Стратегические цели развития и роста эффективности предприятий зернопродуктовых подкомплексов регионов в сочетании с текущей ситуацией риска и неопределенности при осуществлении внешнеэкономического деятельности, связанной с экспортом сельскохозяйственной продукции, ставят вопросы формирования гибких саморегулирующихся интегрированных структур. Их задачами будет выступать адекватное своевременное реагирование и адаптация к меняющимся условиям внешней среды. Актуальность исследования обусловлена многолетним стабильным уровнем профицита зерна в отдельных субъектах Поволжского экономического региона, целью выступает разработка концептуальной модели формирования и развития экспортно-ориентированного кластера зернопродуктового подкомплекса. Объектами исследования выступили предприятия зернопродуктового подкомплекса Саратовской области: экспортеры зерна, муки и макаронной продукции, элеваторы (в т.ч. водные); центры кластерного развития и поддержки экспорта в Российской Федерации (РФ), страны-импортеры. На первом этапе обосновывается с организационной и экономической точек зрения потенциальная возможность и практическая целесообразность создания процессного транспортно-логистического кластера, на втором – формируется эффективный экспортный механизм, на третьем – разрабатываются механизмы построения и совершенствования, а также подходы к оценке эффективности деятельности системы и ее участников. Концептуальная модель представлена как система интегрированного трехстороннего теоретического, методологического и нормативно-правового исследования вопросов целесообразности образования процессной высокоинтегрированной структуры, построения схем и моделей эффективных процедур ее создания, совершенствования и экспорта товарной продукции. Апробация проведена на примере Саратовской области в виде детальной проработки и рекомендаций по основным составляющим этапы блокам. Практическая значимость работы заключается в использовании органами управления регионального агропромышленного комплекса результатов исследования для дальнейшего углубления интеграционных процессов на различных уровнях. Предложенные подходы могут применяться для определения эффектов скоординированного поведения субъектов экономической системы при формировании цепочек добавленной стоимости. Авторская идея представляется универсальной и может быть применена при построении кластеров в других подкомплексах народного хозяйства.
В статье, развивающей авторские разработки в области изучения уровня жизни, представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей имущественной обеспеченности городских и сельских семей с детьми. С применением оригинальных инструментальных решений на основе микроданных Комплексного наблюдения условий жизни населения Росстата для городских и сельских семей с детьми проведено оценивание имущественной обеспеченности в следующих аспектах: 1) качество жилищных условий, оцениваемое на основе соотнесения качественно-количественных параметров основного жилища с требованиями оригинальных социальных стандартов жилищной обеспеченности; 2) другие виды имеющегося недвижимого и движимого имущества (наличие, концентрация и качественно-количественные параметры). Выявлены большие масштабы низкого качества жилищных условий (основное жилище) семей с детьми, которые для селян значительно превышают показатели, зафиксированные для горожан. Показано, что качество жилищных условий семей с детьми зависит не только от проживания в городской или сельской местности, но и от размеров населенных пунктов: чем меньше населенные пункты, тем выше риски снижения качества жилищных условий. Представлены данные, позволяющие комплексно оценить имущественную обеспеченность городских и сельских семей с детьми, уточняя наличие и концентрацию разных видов имущества при разном качестве жилищных условий, обусловленных характеристиками основного жилища, в котором проживают семьи с детьми. Результаты исследования могут быть востребованы для целей актуализации национальной повестки и ориентиров в области повышения уровня и качества жизни, социальной политики, благополучия семей с детьми.
