В статье рассмотрены современные тенденции функционирования рынка рыбоконсервной продукции России и предложены механизмы увеличения его ёмкости. Данная статья направлена на актуализацию информационной базы состояния российского рынка рыбоконсервной продукции, а также на развитие теоретических, методологических положений его функционирования в условиях шоковых институциональных трансформаций экономических отношений. В представленном материале рассматривается система механизмов увеличения ёмкости рынка рыбоконсервной продукции, основанная на анализе его состояния и современных потребительских предпочтениях, позволяющая сформулировать рекомендации по совершенствованию системы мер и механизмов регулирования функционирования отрасли рыбоконсервной продукции. Используя в качестве основного метод комплексной научно-методической оценки социально-экономических отношений, были выявлены тенденции и сформулированы предложения по совершенствованию механизмов развития рынка рыбоконсервной продукции. Новизна и научный вклад определяются положениями, раскрывающими мониторинг современного состояния и перспективы развития рынка рыбоконсервной продукции России. Сформулированные выводы и разработанные рекомендации позволяют улучшить систему мер и механизмов, направленных на достижение роста ёмкости рынка рыбоконсервной продукции и увеличение потребления населением рыбных консервов до 3 килограммов на человека в год к 2030 году.
Рассматривается состояние комплектования иностранными изданиями научной отраслевой библиотеки. Отмечается недостаток текущих иностранных изданий в фондах библиотеки из-за отсутствия подписки на печатные издания и отмирания международного документообмена. Подчеркивается роль иностранных изданий в формировании информационных продуктов ЦНСХБ и информировании пользователей. Рассматриваются сущность и основные сведения об открытом доступе к научным публикациям, основные модели открытого доступа и его преимущества. Подчеркивается роль журналов открытого доступа на современном этапе в получении достоверной информации о состоянии мирового сельского хозяйства, о тенденциях его развития в отдельных странах, о достижениях и перспективах развития аграрной науки в зарубежных странах. Целью исследования было создание списка иностранных журналов открытого доступа для использования в информационных продуктах ЦНСХБ и библиотечно-библиографическом обслуживании. Проведена работа по поиску полнотекстовых журналов открытого доступа по проблематике АПК, их изучению, анализу и отбору. В процессе исследования интернет-ресурсов было отобрано 784 журнала по сельскому хозяйству и пищевой промышленности., в т.ч. по экономике сельского хозяйства ‑ 64; по лесному хозяйству ‑ 67; биологии сельскохозяйственных растений – 51; по животноводству ‑ 120, по ветеринарии ‑ 91, по механизации и автоматизации сельского хозяйства ‑ 64, по пищевой промышленности – 112 журналов, по защите растений – 215 журналов. Исследование показало, что в списке отобранных из интернет-ресурсов 136 журналов (17,5%) ‑ ключевые, т. е. наиболее авторитетные, престижные, издающиеся в течение многих десятилетий, в основном с высоким импакт-фактором.
Как показал опыт мощного развития Китая и России, крайне необходима современная земельная политика и эффективная система управления земельными ресурсами. В соответствии с нашей Конституцией земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерацией как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территории. Земельный кодекс РФ установил приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Эти основополагающие законы и должны быть базисом новой земельной политики и современной системы государственного управления землей.
В статье представлена авторская методика кластеризации субъектов Российской Федерации по уровню продовольственной безопасности, на основе анализа групп товаров, не соответствующих пороговому значению, установленных Доктриной продовольственной безопасности. Авторами выделены и охарактеризованы четыре типа регионов: регион-донор с экспортно-ориентированным производством, регион-донор с ориентацией на внутренний спрос, регион-реципиент с опережающим импортозамещением, регион-реципиент с ориентацией на внутренний спрос. Для визуализации данных использовался картографический метод на основе цветовой маркировки. Результаты исследования показали, что к регионам-донорам с экспортно- ориентированным производством тесно примыкают регионы-реципиенты с опережающим импортозамещением, которые обеспечивают продукцией регионы-реципиенты, не имеющие собственного производства. Наибольшая доля реципиентов наблюдается в категории овощей и фруктов. Регионы-доноры с экспортным потенциалом характеризуются наибольшей долей собственного производства, высокой долей экспорта и отсутствием импорта. Регионы-доноры с импортным потенциалом не реализуют продукцию на экспорт и не привлекают импорт из-за самообеспеченности. Регионы-реципиенты с экспортным потенциалом производят часть продукции самостоятельно, а недостаток восполняют за счет привлечения импорта в большем объеме от требуемого, с целью дальнейшего экспорта в регионы-реципиенты. Основными федеральными округами, в которых наблюдается отрицательный продовольственный баланс, являются Центральный, Северо-Западный, Уральский, Сибирский федеральные округа. В рамках данного исследования, предложенный подход анализа продовольственной обеспеченности по основным продуктам питания, позволяет визуализировать реальные и гипотетические изменения показателей по трем основным направлениям: производство, распределение и потребление, а также определить на территории страны производящие регионы – регионы-доноры и потребляющие регионы повышенного внимания – регионы-реципиенты.
