В условиях массированной санкционной политики в отношении России со стороны «недружественных» государств проведение новой индустриализации аграрного производства страны является ключевой идеологемой его эффективного функционирования. В статье представлена модель взаимодействия государства, науки и бизнеса для целей неоиндустриализации аграрного производства. Раскрыта экономическая сущность новой индустриализации, которая сводится к переводу отрасли на промышленную основу, созданию крупного машинного и роботизированного сельскохозяйственного производства с соответствующим его обеспечением (в необходимом количестве и ассортименте) средствами химизации. Установлено, что обеспечение сельхозтоваропроизводителей техникой, прицепными машинами остается на низком уровне. В связи с этим, для проведения неоиндустриализации необходимо стимулировать локализацию производства технических средств, критических узлов, диверсифицировать географический импорт машин, оборудования и компонентов, и обеспечить дешевый кредит для развития собственных машиностроительных производств. Показано, что применение ресурсосберегающих технологий должно сопровождаться повышением плодородия почв с учетом биологических особенностей сортов, гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных, что связано с применением оптимальных норм внесения удобрений и других средств химизации. Обосновано, что решающая роль в проведении неоиндустриализации аграрного производства должна принадлежать институтам развития: АО «Росагролизинг», АО «Российский сельскохозяйственный банк» и агробиотехнопаркам, созданным Минсельхозом России.
В статье рассматриваются вопросы, направленные на повышение эффективности реализации стратегии развития агропромышленного комплекса Донецкой Народной Республики в сложившихся условиях нестабильной экономической конъюнктуры и новых вызовов, связанных с геополитической ситуацией. Дана характеристика нерешенной проблемы, которая заключается в необходимости учета в реализации стратегии функционирования отраслей агропромышленного комплекса, и, в особенности, тех предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности, которые находятся на освобожденных в ходе специальной военной операции территориях. Ввиду увеличения населения и количества обрабатываемых земель, стратегия развития требует внесения изменений, учитывая как данные факторы, так и цели и задачи, направленные на обеспечение продовольственной безопасности и социальных гарантий граждан Республики. Для оценки реализации стратегии развития агропромышленного комплекса Донецкой Народной Республики и достижения результатов согласно обозначенным индикаторам, проведен анализ состояния отрасли и сопоставление фактически достигнутых в 2021 году показателей с индикативными. Анализ показал незначительное отклонение по 23-м индикаторам. Наибольшее число отклонений было выявлено в отрасли животноводства. Исходя из проведенного анализа, разработаны предложения по устранению выявленных отклонений в динамике ключевых стратегических показателей эффективности АПК. Решение обозначенных в статье проблем в рамках стратегии развития позволит создать условия для роста ключевых индикаторов эффективности на долгосрочную перспективу, а также осуществить ранее запланированные задачи.
Сейчас АПК находится в стадии активного развития, чему способствовали соответствующие меры финансовой поддержки со стороны государства. За последние 10 лет на поддержку АПК было направлено свыше 2,5 трлн рублей, было реализовано 1,5 тысячи проектов, 80% из которых достигли стадии серийного производства. На начало 2022 года по критерию величины добавленной стоимости, которая произведена в АПК, страна в мировом рейтинге занимает пятое место (4,4 трлн рублей) и седьмое – по объему привлеченных инвестиций. Одним из основных факторов, гарантирующих продовольственную безопасность, является превышение объемов экспорта продовольствия над импортом. Импорт сельскохозяйственного сырья сократился за последние 10 лет в 1,6 раза. Впервые за последние 30 лет по итогам 2020 года экспорт продовольствия и сырья из России превысил импорт. Одной из актуальных проблем остается развитие собственной семеноводческой отрасли. Пока остается высокий уровень импортозависимости в животноводстве от зарубежного генетического материала. В настоящее время запущен широкий спектр государственной финансовой поддержки этих секторов АПК: стимулирующие субсидии, краткосрочное и инвестиционное льготное кредитование, компенсация прямых затрат на модернизацию и создание центров семеноводства и племенного дела. Главной целью АПК является обеспечение устойчивого роста аграрного сектора на 3% в год, но, чтобы достигнуть такого роста, в отрасль необходимо направлять около 1 трлн рублей ежегодно. У государства такие средства есть, это Фонд национального благосостояния, в котором сегодня размещено 11 трлн рублей, и экспортные таможенные пошлины от реализации сельхозпродукции, которые в сумме около 2,5 трлн рублей ежегодно поступают в бюджет.
