ISSN 0235-2443

STATE SUPPORT


Выпуск № 3, Март 2021 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Методический подход к субсидированию зернопроизводства (на примере новосибирской области)

ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, ЭССАУЛЕНКО ДМИТРИЙ, КАЛЯГИНА ЕВГЕНИЯ

Суверенитет государства и обеспечение эффективности сельскохозяйственного производства во многом обусловлены состоянием отрасли растениеводства. Развитие отрасли напрямую зависит от уровня использования ресурсов и возможностей агробизнеса. Интенсификация растениеводства, обеспечивающая устойчивый рост урожайности, ресурсосбережения и экологической безопасности, нуждается в увеличении финансирования и вовлечения в механизм государственной поддержки мероприятий по защите растений, с целью корректировки условий произрастания сельскохозяйственных культур, повышения качества зерна, сохранения и увеличения почвенного плодородия. В статье приведены особенности субсидирования зернопроизводства в Новосибирской области, средств защиты растений. Субсидии предоставляются животноводческим организациям, их уровень прямо пропорционален количеству маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности. Предложен и обоснован механизм формирования субсидии, методика её расчета с учетом экологизации производства. Данный подход позволит воспользоваться бюджетными средствами значительному количеству сельхозтоваропроизводителей; обеспечит законную утилизацию тары из-под пестицидов; стимулирует производителя использовать биологические средства защиты растений. При этом нивелируются риски, связанные с негативным воздействием химических средств защиты растений на окружающую среду. Данный подход к организации субсидирования позволит вытеснить необоснованное применение химических средств защиты растений, нацелить сельхозтоваропроизводителя на применение биологических средств против того же спектра патогенов. Компенсационные выплаты позволят воспользоваться средствами защиты растений против вредителей зерновых культур бóльшему количеству сельхозтоваропроизводителей, что даст прирост как в количественном, так и в качественном выражении, повысит конкурентоспособность отрасли как на внутреннем, так и на внешнем рынке.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "За рубежом"

Государственная поддержка сельских территорий за рубежом

МЕДВЕДЕВА НИНА, ШЕЛАМОВА НАДЕЖДА

В статье рассмотрен современный этап развития аграрной политики в отношении сельских территорий, основные приоритеты и особенности их реализации в Европейском союзе, США и Китае. Государственная поддержка сельских регионов в этих странах нацелена на решение широкого спектра экономических, экологических и социальных проблем. Вместе с тем, каждая из указанных стран имеет свои особенности территорий. В ЕС основой аграрной политики в области развития сельских территорий являются программы, разрабатываемые государствами ЕС и утверждаемые Европейской Комиссией на семилетний период с учетом установленных приоритетов. Программы имеют широкий спектр мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства, улучшение окружающей среды и сельской местности; энерго- и ресурсосбережение, противодействие изменению климата, улучшение качества жизни в сельских районах и содействие диверсификации сельской экономики. Особое внимание в ЕС уделяется развитию отдаленных регионов и регионов, находящихся в неблагоприятных условиях развития. В США государственная поддержка сельских территорий осуществляется на основе программно-целевого подхода. Программы многочисленны и разнообразны, они осуществляются под эгидой Министерства сельского хозяйства и направлены на решение различного рода задач: создание дополнительных рабочих мест, развитие бизнеса, оказание технической помощи действующим предприятиям, совершенствование медицинского обслуживания, обучение местных жителей, обеспечение жильем малоимущих жителей села, улучшение жилищных условий. Реализация программ осуществляется с привлечением частного капитала на основе стимулирования инвестиций в развитие сельских территорий. В Китае развитие сельских территорий неразрывно связано с политикой борьбы с сельской бедностью. Основные направления этого процесса – развитие местной инфраструктуры (транспортное сообщение, водо- и газообеспечение, развитие интернета), повышение доходов крестьян и развитие предпринимательства на селе, социальное обеспечение, сравнимое с городским.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Эффективный экономический механизм – основа пропорциональных воспроизводственных отношений

МАСЛОВА ВЛАДА, ЗАРУК НАТАЛЬЯ, АВДЕЕВ МИХАИЛ

Статья посвящена проблемам воспроизводства в АПК и особенностям его регулирования на современном этапе. Рассмотрены ключевые аспекты воспроизводственного процесса на макро-, отраслевом, и микроуровнях. Авторами подчеркивается, что условием устойчивого развития сельского хозяйства является расширенное воспроизводство на основе обеспечения паритетности экономических отношений в АПК, совершенствования организационно-экономического механизма, активизации инвестиционно-инновационной деятельности как основного фактора экономического роста в целях стимулирования процессов импортозамещения и увеличения экспорта продукции АПК. Особое внимание при этом необходимо уделять конкурентоспособности, как отрасли в целом, так и агропродовольственной продукции в частности. В этом направлении целесообразно переходить к качественному росту за счет оптимизации производственных процессов, совершенствования логистической инфраструктуры, развития промышленного производства с высокой степенью переработки. В статье проводится анализ основных инструментов экономического механизма АПК. Отмечается, что цены являются главным элементом рыночной системы, а от формируемых цен и ценовых отношений между различными отраслями АПК зависит пропорциональное и сбалансированное развитие АПК. Подчеркивается, что специфика аграрной отрасли проявляется в том, что в сельском хозяйстве кредитные ресурсы выступают одним из основных источников инвестиций, однако, несмотря на увеличение господдержки данного направления, до сих пор существует целый комплекс проблем по их физической и экономической доступности, особенно для малых форм хозяйствования. Делается вывод, что налоги имеют двойственный характер: с одной стороны они выполняют фискальную функцию сбора налогов, с другой - должны способствовать развитию аграрного бизнеса и стимулировать производство и спрос.


