ISSN 0235-2443

КОНКУРС МОЛОДЫХ АВТОРОВ


Выпуск № 3, Март 2019 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Пчеловодство в белгородской области: динамика, проблемы и инструменты развития

КОЗЯЙЧЕВ ЮРИЙ

С целью повышения эффективности развития регионального пчеловодства, проведен анализ состояния отрасли, а также факторов, влияющих на динамику ее развития в Белгородской области. В работе описаны отраслевые особенности функционирования пчеловодства и динамики реализации его продукции, механизмы взаимодействия сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий, правовое и информационное обеспечение субъектов хозяйствования, развитие социально-производственной инфраструктуры отрасли, подготовка квалифицированных кадров в исследуемом регионе. В ходе проведенного анализа удалось установить, что в структуре производства продукции пчеловодства основную роль играют индивидуальные (крестьянские) фермерские хозяйства, на долю которых по данным статистики приходится более 90‰ валовой и товарной продукции отрасли. Для сохранения социальной стабильности и экономического роста малых форм хозяйствования, важно их вовлечение в кооперативные отношения. Автором была разработана концепция построения кооперативного кластера регионального пчеловодства, модель которого может быть использована при разработке и корректировке региональных целевых программ развития отрасли пчеловодства.


Выпуск № 2, Февраль 2019 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Реализация механизма государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в красноярском крае

ЛЕБЕДЕВА ТАТЬЯНА

Механизм государственной поддержки фермерских хозяйств Красноярского края состоит из совокупности процедур по разработке направлений государственной поддержки, их финансирования, административных процедур по организации конкурсного отбора К(Ф)Х, претендующих на получение гранта. В Законе Красноярского края «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса» предусмотрены следующие направления государственной поддержки малых форм хозяйствования: поддержка начинающих фермеров; развитие семейных животноводческих ферм; развитие сельскохозяйственной кооперации; развитие несельскохозяйственных видов деятельности. С 2012 по 2017 гг. объем средств государственной поддержки ежегодно увеличивался, достигнув пика в 2016 г. в размере 340212,0 тыс. руб. Установлено, что 53,2‰ средств государственной поддержки за шесть лет направлено на поддержку начинающих фермеров. Количество фермеров, получивших за рассматриваемый период государственную поддержку, возросло почти на 30 ‰. Большинство грантов (78,4‰) по данным за 2016 г. поступило начинающим фермерам, специализирующимся в отрасли животноводства.


Выпуск № 1, Январь 2019 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Особенности развития внешней торговли агропродовольственными товарами в российской федерации и республике беларусь

МАСЛОВ ИВАН

Основными торговыми партнерами в рамках взаимной торговли агропродовольственными товарами в ЕАЭС являются Россия и Беларусь. В статье рассматриваются особенности развития внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем этих двух стран; выявлены основные тенденции во внешней торговле; дается оценка основным направлениям взаимного аграрного экспорта. Оценивая перспективы развития российского экспорта агропродовольственной продукции, отмечено, что поставленные цели по увеличению объемов экспорта до 45 млрд долл. США могут быть достигнуты за счет преимущественного увеличения экспорта продукции с высокой степенью переработки, а не за счет вывоза сельскохозяйственного сырья. Российский АПК обладает значительным потенциалом наращивания производства продовольственных товаров с высокой степенью переработки, который можно будет реализовать, осуществляя строительство высокотехнологичных предприятий пищевой промышленности, что потребует не только увеличения инвестиций в производственную базу, но и в инновационные разработки.


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Аграрная политика азербайджанской республики: основные тенденции и перспективы

ОСИНИНА АЛЕКСАНДРА

Азербайджан проводит целенаправленную государственную политику в области устойчивого развития сельского хозяйства. Аграрная политика государства реализуется посредством соответствующих законодательных инициатив и государственных программ. Меры государственной поддержки направлены на обеспечение национальной продовольственной безопасности, развитие сельскохозяйственного производства, модернизацию перерабатывающих предприятий, развитие логистической инфраструктуры, развитие сельских территорий. Одним из направлений государственной политики Азербайджана является снижение импортной продукции на внутреннем продовольственном рынке и осуществление комплексных мер для создания продовольственных запасов. С учетом поставленной цели АПК Азербайджан направляет свои усилия на совершенствование двухсторонней и многосторонней нормативно-правовой базы и дальнейшую либерализацию торговли. Важным шагом на пути наращивания экспорта должно стать создание крупных логистических баз для перехода от разовых мелкооптовых торговых операций к долгосрочным контрактам.


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Анализ уровня государственной поддержки продукции растениеводства в условиях эмбарго в россии

ВАСЕНИНА АННА

Выполнен анализ распределения субсидированных краткосрочных кредитов по федеральным округам в сфере растениеводства по направлениям. Рассматриваются основные причины снижения спроса на кредитные средства и сокращение доступности займов и кредитов в результате усугубления финансового состояния заемщиков. Сделаны выводы о том, что низкая доходность и высокая закредитованность сельхозпредприятий сокращает возможности сельхозпроизводителей для привлечения кредитных средств. Дается оценка влияния государственной поддержки на финансовую устойчивость сельхозпроизводителей, которые получают кредиты на поддержку растениеводства. Выявлена максимальная величина кредитов, которые привлечены сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие сферы растениеводства. Сделаны выводы о сокращении индекса физического объема капитальных вложений в основной капитал сферы растениеводства. Выявлены основные кредиторы агропромышленного комплекса. Предложен основной инструмент господдержки в обеспечении доступности оборотных заемных средств, которые необходимы для растениеводства.


