Исследования показали, что с начала 2000-х годов Россия стала значимым игроком на международных агропродовольственных рынках, обеспечивая до 20% поставок пшеницы, 30% масла подсолнечного. Анализ экспортной деятельности в разрезе регионов свидетельствует о крайне неравномерном ее развитии. При этом отмечается достаточно невысокая диверсификация экспорта продукции АПК, то есть регионы чаще всего специализируются на экспорте 1-2 видов продукции. Это обеспечивает высокую зависимость экспортной деятельности страны от производственных показателей конкретного вида продукции. Требуется расширение товарного ассортимента экспортируемых товаров за счет активизации внутреннего производства отдельных видов продукции. На данном этапе целесообразно совершенствовать аграрную политику государства в части актуализации мер и направлений государственной поддержки потенциальных экспортных подотраслей. Государственная политика, направленная на дальнейшее расширение экспортного присутствия страны на международных агропродовольственных рынках, должна учитывать потребность населения в продовольствии и обеспечивать полноценное ее удовлетворение согласно нормам потребления. На примере Ростовской области рассмотрены возможные направления экспортной специализации отечественных сельхозпроизводителей с учетом самообеспеченности региона отдельными видами продовольствия. Проведенный анализ показал неготовность южного региона к переходу на экспорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия, не связанного с зерновым и масложировым производством.
Потребности населения в качественных и доступных продуктах питания, необходимых для нормальной жизнедеятельности и здорового образа жизни, невозможно удовлетворить без развития отечественного рынка макаронных изделий и предприятий пищевой промышленности. Актуальность статистического исследования современного состояния рынка макаронных изделий, являющихся одним из социально значимых и популярных продуктов питания российского покупателя, является приоритетной на национальном и региональном уровнях страны. Соответственно целью проведенного исследования является статистический анализ современного состояния, особенностей, проблем и перспектив развития производства и потребления макаронных изделий в Российской Федерации. В результате проведенных исследований были получены следующие выводы: динамика российского производства макаронных изделий характеризуется значительными изменениями и глубоким кризисом в 1990-х годах, лишь в 2016 году отечественным производителям удалось превысить уровень 1991 г.; пищевая промышленность в настоящее время испытывает ряд проблем, связанных с дефицитом валового сбора твердых сортов пшеницы, что в свою очередь приводит к производству макаронных изделий из хлебопекарной муки, не отвечающей качественным показателям макаронных изделий; государственная целевая и адресная поддержка сельскохозяйственных производителей и протекционистская политика защиты внутреннего продовольственного рынка обеспечат поступательное развитие российского рынка макаронных изделий в среднесрочной перспективе. Результаты проведенного исследования будут полезны ученым и специалистам для формирования управленческих решений, направленных на удовлетворение потребительского спроса в социально-значимых товарах и обеспечение продовольственной безопасности России.
Стабильность предложения на любом продовольственном рынке, в том числе и рынке продукции свиноводства, является залогом для обеспечения продовольственной безопасности региона, решения приоритетных задач государства в области импортозамещения и снабжения населения качественными продуктами питания. Для анализа формирования предложения на рынке продукции свиноводства в условиях воспроизводственного процесса предложена система показателей, основанная на типовых различиях воспроизводства. Данная методика позволяет оценить уровень предложения на рынке, наполненность рынка продукцией собственного производства, выявить возможности роста объемов производства. В Иркутской области предложение на рынке продукции свиноводства собственного производства ограниченно, так как местные сельскохозяйственные организации производят недостаточно продукции для достижения уровня продовольственной безопасности, закрепленного в Доктрине и в сравнении с фактическим уровнем потребления продуктов свиноводства. При этом наблюдается стабильное увеличение производства свинины в регионе. Основными производителями в области являются сельскохозяйственные организации и хозяйства населения. С течением времени доля хозяйств населения как производителей постепенно снижается. Мелкие и средние производители нуждаются в обеспечении племенными животными для увеличения собственного производства свинины, а также в совершенствовании кормовой базы. Основная масса предприятий и организаций, производящих свинину – это мелкие, в большинстве убыточные субъекты. Крупным промышленным производством продукции свиноводства занимается только одно предприятие – СХПК «Усольский свинокомплекс», которое имеет передовые технологии и оборудование для производства свинины и является лидером среди местных производителей, производит более 55% всей свиноводческой продукции региона. Региональный рынок продукции свиноводства имеет значительный потенциал для его дальнейшего развития. Совместная работа производителей и административных структур позволит сделать рынок продукции свиноводства доступнее для покупателей и привлекательней для производителей.
