Несмотря на принятие в 2011 году специального Закона (№ 260-ФЗ), система сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой развивается недостаточно эффективно. На протяжении многих лет в целом по стране на рубль страховых взносов выплачивалось 10-13 копеек страховых возмещений, и лишь в последние годы коэффициент выплат вырос до 25-50 процентов, что также нельзя признать нормальным. Такое стало возможным, поскольку «Правила страхования (стандартные) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой», разработанные «Национальным союзом агростраховщиков», позволяют страховым компаниям диктовать свои условия сельскохозяйственным производителям, а, «независимая» экспертиза, услуги которой оплачивает страховщик, работает в интересах нанимателя. При таком положении система страхования урожая сельскохозяйственных культур функционировала во многом за счёт принуждения аграриев к заключению договоров страхования, поскольку на основании статьи 11 Закона № 260-ФЗ разрешено связывать размер субсидий по различным видам государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей с наличием у них страхового полиса по страхованию урожая. Это норма Закона активно используется уже более 10 лет. В статье предлагается незамедлительно провести следующие мероприятия: 1) дифференцировать критерии страховых событий в зависимости от степени рисков, которые обязуются покрывать страховые компании; 2) изменить порядок проведения экспертизы по определению страховых случаев при страховании урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, привлекая для этого специально созданную комиссию при Правительстве субъектов Федерации; 3) изъять из Закона № 260-ФЗ от 2011 года статью 11, тем самым покончив с практикой навязывания полисов страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой административными методами. Учитывая особенности страхования урожая сельскохозяйственных культур, контракты (договоры) по которым имеют неполный характер, необходимо обеспечить механизм согласования интересов страхователя и страховщика. С этой целью, помимо совершенствования нормативной базы сельскохозяйственного страхования, предлагается создать условия для расширения числа агростраховщиков за счёт специализированных страховых компаний и обществ взаимного страхования.
Краснодарский край является одним из ключевых аграрных регионов России, активно внедряющим инновационные технологии для обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса. В мировых условиях, где растущих вызовов, таких как изменение климата, развитие новых технологий и усиление конкуренции, вопрос инновационного развития АПК становится важнейшей стратегической целью для достижения стабильного роста аграрного сектора. В регионе активно применяются автоматизированные технологии для контроля урожайности и состояния скота, проводятся научные исследования, направленные на улучшение качества сельскохозяйственной продукции, снижение экологического воздействия, а также создание новых пород животных и сортов растений. Государственная поддержка фокусируется на увеличении производительности сельского хозяйства и улучшении качества сырья через гранты и возмещение затрат на содержание и разведение скота. Внедрение новых технологий в растениеводстве и животноводстве позволяет автоматизировать процессы, улучшая их скорость и точность, что способствует увеличению объемов производства. В статье показано, как развитие цифровых платформ и аналитических инструментов помогает принимать более обоснованные решения, оптимизируя затраты и повышая прибыльность. Эти меры способствуют не только повышению эффективности производства, но и укрепляют позиции Краснодарского края на внутреннем и внешнем рынках.
В статье приводится описание перспективных путей повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции на примере отдельного сельскохозяйственного предприятия, специализирующегося в растениеводческом сегменте. На основе аналитического обзора текущих тенденций финансово-экономического состояния производственной среды определены потенциальные основы для качественной модернизации технологических процессов. Показана важность внедрения современных средств воздействия на формирование производственных затрат с целью оптимизации ресурсного распределения под нужды обеспечения нормативной рентабельности производства сельскохозяйственной продукции. Представлено описание проектного механизма перехода на автоматизированную систему регулирования производственных процессов и внедрения технологии «бережливого производства». Многочисленные наблюдения за развитием современных средств поддержки систем принятия управленческих решений подтверждают актуальность внедрения в процесс производства сельскохозяйственной продукции технологии машинного обучения при обработке больших массивов данных и автоматизации основных технологических процессов в растениеводстве. Приводится экономическое описание целесообразности внедрения автоматизированных средств поддержки технологических процессов растениеводческого сегмента в исследуемой производственной системе. Приводится обоснование практической возможности перехода на замкнутый цикл производства и выхода на локальный рынок плодово-ягодной продукции.