Выпуск № 6, Июнь 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Лоббистские группы как субъекты единой сельскохозяйственной политики ес

ОСИНИНА АЛЕКСАНДРА

За последние несколько десятилетий в большинстве стран Европейского союза значительно изменилась структура программ, ориентированных на сельское хозяйство. Первоначальным стимулом для формирования этих программ была необходимость поддержки сельских районов во время депрессии 1930-х годов и стремление к росту сельскохозяйственного производства после второй мировой войны. В XXI веке потребности сельского хозяйства коренным образом изменились, и возникла необходимость в пересмотре сельскохозяйственной политики, которая достаточно часто подвергалась критике за ее высокую стоимость и низкую эффективность. Изучение лоббистской деятельности социально-экономических организаций имеет важное значение при оценке их влияния на единую сельскохозяйственную политику. Лоббистские группы имеют достаточно широкий спектр «точек доступа» к институциональным структурам ЕС. Основываясь на «теории доступа», можно предложить ряд конкретных гипотез о доступе различных групп интересов в многоуровневой системе ЕС.


Выпуск № 5, Май 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Развитие птицеводства - инструмент реализации стратегии продовольственной безопасности в регионах

ЕФРЕМОВА АЛЕСЯ

Птицеводство является наиболее динамично развивающейся отраслью сельского хозяйства, которая может внести существенный вклад как в обеспечение потребностей населения в ценных, диетических продуктах питания, так и в реализацию общей программы развития экспорта сельскохозяйственной продукции. Птицеводство является одной из немногих сельскохозяйственных отраслей в России, которая смогла за короткий промежуток времени (1998-2017гг.) увеличить производство мяса птицы в 7 раз, яиц - на 37‰. Тем не менее не все регионы способны обеспечить население данными продуктами. Так, в Дальневосточном федеральном округе уровень самообеспечения мясом птицы и яйцом низкий и составляет 22‰ и 63‰ соответственно. Обеспечение населения Дальнего Востока продуктами, в частности продукцией птицеводства является первостепенной задачей. Кроме того, учитывая выгодное географическое положение (близость к основным азиатским рынкам - Китай, Япония) ДФО в будущем может стать ключевым регионом-экспортером птицеводческой продукции. Цель данной статьи - анализ текущего состояние птицеводческой отрасли в ДФО, а также его возможности для развития отрасли. По итогам проведенного анализа были предложены практические рекомендации по формированию регионального рынка продукции птицеводства.


Выпуск № 4, Апрель 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Нормативно-правовое обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств в красноярском крае

ЛЕБЕДЕВА ТАТЬЯНА

В статье проанализированы действующие федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Красноярском крае. Установлено, что в целях эффективного развития фермерских хозяйств на федеральном уровне разработаны и реализуются положения Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г. и Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Анализ статистические данных Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края показал, что по направлению «поддержка начинающих фермеров»объем финансирования с 2012 по 2017 гг. увеличился в 4,4 раза с 33 308,7 тыс. руб. до 145 620,2 тыс. руб., за шесть лет гранты в объеме 495 989,7 тыс. руб. получили 275 начинающих фермера; 45 глав фермерских хозяйств получили гранты в объеме 321 698,4 тыс. руб.по направлению «Развитие семейных животноводческих ферм»; с 2015 по 2017 гг. 7 фермеров воспользовались государственной поддержкой в объеме 13 999,7 тыс. руб. на развитие несельскохозяйственных видов деятельности; за 2016-2017гг. шесть сельскохозяйственных кооператив получили гранты на сумму 100 854,3 тыс. руб. по направлению «Развитие сельскохозяйственной кооперации». Положения названного закона реализуются посредством действующей Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», определяющей целевые показатели в целях обеспечения развития фермерских хозяйств.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Государственная поддержка сельского хозяйства в современных условиях

ЗАЙЦЕВА (ГОРБОВСКАЯ) ЕЛЕНА

От эффективности государственной поддержки сельского хозяйства будет зависеть уровень продовольственной безопасности, экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, темпы его развития, состояние сельских территорий. Государственная поддержка в сфере сельскохозяйственного страхования направлена на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования для защиты своих имущественных интересов, минимизацию прямых затрат государства на компенсацию ущерба от стихийных бедствий при чрезвычайных ситуациях. Цель статьи - исследовать поддержку государством сельского хозяйства. Выявлено, что из федерального бюджета было выделено 15,2 млрд руб. на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, а также переработки, инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства. Примерно 60‰ субсидий, выданных на развитие растениеводства, было получено предприятиями и организациями Центрального (37‰) и Приволжского (23‰) федеральных округов. Необходимо обеспечить доступность и массовость сельскохозяйственного страхования с высокой возмещаемостью потерь.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций малого и среднего бизнеса тюменской области

