Яндекс.Метрика

Факторы дисбаланса современной системы стратегического планирования развития аграрного сектора

В статье систематизированы ключевые факторы, обуславливающие дисбалансы в развитии современной системы стратегического планирования аграрной сферы. В работе обосновано, что в формировании ключевого планового документа системы стратегического планирования в сельском хозяйстве – Госпрограммы - активное участие должны принимать регионы. Установлено, что отсутствие в системе документов стратегического планирования такого важного промежуточного звена между Госпрограммами разного уровня, как региональная схема пространственной организации отрасли, не позволяет объективно оценить внутренний потенциал отдельных территорий в достижении национальных приоритетов. Доказано, что слабо проработанные подходы к прогнозированию параметров развития аграрного сектора отдельных регионов способствуют занижению целевых индикаторов развития отрасли, замедляя темпы ее экономического развития. Частая смена приоритетных целей и задач Госпрограммы приводит к изменению круга целевых индикаторов, их систематическому невыполнению, трансформации механизма оказания государственной поддержки. Отмечено, что регулярное изменение лимитов, сроков и запланированных мероприятий в рамках Госпрограммы, с одной стороны, не позволяет объективно оценить эффективность их применения, с другой – затрудняет разработку планов долгосрочного развития аграрного сектора отдельных субъектов РФ при их взаимоувязке со стратегиями территориального и отраслевого развития регионов. Ограниченность средств господдержки в структуре расходов федерального бюджета страны в условиях инфляционного повышения общего уровня цен на энергоносители, комплектующие, семена, импортные технологии сдерживает решение комплекса долгосрочных задач устойчивого развития аграрной сферы. Аргументировано, что применяемые инструменты государственного регулирования отрасли в рамках Госпрограммы не отвечают принципам системности и непрерывности использования. Данный факт противоречит методологии системы стратегического планирования и серьезно ограничивает ее развитие на современном этапе.

Механизмы регулирования аграрной сферы во взаимодействии с трансграничными структурами и объединениями

Эффективность применяемых мер и механизмов регулирования процессов в отраслях национальной экономики, вовлеченных в трансграничную торговлю, в значительной степени определяет результативность ее функционирования. Основной формой межгосударственного взаимодействия на уровне региональных субъектов в настоящие время является трансграничный обмен экономическими ресурсами, результатами производственной деятельности, сотрудничество в направлении реализации социальных и инфраструктурных проектов. Одним из условий повышения эффективности государственной политики регионального развития в РФ, по нашему мнению, также может являться выработка комплекса мер, направленных на теоретическое обоснование и практическую реализацию программ по интенсификации процессов объединения приграничных районов в трансграничные образования, в той мере, в которой это позволяет сложившаяся внешнеполитическая конъектура. Целью данного исследования является разработка механизма регулирования национальной экономики во взаимодействии с трансграничными структурами и объединениями. Научная новизна проводимых исследований заключается в использовании матрицы трансграничного взаимодействия для анализа сценария экономического развития взаимодействующих регионов, выявлении конкурентных преимуществ регионов сопредельных стран в отраслях специализации на основе расчета коэффициента сравнительных преимуществ. Составным элементом институционального механизма регулирования национальной экономики в условиях трансграничного взаимодействия может являться регрессионная модель оценки влияния ключевых факторов на ВРП приграничных регионов.

Экономическое обоснование развития экспортно-ориентированного мукомольного производства в сельскохозяйственных организациях

