ISSN 0235-2443

STATE SUPPORT


Выпуск № 2, Февраль 2019 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Реализация механизма государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в красноярском крае

ЛЕБЕДЕВА ТАТЬЯНА

Механизм государственной поддержки фермерских хозяйств Красноярского края состоит из совокупности процедур по разработке направлений государственной поддержки, их финансирования, административных процедур по организации конкурсного отбора К(Ф)Х, претендующих на получение гранта. В Законе Красноярского края «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса» предусмотрены следующие направления государственной поддержки малых форм хозяйствования: поддержка начинающих фермеров; развитие семейных животноводческих ферм; развитие сельскохозяйственной кооперации; развитие несельскохозяйственных видов деятельности. С 2012 по 2017 гг. объем средств государственной поддержки ежегодно увеличивался, достигнув пика в 2016 г. в размере 340212,0 тыс. руб. Установлено, что 53,2‰ средств государственной поддержки за шесть лет направлено на поддержку начинающих фермеров. Количество фермеров, получивших за рассматриваемый период государственную поддержку, возросло почти на 30 ‰. Большинство грантов (78,4‰) по данным за 2016 г. поступило начинающим фермерам, специализирующимся в отрасли животноводства.


Выпуск № 2, Февраль 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Оценка эффективности мер государственной поддержки тепличных комплексов

БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ, РЫКОВА ИННА, ШКОДИНСКИЙ СЕРГЕЙ

Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска и обоснования мер повышения эффективности расходования средств федерального бюджета на государственную поддержку тепличных комплексов. Методология анализа строится на применении системного подхода к использованию количественных и качественных показателей, позволяющих оценить эффективность мер государственной поддержки, применении методов инвестиционного анализа, а также сравнительного анализа в ретроспективном периоде. В статье дана оценка рентабельности инвестированного капитала тепличных комплексов, получавших субсидии на компенсацию прямых понесенных затрат на строительство (модернизацию), приводится сравнение с аналогичными показателями по крупнейшим организациям, не получающим государственную поддержку. Анализируется динамика производства, импорта, темпы роста оптовых и розничных цен овощей защищенного грунта. Дается заключение о низкой отдаче для государства использования средств федерального бюджета на поддержку тепличных комплексов. В качестве выводов предлагается обеспечить равные условия доступа к государственной поддержке за счет внедрения Концепции открытости и прозрачности получения бюджетных субсидий в агропромышленном комплексе.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Опыт и перспективы развития кооперации в аграрном секторе северо-кавказского федерального округа

ОГАНЯН ЛУСИНЕ

Малые формы хозяйствования сегодня являются неотъемлемой частью аграрного производства Северо-Кавказского федерального округа. На их долю (2017г.) приходится 61,6‰ общего объема сельхозпродукции, производимой хозяйствами всех категорий округа, в том числе 28,2‰ зерна, 21,9‰ подсолнечника, 78,0‰ овощей открытого и закрытого грунта, 90,1‰ картофеля, 59,3‰ мяса скота и птицы, 88,7‰ молока и 72,3‰ яиц. Несмотря на столь значительные объемы производства, вовлеченность субъектов малых форм хозяйствования в сферу товарного обмена и систему продовольственного рынка остается крайне низкой. С целью дальнейшего развития и роста эффективности субъектов малого предпринимательства в округе в условиях многоукладного сельского хозяйства и усиления взаимодействия между различными организационно-правовыми формами хозяйствования необходимо создание и расширение системы сельскохозяйственных кооперативов. В Северо-Кавказском федеральном округе по состоянию на 1 января 2016 г. зарегистрировано 438 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что составляет 7,3‰ от их российской численности, из которых фактически работает лишь 59‰ (по России эта цифра достигает 68‰). Сегодня в большинстве субъектов РФ, включая и СКФО, развитие малых форм поддерживается в рамках мероприятий Госпрограммы на период 2013-2020гг. Так, например, в 2017г. на 1 руб. валовой продукции, малые формы хозяйствования получили лишь 0,8 коп. федеральной помощи, что явно недостаточно. В то же время крайне важно не только увеличивать размеры средств, выделяемых государством, но и обеспечивать их эффективное использование.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Приоритетные направления инвестиций в развитие сельского хозяйства сибирского федерального округа

