Яндекс.Метрика

Оценка самообеспеченности Ленинградской области отдельными видами концентрированных кормов как фактор устойчивого развития животноводства региона

Статья посвящена проблеме, характерной для Северо-западного федерального округа, где на фоне приоритетности развития животноводства наблюдается дефицит собственных ингредиентов концентрированных кормов и, прежде всего, фуражного зерна. Ленинградская область является лидером округа по производству и удоям молока и мяса птицы, что повышает ее зависимость от кормовой базы. Целью статьи является оценка текущей зависимости животноводства области от закупок отдельных видов концентрированных кормов с точки зрения потенциала устойчивого развития отрасли животноводства. В статье приводится оценка потребности в концентрированных кормах для обеспечения нужд животноводства. Расчет приводится по кормам, по которым у области есть потенциал увеличения объемов производства (ячмень, пшеница, овес, рапс). Обращается внимание на высокую зависимость региона от поставок зерновых из других субъектов Российской Федерации, что является фактором сдерживающим устойчивое развитие отрасли животноводства. Оцениваются такие последствия указанной зависимости, как волатильность цен на зерновые корма, снижение рентабельности деятельности животноводческих хозяйств, общее снижение финансовой устойчивости. Анализируется потенциал и возможности Ленинградской области по повышению объемов собственного производства отдельных видов концентрированных кормов.

Механизм государственной поддержки развития промышленного производства для экспорта готовой продукции зернопродуктового подкомплекса региона

Актуальность темы исследования обусловлена стратегической важностью обеспечения перехода экономики Российской Федерации (РФ) на новый индустриально- технологический уровень функционирования. Эта задача, поставленная также и перед аграрным сектором России, напрямую касается отрасли растениеводства, поскольку результаты деятельности ряда регионов характеризуется избыточным производством и экспортом сельскохозяйственного сырья (преимущественно зерна пшеницы). Для ее решения Правительством РФ была утверждена Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов России на период до 2030 г., отражающая приоритетные направления совершенствования их деятельности в среднесрочной перспективе, одним из которых является модернизация сферы пищевой и перерабатывающей промышленности страны с целью увеличения объемов выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью и расширения ее ассортимента на внутренних и внешних рынках. В качестве инструментария для механизма качественных изменений были разработаны меры таможенного тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов России, которые вызывают множество споров среди ряда экспертов и товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции. В работе с учетом интересов отечественных товаропроизводителей предложена корректировка действующего механизма зернового демпфера на основе расчета показателя допустимого объема реализации сырья за рубеж и разницы между индикативной (мировой) и внутренней рыночной ценами, а также затрат на экспортную логистику. Обоснованы подходы к субсидированию предприятий первичной и глубокой (промышленной) переработки зерна (на примере Саратовской области), направленные на стимулирование их развития и предполагающие выделение критериев перераспределения государственной поддержки на объёмы производства продукции, покрытие себестоимости, уровень рентабельности. Представлены формулы расчета оптимальных объемов бюджетных ресурсов для достижения показателя уровня рентабельности отрасли в среднем до 42%.

Механизмы увеличения ёмкости отечественного рынка рыбоконсервной продукции как важный фактор обеспечения продовольственной безопасности населения

В статье рассмотрены современные тенденции функционирования рынка рыбоконсервной продукции России и предложены механизмы увеличения его ёмкости. Данная статья направлена на актуализацию информационной базы состояния российского рынка рыбоконсервной продукции, а также на развитие теоретических, методологических положений его функционирования в условиях шоковых институциональных трансформаций экономических отношений. В представленном материале рассматривается система механизмов увеличения ёмкости рынка рыбоконсервной продукции, основанная на анализе его состояния и современных потребительских предпочтениях, позволяющая сформулировать рекомендации по совершенствованию системы мер и механизмов регулирования функционирования отрасли рыбоконсервной продукции. Используя в качестве основного метод комплексной научно-методической оценки социально-экономических отношений, были выявлены тенденции и сформулированы предложения по совершенствованию механизмов развития рынка рыбоконсервной продукции. Новизна и научный вклад определяются положениями, раскрывающими мониторинг современного состояния и перспективы развития рынка рыбоконсервной продукции России. Сформулированные выводы и разработанные рекомендации позволяют улучшить систему мер и механизмов, направленных на достижение роста ёмкости рынка рыбоконсервной продукции и увеличение потребления населением рыбных консервов до 3 килограммов на человека в год к 2030 году.