В статье представлен комментарий достигнутых результатов выбранного в начале 2000-х гг. руководством Российской Федерации курса аграрной политики страны, направленной на увеличение в стоимостном выражении объемов производства продукции сельского хозяйства в 10 раз, рост ее поставок за рубеж в 16,5 раза. Отмечено, что в товарной структуре экспорта продовольствия России преимущественную долю занимают злаки (30%), большей частью пшеница, урожаи которой в настоящее время отличаются рекордно высокими показателями. Однако полное насыщение внутреннего рынка зерном в условиях нестабильности оптовых цен вызывает проблему его реализации в перспективе. Рациональный выход из складывающейся проблемной ситуации видится в постепенном уходе от сырьевой модели агроэкспорта к формированию индустриально-технологического типа функционирования экономики государства, предполагающего модернизацию перерабатывающих отраслей, в особенности в сфере его зернового хозяйства. В работе отмечено, что в условиях структурной перестройки аграрной сферы России перспективным направлением совершенствования ее производственной деятельности является образование в рамках действующих предприятий новых цехов и подразделений, необходимых для осуществления последующей обработки готового сырья. На примере отраслевого рынка Саратовской области установлено, что среди зарубежных потребителей товаров ее АПК спросом пользуются продукты перемола злаковых культур. Исходя из этого, предложены подходы к целевому инвестиционному субсидированию производителей пшеницы и ржи, включающие в себя предоставление бюджетных ассигнований (в размере 25%) на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК (закупку машин и оборудования) для комплектации цехов по первичной переработке зерна в крупных организациях региона. Методом статистической группировки данных были выбраны 14 хозяйствующих субъектов области, реализация предложенных мероприятий в которых позволит увеличить значение их совокупной чистой прибыли в целом на 794 млн руб.

Формирование политики технологического суверенитета рыбохозяйственного комплекса России в условиях санкционного режима

Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса опирается на концентрацию усилий по совершенствованию системы отраслевого управления в таких направлениях, как модернизация и инновации, стимулирующих активное внедрение новых организационно- экономических форм и методов управления. Обосновывается новый подход к выработке отраслевой политики путём формирования локально-интегрированного рынка инноваций. Именно это позволяет обеспечить рост экономических показателей развития. Также принимается во внимание положительный опыт создания и применения целого ряда организационных форм в промышленной политике, их адаптация не просто к отраслевому управлению, а управлению хозяйственным комплексом, характеризующимся многовекторным развитием. В порядке проектного обеспечения реализации национальных целей требуется рассмотреть расчёт мультипликативного эффекта рыбохозяйственного комплекса и разработку экономико-правовых отраслевых рекомендаций по построению инновационных моделей специальных инвестиционных контрактов. В то же время следует обратить внимание на возможность обращения рыбохозяйственного законодательства, стимулирующего инвестиционную деятельность и изучить целесообразность других форм стимулирования инвестиционных циклов – корпоративное государственное частное партнерство, промышленная ипотека, а также механизм особых экономических зон, свободных рынков и участия во взаимодействии с партнёрами по Евразийскому экономическому сотрудничеству и СНГ.

Плодоовощной сектор Евразийского экономического союза: потенциал роста и сдерживающие факторы

Формирование конкурентоспособного и устойчивого плодоовощного сектора, способного удовлетворить внутренний спрос, является одной из важнейших задач для государств – членов Евразийского экономического союза. Несмотря на активное развитие данной подотрасли растениеводства, объемы валовых сборов пока не позволяют достичь полной обеспеченности собственными фруктами и овощами в целом по Союзу. В статье представлен анализ показателей производства и торговли плодоовощной продукцией в мире и странах Союза. Основной объем плодов и ягод в ЕАЭС выращивается в России и Беларуси, овощей – в России и Казахстане. При этом важна роль взаимных поставок государств-членов в насыщении общего аграрного рынка. Фруктами партнеров по Союзу снабжают Армения и Кыргызстан, овощами – Беларусь и Казахстан. Отмечается, что в структуре импорта сельскохозяйственных товаров в Союз на долю фруктов и овощей, закупаемых за рубежом, приходится порядка 30%. При этом наиболее значительный рост поставок наблюдается в межсезонье в связи с дефицитом современных мощностей по хранению. Отдельное внимание отводится перспективным направлениям развития плодоовощной отрасли за счет реализации интеграционного потенциала на уровне Союза. Статья содержит как оценку сдерживающих факторов, так и предложения по укреплению сотрудничества государств-членов в сфере овощеводства и плодоводства, включая внедрение созданных в Союзе высокопродуктивных сортов и гибридов культур, осуществление совместных проектов, развитие кооперационных связей мелкотоварных производителей, разработку цифровых технологий, технических систем для хранения плодоовощной продукции, использование экологических методов ведения сельского хозяйства и другие.