Ключевой тенденцией в потреблении органических продуктов питания является оценка возможностей местного населения покупать органическую продукцию по более высоким ценам относительно традиционной. Размер потенциальной ценовой премии на органическом рынке учитывается при разработке маркетинговой и производственной стратегий, как действующих, так и будущих органических сельскохозяйственных товаропроизводителей. Цель исследования заключалась в анализе влияния показателей социально-демографического профиля потребителей на их готовность покупать органические продукты питания по нескольким товарным группам: мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, овощи и крупы. Материалами послужили результаты проведенного анкетного опроса 370 респондентов из Новгородской, Псковской, Ленинградской областей и г. Санкт-Петербурга. Определены особенности предпочтений потенциальных потребителей органической продукции, среди которых чаще всего были представлены: лица с высшим образованием; женщины в возрасте до 30 и от 31 года до 40 лет; семьи, имеющие одного, реже двух детей; респонденты с уровнем среднемесячного дохода от 25,1 до 30 тыс. руб. и более 40,1 тыс. руб. на одного 1 человека. Выявлено, что наличие различного рода обременений для семейного бюджета (кредиты и др.) меньше всего влияет на готовность потребителей покупать органические овощи, даже при цене в 2 раза и более, превышающей стоимость обычной продукции. Среди выразивших желание приобретать органическую продукцию независимо от цены на нее самая большая группа опрошенных (34%) наблюдалась в сегменте органического молока и молочной продукции. На современном этапе развития рынка органической продукции в нашей стране результаты исследования могут быть использованы производителями данного типа продукции в ходе бизнес-планирования для снижения неопределённости в их деятельности и сокращения рисков на перспективу, в том числе из-за неполноты информации об уровне потребительского спроса.
Цель исследования состоит в определении эффективности производства органической продукции растениеводства на основе сочетания традиционного и органического способа ведения сельскохозяйственного производства. Раскрыто преимущество применяемого оптимизационного подхода, заключающееся в том, что площади, на которых применяется органически ориентированная система, не будут пересекаться в севооборотах при традиционной системе посева сельскохозяйственных культур. Сделан вывод о необходимости активного развития параллельного использования технологий органического и традиционного сельскохозяйственного производства. Научная новизна исследования заключается в выдвижении предположения о том, что органическая, и традиционная системы ведения земледелия могут эффективно функционировать параллельно друг с другом, постепенно трансформируясь в такую аграрную технологию, которая сможет удовлетворить текущие и предполагаемые потребности населения в качественном и экологически безопасном продовольствии. Практическое значение исследования определяется тем, что его результаты целесообразны для использования действующим и потенциальным сельскохозяйственным товаропроизводителям для планирования и внедрения разработанной универсальной экономико- математической модели оптимизации параллельных севооборотов, органами управления агропромышленным комплексом на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с целью расширения границ ведения органического сельскохозяйственного производства.
В статье рассмотрена экономическая эффективность применения средств химизации в сельскохозяйственных предприятиях Зауралья. Увеличение применения удобрений и средств защиты растений в период с 1976 по 2023 годы не привело к повышению урожайности зерновых культур, но повлияло на снижение рентабельности, особенно в 2022–2023 годы. Частично отставание роста урожайности от затрат на химические средства может быть связано со снижением влагообеспеченности, которое отражается в снижении гидротермического коэффициента. С другой стороны, снижение рентабельности растениеводства связано со снижением цен на продукцию растениеводства, прежде всего на зерно, и повышением цен на средства производства. В экономической оценке применения средств химизации проведены группировки сельскохозяйственных предприятий по уровню затрат на гектар посева зерновых культур. Для определения основных факторов снижения рентабельности использован метод цепных подстановок. С помощью разработанного авторами web-приложения проведён анализ экономической эффективности применения удобрений в опытах Курганского НИИСХ. Данные опытов по испытанию удобрений в существующих экономических условиях (низкие цены на зерно и высокие на средства химизации) подтверждают низкий уровень экономической эффективности использования удобрений в производстве. Обобщён опыт ведения эффективного земледелия сельхозпредприятий области. Одним из таких предприятий является ЗАО «Колхоз Новый путь». Для создания соответствующих условий в большинстве других предприятий государству следует принять меры по повышению доходов, существенно повысив их финансовую поддержку.
