Яндекс.Метрика

Перспективы расширения российского экспорта сои и продуктов ее переработки

В статье на основе статистических данных определены позиции Российской Федерации в производстве и экспорте сои и отдельных производных продуктов из сои. Выявлено, что интенсивное увеличение посевных площадей и производства сои обусловлено целенаправленными действиями в этой области правительства РФ, что привело к наращиванию доли России на мировых рынках сои и соепродуктов. Для исследования экспортного потенциала выбраны три группы продукции: соевые бобы, соевое масло и жмыхи, которые в настоящее время формируют сопоставимые объемы экспорта. На основе структурно-динамического анализа определена роль РФ на мировых рынках анализируемых продуктов – в последние годы страна входит в десятку экспортеров, хотя и с незначительной долей, но с тенденцией более быстрого роста, чем мировой рынок в целом, основные экономические страны-партнёры. В результате исследования выявлен значительный отрицательный торговый баланс во внешней торговле РФ соевыми бобами, что ставит под сомнение экономическую целесообразность наращивания экспорта соевых бобов, и положительный торговый баланс во внешней торговле соевым маслом и жмыхом. На основе имеющихся экспертных оценок по использованию продуктов из сои сделаны выводы о перспективах наращивания экспорта продукции переработки сои – соевого масла, жмыха, изолята, что обусловлено как ростом мирового спроса на продукты, так и увеличением производства этих продуктов в стране. Выявлены ограничения в экспорте, связанные с имеющимися диспропорциями в производстве сои и размещением перерабатывающих мощностей, предложены решения в краткосрочном периоде.

Региональные особенности и факторы влияния на использование сельским населением услуг электронного правительства

Настоящее исследование проведено с целью обоснования выбора механизмов государственной региональной политики для достижения целей устойчивого развития в направлении активного использования услуг электронного правительства сельским населением России на основе выявления и анализа потребностей населения и возникающих проблем. Материалами исследования послужили результаты Федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей Росстата за 2018 и 2021 годы. Отмечено, что пандемия COVID 19 не только способствовала росту активности сельских жителей в использовании услуг электронного правительства, но и усугубила имеющиеся проблемы. Построена типология регионов РФ по динамике доли сельского населения, использующего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг за период пандемии COVID 19. Получено шесть классификационных групп регионов, отличающихся динамикой процесса вовлеченности сельского населения в использование услуг электронного правительства. Выявлена связь между динамикой использования сельским населением государственных и муниципальных услуг в электронном виде и динамикой уровня удовлетворенности качеством предоставления данных услуг по регионам РФ, а также динамикой доли населения, отказавшегося от услуг электронного правительства по различным причинам. На основании полученных результатов обоснованы меры государственной политики для региональных органов власти, которые могут способствовать росту доли сельских пользователей государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Cоциокультурный контекст развития сельских территорий (локальный опыт междисциплинарного исследования)

В данной работе обосновывается необходимость и возможность междисциплинарного синтеза достижений информационно-коммуникативной теории, семиотики и институциональной экономики к изучению диалектического взаимодействия социокультурной динамики и экономических изменений на примере исследования проблемы устойчивого развития сельских территорий. На основе конвергенции методологических подходов дается расширенная трактовка данной проблемы, включающая в себя коммуникативно-семиотический аспект. На материалах продолжительных полевых исследований локального уровня показаны объяснительные возможности междисциплинарной методологии, а также ее потенциал для теоретического обоснования эффективной стратегии сбалансированного развития локальных территорий и оптимальной настройки механизмов ее реализации, с учетом кардинально меняющихся производственных, рыночных, информационных и иных технологий. Наши локальные полевые исследования взаимодействия социокультурных факторов и хозяйственных процессов в сельской местности позволили выявить ряд связок ценностей, мотивов, стереотипов и норм поведения, выработанных соответствующей культурной средой и проявляемых в устойчиво воспроизводимых социальных практиках, оказывающих позитивное или негативное воздействие на функционирование и развитие сельских сообществ в современных условиях. В рамках статьи нами более подробно описаны две из них, в наибольшей степени предопределяющих готовность и способность сельских жителей к эффективной и продуктивной совместной деятельности в рамках территориального сообщества. Первая связка включает в себя такие индикаторы социокультурной зрелости сельского сообщества, как доверие, честность, ответственность и сотрудничество. Вторая - эмоциональную привязанность и приверженность к малой родине, чувство долга перед близкими людьми и односельчанами, готовность прийти им на помощь, поддержать тех, кто предпринимает полезные для общего благополучия действия и заботится о сохранении и процветании родного села.