В статье проведена оценка выполнения проектов в сельском хозяйстве РФ, реализуемых в рамках партнерских отношений, и в частности, механизма государственно- частного партнерства. В условиях ограниченности бюджетных резервов реализация инфраструктурных проектов в сельском хозяйстве накладывает определенное бремя на экономику страны (региона), что требует активизации дополнительных средств для инвестирования, которые могут быть исполнены путем привлечения частного капитала. В этой связи необходимо разработать комплекс мер, направленных на совершенствование инфраструктуры российского агропромышленного комплекса, перехода к прогрессивным технологиям и формам ведения аграрного производства, ускоренного приближения к мировым достижениям в этой отрасли. Поэтому необходимо создание современных инновационных проектов, которые послужат основой обеспечения устойчивого социально-экономического развития и продовольственной безопасности страны. Решением вопроса стимулирования инновационной деятельности в аграрной сфере должно стать участие государства и бизнеса на принципах государственно-частного партнерства. При этом основываясь на кластерную организацию производства можно добиться синергетического эффекта от реализации таких проектов. Базируясь на такие методы научного познания как синтез, аналогия, SWOT-анализ, графический анализ, обобщение, авторам удалось дать оценку реализации проектов государственно-частного партнерства в аграрном секторе РФ, на основе чего определить сдерживающие факторы и предпосылки к развитию таких проектов в нашей стране. На примере аграрного региона – Республики Дагестан, предложена типовая модель кластерной организации проекта ГЧП в АПК на примере плодоовощеконсервного кластера в Республике Дагестан. К выводам следует отнести то, что государственно-частное партнерство может стать действенным механизмом организации взаимодействия государства и бизнеса в разных отраслях экономики, в том числе сельском хозяйстве.
Необходимость исследования благосостояния населения диктуется его важностью для обеспечения эффективного государственного и муниципального управления. Существующие природные, социально-экономические, экологические, демографические различия субъектов Северо-Кавказского федерального округа находят свое выражение в уровне социально- экономического потенциала каждого из них, а также эффективности его использования. Всё это лежит в основе демографического роста, экономического развития территориии повышению благосостояния населения, которые в условиях внешнего негативного воздействия и внутреннего особого внимания, требуют сегодня системного исследования. Источниками информации выступают сведения, формируемые в ходе статистического наблюдения и выборочных обследований населения. Их результаты позволяют провести более углубленный анализ достигнутого уровня благосостояния населения, выявить существующие проблемы и возможные способы их разрешения. Предложен алгоритм оценки благосостояния населения по структурам: доходов, расходов, ресурсов, потребления и индексов.
В статье рассмотрены различные подходы и показатели оценки продовольственной безопасности региона. Авторами предложен алгоритм, благодаря которому можно оценить продовольственную безопасность региона, а также представлены результаты его апробации на примере Калининградского региона. Рассмотренные подходы были систематизированы и описаны с целью выявления преимуществ и недостатков каждого из них для того, чтобы разработать подход для комплексной оценки продовольственной безопасности региона. В результате проведенного исследования была выявлена динамика изменения объемов производства и потребления населением основных продуктов питания, рассчитаны основные показатели продовольственной безопасности, а также определен уровень безопасности региона, который можно охарактеризовать как низкий. Одной из основных угроз безопасности региона является снижение степени экономической доступности. Оценка коэффициента покрытия импорта продовольствия свидетельствует о высоком уровне зависимости региона от импорта, что также является потенциальной угрозой безопасности региона. В результате исследования был сделан вывод о том, что разработанный методический подход позволил комплексно оценить продовольственную безопасность региона. Данное исследование позволяет классифицировать угрозы продовольственной безопасности, совершенствовать информационно-аналитическую базу для разработки мероприятий по предотвращению либо нивелированию негативного влияния на региональную экономику угроз продовольственной безопасности региона.
Предприятия, входящие в ядро кластера, должны иметь стабильное финансовое положение, позволяющее избежать банкротства, поскольку их целесообразность определяется не только «прямыми» показателями результативности производственной деятельности, такими как урожайность, доход, производственные мощности, посевные площади, а и «косвенными» показателями, обеспечивающими непрерывность и безопасность функционирования предприятия – это достаточное обеспечение рабочей силой и стабильный прирост собственного капитала. Согласно взглядам Г. Эллисона и Э. Глейзера, Ф. Марелля и Б. Седиллота релевантность концентрации производства микрозоны и наличие агломерации, способствует формированию кластера. В перспективе кластерные формирования в России могут стать предпосылкой снижения безработицы, концентрации капитала и повышения доходности сельскохозяйственных формирований. На основе алгоритма аккумуляции проведена экономическая оценка эффективного функционирования кластерной системы и идентифицированы районы Саратовской области наиболее благоприятные для формирования ядра зернопродуктового кластера. Гипотезу релевантности концентрации производства микрозоны подтвердили показатели «силы» агломерации – средние коэффициенты составляют 0,04 и 0,05 пунктов, что соответствует средней и устойчивой концентрации. Следует отметить, данные характеристики свидетельствуют о возможности формирования в правобережье и левобережье региона отдельных кластерных образований в зерновом хозяйстве, что является положительной тенденцией для повышения уровня продовольственной безопасности региона и формирования экспортного потенциала.