ТЮ ЛЮДМИЛА

Актуальность исследования обусловлена наличием проблем в инвестировании сельского хозяйства Сибирского федерального округа. С 2013 г. в сельском хозяйстве региона наблюдается устойчивая тенденция снижения объемов инвестирования аграрного производства. Объем инвестиций в основной капитал АПК составил в 2016 г. только 40,4 млрд руб. или около 90‰ от объема инвестиций 2010 г. в сопоставимой оценке. Одной из причин неравномерного развития агропромышленного комплекса по территории страны, в том числе СФО является дифференциация хозяйствующих субъектов в инвестировании сельскохозяйственного производства. Действующие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве отличаются избирательностью и низкой доступностью для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей и не способствуют сглаживанию этой дифференциации. Потенциальные возможности регионов СФО в производстве основной продукции сельского хозяйства позволяют полностью удовлетворить потребности округа в основных продуктах питания. Это потребует значительного увеличения объема инвестиций в отрасль (в 2,0-2,5 раза). В силу ограниченности инвестиционных ресурсов для повышения эффективности их использования обоснована система приоритетного инвестирования отраслей сельского хозяйства.


Выпуск № 10, Октябрь 2018 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Тенденции развития малых форм хозяйствования в апк челябинской области

ТАСКАЕВА АННА, ЗУБАРЕВА ИРИНА, СУШКОВ СЕРГЕЙ

Малые формы хозяйствования рассматриваются как значимые участники рынка производства сельскохозяйственной продукции. Выявлены тенденции развития малых форм хозяйствования Челябинской области на основе анализа их современного состояния в условиях государственной поддержки. Рассмотрены особенности государственной поддержки малых форм хозяйствования, обусловленные относительно низкой защищенностью в экономическом пространстве, нехваткой финансовых средств из-за завышенных процентных ставок, отсутствием рыночной власти, зависимостью от местных условий ведения производства, возможностями потребительского кооперирования, высокой чувствительностью к методам государственного инвестиционного регулирования. Определена взаимозависимость темпов роста государственной поддержки и стоимости произведенной продукции малыми формами хозяйствования в АПК Челябинской области.


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Аграрная политика азербайджанской республики: основные тенденции и перспективы

ОСИНИНА АЛЕКСАНДРА

Азербайджан проводит целенаправленную государственную политику в области устойчивого развития сельского хозяйства. Аграрная политика государства реализуется посредством соответствующих законодательных инициатив и государственных программ. Меры государственной поддержки направлены на обеспечение национальной продовольственной безопасности, развитие сельскохозяйственного производства, модернизацию перерабатывающих предприятий, развитие логистической инфраструктуры, развитие сельских территорий. Одним из направлений государственной политики Азербайджана является снижение импортной продукции на внутреннем продовольственном рынке и осуществление комплексных мер для создания продовольственных запасов. С учетом поставленной цели АПК Азербайджан направляет свои усилия на совершенствование двухсторонней и многосторонней нормативно-правовой базы и дальнейшую либерализацию торговли. Важным шагом на пути наращивания экспорта должно стать создание крупных логистических баз для перехода от разовых мелкооптовых торговых операций к долгосрочным контрактам.


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Совершенствование региональной модели государственной поддержки малого аграрного предпринимательства

ЛАТКИН АЛЕКСАНДР, КОРОТКИХ ЕГОР

Развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве сдерживается по причине устойчивого сокращения экономически активного населения в сельской местности и низкой рентабельности сельскохозяйственного производства. Направленные на изменение этой ситуации региональные программы, копируя структуру и основные мероприятия федерального уровня, слабо учитывают специфические особенности природно-экономических условий регионов. В этой связи действующий механизм поддержки малых форм хозяйствования демонстрирует низкую эффективность из-за отсутствия сбалансированной стратегии распределения государственных субсидий различным субъектам аграрного предпринимательства. Проведенные авторами исследования позволили внести коррективы в действующий механизм осуществления субсидирования малых форм хозяйствования. Предложенные мероприятия направлены на совершенствование региональной модели осуществления их государственной поддержки при выделении субсидий на основе рекомендаций муниципальных подразделений.


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Анализ уровня государственной поддержки продукции растениеводства в условиях эмбарго в россии

ВАСЕНИНА АННА

Выполнен анализ распределения субсидированных краткосрочных кредитов по федеральным округам в сфере растениеводства по направлениям. Рассматриваются основные причины снижения спроса на кредитные средства и сокращение доступности займов и кредитов в результате усугубления финансового состояния заемщиков. Сделаны выводы о том, что низкая доходность и высокая закредитованность сельхозпредприятий сокращает возможности сельхозпроизводителей для привлечения кредитных средств. Дается оценка влияния государственной поддержки на финансовую устойчивость сельхозпроизводителей, которые получают кредиты на поддержку растениеводства. Выявлена максимальная величина кредитов, которые привлечены сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие сферы растениеводства. Сделаны выводы о сокращении индекса физического объема капитальных вложений в основной капитал сферы растениеводства. Выявлены основные кредиторы агропромышленного комплекса. Предложен основной инструмент господдержки в обеспечении доступности оборотных заемных средств, которые необходимы для растениеводства.


Выпуск № 4, Апрель 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Нормативно-правовое обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств в красноярском крае

ЛЕБЕДЕВА ТАТЬЯНА

В статье проанализированы действующие федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Красноярском крае. Установлено, что в целях эффективного развития фермерских хозяйств на федеральном уровне разработаны и реализуются положения Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г. и Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Анализ статистические данных Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края показал, что по направлению «поддержка начинающих фермеров»объем финансирования с 2012 по 2017 гг. увеличился в 4,4 раза с 33 308,7 тыс. руб. до 145 620,2 тыс. руб., за шесть лет гранты в объеме 495 989,7 тыс. руб. получили 275 начинающих фермера; 45 глав фермерских хозяйств получили гранты в объеме 321 698,4 тыс. руб.по направлению «Развитие семейных животноводческих ферм»; с 2015 по 2017 гг. 7 фермеров воспользовались государственной поддержкой в объеме 13 999,7 тыс. руб. на развитие несельскохозяйственных видов деятельности; за 2016-2017гг. шесть сельскохозяйственных кооператив получили гранты на сумму 100 854,3 тыс. руб. по направлению «Развитие сельскохозяйственной кооперации». Положения названного закона реализуются посредством действующей Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», определяющей целевые показатели в целях обеспечения развития фермерских хозяйств.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Факторы эффективности государственной поддержки мясного животноводства

БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ, РЫКОВА ИННА, ШКОДИНСКИЙ СЕРГЕЙ, АКСЕНОВ СТАНИСЛАВ

Мясное животноводство всегда входило в перечень отраслей, которым государство оказывало особое внимание. Это обусловлено не только спецификой потребления мяса в России, но и значительным потенциалом развития отрасли, особенно в современных условиях реализации программ импортозамещения продукции сельского хозяйства. В статье исследуется подход к повышению эффективности бюджетных ассигнований за счет изучения производственных балансов и отраслевых показателей страны. Проводится анализ мирового и российского рынка крупного рогатого скота (КРС). Дается оценка существующей государственной поддержки сельского хозяйства, а также характеризуется рентабельность и динамика инвестиций в животноводство.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Государственная поддержка сельского хозяйства в россии: проблемы, пути их решения

УШАЧЕВ ИВАН, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Производство продукции сельского хозяйства демонстрирует рост на протяжении вот уже пяти лет. Вместе с тем, темпы этого роста замедляются. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в течение 2017 г. дважды претерпела существенные изменения. Анализ основных направлений и мер программы выявил, что практически все направления господдержки отрасли ориентированы на стимулирование производства и экспорта продукции. Однако стабилизационных механизмов, направленных на повышение устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточно, а ресурсное обеспечение уже существующих мероприятий не соответствует задачам программы. В новой редакции программы запланировано замедление темпов роста сельскохозяйственного производства, что обуславливает задачу разработать пути и механизмы устойчивого развития отрасли на долгосрочную перспективу.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Государственная поддержка сельского хозяйства в современных условиях

ЗАЙЦЕВА (ГОРБОВСКАЯ) ЕЛЕНА

От эффективности государственной поддержки сельского хозяйства будет зависеть уровень продовольственной безопасности, экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, темпы его развития, состояние сельских территорий. Государственная поддержка в сфере сельскохозяйственного страхования направлена на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования для защиты своих имущественных интересов, минимизацию прямых затрат государства на компенсацию ущерба от стихийных бедствий при чрезвычайных ситуациях. Цель статьи - исследовать поддержку государством сельского хозяйства. Выявлено, что из федерального бюджета было выделено 15,2 млрд руб. на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, а также переработки, инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства. Примерно 60‰ субсидий, выданных на развитие растениеводства, было получено предприятиями и организациями Центрального (37‰) и Приволжского (23‰) федеральных округов. Необходимо обеспечить доступность и массовость сельскохозяйственного страхования с высокой возмещаемостью потерь.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций малого и среднего бизнеса тюменской области