Иностранные журналы открытого доступа по проблематике АПК: отбор и использование в информационном обслуживании

Рассматривается состояние комплектования иностранными изданиями научной отраслевой библиотеки. Отмечается недостаток текущих иностранных изданий в фондах библиотеки из-за отсутствия подписки на печатные издания и отмирания международного документообмена. Подчеркивается роль иностранных изданий в формировании информационных продуктов ЦНСХБ и информировании пользователей. Рассматриваются сущность и основные сведения об открытом доступе к научным публикациям, основные модели открытого доступа и его преимущества. Подчеркивается роль журналов открытого доступа на современном этапе в получении достоверной информации о состоянии мирового сельского хозяйства, о тенденциях его развития в отдельных странах, о достижениях и перспективах развития аграрной науки в зарубежных странах. Целью исследования было создание списка иностранных журналов открытого доступа для использования в информационных продуктах ЦНСХБ и библиотечно-библиографическом обслуживании. Проведена работа по поиску полнотекстовых журналов открытого доступа по проблематике АПК, их изучению, анализу и отбору. В процессе исследования интернет-ресурсов было отобрано 784 журнала по сельскому хозяйству и пищевой промышленности., в т.ч. по экономике сельского хозяйства ‑ 64; по лесному хозяйству ‑ 67; биологии сельскохозяйственных растений – 51; по животноводству ‑ 120, по ветеринарии ‑ 91, по механизации и автоматизации сельского хозяйства ‑ 64, по пищевой промышленности – 112 журналов, по защите растений – 215 журналов. Исследование показало, что в списке отобранных из интернет-ресурсов 136 журналов (17,5%) ‑ ключевые, т. е. наиболее авторитетные, престижные, издающиеся в течение многих десятилетий, в основном с высоким импакт-фактором.

Кластеризация субъектов Российской Федерации по уровню продовольственной безопасности

В статье представлена авторская методика кластеризации субъектов Российской Федерации по уровню продовольственной безопасности, на основе анализа групп товаров, не соответствующих пороговому значению, установленных Доктриной продовольственной безопасности. Авторами выделены и охарактеризованы четыре типа регионов: регион-донор с экспортно-ориентированным производством, регион-донор с ориентацией на внутренний спрос, регион-реципиент с опережающим импортозамещением, регион-реципиент с ориентацией на внутренний спрос. Для визуализации данных использовался картографический метод на основе цветовой маркировки. Результаты исследования показали, что к регионам-донорам с экспортно- ориентированным производством тесно примыкают регионы-реципиенты с опережающим импортозамещением, которые обеспечивают продукцией регионы-реципиенты, не имеющие собственного производства. Наибольшая доля реципиентов наблюдается в категории овощей и фруктов. Регионы-доноры с экспортным потенциалом характеризуются наибольшей долей собственного производства, высокой долей экспорта и отсутствием импорта. Регионы-доноры с импортным потенциалом не реализуют продукцию на экспорт и не привлекают импорт из-за самообеспеченности. Регионы-реципиенты с экспортным потенциалом производят часть продукции самостоятельно, а недостаток восполняют за счет привлечения импорта в большем объеме от требуемого, с целью дальнейшего экспорта в регионы-реципиенты. Основными федеральными округами, в которых наблюдается отрицательный продовольственный баланс, являются Центральный, Северо-Западный, Уральский, Сибирский федеральные округа. В рамках данного исследования, предложенный подход анализа продовольственной обеспеченности по основным продуктам питания, позволяет визуализировать реальные и гипотетические изменения показателей по трем основным направлениям: производство, распределение и потребление, а также определить на территории страны производящие регионы – регионы-доноры и потребляющие регионы повышенного внимания – регионы-реципиенты.

Цифровизация агропромышленного комплекса Республики Башкортостан

Цифровазация стала неотъемлемой частью жизни общества, она вливается во все сферы национальной экономики. Цифровизация в России начала своё активное развитие с 2017 года с момента утверждения программы «Цифровая экономика Российской Федерации». С точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий Российская Федерация занимает сегодня 38-е место с большим отставанием от стран-лидеров, таких как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Люксембург и Германия. Развитие цифровой культуры общества вызвано необходимостью полноценного вхождения России в процесс глобализации экономики. В этой связи и цифровое развитие агропромышленного комплекса, как ключевой отросли национальной экономики, является приоритетным направлением. В статье проведен анализ уровню цифровизации в агропромышленном комплексе Республики Башкортостан. Обозначен круг проблем и перспективы развития АПК региона в условиях цифровизации. Авторами предложен комплекс мероприятий направленных на совершенствования цифровых платформ, реализуемых в сельском хозяйстве. В этой связи авторы статьи подвели итоги эффективности цифровизации производства на уровне отдельных предприятий, муниципальных районов и республики в целом.