Выпуск № 11, Ноябрь 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Перспективные инструменты развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики россии

ДЕМЕШЕВА ИРИНА, ТЕТЮРКИНА ЕЛЕНА

Малым формам хозяйствования на селе как незаменимому элементу рыночной экономики принадлежит определенный вклад в общее производство сельскохозяйственной продукции, который в некоторой степени способствует экономии ресурсов, создает необходимую среду для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения. Среди других преимуществ малых форм хозяйствования можно выделить: способность быстрой адаптации к меняющимся экономическим условиям, мобильность и гибкость в принятии управленческих решений, динамичность и целеустремленность, настойчивость, творческое отношение к делу, готовность к риску и умение им управлять. Кроме того, их деятельность способствует решению социальных проблем села, налаживанию устойчивого развития сельских территорий, обеспечению занятости и поддержке доходов сельского населения. Однако представители малых форм хозяйствования в современных условиях сталкиваются с рядом проблем, связанных, прежде всего с действием внешних факторов: трудности с реализацией продукции, недостаточная государственная финансовая поддержка, низкий уровень информационно-консультационного и кадрового обеспечения, решить которые самостоятельно не представляется возможным. Для повышения эффективности функционирования малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе в статье предложен комплекс мероприятий и обоснованы приоритетные направления решения указанных проблем. Также авторами исследованы основные условия развития малого аграрного предпринимательства в России. Значительное внимание уделяется инструментам, способствующим активному развитию малых форм хозяйствования в АПК. Доказано, что активизация агробизнеса, в том числе в малых формах хозяйствования, зависит не только от прямой поддержки, но и от создания благоприятных условий, развития агроконсалтинга, страховой поддержки и ряда других.


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Структурная трансформация и технологическая модернизация агросектора россии: вызовы и подходы к оптимизации

ИБРАГИМОВА БАХУ, ШАРИПОВ ШАРИП

В последние годы в сельском хозяйстве страны наметились определенные позитивные изменения в части его структурно- технологической модернизации. Этому способствует выстроенная структурированная система государственной поддержки по приоритетным направлениям развития каждого конкретного региона. В то же время характер и темпы происходящих преобразований заметно различаются от региона к региону. На это влияет инвестиционная политика конкретного субъекта России, состояние развития сельских территорий, уровень государственной поддержки, а также роль сельхозорганизаций в аграрной структуре региона. В этой связи следует проанализировать характер происходящих изменений в разрезе субъектов страны, прежде всего по сельскохозяйственным организациям, состояние которых напрямую сказывается на ситуации в отрасли целом. Необходимо изучить долю сельского населения в общей численности и экономическое поведение сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что среди регионов, демонстрирующих высокие темпы экономического роста в сельском хозяйстве, в подавляющей степени представлены субъекты, входящие в Центральный федеральный округ, для которых характерна заметная инвестиционная активность. В немалой мере активизация инвестиционной работы в этих регионах обусловлена системными усилиями по привлечению частного капитала для реализации крупных проектов. В то же время, регионы с преобладанием сельского населения и низкотоварных форм в структуре аграрной экономики лишены возможности конкурировать с вышеуказанными субъектами в части инвестиционной активности, что способствует нарастанию деформационных проявлений в социально-экономическом развитии сельского хозяйства. В этой связи и в целях сокращения данного разрыва целесообразна разработка мер государственного стимулирования структурно-технологической модернизации АПК индивидуально по группам регионов.


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Развитие цифровых технологий в сельском хозяйстве как составная часть аграрной политики

КОЛЕСНИКОВ АНДРЕЙ, УШАЧЕВ ИВАН

Современные инновации в значительной степени должны отражать внедрение цифровых технологий в АПК. Для этого принят целый пакет нормативно-правовых документов, в которых прописаны направления, критерии и источники финансирования цифровых инноваций, в том числе и в сельском хозяйстве. Однако нормативно-правовое регулирование не ставит четких, количественных целей, направленных на рост благосостояния граждан, не оперирует четким понятийным аппаратом, порой вводящим в заблуждение и противоречащим уже используемым во всем мире понятиям. В этой связи, озабоченность вызывает не только понятийный аппарат, но и организационный механизм государственной поддержки цифровых технологий, как в АПК, так и в целом в экономике РФ. В то же время, активное развитие современных, в том числе и цифровых технологий не учитывает целого комплекса факторов, способных затормозить внедрение и развитие цифровых технологий, не только в сельском хозяйстве, но и в целом, в экономике страны. Имеющееся нормативно– правовое регулирование в части государственной поддержки и регулирования цифровых технологий не раскрывает сущности этих технологий и не ставит четкие, количественные цели, которые должны быть достигнуты. Кроме того, постоянные дискуссии, на тему цифровых технологий, как правило, не подтверждены аналитическим материалом, что тоже является проблемой при оценке эффективности, как использования цифровых технологий, так и их влияния на эффективность сельскохозяйственного производства. В данном исследовании рассмотрены направления развития цифровых технологий в сельском хозяйстве, некоторые причины, препятствующие развитию цифровой экономики, а также недостаточной эффективности научно-технологической политики.