В статье рассматриваются разнонаправленные подходы к развитию неурбанизированных территорий, используемые в странах азиатского региона. На сегодняшний день страны Азии относятся к уровню среднеурбанизированных стран, в которых рост городского населения опережает их реальное развитие. Актуальность исследования обусловлена снижением привлекательности сельских территорий, вследствие чего усиливаются диспропорции социально- экономического развития в различных странах. Целью работы стало выявление институциональных инструментов, способствующих повышению уровня социально-экономического развития на неурбанизированных территориях стран азиатского региона. В работе были использованы общие методы (анализ, синтез, системный подход) и специальные (статистический, сравнительный анализ). Научной базой исследования послужили научные и практические работы российских и зарубежных ученых за период 1995-2023 гг. На примере Японии, Китая, Индии были исследованы и систематизированы механизмы, способствующие эффективному развитию сельских территорий в странах Азии: брендирование, образовательные программы, информационная инфраструктура, технологические внедрения, финансовая поддержка. Отмечено, что одним из главных драйверов развития неурбанизированных территорий в рассматриваемых странах стала непосредственно государственная поддержка в разных формах. Выявлено, что среди отдельных инструментов значительное влияние на уровень социально-экономического потенциала неурбанизированных территорий оказывают: финансовые и налоговые меры стимулирования, строительство транспортных сетей и объектов социальной инфраструктуры, внедрение образовательных программы на сельских территориях. Среди основных результатов реализации программ развития неурабнизировнных территорий в азиатском регионе – повышение качества жизни граждан при одновременном снижении численности населения, проживающего в сельской местности. Схожая траектория пространственного развития рассматриваемых стран обуславливает целесообразность адаптации представленных практик на территории России.
В статье рассматривается вопрос важности для потребителей экологической составляющей при производстве продуктов питания, при этом анализируется зарубежный опыт США, Великобритании, Австралии, стран Евросоюза. Авторы подчеркивают, что вопросы привлекательности экологически чистой продукции важны не только для потребителей всех развитых стран, но и в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» он является приоритетным. Целью статьи является анализ важности экологической составляющей при производстве сельскохозяйственной продукции в зарубежных странах для обоснования необходимости разработки модели экологической прослеживаемости. Были проанализированы отчеты ряда консалтинговых и исследовательских компаний, которые позволили выявить определенные тенденции в предпочтениях потребителей. Для большинства потребителей развитых стран являются важными производство экологичной упаковки и продукции, сокращение отходов в производственном процессе, уменьшение углеродного следа, защита и поддержка биоразнообразия. Для компаний же вне зависимости от типа реализуемой продукции приоритетными являются сокращение использования пластика и утилизация отходов, уважение и защита природных ресурсов, забота о благополучии потребителя и уменьшение углеродного следа. Таким образом в рассмотренных странах важность экологической составляющей и для потребителей, и для производителей не вызывает сомнения. Авторы предлагают создать контурную модель экологической прослеживаемости для российских производителей и потребителей. Данная модель позволит потребителям и крупным компаниям представлять информацию о качестве продукции на основе информации о качестве и экологичности компонентов продукта, а также для создания электронных сертификатов продукции.
В современных условиях мирового давления на Россию повышается значимость стратегического управления ключевыми параметрами региональных социально- экономических систем. Рассмотрены сложившиеся условия возникновения проблем в продовольственной сфере, генезис продовольственной компоненты экономической безопасности региона. Оценка продовольственной обеспеченности государства в целом базируется на измерении вклада агропромышленного комплекса, пищевого и пищеперерабатывающего производств в удовлетворение потребностей в продуктах питания жителей страны. Рассмотрены уровни обеспеченности продовольствием территорий страны, отражающие долю отечественных продуктов питания в общем объеме пищевых продуктов на рынке. Продовольственная безопасность региона имеет более сложный профиль, требующий инструментальную детализацию процесса управления своевременными поставками продуктов питания, рыночной инфраструктурой, ценообразованием, уровнем и качеством жизни населения. Охарактеризована поликомпонентная природа продовольственной безопасности региона, которая объединяет параметры результативности сельскохозяйственных предприятий, пищевой отрасли, функционирования складских, логистических и торговых сетей, доходов населения, ценовой политики, экологической обстановки. Выявлены следующие направления измерения продовольственной безопасности региона: производство и поставка продовольствия в необходимых для населения региона объемах; развитие торговых объектов, обеспечивающих доступность продуктов питания для населения; система государственного социального обеспечения продуктами питания; уровень благосостояния и платежеспособность граждан относительно потребительских товаров; угрозы в сфере доступности продовольствия. Обозначена платформа оценки достаточности продовольственной составляющей экономической безопасности территории. Сложившийся комплекс параметров измерения степени продовольственной безопасности регионов предложено дополнить показателями: удельный вес расходов на продовольствие в общей сумме расходов граждан, эффективность деятельности пищеперерабатывающих предприятий и торговых сетей, продовольственная антропогенная природа региона.
