CONSIDERATION OF SCALE EFFECT IN THE IMPROVEMENT OF THE STRATEGY OF GRAIN FARMING DEVELOPMENT
DOI 10.33305/1812-52
Issue № 12, 2018, article № 6, pages 52-58
Section: Agro-industrial market
Language: Russian
Original language title: УЧЕТ ЭФФЕКТА МАСШТАБА ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Keywords: GRAIN PRODUCT SUB COMPLEX, GRAIN FARMING, GRAIN, STRATEGY, RESOURCE CONCENTRATION, GRAIN PRODUCTION, EFFICIENCY
Abstract: Целью исследования является формирование направлений, позволяющих улучшить стратегию развития зернового хозяйства. В качестве важного фактора, определяющего эффективность производства зерносеющих организаций, исследуется влияние эффекта масштаба, отражаемого размерами посевных площадей и величиной затрат на производство. Основным методом анализа является группировка, согласно которой зерносеющие организации области распределены по кластерам, а показатели, характеризующие в среднем каждый из них, сопоставляются между собой. В качестве основных показателей, по которым выполняется сравнительная оценка результативности и эффективности производства зерна, использовались: выручка, прибыль, затраты на производство и урожайность, определяемые в расчете на 1 га посевов зерновых, а также рентабельность продаж зерна. В исследовании подтверждено, что эффект масштаба значительно влияет на эффективность производства зерна. Наиболее эффективными кластерами зернопроизводителей в 2014-2016 гг. в Курской области являлись крупные хозяйства с посевной площадью зерновых от 4 до 8 тыс. га и от 8 до 16 тыс. га, при этом самые крупные зерносеющие организации региона гораздо менее эффективны, что свидетельствует о наличии ограничений эффекта масштаба. На основе полученных результатов анализа сформирован ряд приоритетных направлений регулирования и поддержки развития производителей зерна.
Authors: Ziukin Danil Alekseevich