Выпуск № 9, Сентябрь 2020 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Оценка конкурентоспособности мясной отрасли на примере новосибирской области

АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА, СЛОБОЖАНИН ДМИТРИЙ

В статье показано значение оценки конкурентоспособности региональной мясной отрасли, как с точки зрения региональных властей, так и с позиций местных производителей. Рассмотрены различные подходы к оценке региональной конкурентоспособности, выделены методы, основанные на определении объемов производства мясной продукции, использовании индексов физического объема выпуска либо на расчете обобщенного показателя конкурентоспособности региональной мясной отрасли. Отмечен также рыночный подход, в основе которого лежит оценка продаж мясной продукции либо оценка доли рынка местных производителей. К методам оценки конкурентоспособности отнесен также подход к ее измерению в соответствии с показателями свободы рыночной конкуренции, характеризуемыми деловой активностью либо концентрацией долей рынка. Проведена оценка конкурентоспособности мясной отрасли Новосибирской области, позволившая сделать ряд значимых выводов. Отмечена взаимосвязь мер государственной поддержки мясной отрасли и ее конкурентоспособности, сделан вывод о неэффективности конкурентных стратегий большинства местных производителей с точки зрения удовлетворения запросов рынка, поскольку они ориентируются преимущественно на краткосрочные результаты. Обоснована необходимость использования опыта конкуренции крупнейших новосибирских производителей другими участниками рынка мясной продукции. Совершенствование стратегий небольших производителей должно способствовать повышению конкурентоспособности мясной отрасли Новосибирской области в целом.


Выпуск № 8, Август 2020 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Современное состояние и прогнозные тенденции развития садоводства в дагестане

ВЕЛИБЕКОВА ЛУИЗА

В статье раскрываются вопросы развития садоводства в Республике Дагестан, как одного из ведущих в этой области регионов страны. Несмотря на наблюдаемые в последние годы лидерские позиции республики в общероссийском объеме производства, здесь сохраняется глубокая технико-технологическая отсталость и потеря квалифицированных кадров. Это является существенным фактором низкой эффективности отрасли, имеющей здесь высокое социально-экономическое значение. Цель статьи – спрогнозировать основные тенденции в региональном садоводстве на перспективу для принятия конкретных экономических решений, способных повысить экономическую результативность и устойчивость. В статье анализируются основные показатели развития садоводства (посевная площадь плодово-ягодных насаждений, урожайность, валовой сбор, объем импорта, уровень обеспеченности плодовой продукцией) за 2000-2019 годы. Сделан вывод о недостаточности сложившихся тенденций поступательного движения в части предложения плодовой продукции для полного продовольственного обеспечения населения. Разработаны среднесрочные прогнозы изменения основных показателей развития отрасли и прогнозные сценарии до 2025 года. Составлена перспективная модель развития отрасли, с указанием ключевых направлений технико-технологического обновления производства. Установлено, что развитие садоводства по целевому сценарию позволит увеличить в 1,3 раза плодоносящие площади, а объемы производства плодов – в 2 раза. Прогнозируется сохранение сложившейся в регионе архаичной аграрной структуры при доминирующей роли личных подсобных хозяйств населения, в том числе и в производстве плодовой продукции. Отмечается необходимость императивной государственной поддержки малых форм хозяйствования в формировании эффективной аграрной структуры, внедрения инноваций, привлечения инвестиций. Это будет способствовать росту не только количественных, но и качественных показателей отрасли. Результаты и выводы данного исследования могут быть использованы для совершенствования региональных программ развития садоводства Дагестана и определения эффективных путей развития.


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "За рубежом"

Перспективы развития сельскохозяйственных кооперативов и их влияние на финансирование аграрного сектора в республике армения

ХАЧАТРЯН ЛЕВОН

Целью статьи является представление текущего состояния сельскохозяйственных кооперативов, их влияния на развитие аграрного сектора, выявление проблем и приоритетов в финансировании аграрного сектора через сельскохозяйственные кооперативы. Разработанные предложения направлены на развитие деятельности сельскохозяйственных кооперативов, способствуют развитию крестьянских хозяйств и улучшению социально- экономического состояния общин, что позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции, обеспечить ее конкурентоспособность и доступность, что повысит уровень продовольственной безопасности страны. Предоставление льгот сельскохозяйственным кооперативам в части софинансирования государством в размере 20‰ вместо 10‰, внесение изменений в законы о сельскохозяйственной кооперации повысят их прибыльность и привлекательность для новых членов и инвесторов.


Выпуск № 5, Май 2020 г., рубрика "За рубежом"

Актуальные проблемы государственного финансирования и перспективы развития аграрного сектора республики армения

ХАЧАТРЯН ЛЕВОН, МХИТАРЯН АРАМ

Статья посвящена анализу текущего состояния государственной поддержки аграрного сектора Республики Армения, изучению существующих проблем, препятствующих развитию финансированию сектора, обеспечения продовольственной безопасности страны, развития крестьянских хозяйств, социально-экономического состояния сельских общин. Развитие сектора требует продолжения и расширения государственных программ, которые включают увеличение финансирования, снижение ставок кредитования и применение новых финансовых инструментов. Основной целью статьи является представление текущего состояния государственной поддержки аграрного сектора Республики Армения, международного опыта и приоритетов программ реализуемой государственной поддержки, а также возможности внедрения в Республике Армения новых механизмов улучшения условий финансирования государственных сельскохозяйственных программ, способствующих развитию крестьянских хозяйств и социально-экономического состояния общин, что позволит производить высококачественную, в том числе экологически чистую, сельскохозяйственную продукцию, конкурентоспособность и доступность которой будет способствовать повышению уровня продовольственной безопасности страны.