Неоиндустриализация аграрного производства России: экономическая сущность и специфика реализации

В условиях массированной санкционной политики в отношении России со стороны «недружественных» государств проведение новой индустриализации аграрного производства страны является ключевой идеологемой его эффективного функционирования. В статье представлена модель взаимодействия государства, науки и бизнеса для целей неоиндустриализации аграрного производства. Раскрыта экономическая сущность новой индустриализации, которая сводится к переводу отрасли на промышленную основу, созданию крупного машинного и роботизированного сельскохозяйственного производства с соответствующим его обеспечением (в необходимом количестве и ассортименте) средствами химизации. Установлено, что обеспечение сельхозтоваропроизводителей техникой, прицепными машинами остается на низком уровне. В связи с этим, для проведения неоиндустриализации необходимо стимулировать локализацию производства технических средств, критических узлов, диверсифицировать географический импорт машин, оборудования и компонентов, и обеспечить дешевый кредит для развития собственных машиностроительных производств. Показано, что применение ресурсосберегающих технологий должно сопровождаться повышением плодородия почв с учетом биологических особенностей сортов, гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных, что связано с применением оптимальных норм внесения удобрений и других средств химизации. Обосновано, что решающая роль в проведении неоиндустриализации аграрного производства должна принадлежать институтам развития: АО «Росагролизинг», АО «Российский сельскохозяйственный банк» и агробиотехнопаркам, созданным Минсельхозом России.

Реализация стратегии развития агропромышленного комплекса Донецкой Народной Республики

В статье рассматриваются вопросы, направленные на повышение эффективности реализации стратегии развития агропромышленного комплекса Донецкой Народной Республики в сложившихся условиях нестабильной экономической конъюнктуры и новых вызовов, связанных с геополитической ситуацией. Дана характеристика нерешенной проблемы, которая заключается в необходимости учета в реализации стратегии функционирования отраслей агропромышленного комплекса, и, в особенности, тех предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности, которые находятся на освобожденных в ходе специальной военной операции территориях. Ввиду увеличения населения и количества обрабатываемых земель, стратегия развития требует внесения изменений, учитывая как данные факторы, так и цели и задачи, направленные на обеспечение продовольственной безопасности и социальных гарантий граждан Республики. Для оценки реализации стратегии развития агропромышленного комплекса Донецкой Народной Республики и достижения результатов согласно обозначенным индикаторам, проведен анализ состояния отрасли и сопоставление фактически достигнутых в 2021 году показателей с индикативными. Анализ показал незначительное отклонение по 23-м индикаторам. Наибольшее число отклонений было выявлено в отрасли животноводства. Исходя из проведенного анализа, разработаны предложения по устранению выявленных отклонений в динамике ключевых стратегических показателей эффективности АПК. Решение обозначенных в статье проблем в рамках стратегии развития позволит создать условия для роста ключевых индикаторов эффективности на долгосрочную перспективу, а также осуществить ранее запланированные задачи.

Устойчивый рост и инновационное развитие АПК России в условиях санкционного давления со стороны стран запада

Сейчас АПК находится в стадии активного развития, чему способствовали соответствующие меры финансовой поддержки со стороны государства. За последние 10 лет на поддержку АПК было направлено свыше 2,5 трлн рублей, было реализовано 1,5 тысячи проектов, 80% из которых достигли стадии серийного производства. На начало 2022 года по критерию величины добавленной стоимости, которая произведена в АПК, страна в мировом рейтинге занимает пятое место (4,4 трлн рублей) и седьмое – по объему привлеченных инвестиций. Одним из основных факторов, гарантирующих продовольственную безопасность, является превышение объемов экспорта продовольствия над импортом. Импорт сельскохозяйственного сырья сократился за последние 10 лет в 1,6 раза. Впервые за последние 30 лет по итогам 2020 года экспорт продовольствия и сырья из России превысил импорт. Одной из актуальных проблем остается развитие собственной семеноводческой отрасли. Пока остается высокий уровень импортозависимости в животноводстве от зарубежного генетического материала. В настоящее время запущен широкий спектр государственной финансовой поддержки этих секторов АПК: стимулирующие субсидии, краткосрочное и инвестиционное льготное кредитование, компенсация прямых затрат на модернизацию и создание центров семеноводства и племенного дела. Главной целью АПК является обеспечение устойчивого роста аграрного сектора на 3% в год, но, чтобы достигнуть такого роста, в отрасль необходимо направлять около 1 трлн рублей ежегодно. У государства такие средства есть, это Фонд национального благосостояния, в котором сегодня размещено 11 трлн рублей, и экспортные таможенные пошлины от реализации сельхозпродукции, которые в сумме около 2,5 трлн рублей ежегодно поступают в бюджет.

