Яндекс.Метрика

Международные практики противодействия волатильности и росту цен на продовольствие

В период 2000-2010-х гг. в мире различались высокочастотные колебания волатильности цен на продовольствие, с конца 2021 г. начался затяжной период аномально высокой волатильности. Целью статьи является систематизация международных мер противодействия чрезмерной волатильности цен на продовольствие в 2007-2008 и 2021-2022 гг. В основе исследования – данные об индексе продовольственных цен и показателя ценовых аномалий на продовольствие, рассчитанных по методике ФАО как в целом по миру, так и отдельным странам. Несмотря на различия в причинах, вызывающих рост и волатильность цен на продовольствие, набор применяемых мер остается одинаковым в рамках направлений торговой политики, внутренней защиты производителей, потребителей и зависит от уровня развития страны. Достаточно распространен запрет на экспорт, однако он может быть рекомендован только как чрезвычайная краткосрочная мера, т.к. ограничение предложения только усиливает волатильность цен на мировом рынке и в конечном итоге способствует повышению цен в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В то же время смягчение импортных барьеров в ситуации нестабильности рынков – вполне адекватная мера. Программы продовольственной помощи для социально незащищенных слоев населения более предпочтительны по сравнению с административным контролем цен. Поддержка производителей имеет целью стабилизировать их доходы, которые в период волатильности цен как на ресурсы, так и на сельскохозяйственную продукцию, нестабильности и удорожания в логистике могут значительно снижаться, что в свою очередь может угрожать продовольственной безопасности. В России применялись почти все меры из арсенала возможных (с положительной и отрицательной оценкой).

Некоторые стратегические подходы к технологическому суверенитету аграрного сектора экономики России на основе симбиоза государства, науки и бизнеса

Статья посвящена важной проблеме по формированию технологического суверенитета в области аграрного сектора экономики России, которая относится к приоритетным задачам селекционно-экономического развития страны. Вскрыты причины зависимости отечественного аграрного сектора от импорта сельскохозяйственной техники, технологий, семян ряда культур, племенного материала, ветеринарных препаратов и другой наукоемкой продукции: в стране не создан единый центр координации прогнозирования и экспертизы научно-технических разработок в области сельского хозяйства, недостаточное финансирование аграрной науки, снижение научно-технического и кадрового потенциала, не отрегулировано эффективное взаимодействие научно-исследовательских организаций и вузов аграрного профиля. Отмечено, что отставание технико-технологического уровня агропроизводства России от развитых зарубежных государств можно преодолеть лишь путем неоиндустриализации отраслевых инновационных систем в соответствии с требованием положения о вертикальной интеграции. Сделан вывод, что эффект от создания вертикально-интегрированных селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров обусловлен рядом факторов и причин: сокращением трансакционных издержек, собственное производство базисного (исходного) селекционного материала обходится дешевле, чем его приобретение на стороне и, кроме того, у таких объединений появляется возможность планировать весь процесс выведения сорта (породы) в определенные сроки. Рассмотрены категории «технологический суверенитет», «технологическое импортозамещение» и обоснована необходимость создания новой типологии инновационно-производственной системы по созданию высокотехнологичных средств производства при тесном взаимодействии государства, науки и бизнеса. Предложен перечень основных механизмов по обеспечению технологического суверенитета в аграрном секторе экономики страны и инструменты их реализации в новых геополитических условиях.

