Яндекс.Метрика

Коммуникация инструментария когнитивных моделей с цифровым моделированием системы земельных отношений на основе больших данных и машинного обучения

В качестве одного из основных обстоятельств, вызвавших необходимость разработки метода согласования инструментов и механизмов нечётких когнитивных моделей с цифровым моделированием земельных отношений в аграрной сфере, явилась неадекватная роль институциональной экономики в развивающемся мире ‒ борьба с нарративами чревата сдерживанием инерционного развития. На этом фоне обоснована возможность сближения институциональной и неоклассической экономик с целью обеспечения экономического роста без потрясений от возможных нарративов. Выявлены общие черты двух методических подходов регулирования земельных отношений на основе: теории нечётких множеств (когнитивное моделирование); цифровизации земельных отношений с использованием машинного бучения. Определено место (поля, пространство) их коммуникации и взаимодействия. Разработаны структура и содержание метода согласования в части исходной информации, основных инструментов и результатов двух названных методических подходов. Сформирована схема функционирования и согласования механизмов анализа и результатов институциональной и цифровой моделей. Разработана авторская нечёткая когнитивная модель для институционального регулирования земельных отношений. Обосновано содержание, формирование и описан процесс машинного обучения для цифровой земельно-оценочной модели. Раскрыты механизмы взаимодействия и обмена исходной информацией и результатами двух разнотипных моделей. Обоснована возможность использования созданных моделей в качестве платформы и подключения к ним данных распределённого реестра земель сельскохозяйственного использования с применением технологии «Блокчейн» для институционально-параметрического регулирования земельных отношений на фоне земельно-оценочного процесса.

Трансформация организационно-экономического механизма хозяйственной деятельности в условиях цифровизации в продуктовых подкомплексах АПК СКФО

Организационно-экономический механизм является основой функционирования производственной цепочки с продовольственных подкомплексах АПК и имеет свою специфику. С развитием цифровизации, активно продвигающейся во все области агроэкономики, организационно-экономический механизм агропромышленного комплекса также претерпевает изменения. Трансформация на основе цифровизации производственных и других экономических процессов является неизбежным способом развития и совершенствования организационно-экономического механизма, так как напрямую связана с изменением всех взаимосвязей, и является причиной перехода в другое качественное состояние. В статье рассматриваются отличие цифровизации от цифровой трансформации в агроэкономике, рассмотрены изменения, происходящие в различных звеньях организационно-экономического механизма под взиянием процессов цифровизации. В работе используются методы обобщения, логического и сравнительного анализа, эмпирические и логические научные подходы к исследованию поставленной цели. В основе исследования научные и аналитические работы отечественных учёных, специалистов, материалы различных аналитических изданий, онлайн-контент. В исследовании определены процессы, которые необходимо нивелировать и которые препятствуют внедрению цифровых технологий АПК уже сегодня, предложены направления в области государственного регулирования, которые, комплексно воздействуя на все звенья организационно-экономического механизма деятельности сельхозпредприятий продуктового подкомплекса АПК СКФО, приведут к качественным изменениям не только в производственной сфере, но и на всех уровнях управления, тем самым увеличивая эффективность работы предприятий.

Механизм формирования экспортно-ориентированных агропромышленных объединений кластерного типа в регионе

