ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ РАЗВИТИЯ АПК НА ОСНОВЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ
DOI 10.33305/255-74
УДК 33338.43:004.9
Выпуск № 5, Май 2025 г., статья № 8, стр. 74-84
Рубрика: Экономический механизм хозяйствования
Ключевые слова: АПК, ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИИ, ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ, ЦИФРОВОЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Аннотация: Основной недостаток современного организационно-экономического механизма развития АПК на основе цифровизации состоит, как определено ранее, в проблемах, порождаемых асимметрией информации между тремя типами действующих лиц этого процесса: 1) производителем цифровых инноваций, 2) потребителем цифровых инноваций и 3) государством как регулирующим органом. Необходим механизм стимулирования разработки и внедрения инноваций, в том числе цифровых, в котором были бы с самого начала объединены интересы и действия указанных трех заинтересованных сторон. Определенный интерес представляют зарубежные исследования по тематике «stakeholder engagement», то есть вовлечения заинтересованных сторон. Под этим подразумевается, как правило, разработка и реализация подходов к изменению отношений заинтересованных сторон к деятельности уже существующего объекта (фирмы, организации и т.д.). Требуется же принципиально иное: разработка организационно-экономического механизма своего рода временного небольшого консорциума с участием государства. Соответствующая форма названа нами Цифровой Межотраслевой Инновационный Проект, сокращенно ЦМИП. Организационно- экономический механизм ЦМИП должен быть экономически выгоден всем участникам разработки и внедрений, следовательно, он должен содержать положения о том, что прибыль от реализации инновации будет делиться между участниками ЦМИП. Для расчета плановой доли участия каждой из сторон ЦМИП заранее определяются этапы разработки и внедрения цифровых инноваций (ЦИ), и для каждого этапа прогнозируется доля участия каждой стороны. Этапами разработки ЦМИП может быть перечень этапов, характерный для автоматизированных систем как основной формы цифровых инноваций (концепция, техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочий проект, апробация, промышленное внедрение и т.п.). Переход к фактической разработке начинается или с объявления государством конкурса на разработку цифровой инновации с конкретными целями или с подачи совместной заявки производителем и потребителем на государственное софинансирование. После принятия в проверочную промышленную эксплуатацию и успешного ее проведения стороны начинают масштабирование инновации, то есть ее продажу. Определенная доля при каждой продаже продукта конкретного ЦМИП, например, равная доле льготного финансирования затрат, отчисляется государству.
Авторы:
Эпштейн Давид Беркович, Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр Российской академии наук
Библиографическая запись:
На бумажную версию:
Эпштейн, Д. Б. Об организационно-экономическом механизме развития АПК на основе цифровизации / Д. Б. Эпштейн. – DOI 10.33305/255-74. – Текст : непосредственный // АПК: Экономика, управление. – 2025. – № 5. – (Экономический механизм хозяйствования). – С. 74-84.
ON THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX BASED ON DIGITALIZATION
DOI 10.33305/255-74
Issue № 5, 2025, article № 8, pages 74-84
Section: Economic mechanism of managing
Keywords: AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX, DIGITALIZATION, DIGITAL TRANSFORMATION, DIGITALIZATION PROBLEMS, INFORMATION ASYMMETRY, ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM, DIGITAL INTERSECTORAL INNOVATION PROJECT
Abstract: The main drawback of the modern organizational and economic mechanism for the development of the agro-industrial complex based on digitalization is, as defined earlier, the problems generated by the asymmetry of information between the three types of actors in this process: 1) the producer of digital innovations, 2) the consumer of digital innovations, and 3) the state as a regulatory body. A mechanism is needed to stimulate the development and implementation of innovations, including digital ones, which would combine the interests and actions of these three stakeholders from the very beginning. Of particular interest are foreign studies on the topic of "stakeholder engagement", that is, the involvement of stakeholders. This usually implies the development and implementation of approaches to changing the attitudes of stakeholders to the activities of an existing entity (firm, organization, etc.). What is required is something fundamentally different: the development of an organizational and economic mechanism of a kind of temporary small consortium with the participation of the state. We call the corresponding form the Digital Intersectoral Innovation Project, abbreviated as CIIP. The organizational and economic mechanism of the CIIP should be economically beneficial to all participants in the development and implementation, therefore, it should contain provisions that the profit from the implementation of the innovation will be divided between the CIIP participants. To calculate the planned share of participation of each of the CIIP parties, the stages of development and implementation of digital innovations (DI) are determined in advance and the share of participation of each party is predicted for each stage. The stages of CIIP development can be a list of stages characteristic of automated systems as the main form of digital innovations (DI) (concept, technical specifications, draft design, technical design, working design, testing, industrial implementation, etc.). The transition to actual development begins either with the announcement by the state of a competition for the development of a digital innovation with specific goals or with the submission of a joint application by the manufacturer and consumer for state co-financing. After acceptance into test industrial operation and its successful implementation, the parties begin scaling the innovation, that is, selling it. A certain share of each sale of a product of a specific CMIP, for example, equal to the share of preferential financing of costs, is transferred to the state.
Authors: Epshtein David Berkovich