Яндекс.Метрика

ЦИФРОВАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СКОТОВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


ЛЕКСИНА АННА, БРЫЗГАЛИНА МАЙЯ

DOI 10.33305/215-68

УДК 338.432:631.151

Выпуск № 5, Май 2021 г., статья № 8, стр. 68-75

Рубрика: Агропромышленный рынок

Ключевые слова: ЦИФРОВИЗАЦИЯ, БИЗНЕС-МОДЕЛЬ, ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ, СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВА, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, СКОТОВОДСТВО


Аннотация: Долгосрочное устойчивое научно-технологическое и экономическое развитие страны во многом зависит от решения задач цифровизации, поставленных в национальных программах и проектах, направленных на ускорение цифровой трансформации общества. Исследование теоретических и прикладных аспектов цифровизации отрасли сельского хозяйства необходимо для формирования новых управленческих концепций и конкретных моделей, которые могут послужить базой для принятия эффективных стратегических решений участниками аграрного бизнеса. Состав цифровой бизнес-модели сельскохозяйственной организации определен на основании исследования трансформации традиционных парадигм управления бизнесом (эмоциональной и рациональной) в систему понятий нового уровня, базирующуюся на цифровых технологиях. Для этого выявлены и систематизированы технологические, информационные и управленческие характеристики, относящиеся к эволюционным этапам «Сельское хозяйство 1.0» – «Сельское хозяйство 5.0». Использованный в работе процессный подход позволил определить базовый принцип разработки и построения современной цифровой бизнес-модели сельскохозяйственной организации – формирование соответствующей процессно-ориентированной системы управления. Новизна исследования состоит в формировании структуры цифровой бизнес-модели деятельности сельскохозяйственной организации с учётом процессов создания потребительской ценности продукции путём выделения её базовых элементов, обеспечивающих достижение стратегических целей, на основе цифровизации технической, информационной и управленческой составляющих функционирования и отраслевой детализации технологий. Управленческий блок бизнес-модели включает функции цифровизации управления стадом, кормления животных и бухгалтерского учета, конкретизированные в стратегических и оперативных компонентах. Техническая и информационная составляющие, а также конкурентные преимущества элементов бизнес-модели сгруппированы и описаны для роботизации доильных каруселей, кормоприготовления и кормораздачи, навозоудаления, поддержания мокроклимата. Сопоставление полученных результатов с механизмом и оценкой эффективности функционирования сельскохозяйственной организации региона, внедряющей и развивающей цифровые технологии, подтверждает их теоретическую и практическую значимость.

Авторы:
Лексина Анна Александровна, Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса – обособленное структурное подразделение ФГБУН Федерального исследовательского центра «Саратовский научный центр Российской академии наук»
Брызгалина Майя Анатольевна, Федеральный исследовательский центр «Саратовский научный центр Российской академии наук»


Библиографическая запись:

На бумажную версию:

Лексина, А. А. Цифровая бизнес-модель развития скотоводства сельскохозяйственной организации / А. А. Лексина, М. А. Брызгалина. – DOI 10.33305/215-68. – Текст : непосредственный // АПК: Экономика, управление. – 2021. – № 5. – (Агропромышленный рынок). – С. 68-75.


DIGITAL BUSINESS MODEL OF CATTLE BREEDING DEVELOPMENT OF AN AGRICULTURAL ORGANIZATION

DOI 10.33305/215-68

Issue № 5, 2021, article № 8, pages 68-75

Section: Agro-industrial market

Keywords: DIGITALIZATION, BUSINESS MODEL, DIGITAL MODEL, SYSTEM OF PRODUCTION, AGRICULTURAL ORGANIZATION, CATTLE BREEDING

Abstract: Long-term sustainable scientific and technological and economic development of the country in many respects depends on the solution of the tasks of digitalization set in the national programs and projects directed to acceleration of digital transformation of society. The research of theoretical and applied aspects of digitalization of agriculture branch is necessary for formation of new administrative concepts and specific models which can form base for adoption of effective strategic decisions by participants of agrarian business. The structure of a digital business model of the agricultural enterprise is defined on the basis of a research of transformation of traditional paradigms of business management (emotional and rational) in the system of concepts of new level which is based on digital technologies. The technical, information and managerial characteristics relating to the evolutionary stages "Agriculture 1.0" – "Agriculture 5.0" are for this purpose revealed and systematized. The process approach used in work allowed defining the basic principle of development and creation of a modern digital business model of the agricultural organization – formation of the corresponding process focused control system. The novelty of a research consists in formation the structure of a digital business model which shows functioning of the agricultural organization taking into account processes of creation of consumer value of production by allocation of its basic elements providing achievement of strategic objectives on the basis of digitalization of technical, information and administrative components of functioning and branch specification of technologies. The management block of the business model includes the functions of digitalization of herd management, animal feeding and accounting, specified in the strategic and operational components. The technical and informational components, as well as the competitive advantages of the business model elements, are grouped and described for the robotization of milking carousels, forage preparation and distribution, manure removal, to maintain the microclimate. Comparison of the received results to the mechanism and assessment of results of functioning of the agricultural organization of the region introducing and developing digital technologies confirms their theoretical and practical importance.

Authors: Leksina Anna Aleksandrovna, Bryzgalina Maiia Anatolevna