Цифровые решения в сфере труда аграрного сектора–мотиваторы трансформации человеческого капитала отрасли

Продовольственная независимость страны, минимизация последствий, связанных с санкциями, экспортно-импортными ограничениями, проблем в логистике, политика развития сельских территорий, создания комфортной среды для жизни сельского населения, обеспечение технологического суверенитета аграрного сектора экономики в рамках ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство»определили наиболее значимые направления повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей: использование цифровых решений в отрасли, создание системы непрерывной подготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий с целью формирования у них компетенций в области цифровой экономики. Переход аграрного сектора на цифровую модель развития в значительной степени определяется готовностью к внедрению цифровых решений. Стратегическим ресурсом цифровизации аграрного сектора является человеческий капитал. Реализация цифровых решений в сфере труда аграрного сектора мотивирует отечественных сельскохозяйственных производителей к внедрению в производственный процесс цифровых технологий, а занятых в отрасли специалистов – к формированию цифровых компетенций. В формировании цифровых компетенций очевидным является факт, что основой трансформации человеческого капитала является процесс освоения профессиональных знаний, умений и навыков посредством реализации системных мер непрерывной подготовки. В статье рассмотрены направления цифровизации, цифровые решения для аграрного сектора, выделены факторы-барьеры применения цифровых технологий отрасли, предложены варианты цифровых компетенций подготовки специалистов аграрного профиля на цифровой платформе «Банк цифровых компетенций аграрного сектора». Реализация цифровых решений в сфере труда аграрного сектора экономики и формирование цифровых компетенций занятых в отрасли специалистов повышает конкурентные преимущества реализуемого человеческого капитала, эффективность спроса и предложения на аграрном рынке труда.

Методический подход к оценке устойчивого развития предприятий АПК

В статье отражены результаты проведенного исследования в контексте теории управления устойчивым развитием предприятий агропромышленного комплекса применительно к глобальным вызовам Agriculture 4.0 и цифровой трансформации экономики аграрной отрасли. Выделены характерные факторы устойчивого развития: степень использования материальных ресурсов в процессе производства продукции; инновационная активность предприятий агропромышленного комплекса; соответствие инвестиционной и кадровой политики требованиям Стратегии научно-технологического развития; состояние финансового менеджмента. Выявление характерных факторов предоставляет возможность исследовать устойчивое развитие во взаимосвязи факторов внутренней и внешней среды. Предложена авторская методическая последовательность оценки устойчивого развития на уровне основных звеньев агропромышленного комплекса. К специфическим особенностям предлагаемой последовательности относится определение её основных компонентов: систематизация и расчет частных показателей, отражающих влияние факторов на устойчивое развитие; приведение частных интегральных показателей к единому интегральному показателю; оценка экономических последствий проведенного оценивания. Определены и аргументированы показатели, показывающие уровень устойчивого развития предприятий агропромышленного комплекса применительно к каждому элементу. Это дает возможность проводить детализированный анализ изменений и колебаний возможностей достижения устойчивого развития предприятий агропромышленного комплекса, своевременно и оперативно нивелировать проблемные зоны в процессе осуществления алгоритмической последовательности аналитического оценивания.

Общий институциональный интерес субъектов рынка земель сельскохозяйственного назначения

еоретическая значимость проведенного исследования состоит в развитии институциональной, неоинституциональной, поведенческой экономической теорий, теорий государственного управления, агентских отношений, бюрократии на основе фундаментальных исследований институционального регулирования рынка земель сельскохозяйственного назначения. Цель работы – уточнение и конкретизация системы государственных, экономических и институциональных интересов субъектов рынка земель сельскохозяйственного назначения. Установлено, что интересы в сфере регулирования владения, пользования, распоряжения земельными ресурсами неизбежно приходят в противоречие с отношениями на рынке земель сельскохозяйственного назначения, которым свойственен процесс саморегулирования. Интересы государства, собственников, арендаторов земель сельскохозяйственного назначения пересекаются в ходе обеспечения продовольственной безопасности, осуществления инвестиционной и инновационной деятельности, научно-технического прогресса, развития информационно-коммуникационной системы. От качества взаимосвязи государственных, экономических и институциональных интересов зависит эффективность функционирования земельного рынка. Институциональные механизмы согласования и реализации интересов субъектов земельного рынка включают меры по стимулированию и принуждению для предотвращения или сглаживания оппортунистического поведения субъектов, сокращению чрезмерно высоких трансакционных издержек, выполнению программ по увеличению площади продуктивной пашни за счет дополнительного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Общий институциональный интерес предполагает усиление продовольственной безопасности Российской Федерации посредством увеличения вклада в валовой внутренний продукт за счет наращивания объемов производства продукции растениеводства хозяйствующего субъекта при сохранении и воспроизводстве плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Для этого требуются изменения институциональных правил в отношении неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, корректировка основных параметров финансового обеспечения достижения целей стратегии развития агропромышленного комплекса.