В исследовании выделены основные формы и меры государственной поддержки производства органической продукции растениеводства: компенсация затрат на сертификацию экспортированной продукции, бесплатная сертификация для субъектов малого и среднего предпринимательства, применение компенсирующей и стимулирующей субсидии, самостоятельное определение субъектами РФ ставок субсидирования производства органики в сельском хозяйстве. К региональным мерам поддержки развития органического растениеводства относятся: погектарная поддержка, стимулирование участия российских производителей органической продукции в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом, поддержка сельхозпроизводителей в рамках региональных инвестиционных проектов, направленных на переход от интенсивного земледелия к органическому, компенсация затрат на использование органических удобрений и биологических средств защиты растений, субсидирование обучения органическому сельскому хозяйству, принятие мер поддержки для лабораторий: субсидии на возмещение части затрат на аккредитацию по международным стандартам. Рассмотрены федеральные и региональные меры государственной поддержи органического производства с определением задействованных нормативно-правовых актов РФ. Выявлена региональная поддержка в части финансирования органического сельского хозяйства в Томской, Воронежской, Калужской, Ярославской областях. В качестве перспективных направлений государственной поддержки производства органической продукции растениеводства с учетом региональных особенностей можно выделить компенсацию затрат на агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование, применение погектарной поддержки производителей органической продукции растениеводства, возмещение затрат на приобретение и модернизацию техники.
В большинстве развитых и развивающихся стран сельские районы занимают основную часть территории. Как правило, они остаются вне основного фокуса государственной политики, обладая при этом уникальным эндогенным потенциалом устойчивого развития. В статье исследована концепция «умной деревни» как средство достижения устойчивости сельских территорий. Теоретическую основу исследования составили статьи российских и зарубежных авторов по данной проблематике. Эмпирические источники представлены международными, наднациональными и национальными нормативными документами в области устойчивого развития, материалами профильных сайтов. В результате систематизированы угрозы, эффекты и перспективы устойчивого развития сельских территорий в контексте Повестки устойчивого развития на период до 2030 года. Выявлена специфика и охарактеризованы факторы устойчивого развития сельских территорий. Исследованы генезис и эволюция концепции «умной деревни» как нового подхода к устойчивому развитию сельских территорий. Обобщены подходы к определению «умной деревни» в нормативных документах и научном дискурсе. В общем виде охарактеризованы параметры, компоненты и технологии реализации концепции «умная деревня». Предложена уровневая динамическая концептуальная модель «умной деревни», описывающая структурные взаимосвязи между ее основными параметрами и компонетами. В заключение сделан вывод о том, что концепция «умной деревни» может широко использоваться при разработке политики и стратегий развития, направленных на повышение устойчивости сельских территорий. При этом различные формы, методы и инструменты, применяемые в разработке и реализации данной концепции, требуют дальнейших исследований.
Новые возможности удаленной работы, а также новые вызовы, связанные с потерей привлекательности городов как безопасного и экологичного места жительства, создали новый образ сельской местности как комфортного места для отдыха и проживания. В период пандемии интерес к сельской местности среди городского населения был наиболее заметен. В результате чего Ассоциацией самых красивых деревень и городков России было инициировано исследование мотивов и типов переселенцев, что явилось первым этапом социологического исследования. Далее, с началом введения антироссийских санкций и закрытием многих стран для российского туризма, большое внимание начинает уделяться внутреннему туризму, в том числе на малых территориях. Это способствовало проведению второго этапа исследования с целью тестирования результатов первого этапа и раскрытия новых аспектов в современных условиях. Целью исследования стала оценка привлекательности сельских территорий для привлечения новых жителей и туристов в том числе, в населенных пунктах – членах Ассоциации «Самых красивых деревень и городков России», в период глобальных вызовов и перемен. В результаты исследования позволили сделать ряд выводов, среди которых отмечены следующие: тренд на переезд горожан в сельскую местность действительно стал более выраженным, однако его полная реализация замедляется инфраструктурной отсталостью сельских территорий. Среди мотивов отмечается экология, пространство, свобода, тишина, отсутствие информационного шума, спокойный ритм жизни. При этом второй этап позволил отметить, что руралисты и туристы хорошо взаимодействуют с местным населением и администрацией. Однако население не всегда рады новым жителям, но более благосклонны к туристам, так как считают, что они содействуют развитию территории.