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Научно-технологическое обновление садоводства - основной путь повышения обеспечения населения плодовой продукцией

ВЕЛИБЕКОВА ЛУИЗА

Учитывая ключевую роль отрасли садоводства в обеспечении населения необходимой витаминизированной продукцией, актуальны вопросы технико-технологического обновления отрасли как главного фактора повышения ее конкурентоспособности и решения проблемы импортозамещения свежих плодов и продукции их переработки. Цель данного исследования состоит в обосновании скорейшего выхода отрасли из кризиса на траекторию устойчивого роста посредством внедрения новых научных достижений на всех стадиях технологического процесса промышленного садоводства. Отмечено, что потребление плодов на душу населения в нашей стране значительно ниже, чем в зарубежных странах. В статье проанализирована динамика основных показателей развития садоводства в России за 2000-2018 годы, демонстрирующая невысокие темпы их роста. В последние годы проводится активная работа по развитию интенсивного садоводства, определились и регионы–лидеры в этом направлении. Наибольшая доля производимых плодов приходится на регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Приведен опыт успешного ведения садоводства Израиля, страны, лишенной практически всех важных для отрасли ресурсов, однако демонстрирующей высокие результаты, достигнутые за счет внедрения новых, передовых технологий. Раскрыты основные проблемы и перспективные направления активизации инновационной деятельности в садоводстве, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Роль и необходимость государственной поддержки инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе рф

ЕМЕЛЬЯНОВА ЮЛИЯ

Для восстановления и развития сельского хозяйства в условиях нестабильной экономики с целью повышения экономической и продовольственной безопасности в России разработана Стратегия поддержки АПК которая реализуется посредством господдержки инвестиционных проектов в регионах; поставлены цели и задачи до 2024 года, сложность исполнения которых заключена в нехватке средств финансирования, непропорциональном распределении финансов между регионами, неэффективной оценке инвестиционных проектов и т.д. Статья посвящена анализу конкретных проблем государственной поддержки и развития агропромышленного комплекса посредством инвестиционных проектов как основного фактора повышения их эффективности за счет сокращения затрат на инвестирование. Целью исследования является поиск резервов роста добавленной стоимости сельскохозяйственных проектов. Методологической основой исследования послужили методы теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, наблюдения.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "За рубежом"

Инструменты государственного регулирования отрасли свиноводства: российский и зарубежный опыт

НИФОНТОВА ЕКАТЕРИНА

Свиноводческая отрасль представлена в большинстве стран мира и является значительным сегментом мирового продовольственного производства. В связи с чем развитые страны разрабатывают эффективную систему государственного регулирования данной отрасли. Статья посвящена проблеме государственного регулирования отрасли свиноводства в России и за рубежом. Выделяются группы стран в зависимости от того, ориентирован их рынок продукции свиноводческой отрасли на импорт, экспорт, или самообеспечение продукцией отрасли свиноводства. Исследуются основные требования и ограничения Всемирной Торговой Организации, которые касаются регулирования рынка свинины стран-участников. В статье обозначены основные ориентиры свиноводческой отрасли развитых стран, на которые направлена государственная поддержка. Рассматриваются основные инструменты воздействия на отрасль и соответствующий рынок в странах мира, таких как Бразилия, Китай, страны Евросоюза, Россия. Приводятся основные инструменты государственной поддержки отрасли свиноводства и обозначаются основные мировые тенденции в данной сфере. Наряду с зарубежным опытом приводятся российские практики регулирования и поддержки свиноводческой отрасли. В обсуждении сравнивается российский и зарубежный опыт, и выделяются основные проблемы, с которыми сталкивается отечественная отрасль свиноводства. А также обозначаются приоритетные направления ее развития, которые должны учитываться при выборе инструментов государственного регулирования.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Программно-целевой подход к развитию сельских территорий

БОНДАРЕНКО ЛЮДМИЛА

Статья содержит краткий экскурс в историю применения программно-целевого подхода к сельскому развитию в пред- и постреформенный период, включающий анализ союзной Программы социального развития села на 1991-1995 гг., Программы возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса на 1991-1995 гг., федеральных целевых программ социального развития села на 2003-2013 гг. и устойчивого развития сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. Представлена характеристика состояния и тенденций социального развития сельских территорий, показавшая, что по многим направлениям еще не восстановлены социальные рубежи, с которыми село подошло к реформам 90-х годов. При этом сельскохозяйственное производство растет опережающими темпами по сравнению с экономикой России в целом, снижается импорт, и увеличивается экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, что свидетельствует о дисбалансе между главной общенациональной функцией сельских территорий, состоящей в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны, и их внутренней функцией, направленной на жизнеобеспечение, сохранение и развитие собственного народонаселения. Дальнейшая консервация этого дисбаланса создает угрозу для реализации национальной цели по созданию в агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами. Дана оценка содержания Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», разработанной в соответствии с Указом Президента России, для решения системных проблем российского села, и ее ресурсного обеспечения. Представлены предложения по совершенствованию программно-целевого подхода к развитию сельских территорий.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Цифровизация в апк"

Возможности для развития цифровых технологий в апк россии

КОЛЕСНИКОВ АНДРЕЙ, ДОМОЖИРОВА О.