Сельское развитие как совокупность созависимых социально-экономических процессов в поселениях

В статье приведены результаты исследования возможности и целесообразности управленческого воздействия на сельское пространство как на совокупность созависимых социально-экономических процессов, во всем их многообразии. К рассмотрению предлагается концепция сельского развития, в том числе происходящего под устойчивым влиянием крупных агрохолдингов, все больше формирующих и влияющих на аграрную политику в регионах, распределение основного источника выживания для малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса – государственной поддержки. На примере одного из регионов Западной Сибири показано содержание процессов сельского развития, приведены вовлеченные стороны, созависимые процессы и уровни созависимости. Показано, что сельское развитие представляет собой совокупность гармонизированных созависимых процессов, происходящих с учетом и в интересах вовлеченных сторон для обеспечения высокого уровня качества жизни местного населения, эффективного и рационального сельскохозяйственного производства, благоприятного предпринимательского климата и сохранения стабильности и устойчивости локальной социально-экономической системы. Предложена активизация процессов сельского развития через комплексный подход, учитывающий интересы всех вовлеченных сторон, с сохранением устойчивости развития и снижения рисков монополизации локальных экономик.

Дифференциация сельского пространства: закономерности и движущие силы

Большинство научных публикаций о дифференциации сельского пространства посвящены количественной оценке ее последствий. Базисные основы формирования неоднородности остаются слабо изученными. Цель исследования – раскрыть закономерности и движущие силы, определяющие дифференциацию сельского пространства. Задачи исследования - провести систематизацию понятия «дифференциация»; раскрыть закономерности и движущие силы дифференциации сельского пространства на макро-, мезо- и микроуровне. Рабочая гипотеза – разграничение основных закономерностей и движущих сил дифференциации сельского пространства по уровням исследования. Объекты наблюдения: на макроуровне – регионы европейской части России; мезоуровне – муниципальные образования Вологодской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей; микроуровне – существующие практики в Архангельской области. Понятие «дифференциация» рассмотрено в четырех ракурсах, как явление, процесс, метод разграничения и инструмент управления. Дифференциация сельского пространства исследована в зависимости от рентного потенциала земель (макроуровень), местоположения территории относительно центра регионов (мезоуровень), наличия нематериальных активов (микроуровень). Движущей силой дифференциации определены по уровням, соответственно, конкуренция субъектов агробизнеса за обеспечение совокупного спроса на сельхозпродукцию, поле тяготения «центра», социальный и человеческий капитал. В группах регионов европейской части России с высоким и низким рентным потенциалом выявлены полярные показатели в динамике посевных площадей, валовой добавленной стоимости в отраслях сельской экономики и численности населения. В исследованных регионах относительно их центра четко выделяются территории только ближней и дальней периферии. Для проверки наличия средней периферии требуется исследовать большее количество регионов. На микроуровне в муниципальном округе с более развитым социальным капиталом отмечаются лучшие показатели динамики населения относительно соседних районов и округов. В дальнейшем на локальных территориях необходимо проведение более масштабных полевых исследований. Объективно действующие закономерности и движущие силы дифференциации сельского пространства необходимо учитывать при разработке и реализации политики сельского развития.

Научные подходы по корректировке стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года

В статье проведен анализ Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года, базирующейся не выполнении ряда национальных целей, обозначенных в Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 года. Дана критическая оценка используемых при формировании Стратегии подходов, а также стратегических направлений, изложенных в ней. Предложенные в Стратегии направления по некоторым позициям не соответствуют национальным целям, утвержденным Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В частности, не уделяется внимания развитию сельских территорий, а их наполнение населением не является стратегическим направлением развития агропромышленного комплекса. И это не говоря о необходимости скорейшей ликвидации инвестиционной недостаточности, импортозамещении, развитии научной и технологической основы развития сельского хозяйства, его кадровом обеспечении, построении системы управления, адекватной намеченным задачам и т.д. В этой связи коллективом авторов обоснованы стратегические направления развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года, способствующие развитию этих отраслей экономики, а также сельских территорий.

