АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРО-ЗАПАДА
НИКОНОВА НАТАЛЬЯ, ДИБИРОВА ХАПСАТ, НИКОНОВ АЛЕКСЕЙ
DOI 10.33305/251-81
УДК 330.15
Выпуск № 1, Январь 2025 г., статья № 9, стр. 81-88
Рубрика: Агропромышленный рынок
Ключевые слова: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС, ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, РЕСПОНДЕНТЫ, СЕВЕРО-ЗАПАД
Аннотация: Ключевой тенденцией в потреблении органических продуктов питания является оценка возможностей местного населения покупать органическую продукцию по более высоким ценам относительно традиционной. Размер потенциальной ценовой премии на органическом рынке учитывается при разработке маркетинговой и производственной стратегий, как действующих, так и будущих органических сельскохозяйственных товаропроизводителей. Цель исследования заключалась в анализе влияния показателей социально-демографического профиля потребителей на их готовность покупать органические продукты питания по нескольким товарным группам: мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, овощи и крупы. Материалами послужили результаты проведенного анкетного опроса 370 респондентов из Новгородской, Псковской, Ленинградской областей и г. Санкт-Петербурга. Определены особенности предпочтений потенциальных потребителей органической продукции, среди которых чаще всего были представлены: лица с высшим образованием; женщины в возрасте до 30 и от 31 года до 40 лет; семьи, имеющие одного, реже двух детей; респонденты с уровнем среднемесячного дохода от 25,1 до 30 тыс. руб. и более 40,1 тыс. руб. на одного 1 человека. Выявлено, что наличие различного рода обременений для семейного бюджета (кредиты и др.) меньше всего влияет на готовность потребителей покупать органические овощи, даже при цене в 2 раза и более, превышающей стоимость обычной продукции. Среди выразивших желание приобретать органическую продукцию независимо от цены на нее самая большая группа опрошенных (34%) наблюдалась в сегменте органического молока и молочной продукции. На современном этапе развития рынка органической продукции в нашей стране результаты исследования могут быть использованы производителями данного типа продукции в ходе бизнес-планирования для снижения неопределённости в их деятельности и сокращения рисков на перспективу, в том числе из-за неполноты информации об уровне потребительского спроса.
Авторы:
Никонова Наталья Александровна, Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр РАН
Дибирова Хапсат Абусупяновна, Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр РАН
Никонов Алексей Григорьевич, Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр РАН
Библиографическая запись:
На бумажную версию:
Никонова, Н. А. Анализ потребительских предпочтений на рынке органической продукции в условиях Северо-Запада / Н. А. Никонова, Х. А. Дибирова, А. Г. Никонов. – DOI 10.33305/251-81. – Текст : непосредственный // АПК: Экономика, управление. – 2025. – № 1. – (Агропромышленный рынок). – С. 81-88.
ANALYSIS OF CONSUMER PREFERENCES IN THE ORGANIC MARKET IN THE NORTH-WEST
DOI 10.33305/251-81
Issue № 1, 2025, article № 9, pages 81-88
Section: Agro-industrial market
Keywords: CONSUMER DEMAND, ORGANIC FOOD, RESPONDENTS, NORTH-WEST
Abstract: A key trend in the consumption of organic food is the assessment of the ability of the local population to buy organic products at higher prices relative to traditional ones. The size of the potential price premium in the organic market is taken into account when developing marketing and production strategies for both existing and future organic agricultural producers. The purpose of the study was to analyze the impact of indicators of the socio-demographic profile of consumers on their willingness to buy organic food in several commodity groups: meat and meat products, milk and dairy products, vegetables and cereals. The materials were the results of a questionnaire survey of 370 respondents from Novgorod, Pskov, Leningrad regions and St. Petersburg. The peculiarities of preferences among potential consumers of organic products were determined, among which the following were most often represented: persons with higher education; women under the age of 30 and from 31 to 40 years old; families with one, at least two children; respondents with an average monthly income of 25.1 to 30 thousand rubles and more than 40.1 thousand rubles per 1 person. It was revealed that the presence of various kinds of encumbrances for the family budget (loans, etc.) has the least effect on the willingness of consumers to buy organic vegetables, even at a price 2 times or more high than the cost of conventional products. Among those who expressed a desire to purchase organic products regardless of their price, the largest group of respondents (34%) was observed in the segment of organic milk and dairy products. At the current stage of development of the organic products market in our country, the results of the study can be used by manufacturers of this type in the course of business planning to reduce uncertainty in their activities and reduce risks in the future, including due to incomplete information about the level of consumer demand.
Authors: Nikonova Natalia Aleksandrovna, Dibirova KHapsat Abusupianovna, Nikonov Aleksei Grigorevich