В статье дана оценка перспективным направлениям развития цифровой экономки, а также обозначены направления научных исследований, в которых российские ученые являются лидерами. С целью активизации процессов внедрения информационно-коммуникационных технологий в России в последние годы были приняты соответствующие нормативно-правовые акты, которые предполагают реализацию соответствующих мероприятий и их финансирование. В то же время терминология, цели, задачи и отчасти организационный механизм недостаточно нацелены на повышение эффективности экономики России. В работе рассмотрены основные проблемы, на которые необходимо акцентировать внимание для активного роста информационной составляющей экономики. В частности - подготовка кадров, специализация научных направлений, затраты на НИОКР в части касающейся разработки и внедрения элементов цифровых технологий в реальном секторе экономики.


Выпуск № 11, Ноябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Государственная поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции в рф

ЧЕКУНОВ АНДРЕЙ, КОВАЛЕНКО НАТАЛЬЯ

Россия в целях стимулирования агропродовольственного экспорта формирует соответствующий комплекс мер финансового и нефинансового характера. Данные меры носят программно-целевой и инфраструктурный характер, призваны обеспечить экспортеров ресурсами для поддержки конкурентоспособности их продукции. В статье охарактеризованы механизмы государственной экспортной поддержки РФ, их цели и направления деятельности. Предлагаются рекомендации по повышению эффективности государственных мер стимулирования сельскохозяйственного экспорта РФ в современных условиях. В статье также проанализированы меры поддержки агропродовольственного экспорта зарубежных стран (США, ЕС и Канады). Выявлены проблемы и препятствия в развитии отечественного сельскохозяйственного экспорта. Установлено, что наиболее эффективное развитие национального экспорта сельскохозяйственной продукции осуществляется при сочетании программного и институционального методов его управления. В работе приводятся примеры оказания государственной поддержки национальным экспортерам сельскохозяйственной продукции: страхование кредитов, открытие кредитной линии, возмещение затрат на транспортировку продукции, введение единых правил сертификации. Делается вывод о нестабильном развитии национального экспорта сельскохозяйственной продукции вследствие отсутствия существенного роста объемов экспорта и неизменности его географической структуры. В ходе исследования применялись следующие методы: сравнительный, табличной интерпретации данных, логический, исторический, дедукции и индукции, анализа и синтеза.


Выпуск № 11, Ноябрь 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Совершенствование государственной поддержки инвестиций в сельское хозяйство

ТЮ ЛЮДМИЛА

Целью исследования является определение наиболее эффективных направлений и механизмов стимулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве с учетом специфики отдельных регионов. Изменения, внесенные в механизмы и инструменты государственной поддержки АПК в рамках ведомственного проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе», оказали положительное влияние на привлечение частных инвестиций в сельское хозяйство. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 121,5‰ от уровня 2015 г. Тем не менее, выделяемые бюджетные средства на поддержку инвестиций по - прежнему не привязаны к производственным показателям регионов, они не способствуют сглаживанию дифференциации хозяйствующих субъектов и отдельных территорий в инвестировании сельскохозяйственного производства. В 2018 г. доля Сибирского федерального округа в льготных инвестиционных кредитах составила только 3,4‰ от общей суммы кредитов, в субсидиях на возмещение части прямых понесенных затрат по направлению строительство и модернизация молочных комплексов (ферм) – 14,4‰, тепличных комплексов – 4,9‰, что гораздо ниже вклада округа в производство продукции сельского хозяйства. Рассмотрен механизм государственной поддержки технического перевооружения агропромышленного производства. Обоснована необходимость стимулирования частных инвестиций путем разработки комплексных инвестиционных проектов (программ) развития агробизнеса с участием не только крупных, но и средних, малых предприятий. Их реализация должна осуществляться на основе проектного управления, а финансирование проектов – на принципах государственно-частного партнерства.


Выпуск № 9, Сентябрь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

О необходимости финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли

ЧЕРНИКОВА СВЕТЛАНА

В статье определены проблемы и перспективы создания высокотехнологичных перерабатывающих предприятий молочной отрасли на различных стадиях экономического развития региона, с точки зрения необходимости их финансирования, как на региональном, так и федеральном уровне, учитывая государственно-частное партнерство. Государственная поддержка перерабатывающих предприятий молочной отрасли практически не осуществляется, они в полной мере осуществляют свою производственно-финансовую деятельность без государственного финансирования и вынуждены искать инвестора самостоятельно, привлекать «из вне» с учетом изменяющихся факторов внешней среды на различных стадиях экономического развития региона.


Выпуск № 2, Февраль 2019 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Реализация механизма государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в красноярском крае

ЛЕБЕДЕВА ТАТЬЯНА

Механизм государственной поддержки фермерских хозяйств Красноярского края состоит из совокупности процедур по разработке направлений государственной поддержки, их финансирования, административных процедур по организации конкурсного отбора К(Ф)Х, претендующих на получение гранта. В Законе Красноярского края «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса» предусмотрены следующие направления государственной поддержки малых форм хозяйствования: поддержка начинающих фермеров; развитие семейных животноводческих ферм; развитие сельскохозяйственной кооперации; развитие несельскохозяйственных видов деятельности. С 2012 по 2017 гг. объем средств государственной поддержки ежегодно увеличивался, достигнув пика в 2016 г. в размере 340212,0 тыс. руб. Установлено, что 53,2‰ средств государственной поддержки за шесть лет направлено на поддержку начинающих фермеров. Количество фермеров, получивших за рассматриваемый период государственную поддержку, возросло почти на 30 ‰. Большинство грантов (78,4‰) по данным за 2016 г. поступило начинающим фермерам, специализирующимся в отрасли животноводства.


