключения полного контракта, корректировки видов и структуры санкций. Определено, что для совершенствования института долгосрочной и краткосрочной аренды земель сельскохозяйственного назначения необходима разработка способов снижения риска оппортунистического поведения арендодателя и арендатора при заключении договоров аренды. Критериями эффективности реализации экономических интересов, появляющихся в процессе регулирования института ипотеки (залога) земель сельскохозяйственного назначения, выбраны: увеличение доли земельных участков, имеющих высокую залоговую стоимость, снижение издержек заключения кредитного договора, ожидаемая полезность контракта в случае его соблюдения экономическим агентом. Область применения предложенной концептуальной модели – научные учреждения, законодательные органы власти и органы управления агропромышленным комплексом на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, сельскохозяйственные организации.
Изменения институциональной среды, технологий и поколений техники диктуют новые правила в формировании человеческого капитала. Совокупность знаний, умений и навыков, используемых для процесса производства благ, становится ключевым ресурсом для устойчивого развития сельских территорий. Развитый человеческий капитал является необходимым условием для повышения производительности труда в сельском хозяйстве и, соответственно, улучшения благосостояния и качества жизни сельского населения. Важно разделять, что является устойчивым развитием – это связь трех компонентов: экономическое благополучие, социальное благополучие и экологическое равновесие. Если две компоненты могут сосуществовать вполне гармонично, обеспечивая развитие друг друга (экономическое благополучие и социальное), то достижение экологического равновесия остается компонентой, которая замедляет два фактора устойчивого развития. Важным является предложение такого механизма, где все три компоненты в равной степени способствуют устойчивому развитию сельских территорий, не мешая друг другу.
Личные подсобные хозяйства - это самостоятельный, равноправный сектор аграрной экономики, один из элементов агропромышленного комплекса страны, который существенно отличается от других сельскохозяйственных форм. Во-первых, личные подсобные хозяйства одновременно выступают и производителями, и потребителями этой произведенной продукции; во-вторых, для производства продукции используется минимальное количество площадей; в- третьих, потребление продукции происходит в рамках семьи, поэтому ассортимент произведенной продукции весьма разнообразный. Личным подсобным хозяйствам, как любому субъекту экономики, присущи проблемы, которые касаются не только личных подсобных хозяйств, но затрагивают экономику страны в целом, так как развитие личных подсобных хозяйств положительно влияет на самообеспечение сельских жителей продукцией сельского хозяйства; на производство сельскохозяйственной продукции для продажи; на участие хозяйств населения в процессе воспроизводства рабочей силы; на выравнивание уровня жизни определенных категорий населения и повышение уровня занятости на селе; на улучшение жизни население селян; трудовое воспитание молодежи. По результатам сельскохозяйственных микропереписей 2016 г. и 2021 г. в статье представлены результаты исследования текущего состояния личных подсобных хозяйств. В частности, показана динамика и структура площадей сельскохозяйственных угодий, занятых личными подсобными хозяйствами для выращивания сельскохозяйственных культур; проанализирована динамика и структура выращивания в личных подсобных хозяйствах поголовья скота и птицы; а также представлены результаты исследования по объемам производства продукции личных подсобных хозяйств. По результатам анализа предложены перспективы развития личных подсобных хозяйств, вероятность реализации которых прямо зависит от государственной поддержки на региональном уровне, развитие кооперации с участием хозяйств населения, содействие созданию заготовительных и перерабатывающих сбытовых структур.
