Вопросы разработки организационно-экономического механизма функционирования различных форм агрохозяйствования особенно актуальны в новых условиях ведения агробизнеса, характеризующихся активизацией интеграционных процессов, становлением и развитием новых технологических укладов, ухудшением торгово-экономического взаимодействия России с зарубежными партнерами на фоне обострения геополитической обстановки и ужесточения антироссийских санкций. Организационно-экономический механизм адаптации субъектов агробизнеса к новым условиям хозяйствования рассматривается автором как совокупность средств и методов организационного и экономического характера, направленных на деятельность различных форм агрохозяйствования на федеральном, региональном, муниципальном и хозяйственном уровнях управления с целью повышения эффективности их деятельности, решения проблем, возникающих в процессе ее осуществления, повышения технико-технологической оснащенности и расширения вовлеченности в процессы интеграции. В качестве ключевых принципов построения адаптационного механизма определены: целенаправленность, комплексность, инновационность, системность, научность, адаптивность, перспективность, эффективность, паритетность, согласованность, реализация потенциала. К направлениям совершенствования организационных и экономических элементов механизма отнесены: стимулирование кредитования, углубление и расширение интеграции с потенциальными странами-покупателями российской сельскохозяйственной продукции, информационно-консультационная и организационная поддержка сельхозтоваропроизводителей, повышение эффективности переработки продукции, развитие логистической инфраструктуры, внедрение прогрессивных технологий в производство и общий рост технико- технологической оснащенности сельскохозяйственной отрасли и др. Автором предложена схема совместного использования аграриями сельскохозяйственной техники, определены условия, необходимые для формирования эффективной системы их информационно-консультационной поддержки, и сформулированы иные рекомендации по совершенствованию отдельных элементов организационно-экономического механизма адаптации субъектов агробизнеса к новым условиям хозяйствования.
Пространственная организация сельского хозяйства традиционно способствует эффективному размещению, углублению специализации и концентрации производства. Оптимизация пространственного развития сельского хозяйства связана с эффективным его ведением в каждом регионе страны. Она наиболее полно реализуется при формировании и развитии специализированных высокотехнологичных зон по производству сельскохозяйственной продукции на основе кооперации. Сельскохозяйственные кооперативы обеспечивают рост доходов товаропроизводителей и работников именно в той местности, где они проживают, нацелены на реализацию долгосрочных планов. В соответствии с действующим законодательством, федеральными и ведомственными проектами сельскохозяйственным кооперативам формально предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Рост числа потребительских кооперативов в большей степени обоснован именно возможностью получения поддержки за счет средств федерального и регионального бюджетов. Число сельскохозяйственных производственных кооперативов существенно сократилось. Отечественный и зарубежный опыт подтверждает перспективы кооперации как формы хозяйствования для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий. Расширение сферы деятельности производственных и потребительских кооперативов ограничено рядом факторов, в частности, недостаточно урегулированы вопросы земельных долей, современные нормы права не в полной мере отражают специфику кооперации. Развитие кооперации в сельском хозяйстве обусловлено ростом государственной поддержки, формированием кооперативного сознания, новыми организационными моделями кооперативов.
В статье предпринята попытка рассмотреть концептуальные основы повышения инновационно-инвестиционной привлекательности сельского хозяйства муниципального района, базируясь на представлениях экономики знаний, где в создании инноваций, возникающих под влиянием перетоков знаний, значимую роль играют затраты на науку и результаты интеллектуальной деятельности. На основе официальных данными Федеральной службы государственной статистики РФ и её территориального органа по Новосибирской области, данных реестров ФГБУ "Госсортокомиссия" и Федерального института промышленной собственности в качестве факторов, оказывающих влияние на уровень инновационной активности аграриев, были рассмотрены: состояние сельскохозяйственной науки, активность патентообладателей и уровень использования селекционных достижений в Новосибирской области. Анализ структуры внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования показал, что затраты на сельскохозяйственную науку в Новосибирской области за период 2017-2021 гг. сократились в основном из-за резкого сокращения источника “собственные затраты”. Сокращение затрат на сельскохозяйственную науку в Новосибирской области означает сокращение объема полученных знаний и возможностей в создании инноваций, возникающих под влиянием перетока этих знаний, что в конечном итоге снижает инновационно-инвестиционный потенциал сельских муниципальных районов, которые находятся в непосредственной географической близости от центров сибирской сельскохозяйственной науки. Особенности формирования института интеллектуальной собственности в сельском хозяйстве исследовались на основе данных по количеству патентов селекционных достижений и их использования в Новосибирской области. Анализ показал низкую востребованность патентов новосибирцев на территории области и отсутствие взаимного интереса науки и аграриев в заключении лицензионных договоров и их поддержании. Предложена кластеризация сельских муниципальных районов Новосибирской области по инновационно-инвестиционной привлекательности.
