ISSN 0235-2443

ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Проблема асимметрии информации на рынке органической продукции

ТАГАРОВ БАТО

Целью статьи является выявление проблем, вызванных асимметрией на рынке органической продукции, и определение мер, необходимых для ее снижения. В качестве методологической базы работы были использованы исследования российских и зарубежных ученых, посвященные развитию рынка органической продукции и теория асимметрии информации. В статье проведен обзор развития рынка органической продукции и показано отставание российского рынка от западного. Выявлены информационные проблемы развития рынка, в частности: трудность определения качества органической продукции покупателем, доверительный характер ее приобретения и сложившиеся представления населения об экологически чистой продукции. Рассмотрена такая мера снижения асимметрии информации, как государственная система сертификации органической продукции. Определены условия эффективности ее работы и показана необходимость затрат на ее продвижение для превращения «органической» маркировки в популярный бренд. Высказано предположение о возможности переноса основной части затрат на продвижение маркировки на производителей органической продукции. Сделан вывод о важности поддержки развития электронных маркетплейсов органической продукции для снижения асимметрии информации.


Выпуск № 10, Октябрь 2018 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере производства и оборота органической продукции в российской федерации

АВАРСКИЙ НАБИ, ТАРАН ВАСИЛИЙ

С принятием Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормативно-правовую базу, регулирующую производство и оборот органической продукции в России, формально можно классифицировать как в основном сформированную. В статье рассмотрены положительные стороны принятого закона, включающие распространение его действия на товародвижение органической продукции, введение статьи о переходном периоде, определение понятия «органическое сельское хозяйство», а также статей, связанных с внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В статье проанализированы основные недостатки принятого закона, и с учетом зарубежного опыта определены основные направления по их преодолению. Это отсутствие регулирования сбора дикоросов, учета экологического состояния территорий, на которых развивается органическое сельское хозяйство, определения конкретного федерального органа, компетентного на рынке органической продукции, слишком общее изложение государственной поддержки, отсутствие положений по регулированию экспорта и импорта органической продукции и др. Задача совершенствования законодательства, регулирующего производство и оборот органической продукции в России вполне выполнима, если к ее решению будут привлечены эксперты со стороны научного сообщества.


Выпуск № 8, Август 2017 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Методологические аспекты развития органического сельского хозяйства в россии

АВАРСКИЙ Н., АСТРАХАНЦЕВА Е.

В статье рассматриваются этапы становления и развития органического сельского хозяйства в зарубежных странах и России, дается сравнительная оценка его состояния в них. Наличие различных точек зрения по вопросам развития органического сельского хозяйства, производства и рынка органической продукции в нашей стране говорит о необходимости научно-методологического обоснования постановки и изучения этой проблемы. В статье рассмотрены два вопроса методологического характера: понимание места органического сельского хозяйства в сельском хозяйстве страны в целом и вопросы регулирования и поддержки этого процесса. Органическое сельское хозяйство рассматривается как специфическая, но составная часть общей системы ведения сельского хозяйства. Эффективность поддержки органического сельского хозяйства будет тем выше, чем в большей степени она будет осуществляться на научной основе, в тесной связи Министерства сельского хозяйства с региональными органами власти и научными и образовательными учреждениями. Поддержкой должны пользоваться только те хозяйствующие субъекты, которые войдут в реестр сертифицированных производителей органической продукции и будут отчитываться в результатах своей деятельности по общегосударственной статистической системе учета и отчетности. Среди преимуществ органического сельского хозяйства также дополнительно выделены экологические, социальные и экономические факторы. Темпы ежегодного роста площадей занятых под производством органической продукции в период 2017-2020 гг. могут составить от 3,4 до 3,9‰, а объемов продаж от 7,7 до 11,2 ‰. Единая информационная база сделает возможным проводить объективный мониторинг внутреннего рынка органической продукции