Оценка реализации проектов государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве РФ

В статье проведена оценка выполнения проектов в сельском хозяйстве РФ, реализуемых в рамках партнерских отношений, и в частности, механизма государственно- частного партнерства. В условиях ограниченности бюджетных резервов реализация инфраструктурных проектов в сельском хозяйстве накладывает определенное бремя на экономику страны (региона), что требует активизации дополнительных средств для инвестирования, которые могут быть исполнены путем привлечения частного капитала. В этой связи необходимо разработать комплекс мер, направленных на совершенствование инфраструктуры российского агропромышленного комплекса, перехода к прогрессивным технологиям и формам ведения аграрного производства, ускоренного приближения к мировым достижениям в этой отрасли. Поэтому необходимо создание современных инновационных проектов, которые послужат основой обеспечения устойчивого социально-экономического развития и продовольственной безопасности страны. Решением вопроса стимулирования инновационной деятельности в аграрной сфере должно стать участие государства и бизнеса на принципах государственно-частного партнерства. При этом основываясь на кластерную организацию производства можно добиться синергетического эффекта от реализации таких проектов. Базируясь на такие методы научного познания как синтез, аналогия, SWOT-анализ, графический анализ, обобщение, авторам удалось дать оценку реализации проектов государственно-частного партнерства в аграрном секторе РФ, на основе чего определить сдерживающие факторы и предпосылки к развитию таких проектов в нашей стране. На примере аграрного региона – Республики Дагестан, предложена типовая модель кластерной организации проекта ГЧП в АПК на примере плодоовощеконсервного кластера в Республике Дагестан. К выводам следует отнести то, что государственно-частное партнерство может стать действенным механизмом организации взаимодействия государства и бизнеса в разных отраслях экономики, в том числе сельском хозяйстве.

Оценка благосостояния населения субъектов Северо-Кавказского федерального округа: информационное обеспечение, анализ, устойчивость

Необходимость исследования благосостояния населения диктуется его важностью для обеспечения эффективного государственного и муниципального управления. Существующие природные, социально-экономические, экологические, демографические различия субъектов Северо-Кавказского федерального округа находят свое выражение в уровне социально- экономического потенциала каждого из них, а также эффективности его использования. Всё это лежит в основе демографического роста, экономического развития территориии повышению благосостояния населения, которые в условиях внешнего негативного воздействия и внутреннего особого внимания, требуют сегодня системного исследования. Источниками информации выступают сведения, формируемые в ходе статистического наблюдения и выборочных обследований населения. Их результаты позволяют провести более углубленный анализ достигнутого уровня благосостояния населения, выявить существующие проблемы и возможные способы их разрешения. Предложен алгоритм оценки благосостояния населения по структурам: доходов, расходов, ресурсов, потребления и индексов.

Проблемы оценки продовольственной безопасности региона

В статье рассмотрены различные подходы и показатели оценки продовольственной безопасности региона. Авторами предложен алгоритм, благодаря которому можно оценить продовольственную безопасность региона, а также представлены результаты его апробации на примере Калининградского региона. Рассмотренные подходы были систематизированы и описаны с целью выявления преимуществ и недостатков каждого из них для того, чтобы разработать подход для комплексной оценки продовольственной безопасности региона. В результате проведенного исследования была выявлена динамика изменения объемов производства и потребления населением основных продуктов питания, рассчитаны основные показатели продовольственной безопасности, а также определен уровень безопасности региона, который можно охарактеризовать как низкий. Одной из основных угроз безопасности региона является снижение степени экономической доступности. Оценка коэффициента покрытия импорта продовольствия свидетельствует о высоком уровне зависимости региона от импорта, что также является потенциальной угрозой безопасности региона. В результате исследования был сделан вывод о том, что разработанный методический подход позволил комплексно оценить продовольственную безопасность региона. Данное исследование позволяет классифицировать угрозы продовольственной безопасности, совершенствовать информационно-аналитическую базу для разработки мероприятий по предотвращению либо нивелированию негативного влияния на региональную экономику угроз продовольственной безопасности региона.

Методика выявления и оценки параметров кластера зернопродуктового подкомплекса в агломерационных микрозонах

Предприятия, входящие в ядро кластера, должны иметь стабильное финансовое положение, позволяющее избежать банкротства, поскольку их целесообразность определяется не только «прямыми» показателями результативности производственной деятельности, такими как урожайность, доход, производственные мощности, посевные площади, а и «косвенными» показателями, обеспечивающими непрерывность и безопасность функционирования предприятия – это достаточное обеспечение рабочей силой и стабильный прирост собственного капитала. Согласно взглядам Г. Эллисона и Э. Глейзера, Ф. Марелля и Б. Седиллота релевантность концентрации производства микрозоны и наличие агломерации, способствует формированию кластера. В перспективе кластерные формирования в России могут стать предпосылкой снижения безработицы, концентрации капитала и повышения доходности сельскохозяйственных формирований. На основе алгоритма аккумуляции проведена экономическая оценка эффективного функционирования кластерной системы и идентифицированы районы Саратовской области наиболее благоприятные для формирования ядра зернопродуктового кластера. Гипотезу релевантности концентрации производства микрозоны подтвердили показатели «силы» агломерации – средние коэффициенты составляют 0,04 и 0,05 пунктов, что соответствует средней и устойчивой концентрации. Следует отметить, данные характеристики свидетельствуют о возможности формирования в правобережье и левобережье региона отдельных кластерных образований в зерновом хозяйстве, что является положительной тенденцией для повышения уровня продовольственной безопасности региона и формирования экспортного потенциала.