Одной из первоочередных задач государственной политики в целях обеспечения продовольственной безопасности любой страны является создание условий для развития отечественного агропромышленного комплекса путем повышения эффективности растениеводства, селекции и семеноводства. Развитие селекционно-семеноводческой отрасли невозможно без эффективной социально-экономической деятельности организаций в данной области, обеспечения конкурентоспособности отечественной селекции, увеличения объемов, качества семян и производимой из них продукции. Ключевое место в текущем вопросе отводится мерам регулирования со стороны государства, включающим законодательные акты, различные программы и т.д., применение которых позволит обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства, в частности селекционно- семеноводческой отрасли. Анализ специфики зарубежного и отечественного опыта позволил выявить особенности ведения государственного управления в данной сфере в различных странах мира. Несмотря на единый порядок осуществления государственного регулирования в рамках ЕС в отдельных странах имеются и свои особенности. Например, в Германии получением семян высших репродукций, которые используются для последующего размножения и распределяются государственными фондами, занимаются научно-исследовательские организации, в Швеции за размножение и последующую продажу семян отвечают акционерные общества, в США – частные семеноводческие компании, в Канаде – Ассоциация семеноводства, объединяющая селекционеров и семеноводов и занимаеющаяся полным семеноводческим циклом, в Республике Беларусь государственное регулирование в области селекции и семеноводства осуществляет Государственная семенная инспекция. В России органом, отвечающим за соблюдение сортовых испытаний, является ФГБУ «Госсорткомиссия», за проведение ветеринарного и фитосанитарного надзора – «Россельхознадзор», ведется активная работа по совершенствованию законодательства в сфере АПК, так, например, важнейшими направлениями являются: семеноводство, прослеживаемость оборота земель, повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, развитие научного и кадрового потенциала отрасли, снижение административной нагрузки на производителей семян и другие.
Целью настоящего исследования является обоснование объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции для обеспечения продовольственной безопасности населения России к 2035 г. в условиях санкционных ограничений. Прогноз выполнен в соответствии с разработанной в ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ методикой, учитывающей комплекс факторов, оказывающих влияние на производство продукции сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием. Проанализировано влияние снижения поставок импортной сельскохозяйственной техники на объемы производства в растениеводстве и животноводстве. Прогноз производства основных видов сельскохозяйственной продукции в растениеводстве и животноводстве рассчитан по двум сценариям: оптимистичному и пессимистичному. Оптимистичный вариант прогноза предполагает производства: зерна более 152 млн т, сахарной свеклы 50 млн т, подсолнечника 21 млн т, овощей 18 млн т, фруктов 10 млн т, скота и птицы в живом весе 22 млн т, молока 53 млн т, яиц 56 млрд шт. Пессимистичный вариант прогноза предполагает производство: зерна более 122 млн т, сахарной свеклы 47 млн т, подсолнечника 16 млн т, овощей 16 млн т, фруктов 10 млн т, скота и птицы в живом весе 19 млн т, молока 36 млн т, яиц 56 млрд штук.
Продовольственное обеспечение населения играет важную роль в социально-экономической системе любого государства. Являясь одной из базовых физиологических потребностей человека, обеспеченность индивида достаточным объемом потребляемого питания является одним из краеугольных камней социального благополучия, в том числе и субъективно ощущаемого населением. При этом важно отметить, что на современном этапе технологического развития, подходы к обеспечению достаточности потребления продуктов питания требуют пересмотра. С одной стороны, развитие биотехнологической отрасли во многих странах позволяет существенно наращивать общий объем производства продуктов питания и обеспечить людей количественно достаточным, и даже избыточным объемом питания. При этом, использование генно-модифицированных продуктов, трансжиров, а также дешевого и низкокачественного сырья, такого как пальмовое масло и др., создает ситуацию значительного скрытого внутригосударственного социального расслоения. Безусловно, при одинаковой калорийности рациона, разница в уровне жизни, социального благополучия и здоровья людей, потребляющих фермерский стейк из мраморной говядины в качестве источника белка, и тех, кто заменяет его на котлеты, изготовленные из сверчковой пасты, будет весьма заметной. Также значительное расслоение по объему и качеству потребляемых продуктов питания отмечается между государствами. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости осуществления прогнозирования продовольственного обеспечения на основе комплексного подхода, включающего не только использование экономико-статистической обработки данных предыдущих периодов, но также анализ иных показателей, оказывающих влияние на эту сферу. К числу наиболее значимых групп факторов, по нашему мнению, следует отнести: климатические, ресурсные, демографические, технологические и международно-экономические. Для этого необходимо применять форсайт-анализ, а также методы выявления слабых сигналов, событий-джокеров и аналогичные методики. Мы полагаем, что только комплексный анализ производственной динамики с учетом обозначенных групп факторов, может дать достаточно объективную картину прогноза продовольственного обеспечения государства.