Розничные продовольственные рынки остаются основными каналами продаж продуктов питания внутренним потребителям. В данной статье представлены результаты исследования и типологизации местных розничных рынков на примере административных единиц (районов) шести регионов Приволжского федерального округа. Для каждого субъекта Приволжского федерального округа были выделены три группы районов в зависимости от уровня развития розничной торговли. Выполнен предварительный анализ факторов развития розничной торговли методом экспертной оценки. Выбор в качестве объектов исследования регионов Приволжского федерального округа связан с тем, что эта территория стала активным участником эскортных продовольственных операций в рамках стратегии социально-экономического развития России до 2030 г., в которой определяется необходимость решения задач, поставленных в июльском Указе Президента РФ “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.». В условиях развития экспортной деятельности органам управления требуется обеспечить сбалансированное развитие внутренних рынков регионов и административных районов Приволжского федерального округа. Анализ розничной торговли позволит выявить районы с низким уровнем ее развития и способствовать принятию адресных мер со стороны органов управления. Приволжский федеральный округ граничит с Южным, Центральным, Северо-Западными и Уральским федеральными округами и Казахстаном. Доля ВВП округа в общероссийском показателе превышает 15%. В 2023 г. численность населения Приволжского федерального округа составила 21,3% населения всей России, доля сельского населения - 27,3%.
Сельское хозяйство является одной из наиболее социально значимых отраслей российской экономики, от уровня развития и эффективности функционирования которой зависит продовольственная безопасность страны. Несмотря на то, что беспрецедентный масштаб секторальных и индивидуальных санкций в меньшей степени затронул сельское хозяйство, ограничения в отношении других отраслей российской экономики создают риски для динамичного развития аграрного сектора. Продовольственная безопасность России предполагает устойчивое продовольственное обеспечение населения и является важнейшим залогом укрепления ее национального суверенитета. В действующей Доктрине продовольственной безопасности страны одним из ее основных индикаторов определена продовольственная независимость страны и регионов, характеризующаяся степенью соответствия пороговым значениям соотношения объемов отечественного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия и объемов основных видов их внутреннего потребления, а также продовольственная устойчивость. Тесная сущностная взаимосвязь этих понятий информационно расширяет многоаспектность исследования данной проблемы не только с точки зрения оценки сложившейся ситуации, но и разработки прогнозных значений их важнейших характеристик. Учитывая, что сельскохозяйственное производство непосредственно (или опосредованно) связано с каждой из этих категорий, исследование проведено на материалах аграрного региона, каким является Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). Проведенное исследование позволило охарактеризовать состояние и динамику результатов хозяйствования субъектов агробизнеса в условиях последействия санкций; оценить дифференциацию уровней продовольственной безопасности субъектов региона и продовольственного обеспечения их населения; экономическую доступность для населения основных продуктов питания; разработать прогноз продовольственной безопасности региона и перспективы агроэкспорта по основным видам сельскохозяйственной продукции на период до 2030 года; определить приоритетные направления развития аграрного сектора с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности региона и страны в целом.
В статье осуществлен анализ ведущих аспектов управления развитием аграрного сектора Краснодарского края и представлены предложения по его улучшению. Статья рассматривает механизмы и инструменты аграрной политики на региональном уровне. Приведены результаты государственных программ, обеспечивающих развитие сельского хозяйства Краснодарского края. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, основанный на нем, играют ключевую роль в экономическом развитии рассматриваемого региона, который является одним из ведущих производителей аграрной продукции в России. Более того, почти половина трудоспособного населения края занята в сельском хозяйстве. Многообразие аграрного сектора в значительной степени определяет экономические характеристики развития регионального развития. Сельское хозяйство как отрасль экономики обладает своими особенностями, такими как относительная независимость от методов организации, форм управления и текущей экономической системы. В условиях современной конкурентной экономики, мирового рынка и антироссийских санкций недостаточная государственная поддержка аграрного сектора может привести к долгосрочным негативным последствиям в области снижения уровня продовольственной безопасности. Сокращение трудовых ресурсов в сельскохозяйственных организациях предопределяет проблему роста безработицы в сельских территориях региона и негативно влияет на социально-воспроизводственную составляющую человеческого капитала, а также инвестиционную привлекательность. Методологической основой исследования послужили концепции в области экономики сельского хозяйства, а также законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, программно-целевые документы по развитию отрасли сельского хозяйства. Предложения, разработанные в статье, нацелены на совершенствование системы регионального управления развитием сельского хозяйства в Краснодарском крае, что способствует повышению урожайности, улучшению качества продукции в растениеводстве и животноводстве, а также обеспечению продовольственного суверенитета.