Проводимые Правительством РФ мероприятия, связанные с оказанием всесторонней поддержки товаропроизводителям сферы АПК, способствовали устойчивому развитию аграрного сектора страны и наращиванию объемов выпуска готовых продуктов питания с целью их последующей реализации на рынки внешних потребителей. Однако современные условия функционирования сельского хозяйства России, сформированные из-за обострения геополитической обстановки в мире, а также эскалации экономических санкций со стороны государств Запада, накладывают свой отпечаток на осуществление производственных процессов в отрасли. В статье отражены основные угрозы разрыва устоявшихся интеграционных связей страны с западными партнёрами, определившие необходимость срочной переориентации экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия в пользу стран Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, Индии и Китая. Построение новых связей с потенциальными участниками внешнеторговых отношений и последующее их развитие, вероятно, вызовет объективную необходимость в переориентации экспортного потенциала России. Выполнение данной задачи должно быть согласовано с главным условием принятой в 2020 г. Доктрины продовольственной безопасности РФ – учет приоритетов самообеспечения страны и ее регионов жизненно важными продуктами питания. Решением данной проблемы может служить обеспечение процессов расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве. В статье исследована структура экспорта продукции АПК России, а также определены ее основные потребители в разрезе отдельных стран. В работе на уровне РФ выявлен рост экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия и снижение его импорта за анализируемый период времени. В исследовании изучена структура экспорта продовольствия Саратовской области, рассмотрена его динамика по конкретным продуктовым группам, определены основные покупатели в контексте отдельных стран. Авторами разработана модель, включающая в себя поиск оптимального соотношения совокупности используемых в отрасли бюджетных и инвестиционных ресурсов, позволяющего достичь заданный уровень эффективности ее функционирования.
Изложена сущность бедности как социально-экономической категории, имеющей конкретно-исторический характер, и ее социальные последствия. Раскрыты общие и специфические причины сложившегося в России глубокого сельско-городского неравенства в распространении бедности, представляющего угрозу генофонду нации и продовольственной безопасности страны. Сформулированы цель, задачи, принципы и приоритетные направления борьбы с сельской бедностью на период до 2030 г. Обоснована необходимость опережающих темпов снижения доли малоимущих среди занятых в сельском хозяйстве и проживающих в сельских поселениях в целях преодоления концентрации российской бедности на сельских территориях. Обозначены основные организационно-экономические механизмы решения поставленных задач для достижения стратегической цели, включая развитие сельского рынка труда и преодоление его моноотраслевого характера, повышение качества человеческого капитала и производительности сельскохозяйственного труда, преодоление экономически и социально неоправданного неравенства в доходности сельскохозяйственного труда и других видов деятельности в реальном секторе экономики, а также в заработной плате занятых в социальной сфере в городской и сельской местности и т.д. Аргументировано, что в рамках социальной поддержки малоимущих ключевым механизмом является организация в стране внутренней продовольственной помощи на базе отечественного производства, которая может дать мультипликативный эффект для развития продуктового подкомплекса и в конечном счете всей экономики, и на этой основе снижения уровня бедности в стране при опережающих темпах этого процесса на сельских территориях.