В сложившихся условиях новой санкционной реальности актуализировалась проблема трансферта российских предприятий и регионов на инновационную стадию развития, что вызывает необходимость ориентации стратегического управления на интенсификацию механизмов внутрирегионального взаимодействия с целью повышения их инвестиционной привлекательности. В качестве такой формы взаимодействия могут выступать кластеры. Сегодня уже наблюдаются активные процессы кластеризации в АПК, однако из множества зарегистрированных кластерных проектов лишь немногие реализуются на практике. Ключевыми барьерами на пути широкого распространения кластеров являются: методические недоработки, нерациональное разграничение полномочий на государственном и частном уровнях, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие единого механизма региональных интеграционных процессов на основе кластеризации. Цель работы заключалась в предложении механизмов создания экспортно-ориентированных объединений кластерного типа. Авторами применялись монографический, абстрактно-логический и расчетно-конструктивный методы. В результате проведенного исследования определены и структурированы базисные элементы организационного и экономического механизмов формирования экспортно-ориентированного кластера в регионе на платформе выявленных сельскохозяйственных, перерабатывающих и сбытовых предприятий с высоким экспортным потенциалом (участников протокластера), корпоративных программ международной конкурентоспособности (КПМК), разрабатываемых с целью обеспечения финансирования экспортных проектов (страхование, банковские услуги, экспортные кредиты) путем включения в институциональную среду кластера обслуживающих сателлитов (снабжающие организации образовательной, финансово-кредитной и страховой сфер), координирующей структуры (специализированная организация кластера – Центр кластерного развития). В работе также предложен механизм стратегического и оперативного управления в агропромышленных кластерных объединениях. Применение разработанных механизмов создания структур кластерного типа обеспечит конвергенцию интересов предприятий-участников, гармонизацию их производственно-коммерческих взаимодействий, оптимизацию издержек и процессов товарообращения, что, в свою очередь, приведет к значительному снижению себестоимости продукции.

К вопросу об эффективности инвестирования сельского хозяйства

Обеспечение устойчивого развития агропродовольственной системы страны требует значительного роста инвестиций не только в сельское хозяйство, но и в модернизацию пищевой и перерабатывающей промышленности, развитие сельских территорий, охрану окружающей среды и рациональное природопользование. Анализ инвестирования аграрной сферы свидетельствует о неустойчивости динамики инвестиций в основной капитал, снижении доля инвестиций в сельское хозяйство в общих инвестициях в экономику страны до 3,7%, пищевой промышленности - до 1,3%, инвестиций, направленных на охрану окружающей среды в сельском хозяйстве, - до 0,8%. Наблюдается значительная дифференциацией регионов РФ по показателям концентрации инвестиций. Ограниченность объемов инвестиций предъявляет повышенные требования к их эффективной реализации в аграрно-промышленном производстве, при этом анализ эффективности инвестиций следует вести комплексно с оценкой не только собственно эффективности инвестирования производства, но и оценки инновационности инвестиций, влияния инвестиций на развитие сельских территорий и сохранение окружающей среды. Обоснована необходимость увеличения инвестиций в развитие агротехнологий на инновационной основе за счет расширения практики венчурного инвестирования и применения механизмов ГЧП (МЧП) в модернизации аграрно-промышленного производства, а также инвестиций, направленных на охрану окружающей среды в аграрной сфере, и устойчивое социально-экономическое развитие села с учетом принципов ответственного инвестирования.

Проблемы и пути повышения эффективности механизмов распределения доходов от использования отечественных селекционных достижений в растениеводстве

Выполнен анализ фактической обеспеченности российского сельского хозяйства семенами отечественной селекции важнейших сельскохозяйственных культур. Установлены основные нормативно-правовые и организационно-экономические проблемы, сдерживающие реализацию программы импортозамещения на внутреннем рынке семян. Систематизированы процессы распределения доходов и расходов при создании и использовании отечественных селекционных достижений в растениеводстве, разработаны рекомендации по совершенствованию отдельных параметров механизма их распределения между участниками селекционно-семеноводческой деятельности. Проведен анализ отечественного и зарубежного опыта государственного регулирования в области создания, регистрации и использования сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. Обоснованы направления повышения эффективности механизма оплаты вознаграждения селекционерам за использование репродукционных семян в производстве продукции растениеводства с целью дополнительного финансирования инвестиций в восстановление и развитие системы национальной селекции. Выполнен анализ сложившейся практики сортосмены и сортообновления в российском сельском хозяйстве и предложены рекомендации по ее улучшению. Установлено, что при совершенствовании ценообразования на селекционные достижения в растениеводстве больше внимания следует уделять развитию доходного подхода, при котором размер вознаграждения селекционерам за новые сорта и гибриды должен определяться с учетом дополнительных доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от своевременной сортосмены и сортообновления. Даны рекомендации в области таможенного регулирования и господдержки российской селекции. Полученные в ходе исследования результаты сопоставлены с результатами исследований в схожей предметной области, опубликованными в ведущих периодических изданиях.