Обеспечение конкурентных преимуществ аграрной сферы является решающим фактором современного этапа экономического развития и в значительной мере определяется уровнем использования инновационных технологий. Инновационное развитие экономики обусловливает эффективное использование всех видов ресурсов. Современное сельскохозяйственное производство предусматривает создание институциональной среды, генерирующей системные решения, обусловливающие синергетические эффекты в аграрном производстве. В условиях цифровизации, внедрения систем искусственного интеллекта и сетевых технологий в деятельность сельскохозяйственных предприятий, аграрное производство рассматривается как система взаимосвязанных технологических операций. Для каждой операции приводится формализованное описание алгоритма ее реализации, определяется набор входных и выходных параметров и разрабатываются программно-технические средства, обеспечивающие функционирование объекта управления в рамках целостной технологической системы. Инновационная среда способствует внедрению цифровых технологий в сельскохозяйственное производство, развитию систем искусственного интеллекта, инфраструктуры агропромышленного комплекса и человеческого капитала, реализации инновационной системы подготовки специалистов и профессиональной переподготовки кадров. Современные образовательные платформы предусматривают переход к адресным программам обучения специалистов и профессиональной переподготовки кадров, обеспечивают обучение работников работе в среде современных технологических комплексов, организации эффективного планирования посевов, поголовья скота, анализу хозяйственной деятельности и выбору перспективных направлений развития аграрного бизнеса. В Республике Татарстан эффективная государственная поддержка аграрных предприятий обусловила инновационное обновление производственной технологической базы, цифровизацию аграрного производства, совершенствование системы подготовки кадров, и, в конечном итоге, ‑ повышение эффективности аграрного сектора экономики и обеспечение конкурентных преимуществ сельскохозяйственных формирований.
В соответствии с «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в Российской Федерации ставится задача за счет роста ресурсов (доз удобрений и инвестиций в основной капитал) увеличить объемы производства продукции растениеводства в 2030 году к уровню 2020 года на 22,1 процента. Цель работы – изучение состояния и разработка предложений по повышению экономической эффективности использования ресурсов в растениеводстве Урала. Задачами исследования стали: анализ данных отчетов сельхозпредприятий, отражающих экономическую эффективность возделывания зерновых культур в условиях Курганской, Челябинской и Свердловской областей, и полевых экспериментов Курганского НИИСХ, разработка предложений по повышению экономической эффективности использования ресурсов в растениеводстве. Использованы методы монографического, математического, статистического анализов. Установлено, что увеличение затрат на гектар посева яровой пшеницы, главным образом, за счет удобрений, средств защиты растений, амортизации и прочих, в сельскохозяйственных предприятиях ведёт к снижению экономической эффективности. Это обусловлено как усилением засушливости климата в последние годы, так и в целом низким качеством управления производством и узкой его специализацией на выращивании яровых зерновых культур. Внутриотраслевые резервы повышения эффективности использования ресурсов в растениеводстве заключаются в адаптивности их дифференцированного применения с учетом ландшафтных и агрохимических параметров полей и микроучастков, повышении качества управления растениеводством на основе цифровых технологий проектирования и контроля систем земледелия, диверсификации структуры посевных площадей за счет частичной замены зерновых колосовых культур зернобобовыми и масличными культурами, развитии животноводства и кормопроизводства.
Особую значимость для предприятий молочно-продуктового подкомплекса АПК в условиях адаптации к происходящим изменениям в экономике составляет решение задач по оценке и эффективному использованию их экономического потенциала. Оценка экономического потенциала предприятий позволяет определить производительность и результативность вовлекаемых ресурсов, выявлять резервы и узкие места функционирования предприятий во внутренней и внешней среде. В статье проведен анализ современного методического инструментария оценки экономического потенциала предприятий молочно-продуктового подкомплекса АПК и выявлена многоаспектность подходов к его применению. Обоснована и предложена декомпозиция внешнего и внутреннего экономического потенциала предприятий на субпотенциалы с целью определения степени сопряженности внутренней деятельности предприятий с его внешней деятельностью, как на рынке ресурсов, так и на рынке готовой продукции. С учетом этого, предложен усовершенствованный методический инструментарий поэтапной оценки экономического потенциала предприятий молочно-продуктового подкомплекса АПК, позволяющий определять эффективность формирования, трансформации и реализации экономического потенциала предприятий и принятия решений по его наращиванию в целом и по субпотенциалам в частности.