В статье оценивается взаимосвязь уровня цифровизации с показателями эффективности молочного животноводства – производственными и экономическими. Профили хозяйств с различным уровнем цифровизации построены на данных молочных предприятий Ленинградской области, репрезентативно отражающих регион. Уровень цифровизации задан количеством внедренных цифровых технологий мониторинга и контроля здоровья и физиологического состояния коров. Эмпирические данные показывают, что экономические показатели эффективности производителей молока и уровень цифровизации обладают положительной взаимосвязью: прибыль и рентабельность последовательно увеличивались при переходе из одной группы хозяйств, различных по уровню цифровизации, в другую. Влияние количества внедренных цифровых технологий на показатели эффективности, особенно на продуктивность коров и производительность труда, нелинейно. То есть эффекты цифровизации зависели от количества внедренных технологий, однако наиболее заметны были при переходе из «нулевого» к «первому» уровню цифровизации. При дальнейшем увеличении количества цифровых технологий экономическая эффективность росла, но заметно меньшими темпами, а производственная эффективность оставалась практически неизменной. Показана слабая взаимосвязь уровня цифровизации хозяйств с текущим уровнем субсидий, что объясняется нацеленностью господдержки преимущественно на показатель роста объемов производства молока, а также, вероятно, действующими временными лагами влияния господдержки. Определен эволюционный характер процесса технологической модернизации, в котором цифровизация представляется следующим актуальным этапом. Показаны барьеры такого развития для хозяйств с «нулевым» уровнем цифровизации, связанные, в том числе с проявлением отрицательного эффекта масштаба. В статье обсуждаются действующие на уровне сельхозпроизводителей меры поддержки цифровизации и возможные их корректировки для содействия более активному внедрению цифровых технологий. Полученные результаты подтверждают текущую направленность участников отрасли на цифровизацию с целью повышения устойчивости и доходности производства молока.
В статье проанализированы особенности развития молочного скотоводства в регионах Нечерноземной зоны России. Проведен анализ изменений с 2007 по 2021 год объемов производства молока, поголовья коров, посевных площадей, в том числе кормовых культур, других производственных показателей в муниципальных районах четырех регионов Нечерноземной Зоны, три из которых относятся к СЗФО - Ленинградская, Вологодская, Новгородская области и один к ЦФО - Ярославская область. Выявлено усиление дифференциации развития молочного животноводства между регионами и муниципальными районами с началом реализации Приоритетного национального проекта развития АПК 2006-2007 гг. и Государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Приоритетная государственная поддержка реализации крупных проектов, обеспечив рост молочной продуктивности и валового производства молока, усилила различия в уровне развития молочного животноводства между хозяйствами, муниципальными районами и регионами. Основные объемы молока производятся в ограниченном количестве муниципальных районов, агроклиматические, производственные и хозяйственные условия в которых позволяют реализовать при поддержке государства крупные инвестиционные проекты строительства и модернизации молочных комплексов с индустриальными технологиями конвейерного типа. Сокращение поголовья коров и объемов производства молока в значительной части муниципальных районов регионов Нечерноземья ведет к уменьшению посевных площадей, снижению интенсивности их использования, выбытию пашни из сельскохозяйственного оборота. Цифровая трансформация молочного животноводства, максимальная адаптация производства кормов и молока к локальным агроклиматическим и производственным условиям, способны обеспечить конкурентоспособный уровень издержек и качества продукции в регионе рискованного земледелия при меньшем масштабе производственно-хозяйственных единиц.