Цифровазация стала неотъемлемой частью жизни общества, она вливается во все сферы национальной экономики. Цифровизация в России начала своё активное развитие с 2017 года с момента утверждения программы «Цифровая экономика Российской Федерации». С точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий Российская Федерация занимает сегодня 38-е место с большим отставанием от стран-лидеров, таких как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Люксембург и Германия. Развитие цифровой культуры общества вызвано необходимостью полноценного вхождения России в процесс глобализации экономики. В этой связи и цифровое развитие агропромышленного комплекса, как ключевой отросли национальной экономики, является приоритетным направлением. В статье проведен анализ уровню цифровизации в агропромышленном комплексе Республики Башкортостан. Обозначен круг проблем и перспективы развития АПК региона в условиях цифровизации. Авторами предложен комплекс мероприятий направленных на совершенствования цифровых платформ, реализуемых в сельском хозяйстве. В этой связи авторы статьи подвели итоги эффективности цифровизации производства на уровне отдельных предприятий, муниципальных районов и республики в целом.
Продовольственная независимость страны, минимизация последствий, связанных с санкциями, экспортно-импортными ограничениями, проблем в логистике, политика развития сельских территорий, создания комфортной среды для жизни сельского населения, обеспечение технологического суверенитета аграрного сектора экономики в рамках ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство»определили наиболее значимые направления повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей: использование цифровых решений в отрасли, создание системы непрерывной подготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий с целью формирования у них компетенций в области цифровой экономики. Переход аграрного сектора на цифровую модель развития в значительной степени определяется готовностью к внедрению цифровых решений. Стратегическим ресурсом цифровизации аграрного сектора является человеческий капитал. Реализация цифровых решений в сфере труда аграрного сектора мотивирует отечественных сельскохозяйственных производителей к внедрению в производственный процесс цифровых технологий, а занятых в отрасли специалистов – к формированию цифровых компетенций. В формировании цифровых компетенций очевидным является факт, что основой трансформации человеческого капитала является процесс освоения профессиональных знаний, умений и навыков посредством реализации системных мер непрерывной подготовки. В статье рассмотрены направления цифровизации, цифровые решения для аграрного сектора, выделены факторы-барьеры применения цифровых технологий отрасли, предложены варианты цифровых компетенций подготовки специалистов аграрного профиля на цифровой платформе «Банк цифровых компетенций аграрного сектора». Реализация цифровых решений в сфере труда аграрного сектора экономики и формирование цифровых компетенций занятых в отрасли специалистов повышает конкурентные преимущества реализуемого человеческого капитала, эффективность спроса и предложения на аграрном рынке труда.
В статье отражены результаты проведенного исследования в контексте теории управления устойчивым развитием предприятий агропромышленного комплекса применительно к глобальным вызовам Agriculture 4.0 и цифровой трансформации экономики аграрной отрасли. Выделены характерные факторы устойчивого развития: степень использования материальных ресурсов в процессе производства продукции; инновационная активность предприятий агропромышленного комплекса; соответствие инвестиционной и кадровой политики требованиям Стратегии научно-технологического развития; состояние финансового менеджмента. Выявление характерных факторов предоставляет возможность исследовать устойчивое развитие во взаимосвязи факторов внутренней и внешней среды. Предложена авторская методическая последовательность оценки устойчивого развития на уровне основных звеньев агропромышленного комплекса. К специфическим особенностям предлагаемой последовательности относится определение её основных компонентов: систематизация и расчет частных показателей, отражающих влияние факторов на устойчивое развитие; приведение частных интегральных показателей к единому интегральному показателю; оценка экономических последствий проведенного оценивания. Определены и аргументированы показатели, показывающие уровень устойчивого развития предприятий агропромышленного комплекса применительно к каждому элементу. Это дает возможность проводить детализированный анализ изменений и колебаний возможностей достижения устойчивого развития предприятий агропромышленного комплекса, своевременно и оперативно нивелировать проблемные зоны в процессе осуществления алгоритмической последовательности аналитического оценивания.