В статье описан методический подход к исследованию предложения услуг сельского туризма. Актуальность исследования обосновывается ростом спроса на услуги сельского туризма в России, связанного с эпидемиологическими, политическими, экономическими, социальными условиями. Следует отметить, что в сельской местности достаточное количество объектов инфраструктуры, культуры, природы, которые используются крайне редко, либо остаются незадействованными на местах. Предложенная методика апробированы на материалах Иркутской области, поскольку регион имеет большой потенциал для развития сельского туризма и существует проблема снижения антропогенной нагрузки на прибайкальскую территорию. Помимо этого, на территории региона действует грант «Агротуризм», в рамках которого потенциальный поставщик услуг сельского туризма может осуществить обустройство автономной системы водоснабжения, подключение строящихся средств размещения для туристов к сетям водо- и электроснабжения, приобретение мебели и оборудования. В ходе исследования предложения услуг сельского туризма проведено анкетирование владельцев различных объектов сельского туризма региона, 70% из которых хотели бы заниматься сельским туризмом, а 30% – уже занимаются. При этом основным видом сельского туризма является образовательный с элементами аграрного (37%). Вместе с тем, существует ряд негативных моментов, способных оттолкнуть туристов, например, отсутствие благоустроенного туалета и ванны или отсутствие мобильной связи. Среди основных факторов, сдерживающих развитие сельского туризма, респонденты выделили: недостаточное понимание людьми особенностей, уникальности и привлекательности своей малой родины; нехватку ярких успешных и тиражируемых примеров; отсутствие комплексной системной программы финансовой поддержки проектов; слабое взаимодействие между объектами сельского туризма и др. Несмотря на это, развитие сельского туризма, безусловно, имеет большие перспективы, как на региональном, так и на федеральном уровне. Однако следует учитывать влияние негативных факторов (отсутствие квалифицированных кадров, благоустроенного жилья, маркетинговых мероприятий и др.) и, по возможности, устранять их.
В статье обоснована необходимость оптимизации системы государственного поддержки сельского туризма, намеченная в рамках реализации общенациональной стратегии комплексного развития сельских территорий, а также региональных программ повышения занятости сельского населения и роста благосостояния сельских жителей. Показано, что функционирующий в настоящее время механизм финансового обеспечения инвестиционных проектов и стимулирования предпринимательских инициатив агротуристического формата опосредует периферийное позиционирование туристического продукта сельхозтоваропроизводителей в санаторно-курортном комплексе Краснодарского края, закрепление которого предусмотрено в долгосрочном периоде. В целях преодоления выявленных институциональных ограничений предложена гибкая схема межведомственного взаимодействия, в качестве центрального координирующего органа которой представлено специализированное структурное подразделение регионального Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Аргументирована целесообразность передачи части полномочий по оказанию государственной поддержки объектам сельского туризма местного значения муниципальным властям, что должно способствовать продвижению локальных брендов и росту конкурентоспособности туристических предложений. При этом повышение эффективности государственных и муниципальных услуг планируется организовать посредством внедрения упрощенной процедуры предоставления субсидий и грантов представителями агробизнеса, проведения консультаций сотрудниками профильных служб, а также принятия дополнительных мер поддержки малого и среднего предпринимательства на селе. Активизация управленческого воздействия на муниципальном уровне предусматривается за счет наращивания профессионализма сотрудников органов местного самоуправления в рамках обучающих семинаров проектируемого Центра компетенций в сфере сельского туризма. Рекомендована обновленная система учета, классификации и систематизации объектов сельского туризма, учитывающая их территориальное расположение и видовое многообразие. Определено, что использование информационных ресурсов региональной и муниципальной властей позволит усилить мультипликативное воздействие событийных мероприятий сельского туризма на экономику сельских поселений.
Одним из приоритетных направлений развития экономики России, в условиях импортозамещения и поддержания продовольственной безопасности государства является сельское хозяйство. Сельскохозяйственное производство это сложный, рискованный бизнес, который требует максимально тщательного расчета и планирования. Достижению целей повышения эффективности производства и снижению рисков в агропромышленном комплексе, может способствовать использование элементов проектного управления, инструментов, составляющих комплекс проектного менеджмента. Проектное управление – это возможность не только использовать имеющиеся внутренние ресурсы предприятия, но и активно привлекать дополнительные инвестиции. В статье рассматриваются методические подходы к совершенствованию проектного управления экспортным развитием АПК региона, обеспечивающие повышение эффективности деятельности агропромышленного комплекса Саратовской области. Выбрать правильное направление для развития экспортной составляющей отраслей агроэкономики региона позволит проектное управление и использование новых методических подходов к управлению внешнеэкономической деятельностью предприятий АПК.