Яндекс.Метрика

Типологизация розничных рынков в условиях локальной сельской экономики

Розничные продовольственные рынки остаются основными каналами продаж продуктов питания внутренним потребителям. В данной статье представлены результаты исследования и типологизации местных розничных рынков на примере административных единиц (районов) шести регионов Приволжского федерального округа. Для каждого субъекта Приволжского федерального округа были выделены три группы районов в зависимости от уровня развития розничной торговли. Выполнен предварительный анализ факторов развития розничной торговли методом экспертной оценки. Выбор в качестве объектов исследования регионов Приволжского федерального округа связан с тем, что эта территория стала активным участником эскортных продовольственных операций в рамках стратегии социально-экономического развития России до 2030 г., в которой определяется необходимость решения задач, поставленных в июльском Указе Президента РФ “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.». В условиях развития экспортной деятельности органам управления требуется обеспечить сбалансированное развитие внутренних рынков регионов и административных районов Приволжского федерального округа. Анализ розничной торговли позволит выявить районы с низким уровнем ее развития и способствовать принятию адресных мер со стороны органов управления. Приволжский федеральный округ граничит с Южным, Центральным, Северо-Западными и Уральским федеральными округами и Казахстаном. Доля ВВП округа в общероссийском показателе превышает 15%. В 2023 г. численность населения Приволжского федерального округа составила 21,3% населения всей России, доля сельского населения - 27,3%.

Продовольственная безопасность региона: сущность, оценка, прогноз

Сельское хозяйство является одной из наиболее социально значимых отраслей российской экономики, от уровня развития и эффективности функционирования которой зависит продовольственная безопасность страны. Несмотря на то, что беспрецедентный масштаб секторальных и индивидуальных санкций в меньшей степени затронул сельское хозяйство, ограничения в отношении других отраслей российской экономики создают риски для динамичного развития аграрного сектора. Продовольственная безопасность России предполагает устойчивое продовольственное обеспечение населения и является важнейшим залогом укрепления ее национального суверенитета. В действующей Доктрине продовольственной безопасности страны одним из ее основных индикаторов определена продовольственная независимость страны и регионов, характеризующаяся степенью соответствия пороговым значениям соотношения объемов отечественного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия и объемов основных видов их внутреннего потребления, а также продовольственная устойчивость. Тесная сущностная взаимосвязь этих понятий информационно расширяет многоаспектность исследования данной проблемы не только с точки зрения оценки сложившейся ситуации, но и разработки прогнозных значений их важнейших характеристик. Учитывая, что сельскохозяйственное производство непосредственно (или опосредованно) связано с каждой из этих категорий, исследование проведено на материалах аграрного региона, каким является Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). Проведенное исследование позволило охарактеризовать состояние и динамику результатов хозяйствования субъектов агробизнеса в условиях последействия санкций; оценить дифференциацию уровней продовольственной безопасности субъектов региона и продовольственного обеспечения их населения; экономическую доступность для населения основных продуктов питания; разработать прогноз продовольственной безопасности региона и перспективы агроэкспорта по основным видам сельскохозяйственной продукции на период до 2030 года; определить приоритетные направления развития аграрного сектора с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности региона и страны в целом.

Повышение уровня региональной поддержки АПК в Краснодарском крае

В статье осуществлен анализ ведущих аспектов управления развитием аграрного сектора Краснодарского края и представлены предложения по его улучшению. Статья рассматривает механизмы и инструменты аграрной политики на региональном уровне. Приведены результаты государственных программ, обеспечивающих развитие сельского хозяйства Краснодарского края. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, основанный на нем, играют ключевую роль в экономическом развитии рассматриваемого региона, который является одним из ведущих производителей аграрной продукции в России. Более того, почти половина трудоспособного населения края занята в сельском хозяйстве. Многообразие аграрного сектора в значительной степени определяет экономические характеристики развития регионального развития. Сельское хозяйство как отрасль экономики обладает своими особенностями, такими как относительная независимость от методов организации, форм управления и текущей экономической системы. В условиях современной конкурентной экономики, мирового рынка и антироссийских санкций недостаточная государственная поддержка аграрного сектора может привести к долгосрочным негативным последствиям в области снижения уровня продовольственной безопасности. Сокращение трудовых ресурсов в сельскохозяйственных организациях предопределяет проблему роста безработицы в сельских территориях региона и негативно влияет на социально-воспроизводственную составляющую человеческого капитала, а также инвестиционную привлекательность. Методологической основой исследования послужили концепции в области экономики сельского хозяйства, а также законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, программно-целевые документы по развитию отрасли сельского хозяйства. Предложения, разработанные в статье, нацелены на совершенствование системы регионального управления развитием сельского хозяйства в Краснодарском крае, что способствует повышению урожайности, улучшению качества продукции в растениеводстве и животноводстве, а также обеспечению продовольственного суверенитета.