Совершенствование планирования развития АПК СФО в государственных стратегических документах

Утверждение правительством РФ в начале 2023 года Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года обусловило исследование вопросов стратегического развития Сибири и ее территорий. Долгосрочная повестка развития Сибири снова определила ее позиционирование как территории экономического роста России. Согласно государственным приоритетам, обозначенным в стратегическом документе, устойчивое развитие Сибири неразрывно связано с переходом от добычи сырья к организации его глубокой переработки и создании продукции с высокой добавленной стоимостью. Агропромышленный комплекс СФО, являясь одним из перспективных направлений развития округа в условиях трансформаций экономики и внешнеэкономических связей РФ, может стать инновационным центром, создающим качественную, технологичную и экологичную продукцию, востребованную как на внутреннем, так и на внешних продовольственных рынках. Гипотеза исследования заключается в том, что реализация интеграционного сценария развития СФО в рамках утвержденной Стратегии может обеспечить эффективное развитие экономик его субъектов, а также усиление в масштабах страны позиций Сибири как макрорегиона в целом. В качестве базовых условий реализации Стратегии на основе интеграционного сценария является синхронизация национальных стратегий и стратегий субъектов СФО РФ, подкрепление их дополнительными механизмами, а также создание специализированных центров решений. В Стратегии должен быть определён организационно-экономический механизм, позволяющий формировать комплексные системные решения, которые обеспечат эффективность планирования, в том числе в АПК. Актуальность такого механизма обусловлена необходимостью устранить противоречия в государственных стратегических документах различного уровня, а также обеспечить последовательность и согласованность управленческих решений. Обеспечение взаимосвязи элементов системы стратегического планирования АПК и качественное формирование документов повысит их практическую ценность для межрегионального и регионального управления, а также сформирует ориентиры для внешних участников, включая инвесторов, планирующих вложения в экономику РФ.

Оценка влияния ресурсных факторов устойчивого развития аграрного производства на состояние продовольственной независимости России

В статье рассмотрены методологические и научно-практические вопросы устойчивого развития аграрного производства России в контексте обеспечения продовольственной безопасности. Предложен комплексный подход к решению проблем устойчивого развития аграрного производства и продовольственной независимости с учетом влияния ресурсных факторов и их оценки в условиях современных глобальных вызовов. Проведена оценка прямого и косвенного влияния выявленных ресурсных факторов на устойчивое развитие аграрного производства и состояние продовольственной независимости. Показано, что основной угрозой продовольственной независимости России является высокий уровень импортной ресурсной зависимости аграрного производства. Проведены экономико-математические расчеты динамики структурных изменений в ресурсном потенциале аграрного производства по группам ресурсов. Рассчитана совокупность цепных и базисных показателей изменений ресурсной структуры в целях повышения обоснованности аналитических выводов и предлагаемых мер по корректировке реализуемой аграрной политики. Сделан вывод, с одной стороны, об относительной устойчивости ресурсной структуры, с другой стороны, о сложившихся долгосрочных тенденциях, связанных с ростом ресурсной обеспеченности, повышением эффективности использования ресурсов, внедрением инноваций. Использование совокупности коэффициентов подтвердило зависимость устойчивости ресурсной структуры аграрного производства от негативных факторов, вызванных влиянием внешней среды и санкциями. Это позволило обосновать возможность новых структурных изменений в ресурсном потенциале в 2023-2025 гг., что обусловливает приоритетный характер реализации стратегии формирования и использования ресурсного потенциала аграрного производства в целях устойчивого развития и обеспечения продовольственной независимости страны. Предложено также усилить актуализацию сведений о производственно-ресурсных взаимосвязях между отраслями экономики в целях повышения обоснованности разрабатываемых направлений государственной аграрной политики.