В статье исследовано влияние причинно-следственных связей между экологическими и социальными рисками на развитие сельских территорий региона. Устойчивое развитие сельских территорий характеризуется возрастанием роли оперативного управления текущими социальными рисками на фоне стратегического управления экологическими рисками и разработкой превентивных мер по их минимизации. Комплексное представление о рисках вообще, и причинно-следственных зависимостях между их видами на уровне сельских территорий позволяет учитывать серьезность последствий каждого вида рисков, их влияние на достижение стратегических целей развития сельских территорий и агропредприятий, функционирующих на этих территориях. Определено, что рискообразующие факторы усугубляют развитие сельских территорий и оказывают влияние на их экономическую, социальную и производственную деятельность, и как следствие, способствуют увеличению масштабов последствий наступления рисковых событий. Выявлено, что рискообразующие факторы формируют негативные экологические последствия, воздействующие на уровень качества жизни населения региона. Экологические риски являются первопричиной социальных рисков развития сельских территорий, где важно выделить комплекс причинно-следственных событий случайного характера, влекущие нарушения окружающей среды, сопровождающиеся ухудшением здоровья сельских жителей, снижением способности персонала агропредприятий к труду, жизненной и профессиональной демотивацией и другими социальными проблемами. Для решения выявленных проблем предлагается построение обобщенной карты взаимосвязи экологических и социальных рисков сельских территорий и причинно-следственной факторной модели. При формировании обобщенной карты использована методика построения матричной карты экологических и социальных рисков для сельских территорий Кузбасса. Исследование и его итоги целесообразно учитывать при корректировке программ стратегического развития сельских территорий.
Рассмотрены результаты исследования, проведенного методом анкетирования сельского населения с целью определения их отношения к ипотечному кредитованию для решения имущественной проблемы. В ходе исследования были выявлены: финансовая грамотность сельских жителей Российской Федерации, в том числе Центрального и Дальневосточного федеральных округов, степень их информированности о финансовых услугах. По результатам анализа полученной информации было выявлено отношение респондентов к решению жилищного вопроса, часть которых готова приложить максимум усилий для приобретения собственного жилья, либо покупать его при возможности получения ипотечного кредита. Другая группа опрошенных не желает тратить средства на приобретение жилья, рассчитывая на квартиру родителей, либо считает, что арендовать удобнее. Для определения перспектив развития российского рынка недвижимости во внимание было принято мнение сельских жителей. Большинство респондентов считают, что восстановлению данного рынка в ближайшей перспективе будут способствовать меры государственной поддержки. Исследование показало, что превалирующая часть респондентов не испытывают интереса к специализированной программе сельской ипотеки, что обусловлено как особенностями ее реализации, так и недостаточной информированностью граждан. По результатам опроса сельских граждан была определена доля желающих воспользоваться услугой ипотечного кредитования, и установлены их предпочтения: индивидуальный дом по собственному проекту, типовое загородное жилье. Так, свыше трети опрошенных отдают предпочтение приобретению готового жилья, не желая заниматься его проектированием и строительством. Среди желающих приобрести земельный участок и/или жилье предпочтение отдано площади дома до 150 м2, изготовленного из кирпича. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программ развития сельских территорий и рынка ипотечного кредитования в целом по Российской Федерации и отдельным регионам страны.
В статье приведены результаты исследований по анализу и систематизации основных факторов, оказывающих набольшее влияние на изменение значения показателя «уровень благоустройства домовладений сельских территорий» в плановом периоде средне- и долгосрочного прогнозирования. Цель исследования заключалась в выявлении и оценке мероприятий, реализация которых способствует повышению благоустроенности жилых помещений сельских поселений. Анализ базировался на использовании теоретических, эмпирических и общенаучных методов, в том числе аналогии, синтеза и обобщения имеющихся данных. Актуальность исследования обусловлена необходимостью учета при расчете прогнозных значений показателя «уровень благоустройства домовладений сельских территорий» в стратегических и программных документах тех факторов, которые оказывают влияние на изменение рассматриваемого индикатора. Научная новизна заключается в анализе, выявлении и систематизации мероприятий, реализация которых повышает уровень благоустроенности домовладений сельских поселений. Результаты исследования показали, что наибольшее воздействие на повышение уровня благоустроенности домовладений сельских поселений оказывают ввод нового жилья в сельских территориях, выдача ипотечных сельских льготных кредитов и потребительских льготных кредитов на благоустройство домовладений в сельской местности, догазификация, повышение качества питьевой воды. При расчетах прогнозных значений анализируемого индикатора на среднесрочный и долгосрочный периоды предлагается учитывать выявленные факторы и формировать сценарии повышения уровня благоустройства в зависимости от степени достижения установленных в программно-стратегических документах контрольных точек и плановых показателей реализации соответствующих мероприятий комплексного развития сельских территорий.