Выпуск № 2, Февраль 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Оценка эффективности мер государственной поддержки тепличных комплексов

БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ, РЫКОВА ИННА, ШКОДИНСКИЙ СЕРГЕЙ

Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска и обоснования мер повышения эффективности расходования средств федерального бюджета на государственную поддержку тепличных комплексов. Методология анализа строится на применении системного подхода к использованию количественных и качественных показателей, позволяющих оценить эффективность мер государственной поддержки, применении методов инвестиционного анализа, а также сравнительного анализа в ретроспективном периоде. В статье дана оценка рентабельности инвестированного капитала тепличных комплексов, получавших субсидии на компенсацию прямых понесенных затрат на строительство (модернизацию), приводится сравнение с аналогичными показателями по крупнейшим организациям, не получающим государственную поддержку. Анализируется динамика производства, импорта, темпы роста оптовых и розничных цен овощей защищенного грунта. Дается заключение о низкой отдаче для государства использования средств федерального бюджета на поддержку тепличных комплексов. В качестве выводов предлагается обеспечить равные условия доступа к государственной поддержке за счет внедрения Концепции открытости и прозрачности получения бюджетных субсидий в агропромышленном комплексе.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Опыт и перспективы развития кооперации в аграрном секторе северо-кавказского федерального округа

ОГАНЯН ЛУСИНЕ

Малые формы хозяйствования сегодня являются неотъемлемой частью аграрного производства Северо-Кавказского федерального округа. На их долю (2017г.) приходится 61,6‰ общего объема сельхозпродукции, производимой хозяйствами всех категорий округа, в том числе 28,2‰ зерна, 21,9‰ подсолнечника, 78,0‰ овощей открытого и закрытого грунта, 90,1‰ картофеля, 59,3‰ мяса скота и птицы, 88,7‰ молока и 72,3‰ яиц. Несмотря на столь значительные объемы производства, вовлеченность субъектов малых форм хозяйствования в сферу товарного обмена и систему продовольственного рынка остается крайне низкой. С целью дальнейшего развития и роста эффективности субъектов малого предпринимательства в округе в условиях многоукладного сельского хозяйства и усиления взаимодействия между различными организационно-правовыми формами хозяйствования необходимо создание и расширение системы сельскохозяйственных кооперативов. В Северо-Кавказском федеральном округе по состоянию на 1 января 2016 г. зарегистрировано 438 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что составляет 7,3‰ от их российской численности, из которых фактически работает лишь 59‰ (по России эта цифра достигает 68‰). Сегодня в большинстве субъектов РФ, включая и СКФО, развитие малых форм поддерживается в рамках мероприятий Госпрограммы на период 2013-2020гг. Так, например, в 2017г. на 1 руб. валовой продукции, малые формы хозяйствования получили лишь 0,8 коп. федеральной помощи, что явно недостаточно. В то же время крайне важно не только увеличивать размеры средств, выделяемых государством, но и обеспечивать их эффективное использование.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Приоритетные направления инвестиций в развитие сельского хозяйства сибирского федерального округа

ТЮ ЛЮДМИЛА

Актуальность исследования обусловлена наличием проблем в инвестировании сельского хозяйства Сибирского федерального округа. С 2013 г. в сельском хозяйстве региона наблюдается устойчивая тенденция снижения объемов инвестирования аграрного производства. Объем инвестиций в основной капитал АПК составил в 2016 г. только 40,4 млрд руб. или около 90‰ от объема инвестиций 2010 г. в сопоставимой оценке. Одной из причин неравномерного развития агропромышленного комплекса по территории страны, в том числе СФО является дифференциация хозяйствующих субъектов в инвестировании сельскохозяйственного производства. Действующие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве отличаются избирательностью и низкой доступностью для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей и не способствуют сглаживанию этой дифференциации. Потенциальные возможности регионов СФО в производстве основной продукции сельского хозяйства позволяют полностью удовлетворить потребности округа в основных продуктах питания. Это потребует значительного увеличения объема инвестиций в отрасль (в 2,0-2,5 раза). В силу ограниченности инвестиционных ресурсов для повышения эффективности их использования обоснована система приоритетного инвестирования отраслей сельского хозяйства.


Выпуск № 10, Октябрь 2018 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Тенденции развития малых форм хозяйствования в апк челябинской области

ТАСКАЕВА АННА, ЗУБАРЕВА ИРИНА, СУШКОВ СЕРГЕЙ

Малые формы хозяйствования рассматриваются как значимые участники рынка производства сельскохозяйственной продукции. Выявлены тенденции развития малых форм хозяйствования Челябинской области на основе анализа их современного состояния в условиях государственной поддержки. Рассмотрены особенности государственной поддержки малых форм хозяйствования, обусловленные относительно низкой защищенностью в экономическом пространстве, нехваткой финансовых средств из-за завышенных процентных ставок, отсутствием рыночной власти, зависимостью от местных условий ведения производства, возможностями потребительского кооперирования, высокой чувствительностью к методам государственного инвестиционного регулирования. Определена взаимозависимость темпов роста государственной поддержки и стоимости произведенной продукции малыми формами хозяйствования в АПК Челябинской области.