Данное исследованиепосвящено решению современных проблем высшего аграрного образования. Это обусловлено несколькими обстоятельствами. С одной стороны, в настоящее время, очень важным для нашей страны является вопрос обеспечения продовольственной безопасности, и именно отрасль сельского хозяйства является основой для ее обеспечения. Современные тренды развития агропромышленного комплекса в значительной мере определяют те компетенции, которыми должны владеть выпускники аграрных вузов, а модель аграрного образования должна формироваться в неразрывной связи с моделью обеспечения экономической безопасности. Связано это с тем, что геополитические процессы и санкционное давление носят непредсказуемый характер по длительности протекания. С другой стороны в обществе сложился стойкий стереотип, что сельское хозяйство это не интересно, не модно, в нем мало инноваций. И соответственно, в данную отрасль неохотно идут учиться и работать молодые люди. Однако современное сельское хозяйство является очень инновационноемкой и увлекательной деятельностью. Цель исследования – на основе анализа современных трендов развития сельского хозяйства, обозначить векторы развития высшего аграрного образования, и предложить оптимальную устойчивую модель аграрного университета, отвечающую сложившимся условиям хозяйствования. Статья структурно содержит краткий литературный обзор посвященный проблемам высшего аграрного образования и трансформации сельскохозяйственного производства. Определены и проанализированы современные тренды развития характерные для агропромышленного комплекса России, осуществлен анализ потребности агропромышленной отрасли в кадрах, произведена оценка уровня цифровизации сельского хозяйства. Выделены ключевые направления по модернизации высшего образования и разработана авторская модель аграрного университета с динамичной организационной структурой в системе кайдзен преобразований. Статья ориентирована на управленцев в сферах высшего аграрного образования и сельскохозяйственного производства, ответственных за преобразование данной отрасли, а также на всех исследователей проблем высшей школы.
Животноводческие сельскохозяйственные организации в соответствии с законодательными требованиями обязаны иметь на балансе не менее двух накопителей органических стоков и хранить навозв течение срока до 12 мес. в зависимости от его происхождения (КРС, свиной) и фракции (твердая, жидкая). Руководство сельскохозяйственных организаций, строя и эксплуатируя большее количество накопителей, но с меньшей удельной (и суммарной) емкостью, имеет возможность получить существенную экономию на капитальных и последующих текущих эксплуатационных расходах. Дисконтированная стоимость обозначенных затрат составляет получаемый сельскохозяйственной организацией экономический эффект. Экономия на капитальных затратах достигается за счёт того, что их основу составляют преимущественно земляные работы, являющиеся по своей экономической сути условно-переменными расходами. Строительство большего количества накопителей с меньшей удельной ёмкостью существенно расширяет возможности оперативного управления формированием и распределением органических стоков, в значительной степени сокращая вероятность штрафных санкций со стороны контролирующих органов.
Экономика как институциональная система функционирует благодаря встроенному механизму, обеспечивающему по заданным критериям принятие оптимальных решений и их реализацию. В связи с этим все изменения в системе и внешней среде требуют настройки экономического механизма. В статье рассматривается его концептуальная модель для отраслевой экономики рыбохозяйственного комплекса в условиях обрушившихся на Россию политико-экономических санкций. В качестве перспективного выхода из сложившегося положения вносится предложение использовать возможности формирования локально-интегрированных рынков – для начала в инновационной сфере, приобретающей ключевое значение в обеспечении научно-технического суверенитета страны. В конструктивном плане рассматривается развитие организационных форм экономического механизма и относительно подробно – реализация кластерной политики. Вносятся конкретные рекомендации по их внедрению в практику управления комплексом рыбохозяйственной отрасли.
Современный аграрный сектор экономики России характеризуется низким уровнем размера заработной платы относительнобольшинства других отраслей и видов экономической деятельности. Для динамично развивающегося отечественного агробизнеса возникает потребность в разработке научно-методических подходов к обоснованиюрасходов на оплату труда наемных работников, позволяющих обеспечить им достойный уровеньзаработной платы при сохранении доходностихозяйствующих субъектов. В настоящей статье представлены результаты проведенного комплексного анализа влияния удельного веса затрат на оплату труда в общих расходах фермеров на размеры заработка наемных работников. Приведена сравнительная оценка эффективности использования расходов на оплату труда в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах. На примере Саратовской области продемонстрированы авторские методические подходы к обоснованиюна региональном уровне норматива минимального удельного веса затрат на оплату труда наемных работников в структуре общих расходов фермерских хозяйств. Полученные результаты группировок ИП Глав К(Ф)Х региона по размеру среднемесячной заработной платы и по удельному весу в структуре общих расходов затрат на оплату труда наглядно демонстрируют причины низкого уровня заработной платы аграриев. В целях обеспечения достойного уровня заработной платы наемных работников авторами разработан и предлагается к применению алгоритм планирования расходов на оплату труда в фермерских хозяйствах с учетом установленного на региональном уровне норматива минимального удельного веса затрат на оплату труда в структуре общих расходов хозяйствующего субъекта.