Эффективность цифровизации сельского хозяйства: региональный кейс производителей молока

В статье оценивается взаимосвязь уровня цифровизации с показателями эффективности молочного животноводства – производственными и экономическими. Профили хозяйств с различным уровнем цифровизации построены на данных молочных предприятий Ленинградской области, репрезентативно отражающих регион. Уровень цифровизации задан количеством внедренных цифровых технологий мониторинга и контроля здоровья и физиологического состояния коров. Эмпирические данные показывают, что экономические показатели эффективности производителей молока и уровень цифровизации обладают положительной взаимосвязью: прибыль и рентабельность последовательно увеличивались при переходе из одной группы хозяйств, различных по уровню цифровизации, в другую. Влияние количества внедренных цифровых технологий на показатели эффективности, особенно на продуктивность коров и производительность труда, нелинейно. То есть эффекты цифровизации зависели от количества внедренных технологий, однако наиболее заметны были при переходе из «нулевого» к «первому» уровню цифровизации. При дальнейшем увеличении количества цифровых технологий экономическая эффективность росла, но заметно меньшими темпами, а производственная эффективность оставалась практически неизменной. Показана слабая взаимосвязь уровня цифровизации хозяйств с текущим уровнем субсидий, что объясняется нацеленностью господдержки преимущественно на показатель роста объемов производства молока, а также, вероятно, действующими временными лагами влияния господдержки. Определен эволюционный характер процесса технологической модернизации, в котором цифровизация представляется следующим актуальным этапом. Показаны барьеры такого развития для хозяйств с «нулевым» уровнем цифровизации, связанные, в том числе с проявлением отрицательного эффекта масштаба. В статье обсуждаются действующие на уровне сельхозпроизводителей меры поддержки цифровизации и возможные их корректировки для содействия более активному внедрению цифровых технологий. Полученные результаты подтверждают текущую направленность участников отрасли на цифровизацию с целью повышения устойчивости и доходности производства молока.

Территориальная дифференциация и предпосылки устойчивого развития молочного скотоводства в Нечерноземной зоне России на основе цифровой трансформации

В статье проанализированы особенности развития молочного скотоводства в регионах Нечерноземной зоны России. Проведен анализ изменений с 2007 по 2021 год объемов производства молока, поголовья коров, посевных площадей, в том числе кормовых культур, других производственных показателей в муниципальных районах четырех регионов Нечерноземной Зоны, три из которых относятся к СЗФО - Ленинградская, Вологодская, Новгородская области и один к ЦФО - Ярославская область. Выявлено усиление дифференциации развития молочного животноводства между регионами и муниципальными районами с началом реализации Приоритетного национального проекта развития АПК 2006-2007 гг. и Государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Приоритетная государственная поддержка реализации крупных проектов, обеспечив рост молочной продуктивности и валового производства молока, усилила различия в уровне развития молочного животноводства между хозяйствами, муниципальными районами и регионами. Основные объемы молока производятся в ограниченном количестве муниципальных районов, агроклиматические, производственные и хозяйственные условия в которых позволяют реализовать при поддержке государства крупные инвестиционные проекты строительства и модернизации молочных комплексов с индустриальными технологиями конвейерного типа. Сокращение поголовья коров и объемов производства молока в значительной части муниципальных районов регионов Нечерноземья ведет к уменьшению посевных площадей, снижению интенсивности их использования, выбытию пашни из сельскохозяйственного оборота. Цифровая трансформация молочного животноводства, максимальная адаптация производства кормов и молока к локальным агроклиматическим и производственным условиям, способны обеспечить конкурентоспособный уровень издержек и качества продукции в регионе рискованного земледелия при меньшем масштабе производственно-хозяйственных единиц.