БУБНОВА ДАРЬЯ

В статье проведен анализ динамики показателей, характеризующих финансовую поддержку сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что 76‰ от общего объема выделяемых средств на поддержку малого и среднего бизнеса в Тюменской области приходится на департамент АПК. Анализ бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций, получателей государственной поддержки, подтверждает, что затраты на производство продукции предприятий данной отрасли занимают значительную часть выручки. При этом, для некоторых предприятий себестоимость превышает выручку. Выдвинута гипотеза о том, что использование предприятием государственной помощи на техническое перевооружение и материальное обеспечение, позволяет в большей степени увеличить эффективность производства, что в свою очередь, повышает эффективность использования средств государственной поддержки. Предложено рассчитать эффективность государственной поддержки, используя скорректированный относительный показатель, отражающий динамику объема полученных субсидий на единицу произведенной продукции. Результаты расчета, а также анализ структуры использования средств государственной помощи позволяет сделать вывод о наличии прямой зависимость между объемом субсидий, направленных на капитальные вложения и эффективностью использования данных субсидий, а также экономическими показателями предприятия.


Выпуск № 2, Февраль 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Совершенствование механизма грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов

ДЯДИЧКО ЕВГЕНИЙ

Целью исследования являются разработка и научное обоснование теоретических положений и практических рекомендаций по развитию государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе. Начинающие фермеры даже с помощью точечной государственной поддержки в виде грантов «Начинающий фермер», «Семейная ферма» и субсидирования расходов на техническое вооружение все же не имеют достаточных средств для своего дальнейшего развития. В связи с этим нужны новые механизмы и инструменты государственной поддержки - создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, активное вовлечение в систему сельскохозяйственной кооперации на основе грантовой поддержки инвестиционных проектов несельскохозяйственного бизнеса. Предложен механизм грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, согласно которому им предоставляется поддержка в форме гранта в размере 60‰ всей суммы проекта до 40 млн руб. на материально-техническое обеспечение производства на условиях софинансирования оставшихся 40‰ за счет собственных, привлеченных или заемных средств.


Выпуск № 1, Январь 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Совершенствование механизма сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники

БЕЛАЙЦ ДМИТРИЙ

Тракторы и разнообразное навесное оборудование - наиболее используемый вид сельскохозяйственной техники. Значительная нагрузка на технику из-за низкой обеспеченности и высокой степени износа приводит к ее поломкам. Это становится причиной простоя техники, снижения производительности труда и объемов производства. Поэтому необходима разработка механизма сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники, который позволит предотвратить потери урожая. Цель исследования заключается в разработке практических рекомендаций совершенствования механизма сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники в регионе. Проведен анализ современного состояния машинно-тракторного парка сельскохозяйственных производителей Новосибирской области. Предложен механизм сервисного обслуживания, когда с приобретением трактора компания заключает с клиентом договор сервисного обслуживания. В рамках договора клиенту предоставляется гарантийный ремонт, выезд бригады на место поломки или заменяющий трактор из парка техники кампании TRADE-IN. Рассмотрены обязанности сервисного инженера при сервисном обслуживании техники.


Выпуск № 8, Август 2017 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Рационализация системы сбыта с помощью электронной коммерции

ГОРБОВСКАЯ Е.

Актуальным фактором успешного функционирования сельскохозяйственного предприятия в рыночной среде становится маркетинговая деятельность. Система сбыта продукции на сельскохозяйственном предприятии является завершающей стадией хозяйственной деятельности товаропроизводителя. Процесс управления системой сбыта в сельскохозяйственной организации представлен в виде взаимосвязанных блоков (сбор и анализ информации, планирование, организация, контроль, корректировка). Была предложена система сбыта сельхозпродукции через электронные системы коммуникаций. Сделан вывод, что электронный агропродовольственный рынок является перспективным направлением развития науки (с точки зрения теории) и общественных отношений (с точки зрения практики). Слабый экономический рост российской экономики в значительной степени объясняется высокими трансакционными, а также транспортными затратами. Электронная коммерция за счет уменьшения трансакционных издержек способствует открытому ведению бизнеса и конкуренции, повышает эффективность обмена. Рассмотрены типы взаимодействия сегментов электронного пространства в аграрной экономике. Анализ объемов сбыта продукции через электронные торговые площадки показывает, что они постоянно растут. Рассчитан эффект, полученный от применения системы электронной коммерции на примере реализации пшеницы и подсолнечника предприятием Воронежской области. Экономический эффект от сбыта продукции через электронные системы коммуникаций составил: по пшенице - 180 тыс. руб., по подсолнечнику - 195,6 тыс. руб. Сбыт сельскохозяйственной продукции в условиях электронной коммерции повысит эффективность деятельности предприятия в целом, а также позволит повысить конкурентоспособность продукции, укрепить позиции предприятия на агропродовольственном рынке.