Современное агропромышленное производство находится на таком этапе развития, на котором происходит изменение модели общественного производства путем роста доли производства продукции глубокой переработки и сокращения доли производства сельскохозяйственного сырья. Наблюдается переход к постиндустриальной модели развития общества. Одной из главных задач в этой связи является повышение эффективности межотраслевого развития, в рамках которого необходимо сохранить баланс развития сфер агропромышленного производства. Основными факторами, стимулирующими производителей к развитию других сфер, на наш взгляд, являются внутренние, такие как, поиск наиболее эффективных способов реализации продукции с высокой рентабельностью продаж, реализация собственных инвестиционных программ развития и внешние, например, реализация государственных программ поддержки. Это все способствует развитию процессов вертикальной интеграции, которые становятся необходимым условием межотраслевого развития агропромышленного производства. В этой связи возникает необходимость сосредоточения усилий на дальнейшем эффективном межотраслевом развитии таких сфер как инфраструктура (создание условий для хранения, транспортировки и доставки продукции конечному потребителю в кратчайшие сроки и с соответствующим уровнем качества), а также научной сферы (создание условий для развития научных разработок в сфере производства сырья, его переработки, упаковки, утилизации и повторной переработки). Необходимо все усилия направить на усовершенствование технологий, механизацию и автоматизацию процессов производства во всех сферах с целью сокращения потерь, повышения степени загруженности орудий и предметов труда и сокращению негативного влияния на окружающую среду.
Статья посвящена оценке динамики рейтинга регионов РФ по поголовью КРС. Целью исследования являлось определение устойчивости позиций, которые занимали регионы по поголовью КРС в 1990 и в 2022 годах, как повлияли темпы роста поголовья крупного рогатого скота на изменение рейтинга регионов. В качестве методов исследования использовались методы логического анализа и статистической обработки данных. Оценка устойчивости рангов региона проводилась при помощи коэффициента Спирмена. Оценка ранговых корреляций показала, что высокие позиции региона по поголовью КРС в 1990 году влияют на позиции региона в 2022 году, коэффициент ранговой корреляции составил 0,74. Также оценка ранговых корреляций свидетельствует, что позиции региона в 2022 году зависят от ранга региона по темпам роста поголовья КРС. Вместе с тем оценка силы связи между рангами регионов, рассчитанными по поголовью КРС за 1990 г. и рангами регионов по темпам роста поголовья КРС в 2022 г. по сравнению с 1990 г. по различным категориям хозяйств показала, что для всех категорий хозяйств согласованность рангов составляет 0,12, показатель статистически не значим на уровне 0,05. Регионы, которые в 1990 году занимали высокие места в рейтинге регионов РФ по поголовью КРС, сохраняют, еще свои достаточно высокие позиции, вместе с тем, на сохранение данных позиций не влияет темп роста поголовья КРС. Те регионы, которые в 1990 году занимали не очень высокие позиции среди регионов РФ по поголовью КРС, благодаря высокому темпу роста (или сохранности поголовья КРС) смогли значительно изменить свои позиции к 2022 году.
В статье определены факторы, сдерживающие и стимулирующие органическое сельскохозяйственное производство и, как следствие, развитие рынка органической продукции на региональном уровне, проведена их классификация по характеру воздействия. С целью более глубокого анализа существующих препятствий для развития органического производства, проведен анкетный опрос руководителей фермерских хозяйств Ленинградской области. Он показал, что при оказании государственной поддержки, включая субсидирование затрат на сертификацию, 78% из опрошенных готовы заниматься органическим сельским хозяйством. Выявлено, что существующих мер бюджетной поддержки органического земледелия в регионе недостаточно. Причем более существенному росту количества органических производителей способствовало бы перераспределение части субсидий, направляемых из федерального и регионального бюджетов с традиционного сельскохозяйственного производства на органическое. Дополнительно требуется обеспечить сокращение временного разрыва по возмещению фермерам затрат на сертификацию. В целом потенциал для развития органического сельского хозяйства в условиях Северо-Запада имеется, в том числе из-за наличия большого количества неиспользуемых сельскохозяйственных земельных угодий, которые могут быть в ускоренном порядке сертифицированы для ведения органического земледелия. Это, в свою очередь, в дальнейшем создаст необходимую базу для формирования предпосылок развития органического животноводства и расширения ассортимента продукции.
Развитие отрасли органического растениеводства является перспективным в контексте популяризации здорового образа жизни, сохранения человеческого и породно-ресурсного потенциала. В основу теории развития отрасли положены: концепция устойчивого развития (пирамида потребностей Маслоу в совокупности с теорией пределов роста Д.Н. Медоуса и развития ноосферы В.И. Вернадского), теория оптимальности В. Парето (оптимальные альтернативы), теория конкуренции и цепочки создания ценности М.Э. Портера, теория процессного подхода, концепция жизненного цикла товара. Научная новизна исследования состоит в выявлении и обобщении теоретических основ формирования отрасли, выделении принципов и функциональной принадлежности показателей эффективного производства органической продукции растениеводства и определении перспективных направлений повышения его эффективности. Анализ структуры органической продукции растениеводства по РФ выделил приоритетные для выращивания культуры, востребованные в соответствующем сегменте рынка, и выявил тенденцию расширения ассортимента органической продукции растениеводства в целом по РФ. Направления повышения эффективности производства органической продукции растениеводства ориентированы на достижение выявленных показателей в соответствии с их функциональной принадлежностью. Получение высокого уровня экономических показателей возможно на счет совокупного эффекта от выполнения энергетических и технологических: возрастание количества внедрения аграрных инноваций, экономии производственных ресурсов за счет снижения себестоимости продукции, роста качества органической продукции, сохранения и повышение имиджа сельскохозяйственного производства обеспеченного эффективным использованием земельных ресурсов, наращиванием производительности по видам продукции. Социальные и экологические индикаторы выделены в исследовании как основополагающие, так как ориентированы на повышение уровня жизни населения и сохранение ресурсного природно- экологического баланса.
