СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОДУКЦИИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА РЕГИОНА
САМЫГИН ДЕНИС, ЖИЛЯКОВ ДМИТРИЙ, ТАКМАКОВА ЕЛЕНА, ТАКТАРОВА СВЕТЛАНА
DOI 10.33305/248-3
УДК 338.43
Выпуск № 8, Август 2024 г., статья № 1, стр. 3-15
Рубрика: Аграрная политика: проблемы и решения
Ключевые слова: АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ СЕКТОР, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ, РАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ, УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ, ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФАКТОР
Аннотация: Проблема обеспечения сбалансированности производства и потребления продовольствия на уровне рациональных норм приобретает противоречивый характер. Рост выпуска отечественной продукции сопровождается в большей степени ростом экспорта и меньшей степени ростом внутреннего потребления. В решении проблемы принципиальное значение имеет покупательная способность доходов населения. Цель исследования – обосновать стратегические параметры покупательной способности доходов населения, обеспечивающие формирование экономической доступности по основным видам продукции до уровня рациональных норм потребления. Для оценки уровня сформированности экономической доступности используется показатель, характеризующий соотношение уровня потребления на душу населения с рациональными нормами по каждому виду продукции. В процессе исследования аналитической взаимосвязи покупательной способности и экономической доступности учитывались природно-экономические условия территорий. В результате исследования получены логарифмические уравнения, описывающие формирование экономической доступности от ценовых (соотношение доходов населения и цен покупки продукции, доля расходов на потребление) и территориальных (природно-экономические условия) факторов. Оценка коэффициентов эластичности моделей показывает, что экономическая доступность по основным видам продукции будет изменяться в том же направлении, что и покупательная способность. Одновременное увеличение цен и доходов населения (как это обычно и происходит) будет снижать экономическую доступность продукции, сформированность которой при прочих равных условиях (доходы населения, цены покупки) будет выше на территориях с более благоприятными природно-экономическими факторами. Путем аналитических преобразований моделей определены «желаемые» параметры покупательной способности, содействующие обеспечению экономической доступности продукции. Научная новизна состоит в том, что положения теории закона спроса на агропродовольственном рынке дополнены знаниями об оптимальных пропорциях доходов населения и цен покупки продукции при формировании экономической доступности с учетом территориального фактора. Научные разработки полезны участникам стратегического планирования АПК в качестве инструментов поддержки принятия решений на этапе целеполагания.
Авторы:
Самыгин Денис Юрьевич, Пензенский государственный университет
Жиляков Дмитрий Иванович, Курский государственный аграрный университет имени И.И.Иванова
Такмакова Елена Валерьевна, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева
Тактарова Светлана Викторовна, Пензенский государственный университет
Библиографическая запись:
На бумажную версию:
Самыгин, Д. Ю. Стратегические параметры покупательной способности доходов населения в обеспечении экономической доступности продукции агропродовольственного сектора региона / Д. Ю. Самыгин, Д. И. Жиляков, Е. В. Такмакова, С. В. Тактарова. – DOI 10.33305/248-3. – Текст : непосредственный // АПК: Экономика, управление. – 2024. – № 8. – (Аграрная политика: проблемы и решения). – С. 3-15.
STRATEGIC PARAMETERS OF THE PURCHASING POWER OF THE POPULATION'S INCOME IN ENSURING THE ECONOMIC ACCESSIBILITY OF PRODUCTS FROM THE AGRI-FOOD SECTOR
DOI 10.33305/248-3
Issue № 8, 2024, article № 1, pages 3-15
Section: Agrarian policy: problems and decisions
Keywords: AGRI-FOOD SECTOR, ECONOMIC ACCESSIBILITY, RATIONAL STANDARDS, CONSUMPTION LEVEL, STRATEGIC PARAMETERS, PURCHASING POWER, TERRITORIAL FACTOR
Abstract: The problem of ensuring a balance between food production and consumption at the level of rational standards is becoming controversial. The growth in the output of domestic products is accompanied to a greater extent by an increase in exports and to a lesser extent by an increase in domestic consumption. In solving the problem, the purchasing power of the population's income is of fundamental importance. The purpose of the study is to substantiate the strategic parameters of the purchasing power of the population’s income, ensuring the formation of economic accessibility for the main types of products to the level of rational consumption standards. To assess the level of development of economic accessibility, an indicator is used that characterizes the ratio of the level of consumption per capita with rational standards for each type of product. In the process of studying the analytical relationship between purchasing power and economic accessibility, the natural and economic conditions of the territories were taken into account. As a result of the study, logarithmic equations were obtained that describe the formation of economic accessibility from price (ratio of household income and purchase prices of products, share of consumption expenditures) and territorial (natural and economic conditions) factors. An assessment of the elasticity coefficients of the models shows that economic accessibility for the main types of products will change in the same direction as purchasing power. A simultaneous increase in prices and incomes of the population (as this usually happens) will reduce the economic availability of products, the availability of which, other things being equal (personal income, purchase prices), will be higher in territories with more favorable natural and economic factors. Through analytical transformations of the models, the “desired” parameters of purchasing power are determined, helping to ensure the economic accessibility of products. The scientific novelty lies in the fact that the provisions of the theory of the law of demand in the agri-food market are supplemented with knowledge about the optimal proportions of population income and product purchase prices when forming economic accessibility, taking into account the territorial factor. Scientific developments are useful to participants in strategic planning of the agro-industrial complex as tools to support decision-making at the goal-setting stage.
Authors: Samygin Denis IUrevich, ZHiliakov Dmitrii Ivanovich, Takmakova Elena Valerevna, Taktarova Svetlana Viktorovna