К вопросу о факторах, определяющих типологию пространственной поляризации регионов

На сегодняшний день в сложившихся экономических условиях под пространственной поляризацией понимается процесс, который позволяет разделить экономическое пространство нашей страны на территории, отличающиеся по уровню социально-экономического развития. Это выступает неким вектором формирования различных типов регионов. Отметим, что главная проблема территориального развития регионов заключается в аспекте сильного уровня процесса их поляризации, при этом прослеживается негативная тенденция того, что наблюдается усиление разрыва в значениях показателей социально-экономического развития. Содержание пространственной поляризации может быть представлено через понятие пространственной неравномерности состояния и развития регионально-отраслевых подсистем экономики территорий, дающей качественную характеристику изучаемых объектов, при этом для оценки могут быть использованы такие показатели, как развитие минерально-сырьевого комплекса, добыча и переработка полезных ископаемых, туристско-рекреационного комплекса, лесопромышленного и агропромышленного комплекса, человеческого капитала [20]. Объектом исследования выступают виды пространственной поляризации территории регионов. Предмет научного исследования – процесс оценки факторов, определяющих типологию пространственной поляризации регионов. Целью данной статьи выступает разработка авторского методического подхода к исследованию факторов, определяющих вид поляризации в современных условиях хозяйствования. Пространственную поляризацию региона можно представить в виде процесса, который влияет на группировку экономических региональных территорий и их экономических взаимосвязей между собой, при этом для каждой территории будет характерен определенный вид поляризации, в зависимости от факторов, которые оказывают непосредственное влияние на формирование того или иного вида поляризации. Учитывая современные условия хозяйствования, в работе определены шесть основных видов пространственной поляризации территории регионов, а именно: экономическая, социальная, демографическая, цифровая, инфраструктурная, геополитическая.

Управление финансовой устойчивостью предприятия

Расширение экономической свободы хозяйствующих субъектов требует значительного улучшения качества управления их деятельностью. Особую значимость в этом плане приобретает управление финансовой устойчивостью, как основы развития бизнеса в целом. Только тот бизнес будет устойчивым на рынке, который сможет обеспечить самоокупаемость своих затрат и самофинансирование расширенного воспроизводства. Несмотря на эксклюзивную ответственность хозяйствующих субъектов за результатом их деятельности нельзя исключать в этом важнейшем вопросе и участие государственной системы управления. Это особенно важно, когда государство предоставляет в пользование арендаторам свой важнейший ресурс, в данной ситуации – земля, от которого зависит социально-экономическое развитие государства в целом, в том числе, его продовольственная безопасность. В данной статье предлагаются методические подходы к анализу, а соответственно и управлению финансовой устойчивостью сельскохозяйственных организаций. Анализ выполнен на примере деятельности одного из ведущих сельскохозяйственных предприятий региона, функционирующего на сельскохозяйственном рынке более 20 лет. Площадь арендуемых земель более 9 тыс. га.

Модель регулирования институционального механизма реализации интересов при купле-продаже, аренде, залоге земель сельскохозяйственного назначения

Понятие «интерес» с онтологической точки зрения имеет различную природу и трактовку в экономической и других науках: философии, психологии, политологии, социологии, юриспруденции. Проведенное общетеоретическое исследование в области терминологии позволило выделить следующие основные определения категории «интерес»: любопытность, занимательность; выгода, расчет, прибыль, благо, польза; стремления, мотивы, нужды, запросы, потребности. Приведены примеры определения государственных, экономических и институциональных интересов, составлена их трехэлементная система. Цель работы – обеспечение синергии государственных и экономических интересов, образования норм и правил по взаимодействию субъектов для совершенствования и качественного улучшения институтов рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения. Разработана модель регулирования институционального механизма реализации государственных и экономических интересов субъектов земельного рынка. Институциональный механизм развития институтов купли-продажи сельскохозяйственных угодий из состава земель, находящихся в государственной, муниципальной, частной собственности, реализуется посредством мониторинга нормативных правовых актов, согласования интересов субъектов рынка, заключения полного контракта, корректировки видов и структуры санкций. Определено, что для совершенствования института долгосрочной и краткосрочной аренды земель сельскохозяйственного назначения необходима разработка способов снижения риска оппортунистического поведения арендодателя и арендатора при заключении договоров аренды. Критериями эффективности реализации экономических интересов, появляющихся в процессе регулирования института ипотеки (залога) земель сельскохозяйственного назначения, выбраны: увеличение доли земельных участков, имеющих высокую залоговую стоимость, снижение издержек заключения кредитного договора, ожидаемая полезность контракта в случае его соблюдения экономическим агентом. Область применения предложенной концептуальной модели – научные учреждения, законодательные органы власти и органы управления агропромышленным комплексом на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, сельскохозяйственные организации.