Методическое сопровождение государственной поддержки сельского хозяйства

Общепризнанные успехи сельского хозяйства России в последние годы во многом обусловлены всесторонней поддержкой государства социальной, производственной, экологической, информационной и других сфер деятельности на селе. При этом эффективность существующих направлений и форм господдержки необходимо рассматривать через призму органической связи и позитивных изменений всех подсистем сельских территорий. Объективная и очевидная взаимосвязь всех форм жизнедеятельности часто не учитывается при организации бюджетного процесса на селе. Потоки денежных средств из различных источников слабо увязаны между собой по функциональному предназначению и времени выделения, носят опосредованный характер, осуществляются многими министерствами и ведомствами при отсутствии комплексной методики формирования и использования консолидированного бюджета. В такой ситуации снижается синергетический эффект от выделяемых средств на развитие территориальных образований, а при оценке его уровня применяют множество социально-экономических показателей, нередко противоречащих друг другу. И если по указанным причинам между звеньями, допустим, единой цепочки «демография, дороги, школы, рабочие места и т.д.» возникают критические диспропорции, то спорить можно только о размерах угасания сел и деревень, оттока рабочей силы и незавершенного производства, потерь доходов населения и т.п. Аналогичные последствия наступают и при отсутствии должного соответствия в финансировании производства скоропортящейся продукции сельского хозяйства и создании базы для ее хранения и переработки. Необходимо упорядочить финансовое сопровождение многофункциональных мероприятий, наделив особыми полномочиями, скажем, Минсельхоз РФ. Кроме того, в Госпрограмме важно установить пограничные значения в объемах субсидий для достижения каждой стратегической цели, подчеркивая тем самым взаимосвязь и приоритетные направления в использовании ресурсов для решения конкретных задач.

Инновационное развитие зернового комплекса Сибири: задачи, условия, особенности современного этапа

Динамика инновационных процессов в сельском хозяйстве во многом определяется особенностями задач, стоящих перед отраслью на различных этапах ее развития, а также внешней средой, в которой данной отрасли приходится функционировать. Эти факторы влияют на выбор видов и типов применяемых инноваций, их источники, эффективность и сроки освоения, что не исключает необходимости рациональной организации самой инновационной деятельности – подготовки кадров, формирования инфраструктуры инноваций, совершенствования взаимодействия инноваторов и т.д. Последнее особенно важно сегодня, когда в условиях усиления санкций резко ограничиваются возможности применения догоняющих инноваций. Теперь требуется разработка оригинальных отечественных инновационных проектов фундаментального характера, использующих достижения генетики, биотехнологий, искусственного интеллекта, на что направлены «Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы» и другие аналогичные документы. В зерновом комплексе проблема инноваций базового характера также стоит достаточно остро. Однако, здесь достижения отечественной аграрной науки по-прежнему играют ключевую роль в развитии инновационного процесса. Достаточно вспомнить, что сорта собственной селекции по базовым зерновым культурам у нас составляют 70–90%, что значительно выше, чем по другим видам продукции растениеводства. Учитывая задачи, решаемые в настоящей статье, важно сказать, что основные производители минеральных удобрений и СЗР не просто реализуют свою продукцию, но и разрабатывают рекомендации по ее использованию, по существу, предлагая варианты инновационных технологий, учитывающих природные и иные особенности производства в конкретных сельскохозяйственных предприятиях. Для этого создаются специальные торговые и обслуживающие сети, располагающие высококвалифицированными специалистами, опытными полями и т.д. Все это позволяет аграриям выбирать различные варианты технологий выращивания зерна и другой продукции. В исследовании показано, что на выбор вариантов интенсивных технологий существенно влияет уровень цен на зерновом рынке.