БУБНОВА ДАРЬЯ

В статье проведен анализ динамики показателей, характеризующих финансовую поддержку сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что 76‰ от общего объема выделяемых средств на поддержку малого и среднего бизнеса в Тюменской области приходится на департамент АПК. Анализ бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций, получателей государственной поддержки, подтверждает, что затраты на производство продукции предприятий данной отрасли занимают значительную часть выручки. При этом, для некоторых предприятий себестоимость превышает выручку. Выдвинута гипотеза о том, что использование предприятием государственной помощи на техническое перевооружение и материальное обеспечение, позволяет в большей степени увеличить эффективность производства, что в свою очередь, повышает эффективность использования средств государственной поддержки. Предложено рассчитать эффективность государственной поддержки, используя скорректированный относительный показатель, отражающий динамику объема полученных субсидий на единицу произведенной продукции. Результаты расчета, а также анализ структуры использования средств государственной помощи позволяет сделать вывод о наличии прямой зависимость между объемом субсидий, направленных на капитальные вложения и эффективностью использования данных субсидий, а также экономическими показателями предприятия.


Выпуск № 10, Октябрь 2017 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Стратегические направления развития агрострахования с государственной поддержкой в российской федерации

СЧАСТЛИВЦЕВА ЛЮДМИЛА, ОСИНИНА АЛЕКСАНДРА, ПАНИНА НИНА

Цель работы - разработка рекомендаций по реформированию действующей модели агрострахования с государственной поддержкой. Агрострахование предназначено для обеспечения защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей при наступлении страховых случаев. Агрострахование актуально для сельскохозяйственного производства в связи с высокой вероятностью наступления катастрофических рисков, а, следовательно, и потерь. Так как наравне с погодными рисками существуют риски изменения рыночной конъюнктуры, кредитный риск и другие необходим системный подход к управлению рисками в сельском хозяйстве. Развитие системы агрострахования в Российской Федерации сдерживается сложностью разработки доступных страховых продуктов, несовершенным механизмом выплаты страхового возмещения, низким уровнем страхового покрытия. Для совершенствования агрострахования предлагается: разработка линейки доступных страховых продуктов для учета потребностей и особенностей клиентов при формировании продуктового ряда, самостоятельного выбора клиентами приемлемой доли покрытия риска; использование методологии актуарных расчетов стоимости ущербов с применением математических и статистических методов; обеспечение необходимого уровня и стабильности ресурсной поддержки со стороны государства; создание накопительных страховых резервов для покрытия крупных расходов будущих периодов для защиты от катастрофических рисков.


Выпуск № 8, Август 2017 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Перспективы развития сельского хозяйства: проблемы источников финансирования и вопросы налогообложения

БОГОВИЗ А., ШКОДИНСКИЙ С., КОНДРАТЬЕВА Е., ЛОБОВА С., БАЗАНОВА А.

Переход к эффективной экономической политике государства напрямую связан с развитием конкретных отраслей, прежде всего, сельского хозяйства. Финансирование сельскохозяйственных организаций обладает рядом особенностей. Действующая система налогообложения является одним из самых действенных инструментов, способных как поддержать сельскохозяйственное производство, так и затормозить его развитие. Цель исследования - анализ вопросов финансирования и налогообложения сельскохозяйственных организаций как факторов отраслевого роста. В системе кредитования сельскохозяйственных организаций были выделены следующие проблемы: снижение объемов кредитования отрасли; отсутствие возможности замещения средств, ранее привлекаемых на рынках капитала. Статистика налогообложения организаций сельского хозяйства последних лет показывает разнонаправленные тенденции, в т.ч. меньшее использование сельскохозяйственными организациями ЕСХН по сравнению с общей системой налогообложения, позитивная динамика налоговых поступлений и задолженности по налогам, приемлемый уровень налогового бремени для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и привлечения инвестиций методами налогового регулирования предлагается провести оценку влияния уровня налоговой нагрузки и применения налоговых льгот на экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей и в целом на развитие сельского хозяйства. Необходимо использование мер, направленных на усиление стимулирующей функции налогообложения.