еоретическая значимость проведенного исследования состоит в развитии институциональной, неоинституциональной, поведенческой экономической теорий, теорий государственного управления, агентских отношений, бюрократии на основе фундаментальных исследований институционального регулирования рынка земель сельскохозяйственного назначения. Цель работы – уточнение и конкретизация системы государственных, экономических и институциональных интересов субъектов рынка земель сельскохозяйственного назначения. Установлено, что интересы в сфере регулирования владения, пользования, распоряжения земельными ресурсами неизбежно приходят в противоречие с отношениями на рынке земель сельскохозяйственного назначения, которым свойственен процесс саморегулирования. Интересы государства, собственников, арендаторов земель сельскохозяйственного назначения пересекаются в ходе обеспечения продовольственной безопасности, осуществления инвестиционной и инновационной деятельности, научно-технического прогресса, развития информационно-коммуникационной системы. От качества взаимосвязи государственных, экономических и институциональных интересов зависит эффективность функционирования земельного рынка. Институциональные механизмы согласования и реализации интересов субъектов земельного рынка включают меры по стимулированию и принуждению для предотвращения или сглаживания оппортунистического поведения субъектов, сокращению чрезмерно высоких трансакционных издержек, выполнению программ по увеличению площади продуктивной пашни за счет дополнительного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Общий институциональный интерес предполагает усиление продовольственной безопасности Российской Федерации посредством увеличения вклада в валовой внутренний продукт за счет наращивания объемов производства продукции растениеводства хозяйствующего субъекта при сохранении и воспроизводстве плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Для этого требуются изменения институциональных правил в отношении неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, корректировка основных параметров финансового обеспечения достижения целей стратегии развития агропромышленного комплекса.
Оценка экономической составляющей сельскохозяйственного землепользования предполагает определение показателей эффективности инвестирования возделываемых культур с учетом установленной посевной площади и урожайности по Российской Федерации за 2010-2022 гг. Выявленная инвестиционная привлекательность сельскохозяйственного землепользования вероятна к использованию институциональными субъектами механизма, структурированными по уровням государственного, местного и внутрихозяйственного управления с целью наращивания коммерческого потенциала земледелия. Выделенные обстоятельства, влияющие на сельскохозяйственное землепользование (фактическая посевная площадь, урожайность культур, ставка дисконтирования) являются основополагающими в принятии решения перспективного возделывания сельскохозяйственных культур. Институциональная среда как упорядоченная совокупность формальных и неформальных правил, институтов, определяющих содержательные рамки экономического поведения, и составляющая основу производства, обмена и распределения ресурсов опосредует сельскохозяйственное землепользование через формирование организационно-экономического механизма, ограниченного стоимостью и доступностью основных ресурсов. Проведенное исследование позволило установить культуры, являющиеся не только экономически целесообразными для перспективного возделывания (подсолнечник на зерно, озимая и яровая пшеница, зернобобовые культуры), но и обеспечивающие наращивание прибыли сельскохозяйственных землепользователей согласно исходным данным 2022 г. Установлена возможность использования рассчитанных аналитических показатели инвестиционной эффективности возделывания сельскохозяйственных культур для перспективного планирования севооборотов на земельных участках сельскохозяйственного назначения.
Государственная программа поддержки коноплеводства в виде федеральных субсидий, а также повышение спроса на пищевые продукты из технической конопли, расширение сфер применения пеньки и костры привело к повышению интереса к возделыванию этой культуры, что выражается в стабильном ежегодном приросте посевных площадей, которые за 2010-2022 годы увеличились почти в 16 раз. Для получения господдержки в виде федеральных субсидий перерабатывающее предприятие должно выполнить ряд условий, одно из которых отсутствие налоговой задолженности. В настоящее время в России более 95% предприятий первичной переработки производят из стеблей конопли однотипную пеньку, состав линий для этого может быть разнообразным, поэтому проанализированы основные отечественные линии для первичной переработки технической конопли. Проведен сравнительный анализ экономической эффективности двух отечественных линии первичной переработки конопли при получении федеральной субсидии для компенсации части затрат на агротехнические работы по выращиванию лубяных культур и при субсидии на компенсацию части капитальных затрат на приобретение, доставку и монтаж технологического оборудования, транспортных средств, прочих основных фондов и без них. Субсидия на проведение агротехнических работ по выращиванию технической конопли в большей степени повышает рентабельность производства и сокращает срок окупаемости затрат. Обе технологические линии эффективны и окупятся практически в одинаковые сроки.