Основные направления ресурсосбережения на предприятиях пищевой промышленности в контексте «Индустрия 4.0»

Изменение общественно-экономического уклада требует инновационного подхода к оптимизации производственных процессов. Данный аспект затрагивает не только переориентацию стратегии в технологических подходах, но и трансформацию идеологического мышления кадрового потенциала. На первый план выступает решение многовариантных моделей, направленных на ресурсосбережение и выбор из них наиболее перспективных, позволяющих положительно влиять на показатели эффективности производства. Выполнению данных задач способствует транспорентность цифрового пространства во всех стадиях производственных систем. Потенциальные возможности ресурсосбережения при переходе к индустрии 4.0 наиболее четко проявляются в промышленном секторе. Аналитические исследования, проведенные на предприятиях пищевой промышленности, свидетельствуют о необходимости формирования траектории развития цифровизации. В статье приведена динамика использования среднегодовой производственной мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции. Определен состав ресурсного потенциала предприятий пищевой промышленности. Приведен баланс энергоресурсов при производстве пищевых продуктов. Рассмотрены этапы эволюционного развития предприятий пищевой промышленности. Обоснование возможности альтернативного использования ресурсосбережения и тренда автоматизации в контексте «Индустрия 4.0». Приведены основные элементы новой индустриальной модели.

Проблемы обеспеченности сельскохозяйственных организаций Верхневолжья техникой нового поколения

Статья посвящена проблемам обеспечения сельхозорганизаций Верхневолжья современной сельскохозяйственной техникой, которые усугубляются в условиях ужесточения санкционного давления на Российскую Федерацию со стороны т.н. коллективного Запада. В статье представлен анализ обеспеченности сельхозорганизаций техническими средствами, а также структуры их машинно-тракторного парка, степени его морального и физического износа и доли техники отечественного производства. В работе использованы следующие методы: экономико- статистический, ретроспективный, сравнительный и структурный анализ. Источниками информации послужили научная литература, материалы Федеральной службы государственной статистики, отчет Департамента сельского хозяйства и продовольствия Владимирской области, опрос специалистов сельскохозяйственных и дилерских организаций. Основные результаты следующие: 1) во всех областях Верхневолжья в 2021 г. по сравнению с 2010 г. число тракторов, приходящихся на 1000 га пашни, в сельхозорганизациях значительно снизилось (в среднем на 45%); обеспеченность тракторами можно оценить как чрезвычайно низкую; 2) нагрузка площади зерновых на 1 комбайн увеличилась за 11 лет во всех областях, однако она ниже по сравнению со средней величиной по стране в целом; 3) энергообеспеченность в 2021 году по сравнению с 2010 годом снизилась (за исключением Владимирской области); 4) в Верхневолжье основные фонды в сельском, лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве примерно наполовину выработали свой амортизационный срок; величина их износа выше, чем по стране в целом; 5)выявлено физическое и моральное старение парка тракторов и комбайнов сельхозтоваропроизводителей Владимирской области; 6) доля отечественной техники в структуре машинно-тракторного парка области в целом достаточно высокая, однако в последние годы (до 2021 г.) на баланс сельхозпроизводителей поступала преимущественно техника зарубежного производства; 7) проведенный опрос специалистов сельскохозяйственных и дилерских организаций показал отсутствие критического риска в обеспечении сельхозтоваропроизводителей сельскохозяйственной техникой в связи с усилением санкционного давления на экономику страны.

Формирование трудовых ресурсов как фактор роста экономической эффективности АПК

Современный этап инновационного развития аграрной сферы характеризуется тенденциями цифровизации, активизации внедрения систем искусственного интеллекта в управлении технологическими комплексами в современное аграрное производство и формирование соответствующих институциональных факторов, обусловливающих изменение природы взаимодействия человека и производственных ресурсов. В условиях институциональной среды, обеспечивающей внедрение информационных технологий, искусственного интеллекта в деятельность сельскохозяйственных предприятий и эффективное функционирование человека в контуре современных инновационных технологических комплексов, человеческий капитал выступает как особый ресурс сельскохозяйственных формирований, как фактор инновационного развития сельского хозяйства. Процессы реформирования сельского хозяйства в Республике Татарстан обусловили сохранение производственного потенциала аграрных предприятий и выход на траекторию устойчивого развития. Формирование соответствующей институциональной среды, обеспечивающей эффективное функционирование трудовых ресурсов, использование системного подхода в управлении агропромышленным комплексом региона, принятые меры государственной поддержки аграрной сферы в Татарстане обеспечили рост экономической эффективности отраслей АПК и устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий.