КООПЕРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ
DOI 10.33305/226-59
УДК 334.7
Выпуск № 6, Июнь 2022 г., статья № 6, стр. 59-64
Рубрика: Экономический механизм хозяйствования
Ключевые слова: КООПЕРАЦИЯ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ, МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Аннотация: Малые формы хозяйствования обеспечивают заселенность сельских территорий, на их долю приходится 40% производимой продукции в отрасли. На рынке такие производители в силу низкой товарности не имеют возможности влиять на цену приобретаемых ресурсов и отстаивать условия передачи произведенной продукции посредникам или перерабатывающим компаниям. Кооперация способствует нивелированию таких издержек рыночной экономики. Государственная поддержка и ограниченные собственные средства товаропроизводителей ведут к созданию именно потребительских кооперативов, отличительными характеристиками которых являются помимо цели деятельности (удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива) солидарная субсидиарная ответственность, голосование по принципу: один член – один голос, распределение полученного результата и ограничение в деятельности ассоциированных членов. Основные показатели развития кооперации - доля малых форм хозяйствования, входящих в кооперативы, и доля кооперативной продукции на соответствующих рынках - очень низкие – менее одного процента Создание и функционирование кооперативов не должно носить формальный характер, истинные кооперативы могут и должны обеспечить повышение эффективности производственно-финансовой деятельности малых форм хозяйствования. В процессе создания кооператива необходимо стремиться к однородности его членов, поскольку на результативность и продолжительность жизнедеятельности кооператива существенное влияние оказывают интересы его членов и постоянно изменяющиеся условия внешней среды. Жизнеспособные кооперативы возникают только под влиянием острой необходимости, их невозможно создать «сверху», используя административный ресурс. Вступая в кооператив, его потенциальные члены должны четко представлять, какие проблемы можно решить, участвуя в деятельности данного кооператива, быть ментально готовыми осуществлять свою деятельность с учетом кооперативной специфики.
Авторы:
Моисеева Ольга Александровна, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ
Библиографическая запись:
На бумажную версию:
Моисеева, О. А. Кооперация как инструмент обеспечения стратегического развития малых форм хозяйствования аграрной сферы / О. А. Моисеева. – DOI 10.33305/226-59. – Текст : непосредственный // АПК: Экономика, управление. – 2022. – № 6. – (Экономический механизм хозяйствования). – С. 59-64.
COOPERATION AS A TOOL TO ENSURE THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF SMALL FORMS OF FARMING
DOI 10.33305/226-59
Issue № 6, 2022, article № 6, pages 59-64
Section: Economic mechanism of managing
Keywords: COOPERATION, AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVES, SMALL FORMS OF MANAGEMENT, AGRICULTURE
Abstract: Small forms of management ensure the settlement of rural areas, they account for 40% of the produced products in the industry. This category of farms differs significantly in terms of resource availability and commodity output. In the market, such manufacturers, due to their low marketability, do not have the opportunity to influence the price of purchased resources and defend the conditions for the transfer of produced products to intermediaries or processing companies. Cooperation contributes to the levelling of such costs of the market economy. State support and limited funds of commodity producers lead to the creation of consumer cooperatives, the distinctive characteristics of which are, in addition to the purpose of the activity (meeting the material and other needs of the members of the cooperative), joint subsidiary liability, voting on the principle: one member - one vote, distribution of the result obtained and restriction in the activities of associate members. The main indicators of cooperation development: the share of small forms of management included in cooperatives and the share of cooperative products in the respective markets are very low - less than one percent. The creation and functioning of cooperatives should not be formal, true cooperatives can and should ensure an increase in the efficiency of production and financial activities of small forms of management. In the process of establishing a cooperative, it is necessary to strive for homogeneity of its members, since the effectiveness and duration of the cooperative are significantly influenced by the interests of its members and the constantly changing environment. Viable cooperatives arise only under the influence of urgent necessity; they cannot be created "from above" using an administrative resource. By joining the cooperative, its potential members should clearly understand what problems can be solved by participating in the activities of this cooperative, be mentally ready to carry out their activities taking into account the cooperative specifics.
Authors: Moiseeva Olga Aleksandrovna