В условиях мировой нестабильности, влияния глобальных трендов и нарушения сложившихся межгосударственных связей перед государственными органами стоит две важных задачи: обеспечить эффективное развитие сельскохозяйственной отрасли и физическую и экономическую доступность населения к продовольственным товарам с высокими качественными характеристиками и в ассортименте. В статье дана оценка современного состояния развития агропромышленного производства и агропродовольственного рынка Сибири. Определены темпы развития производства и потребления основных продуктов питания на душу населения по регионам округа. Рассчитаны показатели обеспеченности Сибирского федерального округа (фактическая емкость спроса, уровень самообеспеченности, потенциальная емкость спроса, степень насыщенности продовольственного рынка по спросу) по основным продовольственным товарам, производимых в регионах округа (зерно, картофель, овощи, молоко, мясо скота и птицы, яйца). Проведен кластерный анализ с применением программы SPSS (версия 22.0) методом Варда, результаты которого позволяют дифференцированно подходить к эффективному управлению агропромышленным производством и агропродовольственным рынком. Показана роль агропромышленного производства в решении проблемы по обеспечению населения основными продовольственными товарами. Представлены основные проблемы, оказывающие негативное влияние на развитие агропромышленного производства и агропродовольственного рынка Сибири. Предложены основные направления развития агропродовольственного рынка Сибири в условиях совершенствования межрегиональных и межгосударственных связей.
Статья посвящена проблеме, характерной для Северо-западного федерального округа, где на фоне приоритетности развития животноводства наблюдается дефицит собственных ингредиентов концентрированных кормов и, прежде всего, фуражного зерна. Ленинградская область является лидером округа по производству и удоям молока и мяса птицы, что повышает ее зависимость от кормовой базы. Целью статьи является оценка текущей зависимости животноводства области от закупок отдельных видов концентрированных кормов с точки зрения потенциала устойчивого развития отрасли животноводства. В статье приводится оценка потребности в концентрированных кормах для обеспечения нужд животноводства. Расчет приводится по кормам, по которым у области есть потенциал увеличения объемов производства (ячмень, пшеница, овес, рапс). Обращается внимание на высокую зависимость региона от поставок зерновых из других субъектов Российской Федерации, что является фактором сдерживающим устойчивое развитие отрасли животноводства. Оцениваются такие последствия указанной зависимости, как волатильность цен на зерновые корма, снижение рентабельности деятельности животноводческих хозяйств, общее снижение финансовой устойчивости. Анализируется потенциал и возможности Ленинградской области по повышению объемов собственного производства отдельных видов концентрированных кормов.
Актуальность темы исследования обусловлена стратегической важностью обеспечения перехода экономики Российской Федерации (РФ) на новый индустриально- технологический уровень функционирования. Эта задача, поставленная также и перед аграрным сектором России, напрямую касается отрасли растениеводства, поскольку результаты деятельности ряда регионов характеризуется избыточным производством и экспортом сельскохозяйственного сырья (преимущественно зерна пшеницы). Для ее решения Правительством РФ была утверждена Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов России на период до 2030 г., отражающая приоритетные направления совершенствования их деятельности в среднесрочной перспективе, одним из которых является модернизация сферы пищевой и перерабатывающей промышленности страны с целью увеличения объемов выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью и расширения ее ассортимента на внутренних и внешних рынках. В качестве инструментария для механизма качественных изменений были разработаны меры таможенного тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов России, которые вызывают множество споров среди ряда экспертов и товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции. В работе с учетом интересов отечественных товаропроизводителей предложена корректировка действующего механизма зернового демпфера на основе расчета показателя допустимого объема реализации сырья за рубеж и разницы между индикативной (мировой) и внутренней рыночной ценами, а также затрат на экспортную логистику. Обоснованы подходы к субсидированию предприятий первичной и глубокой (промышленной) переработки зерна (на примере Саратовской области), направленные на стимулирование их развития и предполагающие выделение критериев перераспределения государственной поддержки на объёмы производства продукции, покрытие себестоимости, уровень рентабельности. Представлены формулы расчета оптимальных объемов бюджетных ресурсов для достижения показателя уровня рентабельности отрасли в среднем до 42%.