Нарастающая необходимость повышения экономической эффективности зернопродуктового подкомплекса на региональном уровне в разрезе микрозон ставит перед территориями новые задачи, в первую очередь связанные с выбором конкурентоспособной стратегии развития региональной экономики, дающей возможность максимального использования имеющегося потенциала. Процедура отбора микрозон ядра зернопродуктового кластера проводилась статистическими методами ранжирования суммы мест и рейтинговой оценки в среднем за период 2016-2020 гг. по показателю объема товарных зерновых и зернобобовых в натуральном выражении. Исследования выявили пять агломерированных микрозон региона с суммарной долей регионального зернового рынка 89,21%. Среднее значение рейтинга агломерированных микрозон колеблется от 1,8 до 3,8 пункта. Расчетный оптимальный «размах» доверительного интервала «степени устойчивости» муниципальных образований достигает диапазоны: от 3,10 до 7,88 пункта районы агломерации со стабильною степенью устойчивости (включают 7 правобережных и 7 левобережных муниципалитета); от 2,08 до 2,94 пункта районы агломерации с относительно стабильной средней степенью устойчивости (включает 1 правобережный и 4 левобережных муниципалитета), от 1,07 до 1,88 пункта районы агломерации с слабой степенью устойчивости (включает 2 правобережных 3 левобережных муниципалитета). Не вошли в зернопродуктовый кластер районы из числа агломерированных микрозон со средним значение доли реализации зерновых и зернобобовых меньше единицы. В соответствии с полученными результатами наблюдений можно отметить системообразующую роль районов, рекомендуемых включить в состав ядра кластера. Сельскохозяйственные предприятия, входящие в состав районов «стабильной устойчивости» в составе кластерного образования зерновой специализации, могут формировать до 67,5% регионального продукта и обеспечить рабочими местами до 3265 чел.
В статье рассматривается роль отрасли рыболовства и рыбоводства в обеспечении продовольственной безопасности страны, что послужило теоретической предпосылкой для разработки научного видения проблемы формирования и совершенствования экспортно-импортного потенциала указанной отрасли в России. Цель исследования заключалась в выявлении преимуществ экспортного потенциала российских компаний рыбопромышленного комплекса и определении условий формирования импорта рыбы для соблюдения требований продовольственной безопасности страны. В исследовании были использованы методы процессного подхода и диалектических связей развития рыбного рынка для определения тенденций спроса и предложения на рыбную продукцию; на основании расчета темпов роста и рядов динамики выявлена тенденция снижения натуральных объемов товарной рыбы при росте денежного оборота экспорта рыбы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования существующих подходов к реализации экспортно-импортного потенциала рыбохозяйственного комплекса страны. Научная новизна заключается в формировании научных подходов к определению экспортно-импортного потенциала отрасли рыболовства и рыбоводства, в соответствии с которыми сформирован прогноз динамики экспорта и импорта рыбы. Результаты исследования показали, что рост экспорта рыбы в денежном эквиваленте зависит от возрастающего индекса потребительских цен на российскую рыбную продукцию, увеличения вывозных таможенных пошлин и сборов, взимаемых при прохождении груза через таможенную границу. Дополнительно в статье проведен анализ экспортно-ориентированных инвестиционных проектов рыбопромышленных компаний и разработана группировка проектов в разрезе региональной сегментации.
Статья посвящена вопросам достижения устойчивого развития сельских территорий посредством улучшения его социальной составляющей. Социальный аспект развития сельских территорий является основополагающим для обеспечения долгосрочного развития сельской местности. Именно развитие объектов социальной инфраструктуры закладывает основу устойчивости сельских территорий за счет формирования качественного человеческого капитала. Обоснована необходимость совершенствования социальной инфраструктуры для обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Представлены результаты исследования эффективности функционирования объектов социальной инфраструктуры сельских территорий Кабардино-Балкарской Республики и пути совершенствования деятельности объектов социального значения в зависимости от уровня их становления. Оценен уровень развития объектов образования, здравоохранения и культуры на сельских территориях КБР в разрезе муниципальных образований и составлен рейтинг муниципалитетов по уровню развития социальной инфраструктуры. Рассмотрены институциональные инструменты, применяемые государством в настоящее время для улучшения социально- экономического состояния сельской местности: Концепция устойчивого развития сельских территорий, Национальные программы «Образование», «Здравоохранение», «Культура» и т.д. Кроме того, рассчитана эффективность реализации представленных государственных программ, по развитию социальной инфраструктуры сейчас и с учетом предложенных мер, определяющих устойчивость развития сельских территорий КБР.