Для развития сельских территорий становятся необходимыми подготовка, повышение квалификации и трудоустройство по полученной специальности сельскохозяйственных кадров, создание условий для их закрепления на сельских территориях. Объектами исследования являются регионы с сельскохозяйственной специализацией. Авторами дана оценка вклада отдельных регионов в валовую добавленную стоимость, как экономики всей страны, так и в структуре отдельных регионов; рассмотрена структура среднесписочной численности работников исследуемой отрасли в региональном срезе, проанализирован дефицит кадров по отдельным категориям сельскохозяйственных работников, проанализирован вклад отрасли «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» в создание валовой добавленной стоимости на уровне страны и отдельных регионов. Данный подход позволяет сфокусировать исследование на сельскохозяйственных территориях. Анализ статистических данных позволил выявить низкую закрепляемость сельскохозяйственных кадров, что обусловлено факторами: низкой престижностью сельскохозяйственных профессий и специальностей, недостаточно развитой социальной инфраструктурой села и т.д., в тоже время в условиях дефицита кадров и интенсивного импортозамещения наблюдается рост производительности труда и уровня заработных плат. В работе показано наличие профессионально-квалификационных диспропорций на аграрном рынке труда. Авторами предложено развивать сотрудничество аграрных вузов с сельскими школами, развивать социальную сферу и инфраструктуру сельского хозяйства, что позволит закрепить молодёжь в сельской местности.
Отставание показателя «ожидаемая продолжительность жизни при рождении» в селах особенно заметно в Дальневосточном федеральном округе и в Республике Бурятия, в частности. Одной из причин этого негативного феномена является нерациональное питание. В статье рассмотрены особенности питания в городской и сельской местности Республики Бурятии, проанализированы связанные с этим социально-экономические факторы. В результате исследования выявлено, что социально-экономическое положение Республики Бурятия таково, что регион не обеспечивает себя полностью ни одним из важнейших продуктов питания; что и в сельской, и в городской местности в рационе питания граждан преобладают простые, «вредные» углеводы. В результате исследования предложены следующие основные меры: необходимо развивать просветительские проекты о пользе огорода, а также ввести дополнительную льготу для сельских многодетных семей Дальнего Востока на покупку морозильной камеры – это позволит сохранить ягоды и овощи при помощи технологии заморозки, безвредной для здоровья, по сравнению с консервацией при помощи соли, сахара и уксуса. Таким образом, можно будет сохранить и преумножить человеческий капитал, без которого все остальные виды экономических ресурсов становятся невостребованными и неиспользуемыми.
Среди ведущих направлений производства в Алтайском крае выделяются глубокая переработка молока, производство муки и крупяных изделий. В молочной промышленности за рассматриваемый период наблюдался рост практически во всех направлениях, что позволило региону занять первое место среди субъектов РФ по производству сыров и сухой сыворотки и сохранить лидирующие позиции по производству сливочного масла. Также отмечается положительная динамика в мясной промышленности, где был зафиксирован рост индекса производства. В мукомольно-крупяной отрасли, несмотря на сохранение лидерства региона, был отмечен отрицательный темп производства продукции, что связано с уменьшением спроса и усилением конкуренции с соседними регионами. Особое внимание уделяется государственной поддержке, которая оказывает положительное влияние на увеличение объёмов производства. Она выражается в субсидировании краткосрочного кредитования предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Также приводятся данные о выполнении основных показателей развития отрасли и анализируются причины невыполнения некоторых из них. Делается вывод о том, что предоставление субсидий, льгот и других форм поддержки предприятиям отрасли, включая поддержку экспорта, играет важную роль в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности.
В современных условиях обеспечение продовольственной безопасности и преодоление технологической зависимости от импорта в агропромышленном комплексе становятся наиболее актуальными задачами, решение которых связано с необходимостью научного обеспечения роста объемов производства сельскохозяйственной продукции. В статье рассматриваются направления увеличения объемов производства в условиях инновационно-ориентированного развития на базе повышения сбалансированности институциональных элементов авторской системы научного обеспечения и коммерциализации инноваций в АПК. Разработаны теоретико-методологические подходы исследования сбалансированности системы научного обеспечения и коммерциализации инноваций в АПК для регионов с различным уровнем научно-образовательного, кадрового, финансового потенциала, а также потенциала коммерциализации и обоснованы стратегические направления ее повышения. Для регионов первого кластера с высоким образовательным потенциалом можно рекомендовать создание образовательных инновационных платформ в целях стимулирования исследований и коммерциализации инноваций. Регионы второго, третьего и пятого кластеров отличаются разнородным составом, включая территории с неблагоприятными природно-климатическими условиями, эффект от коммерциализации может быть достигнут в отдельных регионах–точках роста. В качестве эффективной меры предложена стратегия перетока знаний из крупных научно-образовательных центров в периферийные организации с целью вовлеченности в процесс научных исследований и разработок. Для регионов четвертого кластера возможна реализация различных моделей коммерциализации инноваций с государственной поддержкой исследовательской базы университетов, формированием инновационных центров, стимулированием процессов информатизация и роботизации. Результаты исследования представляют практическую ценность для разработки направлений государственной политики и механизмов дифференцированного управления системой в регионах разных типов.