Несмотря на положительную динамику показателей реализации проектов «Международная кооперация и экспорт», «Экспорт продукции АПК» и наличие многочисленных отраслевых, секторальных стратегий и программ развития АПК и его подотраслей, сохраняются отдельные проблемы развития экспортной деятельности, которые усиливаются под влиянием санкционного давления, ограничительных мер и трансформации глобальных продовольственных рынков. Главной проблемой является то, что, несмотря на наличие большого количества нормативно-правовых документов, где находят отражение вопросы агроэкспорта, наблюдается отсутствие целевого видения его развития в долгосрочной перспективе. Целевые показатели программных и стратегических документов по регулированию и развитию экспорта агропродовольственной продукции в РФ не всегда связаны с декларируемыми целями, имеют преимущественно количественный характер и не информативны в части влияния на объемы аграрного экспорта. С целью разрешения проблемы предлагаются создание отдельного документа, определяющего стратегическое развитие агроэкспорта в РФ, предусматривающего «образ будущего» АПК на основе развития его экспортного потенциала, а также включение целеполагания для различных участников планирования на разных уровнях управления. Для формирования направлений стратегического развития агроэкспорта в России использованы методы контент-анализа, сравнительного анализа, ситуационный и системный подходы. Комплексная научно-обоснованная стратегия развития агроэкспорта в РФ улучшит качество стратегического планирования и соответственно управления, а также создаст импульс для формирования стратегий других уровней (региональный, муниципальный) при условии их гармонизации. Последнее повысит управляемость и эффективность программ и проектов по развитию агроэкспорта в РФ.
Обоснована необходимость перевода земельно-оценочных процедур в режим максимальной автоматизации, которую можно обеспечить путём внедрения методов искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется «машинному обучению», под которым понимается класс методов искусственного интеллекта, отличающийся заменой решения прямых задач при помощи освоения уже решённых сходных задач. Предлагается создать обучающую модель расчёта земельной ренты, формирующейся в аграрном производстве на землях сельскохозяйственного назначения, которая может быть использована в рамках создаваемого в настоящее время «умного землепользования» в блоке «многоцелевой оценки пригодности земель», а также для решения ряда других проблем регионов в области земельных отношений. Разработана «схема пошагового машинного обучения», представляющая собой методическую карту решения девяти частных задач – от переноса данных из «облака» в «платформу» до «вывода об отсутствии необходимости в дальнейших итерациях». Каждая частная задача решается в процессе прохождения пяти стадий, важнейшими среди которых являются ‒ набор обучения и набор для проверки предварительного решения на примере какой-либо уже решённой аналогичной задачи. Завершается процесс обучения операцией «оценка адекватности результата», после успешного прохождения которой, модель может использоваться для решения других аналогичных задач самостоятельно в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Среди частных задач можно выделить: определение размера доли постоянных затрат (земельной ренты); подбор нормативов окупаемости затрат предпринимателя для остаточного метода расчёта земельной ренты; выбор значения коэффициента капитализации земельной ренты; оптимизация соотношения между земельной рентой и прибылью предпринимателя; оценка паритета земельных отношений между государством, собственниками земельных участков и арендаторами. Конечным результатом является оценка соблюдения стоимостного паритета земельных отношений (между собственником, арендатором, государством).