Ключевые компетенции человеческого капитала в условиях нового технологического уклада для формирования устойчивого развития сельских территорий

Изменения институциональной среды, технологий и поколений техники диктуют новые правила в формировании человеческого капитала. Совокупность знаний, умений и навыков, используемых для процесса производства благ, становится ключевым ресурсом для устойчивого развития сельских территорий. Развитый человеческий капитал является необходимым условием для повышения производительности труда в сельском хозяйстве и, соответственно, улучшения благосостояния и качества жизни сельского населения. Важно разделять, что является устойчивым развитием – это связь трех компонентов: экономическое благополучие, социальное благополучие и экологическое равновесие. Если две компоненты могут сосуществовать вполне гармонично, обеспечивая развитие друг друга (экономическое благополучие и социальное), то достижение экологического равновесия остается компонентой, которая замедляет два фактора устойчивого развития. Важным является предложение такого механизма, где все три компоненты в равной степени способствуют устойчивому развитию сельских территорий, не мешая друг другу.

Проблемы и перспективы развития личных подсобных хозяйств в Российской Федерации

Личные подсобные хозяйства - это самостоятельный, равноправный сектор аграрной экономики, один из элементов агропромышленного комплекса страны, который существенно отличается от других сельскохозяйственных форм. Во-первых, личные подсобные хозяйства одновременно выступают и производителями, и потребителями этой произведенной продукции; во-вторых, для производства продукции используется минимальное количество площадей; в- третьих, потребление продукции происходит в рамках семьи, поэтому ассортимент произведенной продукции весьма разнообразный. Личным подсобным хозяйствам, как любому субъекту экономики, присущи проблемы, которые касаются не только личных подсобных хозяйств, но затрагивают экономику страны в целом, так как развитие личных подсобных хозяйств положительно влияет на самообеспечение сельских жителей продукцией сельского хозяйства; на производство сельскохозяйственной продукции для продажи; на участие хозяйств населения в процессе воспроизводства рабочей силы; на выравнивание уровня жизни определенных категорий населения и повышение уровня занятости на селе; на улучшение жизни население селян; трудовое воспитание молодежи. По результатам сельскохозяйственных микропереписей 2016 г. и 2021 г. в статье представлены результаты исследования текущего состояния личных подсобных хозяйств. В частности, показана динамика и структура площадей сельскохозяйственных угодий, занятых личными подсобными хозяйствами для выращивания сельскохозяйственных культур; проанализирована динамика и структура выращивания в личных подсобных хозяйствах поголовья скота и птицы; а также представлены результаты исследования по объемам производства продукции личных подсобных хозяйств. По результатам анализа предложены перспективы развития личных подсобных хозяйств, вероятность реализации которых прямо зависит от государственной поддержки на региональном уровне, развитие кооперации с участием хозяйств населения, содействие созданию заготовительных и перерабатывающих сбытовых структур.

Обеспечение конкурентных преимуществ сельскохозяйственных формирований АПК Республики Татарстан в условиях инновационного развития экономики