Факторы дисбаланса современной системы стратегического планирования развития аграрного сектора

В статье систематизированы ключевые факторы, обуславливающие дисбалансы в развитии современной системы стратегического планирования аграрной сферы. В работе обосновано, что в формировании ключевого планового документа системы стратегического планирования в сельском хозяйстве – Госпрограммы - активное участие должны принимать регионы. Установлено, что отсутствие в системе документов стратегического планирования такого важного промежуточного звена между Госпрограммами разного уровня, как региональная схема пространственной организации отрасли, не позволяет объективно оценить внутренний потенциал отдельных территорий в достижении национальных приоритетов. Доказано, что слабо проработанные подходы к прогнозированию параметров развития аграрного сектора отдельных регионов способствуют занижению целевых индикаторов развития отрасли, замедляя темпы ее экономического развития. Частая смена приоритетных целей и задач Госпрограммы приводит к изменению круга целевых индикаторов, их систематическому невыполнению, трансформации механизма оказания государственной поддержки. Отмечено, что регулярное изменение лимитов, сроков и запланированных мероприятий в рамках Госпрограммы, с одной стороны, не позволяет объективно оценить эффективность их применения, с другой – затрудняет разработку планов долгосрочного развития аграрного сектора отдельных субъектов РФ при их взаимоувязке со стратегиями территориального и отраслевого развития регионов. Ограниченность средств господдержки в структуре расходов федерального бюджета страны в условиях инфляционного повышения общего уровня цен на энергоносители, комплектующие, семена, импортные технологии сдерживает решение комплекса долгосрочных задач устойчивого развития аграрной сферы. Аргументировано, что применяемые инструменты государственного регулирования отрасли в рамках Госпрограммы не отвечают принципам системности и непрерывности использования. Данный факт противоречит методологии системы стратегического планирования и серьезно ограничивает ее развитие на современном этапе.

Механизмы регулирования аграрной сферы во взаимодействии с трансграничными структурами и объединениями

Эффективность применяемых мер и механизмов регулирования процессов в отраслях национальной экономики, вовлеченных в трансграничную торговлю, в значительной степени определяет результативность ее функционирования. Основной формой межгосударственного взаимодействия на уровне региональных субъектов в настоящие время является трансграничный обмен экономическими ресурсами, результатами производственной деятельности, сотрудничество в направлении реализации социальных и инфраструктурных проектов. Одним из условий повышения эффективности государственной политики регионального развития в РФ, по нашему мнению, также может являться выработка комплекса мер, направленных на теоретическое обоснование и практическую реализацию программ по интенсификации процессов объединения приграничных районов в трансграничные образования, в той мере, в которой это позволяет сложившаяся внешнеполитическая конъектура. Целью данного исследования является разработка механизма регулирования национальной экономики во взаимодействии с трансграничными структурами и объединениями. Научная новизна проводимых исследований заключается в использовании матрицы трансграничного взаимодействия для анализа сценария экономического развития взаимодействующих регионов, выявлении конкурентных преимуществ регионов сопредельных стран в отраслях специализации на основе расчета коэффициента сравнительных преимуществ. Составным элементом институционального механизма регулирования национальной экономики в условиях трансграничного взаимодействия может являться регрессионная модель оценки влияния ключевых факторов на ВРП приграничных регионов.

Экономическое обоснование развития экспортно-ориентированного мукомольного производства в сельскохозяйственных организациях

