СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ ТРЕБУЕТСЯ КОРРЕКТИРОВКА ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ
DOI 10.33305/251-52
УДК 368.5
Выпуск № 1, Январь 2025 г., статья № 6, стр. 52-64
Рубрика: Экономический механизм хозяйствования
Ключевые слова: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ, ГОСПОДДЕРЖКА, КРИТЕРИИ СТРАХОВЫХ СОБЫТИЙ, НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ПРИНУЖДЕНИЕ К СТРАХОВАНИЮ, НЕПОЛНЫЙ КОНТРАКТ, ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ
Аннотация: Несмотря на принятие в 2011 году специального Закона (№ 260-ФЗ), система сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой развивается недостаточно эффективно. На протяжении многих лет в целом по стране на рубль страховых взносов выплачивалось 10-13 копеек страховых возмещений, и лишь в последние годы коэффициент выплат вырос до 25-50 процентов, что также нельзя признать нормальным. Такое стало возможным, поскольку «Правила страхования (стандартные) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой», разработанные «Национальным союзом агростраховщиков», позволяют страховым компаниям диктовать свои условия сельскохозяйственным производителям, а, «независимая» экспертиза, услуги которой оплачивает страховщик, работает в интересах нанимателя. При таком положении система страхования урожая сельскохозяйственных культур функционировала во многом за счёт принуждения аграриев к заключению договоров страхования, поскольку на основании статьи 11 Закона № 260-ФЗ разрешено связывать размер субсидий по различным видам государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей с наличием у них страхового полиса по страхованию урожая. Это норма Закона активно используется уже более 10 лет. В статье предлагается незамедлительно провести следующие мероприятия: 1) дифференцировать критерии страховых событий в зависимости от степени рисков, которые обязуются покрывать страховые компании; 2) изменить порядок проведения экспертизы по определению страховых случаев при страховании урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, привлекая для этого специально созданную комиссию при Правительстве субъектов Федерации; 3) изъять из Закона № 260-ФЗ от 2011 года статью 11, тем самым покончив с практикой навязывания полисов страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой административными методами. Учитывая особенности страхования урожая сельскохозяйственных культур, контракты (договоры) по которым имеют неполный характер, необходимо обеспечить механизм согласования интересов страхователя и страховщика. С этой целью, помимо совершенствования нормативной базы сельскохозяйственного страхования, предлагается создать условия для расширения числа агростраховщиков за счёт специализированных страховых компаний и обществ взаимного страхования.
Авторы:
Задков Александр Павлович, Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий Российской академии наук
Библиографическая запись:
На бумажную версию:
Задков, А. П. Системе сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой требуется корректировка вектора развития / А. П. Задков. – DOI 10.33305/251-52. – Текст : непосредственный // АПК: Экономика, управление. – 2025. – № 1. – (Экономический механизм хозяйствования). – С. 52-64.
THE AGRICULTURAL INSURANCE SYSTEM WITH STATE SUPPORT NEEDS TO ADJUST THE DEVELOPMENT VECTOR
DOI 10.33305/251-52
Issue № 1, 2025, article № 6, pages 52-64
Section: Economic mechanism of managing
Keywords: AGRICULTURAL INSURANCE, STATE SUPPORT, CRITERIA FOR INSURANCE EVENTS, INDEPENDENT EXAMINATION, COERCION TO INSURANCE, INCOMPLETE CONTRACT, MUTUAL INSURANCE COMPANIES
Abstract: Despite the adoption of a special Law (No. 260-FZ) in 2011, the agricultural insurance system with state support is not developing effectively enough. Over the years, 10-13 kopecks of insurance claims have been paid per ruble of insurance premiums in the country as a whole, and only in recent years the payment rate has grown to 25-50 percent, which also cannot be considered normal. This became possible, since the "Rules for insurance (standard) of agricultural crops, planting of perennial plantings, carried out with state support," developed by the "National Union of Agricultural Insurers," allow insurance companies to dictate their conditions to agricultural producers, and the "independent" examination, the services of which are paid by the insurer, works in the interests of the employer. Under this situation, the crop insurance system functioned largely due to the coercion of farmers to conclude insurance contracts, since on the basis of Article 11 of Law No. 260-FZ it is allowed to link the amount of subsidies for various types of state support for agricultural producers with their crop insurance policy. This norm of the Law has been actively used for more than 10 years. The article proposes to immediately carry out the following measures: 1 differentiate the criteria for insurance events depending on the degree of risks that insurance companies undertake to cover; 2 to change the procedure for conducting an examination to determine insured events when insuring crop crops with state support, attracting for this purpose a specially created commission under the Government of the constituent entities of the Federation; 3 Remove article 11 from Act No. 260-FZ of 2011, thereby ending the practice of imposing crop insurance policies with State support by administrative methods. Taking into account the specifics of crop insurance, contracts (contracts) for which are incomplete, it is necessary to provide a mechanism for coordinating the interests of the insured and the insurer. To this end, in addition to improving the regulatory framework for agricultural insurance, it is proposed to create conditions for expanding the number of agricultural insurers through specialized insurance companies and mutual insurance companies.
Authors: Zadkov Aleksandr Pavlovich