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Аграрная политика азербайджанской республики: основные тенденции и перспективы

ОСИНИНА АЛЕКСАНДРА

Азербайджан проводит целенаправленную государственную политику в области устойчивого развития сельского хозяйства. Аграрная политика государства реализуется посредством соответствующих законодательных инициатив и государственных программ. Меры государственной поддержки направлены на обеспечение национальной продовольственной безопасности, развитие сельскохозяйственного производства, модернизацию перерабатывающих предприятий, развитие логистической инфраструктуры, развитие сельских территорий. Одним из направлений государственной политики Азербайджана является снижение импортной продукции на внутреннем продовольственном рынке и осуществление комплексных мер для создания продовольственных запасов. С учетом поставленной цели АПК Азербайджан направляет свои усилия на совершенствование двухсторонней и многосторонней нормативно-правовой базы и дальнейшую либерализацию торговли. Важным шагом на пути наращивания экспорта должно стать создание крупных логистических баз для перехода от разовых мелкооптовых торговых операций к долгосрочным контрактам.


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Анализ уровня государственной поддержки продукции растениеводства в условиях эмбарго в россии

ВАСЕНИНА АННА

Выполнен анализ распределения субсидированных краткосрочных кредитов по федеральным округам в сфере растениеводства по направлениям. Рассматриваются основные причины снижения спроса на кредитные средства и сокращение доступности займов и кредитов в результате усугубления финансового состояния заемщиков. Сделаны выводы о том, что низкая доходность и высокая закредитованность сельхозпредприятий сокращает возможности сельхозпроизводителей для привлечения кредитных средств. Дается оценка влияния государственной поддержки на финансовую устойчивость сельхозпроизводителей, которые получают кредиты на поддержку растениеводства. Выявлена максимальная величина кредитов, которые привлечены сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие сферы растениеводства. Сделаны выводы о сокращении индекса физического объема капитальных вложений в основной капитал сферы растениеводства. Выявлены основные кредиторы агропромышленного комплекса. Предложен основной инструмент господдержки в обеспечении доступности оборотных заемных средств, которые необходимы для растениеводства.


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Совершенствование региональной модели государственной поддержки малого аграрного предпринимательства

ЛАТКИН АЛЕКСАНДР, КОРОТКИХ ЕГОР

Развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве сдерживается по причине устойчивого сокращения экономически активного населения в сельской местности и низкой рентабельности сельскохозяйственного производства. Направленные на изменение этой ситуации региональные программы, копируя структуру и основные мероприятия федерального уровня, слабо учитывают специфические особенности природно-экономических условий регионов. В этой связи действующий механизм поддержки малых форм хозяйствования демонстрирует низкую эффективность из-за отсутствия сбалансированной стратегии распределения государственных субсидий различным субъектам аграрного предпринимательства. Проведенные авторами исследования позволили внести коррективы в действующий механизм осуществления субсидирования малых форм хозяйствования. Предложенные мероприятия направлены на совершенствование региональной модели осуществления их государственной поддержки при выделении субсидий на основе рекомендаций муниципальных подразделений.


Выпуск № 4, Апрель 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Нормативно-правовое обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств в красноярском крае

ЛЕБЕДЕВА ТАТЬЯНА

В статье проанализированы действующие федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Красноярском крае. Установлено, что в целях эффективного развития фермерских хозяйств на федеральном уровне разработаны и реализуются положения Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г. и Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Анализ статистические данных Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края показал, что по направлению «поддержка начинающих фермеров»объем финансирования с 2012 по 2017 гг. увеличился в 4,4 раза с 33 308,7 тыс. руб. до 145 620,2 тыс. руб., за шесть лет гранты в объеме 495 989,7 тыс. руб. получили 275 начинающих фермера; 45 глав фермерских хозяйств получили гранты в объеме 321 698,4 тыс. руб.по направлению «Развитие семейных животноводческих ферм»; с 2015 по 2017 гг. 7 фермеров воспользовались государственной поддержкой в объеме 13 999,7 тыс. руб. на развитие несельскохозяйственных видов деятельности; за 2016-2017гг. шесть сельскохозяйственных кооператив получили гранты на сумму 100 854,3 тыс. руб. по направлению «Развитие сельскохозяйственной кооперации». Положения названного закона реализуются посредством действующей Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», определяющей целевые показатели в целях обеспечения развития фермерских хозяйств.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Государственная поддержка сельского хозяйства в россии: проблемы, пути их решения

УШАЧЕВ ИВАН, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Производство продукции сельского хозяйства демонстрирует рост на протяжении вот уже пяти лет. Вместе с тем, темпы этого роста замедляются. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в течение 2017 г. дважды претерпела существенные изменения. Анализ основных направлений и мер программы выявил, что практически все направления господдержки отрасли ориентированы на стимулирование производства и экспорта продукции. Однако стабилизационных механизмов, направленных на повышение устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточно, а ресурсное обеспечение уже существующих мероприятий не соответствует задачам программы. В новой редакции программы запланировано замедление темпов роста сельскохозяйственного производства, что обуславливает задачу разработать пути и механизмы устойчивого развития отрасли на долгосрочную перспективу.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Факторы эффективности государственной поддержки мясного животноводства

БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ, РЫКОВА ИННА, ШКОДИНСКИЙ СЕРГЕЙ, АКСЕНОВ СТАНИСЛАВ

Мясное животноводство всегда входило в перечень отраслей, которым государство оказывало особое внимание. Это обусловлено не только спецификой потребления мяса в России, но и значительным потенциалом развития отрасли, особенно в современных условиях реализации программ импортозамещения продукции сельского хозяйства. В статье исследуется подход к повышению эффективности бюджетных ассигнований за счет изучения производственных балансов и отраслевых показателей страны. Проводится анализ мирового и российского рынка крупного рогатого скота (КРС). Дается оценка существующей государственной поддержки сельского хозяйства, а также характеризуется рентабельность и динамика инвестиций в животноводство.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Государственная поддержка сельского хозяйства в современных условиях

ЗАЙЦЕВА (ГОРБОВСКАЯ) ЕЛЕНА

От эффективности государственной поддержки сельского хозяйства будет зависеть уровень продовольственной безопасности, экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, темпы его развития, состояние сельских территорий. Государственная поддержка в сфере сельскохозяйственного страхования направлена на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования для защиты своих имущественных интересов, минимизацию прямых затрат государства на компенсацию ущерба от стихийных бедствий при чрезвычайных ситуациях. Цель статьи - исследовать поддержку государством сельского хозяйства. Выявлено, что из федерального бюджета было выделено 15,2 млрд руб. на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, а также переработки, инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства. Примерно 60‰ субсидий, выданных на развитие растениеводства, было получено предприятиями и организациями Центрального (37‰) и Приволжского (23‰) федеральных округов. Необходимо обеспечить доступность и массовость сельскохозяйственного страхования с высокой возмещаемостью потерь.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций малого и среднего бизнеса тюменской области

БУБНОВА ДАРЬЯ

В статье проведен анализ динамики показателей, характеризующих финансовую поддержку сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что 76‰ от общего объема выделяемых средств на поддержку малого и среднего бизнеса в Тюменской области приходится на департамент АПК. Анализ бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций, получателей государственной поддержки, подтверждает, что затраты на производство продукции предприятий данной отрасли занимают значительную часть выручки. При этом, для некоторых предприятий себестоимость превышает выручку. Выдвинута гипотеза о том, что использование предприятием государственной помощи на техническое перевооружение и материальное обеспечение, позволяет в большей степени увеличить эффективность производства, что в свою очередь, повышает эффективность использования средств государственной поддержки. Предложено рассчитать эффективность государственной поддержки, используя скорректированный относительный показатель, отражающий динамику объема полученных субсидий на единицу произведенной продукции. Результаты расчета, а также анализ структуры использования средств государственной помощи позволяет сделать вывод о наличии прямой зависимость между объемом субсидий, направленных на капитальные вложения и эффективностью использования данных субсидий, а также экономическими показателями предприятия.


Выпуск № 10, Октябрь 2017 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Стратегические направления развития агрострахования с государственной поддержкой в российской федерации

СЧАСТЛИВЦЕВА ЛЮДМИЛА, ОСИНИНА АЛЕКСАНДРА, ПАНИНА НИНА

Цель работы - разработка рекомендаций по реформированию действующей модели агрострахования с государственной поддержкой. Агрострахование предназначено для обеспечения защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей при наступлении страховых случаев. Агрострахование актуально для сельскохозяйственного производства в связи с высокой вероятностью наступления катастрофических рисков, а, следовательно, и потерь. Так как наравне с погодными рисками существуют риски изменения рыночной конъюнктуры, кредитный риск и другие необходим системный подход к управлению рисками в сельском хозяйстве. Развитие системы агрострахования в Российской Федерации сдерживается сложностью разработки доступных страховых продуктов, несовершенным механизмом выплаты страхового возмещения, низким уровнем страхового покрытия. Для совершенствования агрострахования предлагается: разработка линейки доступных страховых продуктов для учета потребностей и особенностей клиентов при формировании продуктового ряда, самостоятельного выбора клиентами приемлемой доли покрытия риска; использование методологии актуарных расчетов стоимости ущербов с применением математических и статистических методов; обеспечение необходимого уровня и стабильности ресурсной поддержки со стороны государства; создание накопительных страховых резервов для покрытия крупных расходов будущих периодов для защиты от катастрофических рисков.


Выпуск № 8, Август 2017 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Перспективы развития сельского хозяйства: проблемы источников финансирования и вопросы налогообложения

БОГОВИЗ А., ШКОДИНСКИЙ С., КОНДРАТЬЕВА Е., ЛОБОВА С., БАЗАНОВА А.

Переход к эффективной экономической политике государства напрямую связан с развитием конкретных отраслей, прежде всего, сельского хозяйства. Финансирование сельскохозяйственных организаций обладает рядом особенностей. Действующая система налогообложения является одним из самых действенных инструментов, способных как поддержать сельскохозяйственное производство, так и затормозить его развитие. Цель исследования - анализ вопросов финансирования и налогообложения сельскохозяйственных организаций как факторов отраслевого роста. В системе кредитования сельскохозяйственных организаций были выделены следующие проблемы: снижение объемов кредитования отрасли; отсутствие возможности замещения средств, ранее привлекаемых на рынках капитала. Статистика налогообложения организаций сельского хозяйства последних лет показывает разнонаправленные тенденции, в т.ч. меньшее использование сельскохозяйственными организациями ЕСХН по сравнению с общей системой налогообложения, позитивная динамика налоговых поступлений и задолженности по налогам, приемлемый уровень налогового бремени для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и привлечения инвестиций методами налогового регулирования предлагается провести оценку влияния уровня налоговой нагрузки и применения налоговых льгот на экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей и в целом на развитие сельского хозяйства. Необходимо использование мер, направленных на усиление стимулирующей функции налогообложения.