В статье представлен комментарий достигнутых результатов выбранного в начале 2000-х гг. руководством Российской Федерации курса аграрной политики страны, направленной на увеличение в стоимостном выражении объемов производства продукции сельского хозяйства в 10 раз, рост ее поставок за рубеж в 16,5 раза. Отмечено, что в товарной структуре экспорта продовольствия России преимущественную долю занимают злаки (30%), большей частью пшеница, урожаи которой в настоящее время отличаются рекордно высокими показателями. Однако полное насыщение внутреннего рынка зерном в условиях нестабильности оптовых цен вызывает проблему его реализации в перспективе. Рациональный выход из складывающейся проблемной ситуации видится в постепенном уходе от сырьевой модели агроэкспорта к формированию индустриально-технологического типа функционирования экономики государства, предполагающего модернизацию перерабатывающих отраслей, в особенности в сфере его зернового хозяйства. В работе отмечено, что в условиях структурной перестройки аграрной сферы России перспективным направлением совершенствования ее производственной деятельности является образование в рамках действующих предприятий новых цехов и подразделений, необходимых для осуществления последующей обработки готового сырья. На примере отраслевого рынка Саратовской области установлено, что среди зарубежных потребителей товаров ее АПК спросом пользуются продукты перемола злаковых культур. Исходя из этого, предложены подходы к целевому инвестиционному субсидированию производителей пшеницы и ржи, включающие в себя предоставление бюджетных ассигнований (в размере 25%) на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК (закупку машин и оборудования) для комплектации цехов по первичной переработке зерна в крупных организациях региона. Методом статистической группировки данных были выбраны 14 хозяйствующих субъектов области, реализация предложенных мероприятий в которых позволит увеличить значение их совокупной чистой прибыли в целом на 794 млн руб.

Формирование политики технологического суверенитета рыбохозяйственного комплекса России в условиях санкционного режима

Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса опирается на концентрацию усилий по совершенствованию системы отраслевого управления в таких направлениях, как модернизация и инновации, стимулирующих активное внедрение новых организационно- экономических форм и методов управления. Обосновывается новый подход к выработке отраслевой политики путём формирования локально-интегрированного рынка инноваций. Именно это позволяет обеспечить рост экономических показателей развития. Также принимается во внимание положительный опыт создания и применения целого ряда организационных форм в промышленной политике, их адаптация не просто к отраслевому управлению, а управлению хозяйственным комплексом, характеризующимся многовекторным развитием. В порядке проектного обеспечения реализации национальных целей требуется рассмотреть расчёт мультипликативного эффекта рыбохозяйственного комплекса и разработку экономико-правовых отраслевых рекомендаций по построению инновационных моделей специальных инвестиционных контрактов. В то же время следует обратить внимание на возможность обращения рыбохозяйственного законодательства, стимулирующего инвестиционную деятельность и изучить целесообразность других форм стимулирования инвестиционных циклов – корпоративное государственное частное партнерство, промышленная ипотека, а также механизм особых экономических зон, свободных рынков и участия во взаимодействии с партнёрами по Евразийскому экономическому сотрудничеству и СНГ.

Плодоовощной сектор Евразийского экономического союза: потенциал роста и сдерживающие факторы

Формирование конкурентоспособного и устойчивого плодоовощного сектора, способного удовлетворить внутренний спрос, является одной из важнейших задач для государств – членов Евразийского экономического союза. Несмотря на активное развитие данной подотрасли растениеводства, объемы валовых сборов пока не позволяют достичь полной обеспеченности собственными фруктами и овощами в целом по Союзу. В статье представлен анализ показателей производства и торговли плодоовощной продукцией в мире и странах Союза. Основной объем плодов и ягод в ЕАЭС выращивается в России и Беларуси, овощей – в России и Казахстане. При этом важна роль взаимных поставок государств-членов в насыщении общего аграрного рынка. Фруктами партнеров по Союзу снабжают Армения и Кыргызстан, овощами – Беларусь и Казахстан. Отмечается, что в структуре импорта сельскохозяйственных товаров в Союз на долю фруктов и овощей, закупаемых за рубежом, приходится порядка 30%. При этом наиболее значительный рост поставок наблюдается в межсезонье в связи с дефицитом современных мощностей по хранению. Отдельное внимание отводится перспективным направлениям развития плодоовощной отрасли за счет реализации интеграционного потенциала на уровне Союза. Статья содержит как оценку сдерживающих факторов, так и предложения по укреплению сотрудничества государств-членов в сфере овощеводства и плодоводства, включая внедрение созданных в Союзе высокопродуктивных сортов и гибридов культур, осуществление совместных проектов, развитие кооперационных связей мелкотоварных производителей, разработку цифровых технологий, технических систем для хранения плодоовощной продукции, использование экологических методов ведения сельского хозяйства и другие.