ISSN 0235-2443

РЫНОК ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Проблема асимметрии информации на рынке органической продукции

ТАГАРОВ БАТО

Целью статьи является выявление проблем, вызванных асимметрией на рынке органической продукции, и определение мер, необходимых для ее снижения. В качестве методологической базы работы были использованы исследования российских и зарубежных ученых, посвященные развитию рынка органической продукции и теория асимметрии информации. В статье проведен обзор развития рынка органической продукции и показано отставание российского рынка от западного. Выявлены информационные проблемы развития рынка, в частности: трудность определения качества органической продукции покупателем, доверительный характер ее приобретения и сложившиеся представления населения об экологически чистой продукции. Рассмотрена такая мера снижения асимметрии информации, как государственная система сертификации органической продукции. Определены условия эффективности ее работы и показана необходимость затрат на ее продвижение для превращения «органической» маркировки в популярный бренд. Высказано предположение о возможности переноса основной части затрат на продвижение маркировки на производителей органической продукции. Сделан вывод о важности поддержки развития электронных маркетплейсов органической продукции для снижения асимметрии информации.


Выпуск № 10, Октябрь 2018 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере производства и оборота органической продукции в российской федерации

АВАРСКИЙ НАБИ, ТАРАН ВАСИЛИЙ

С принятием Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормативно-правовую базу, регулирующую производство и оборот органической продукции в России, формально можно классифицировать как в основном сформированную. В статье рассмотрены положительные стороны принятого закона, включающие распространение его действия на товародвижение органической продукции, введение статьи о переходном периоде, определение понятия «органическое сельское хозяйство», а также статей, связанных с внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В статье проанализированы основные недостатки принятого закона, и с учетом зарубежного опыта определены основные направления по их преодолению. Это отсутствие регулирования сбора дикоросов, учета экологического состояния территорий, на которых развивается органическое сельское хозяйство, определения конкретного федерального органа, компетентного на рынке органической продукции, слишком общее изложение государственной поддержки, отсутствие положений по регулированию экспорта и импорта органической продукции и др. Задача совершенствования законодательства, регулирующего производство и оборот органической продукции в России вполне выполнима, если к ее решению будут привлечены эксперты со стороны научного сообщества.


Выпуск № 5, Май 2018 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Актуальные проблемы правового обеспечения рынка органической продукции в россии

РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, ЛАНКИН АРТЕМ

В мире уделяется все большое внимание органическим системам производства, направленным на создание агроэкосистем, которые являются экономически, социально и экологически безопасными. В России уже производится и продается органическая продукция, но говорить о широком развитии органического сельского хозяйства в России пока не приходится, т.к. нет основополагающего момента - законодательного поля, которое только формируется. Целью исследования является рассмотрение современного состояния правового обеспечения органического производства и оборота продукции в России, а также негативных последствий отсутствия закона прямого действия, регулирующего органический рынок для производителей, переработчиков, потребителей, экспортеров и импортеров. Были изучены и проанализированы законодательные акты Европейского Союза, а также проведено сравнение действующих законов Украины и Армении с отечественным проектом Федерального закона РФ «О производстве органической продукции». В результате исследования авторы пришли к следующим выводам: отечественная правовая система обеспечения рынка органической продукции несовершенна; в отсутствие закона прямого действия необходимо разработать технические регламенты на органическую продукцию, заменив ими существующие ГОСТы; необходимо принятие закона прямого действия не только производства, но и оборота органической продукции. Закон о производстве и обороте органической продукции станет важным регулятивным документом для экономики России. Он обеспечит надлежащее функционирование рынка органической продукции и будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной органической продукции и расширению внешних рынков ее сбыта. Результаты, полученные авторами, в дальнейшем могут быть использованы при выработке специальных законов и подзаконных актов, а также участниками рынка органической продукции в практической деятельности.