Обеспечение конкурентных преимуществ аграрной сферы является решающим фактором современного этапа экономического развития и в значительной мере определяется уровнем использования инновационных технологий. Инновационное развитие экономики обусловливает эффективное использование всех видов ресурсов. Современное сельскохозяйственное производство предусматривает создание институциональной среды, генерирующей системные решения, обусловливающие синергетические эффекты в аграрном производстве. В условиях цифровизации, внедрения систем искусственного интеллекта и сетевых технологий в деятельность сельскохозяйственных предприятий, аграрное производство рассматривается как система взаимосвязанных технологических операций. Для каждой операции приводится формализованное описание алгоритма ее реализации, определяется набор входных и выходных параметров и разрабатываются программно-технические средства, обеспечивающие функционирование объекта управления в рамках целостной технологической системы. Инновационная среда способствует внедрению цифровых технологий в сельскохозяйственное производство, развитию систем искусственного интеллекта, инфраструктуры агропромышленного комплекса и человеческого капитала, реализации инновационной системы подготовки специалистов и профессиональной переподготовки кадров. Современные образовательные платформы предусматривают переход к адресным программам обучения специалистов и профессиональной переподготовки кадров, обеспечивают обучение работников работе в среде современных технологических комплексов, организации эффективного планирования посевов, поголовья скота, анализу хозяйственной деятельности и выбору перспективных направлений развития аграрного бизнеса. В Республике Татарстан эффективная государственная поддержка аграрных предприятий обусловила инновационное обновление производственной технологической базы, цифровизацию аграрного производства, совершенствование системы подготовки кадров, и, в конечном итоге, ‑ повышение эффективности аграрного сектора экономики и обеспечение конкурентных преимуществ сельскохозяйственных формирований.

Внутриотраслевые резервы повышения экономической эффективности использования ресурсов в растениеводстве Урала

В соответствии с «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в Российской Федерации ставится задача за счет роста ресурсов (доз удобрений и инвестиций в основной капитал) увеличить объемы производства продукции растениеводства в 2030 году к уровню 2020 года на 22,1 процента. Цель работы – изучение состояния и разработка предложений по повышению экономической эффективности использования ресурсов в растениеводстве Урала. Задачами исследования стали: анализ данных отчетов сельхозпредприятий, отражающих экономическую эффективность возделывания зерновых культур в условиях Курганской, Челябинской и Свердловской областей, и полевых экспериментов Курганского НИИСХ, разработка предложений по повышению экономической эффективности использования ресурсов в растениеводстве. Использованы методы монографического, математического, статистического анализов. Установлено, что увеличение затрат на гектар посева яровой пшеницы, главным образом, за счет удобрений, средств защиты растений, амортизации и прочих, в сельскохозяйственных предприятиях ведёт к снижению экономической эффективности. Это обусловлено как усилением засушливости климата в последние годы, так и в целом низким качеством управления производством и узкой его специализацией на выращивании яровых зерновых культур. Внутриотраслевые резервы повышения эффективности использования ресурсов в растениеводстве заключаются в адаптивности их дифференцированного применения с учетом ландшафтных и агрохимических параметров полей и микроучастков, повышении качества управления растениеводством на основе цифровых технологий проектирования и контроля систем земледелия, диверсификации структуры посевных площадей за счет частичной замены зерновых колосовых культур зернобобовыми и масличными культурами, развитии животноводства и кормопроизводства.

Методический инструментарий оценки экономического потенциала предприятий молочно-продуктового подкомплекса АПК: анализ применения и пути совершенствования

Особую значимость для предприятий молочно-продуктового подкомплекса АПК в условиях адаптации к происходящим изменениям в экономике составляет решение задач по оценке и эффективному использованию их экономического потенциала. Оценка экономического потенциала предприятий позволяет определить производительность и результативность вовлекаемых ресурсов, выявлять резервы и узкие места функционирования предприятий во внутренней и внешней среде. В статье проведен анализ современного методического инструментария оценки экономического потенциала предприятий молочно-продуктового подкомплекса АПК и выявлена многоаспектность подходов к его применению. Обоснована и предложена декомпозиция внешнего и внутреннего экономического потенциала предприятий на субпотенциалы с целью определения степени сопряженности внутренней деятельности предприятий с его внешней деятельностью, как на рынке ресурсов, так и на рынке готовой продукции. С учетом этого, предложен усовершенствованный методический инструментарий поэтапной оценки экономического потенциала предприятий молочно-продуктового подкомплекса АПК, позволяющий определять эффективность формирования, трансформации и реализации экономического потенциала предприятий и принятия решений по его наращиванию в целом и по субпотенциалам в частности.