ISSN 0235-2443

ИНФРАСТРУКТУРА


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Организационный механизм развития экспортной инфраструктуры

СЕМЁНОВА ЕЛЕНА

В ходе исследования проанализировано использование основных элементов применяемого экспортного механизма и выявлены проблемы его реализации на практике. Организационный механизм отражает взаимосвязь между возможностями экспорта и элементами мер его поддержки. Показано несовершенство структуры экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В структуре экспорта продукты животного происхождения занимают 1,2‰ общего экспорта; продукты растительного происхождения – 2,6‰; жиры и масла – 0,7‰; пищевые продукты, напитки, табак – 1,2‰. Большинство организаций-экспортеров реализует злаки; продукты из муки и круп; мясо и продукты из мяса. При этом наиболее крупные экспортеры по отдельным группам товаров находятся в г.Москва, г.Санкт-Петербург. Преимущественно это те организации, которые созданы для поддержки экспорта сельскохозяйственных товаропроизводителей – центры сертификации; агентства внешнеэкономических связей, центры поддержки малого предпринимательства, агентства развития бизнеса, а не сельскохозяйственные товаропроизводители. Для совершенствования организационного механизма развития экспортной инфраструктуры предложены мероприятия по созданию условий доступа на внешние рынки, регулированию экспортной деятельности, таможенному регулированию, устранению технических и административных барьеров, содействию заключению выгодных соглашений.


Выпуск № 11, Ноябрь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Проблемы и основные направления развития инфраструктуры сервисного обслуживания сельскохозяйственного производства (на примере алтайского края)

АПАЛЬКОВА ОЛЬГА, МИНЕНКО АЛЕКСЕЙ, ВЕРНИГОР НАДЕЖДА

Для современного отечественного сельскохозяйственного производства принципиальное значение приобретает развитие инфраструктуры сервисного обслуживания, новых организационных форм обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей. Показана специфика инфраструктуры технического обслуживания сельскохозяйственной техники, машин и оборудования в Алтайском крае, выявлены основные проблемы её развития, связанные с сезонностью сельскохозяйственного труда в растениеводстве, уровнем финансовой устойчивости бизнеса и условиями взаимодействия производителей и получателей сервисных услуг. Одной из основных причин сложившейся ситуации является низкая покупательная способность сельскохозяйственного бизнеса. Услуги технического сервиса включают информирование о технике, операции по её купле-продаже, ремонт, монтаж-наладку, техническое обслуживание, хранение машин, обеспечение запасными частями, материалами, утилизацию и т.п. Их оказывают учреждения и организации инфраструктуры, включающей заводы-изготовители, посредников, в том числе дилеров этих заводов, ремонтные заводы, станции технического обслуживания, информационно-поисковые системы, справочно-рекламные и информационно-консультационные службы и прочие. Основой этой системы являются заводы-изготовители. В Алтайском крае, единственном регионе Сибири, сформировано тракторное производство полного цикла, включающее заготовительный, металлургический, сборочный сегменты и выпуск двигателей, создан кластер аграрного машиностроения, в который вошли научно-исследовательские учреждения. Намечены основные направления решения выявленных проблем, в основу которых положены правовые и организационные аспекты их взаимодействия и учет специализации объектов инфраструктуры и их зависимости, в том числе от местоположения относительно производства тех или иных культур.


Выпуск № 1, Январь 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Формирование устойчивой модели развития российских территорий на основе использования современных методов энергообеспечения

ИВАНОВ НИКОЛАЙ, ЕФРЕМОВА ЛАРИСА, ГОРБУНОВ ВЛАДИМИР

Один из важнейших разделов менеджмента - управление территориальным развитием. Предлагается подход к управлению развитием региона через формирование ареалов энергетического баланса территории, являющихся толчком для обеспечения его продовольственной безопасности, снижения степени экологической кризисности территории, привлечения федерального финансирования и притока иностранных инвестиций, формирования инновационного потенциала для роста экономики и повышения благополучия проживающего населения. На основе учета вектора трансформации модели управления устойчивым развитием региона на создание внутренних резервов роста, отвечающих вызовам современной конъюнктуры, научному прогрессу, возможным к рациональному внедрению достижениям технической революции, укладу общественно-политической формации, коллективом кафедры под руководством к.т.н., доцента Ю.А. Чемодина разработан и предложен к внедрению способ 100‰ утилизации отходов, производимых человеком, с использованием технологии плазменной газификации и плавления, который является стабильным и постоянно восполняемым источником энергии для роста экономики отдельного региона. При проведении исследования были использованы методы системного подхода, синтеза, анализа эффективности и технической реализуемости инвестиционного проекта. Актуальности и значимость практической разработки были высоко оценены на проходящих в 2017 и 2018 годах общероссийских научных и деловых мероприятиях.


Выпуск № 5, Май 2018 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Агроэнергоменеджмент в развитии социальной инфраструктуры сельских территорий

СЁМИН АЛЕКСАНДР, ТРУБА АНАТОЛИЙ

В сельских территориях страны наблюдается рост социальной напряжённости. Продолжается сокращение объектов социальной сферы. Только за последние десять лет количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось более чем на 12‰, общеобразовательных учреждений - свыше 22‰, других объектов социальной сферы села стало меньше на 7-10‰. Происходит не только их сокращение, но снижается качество и объемы оказываемых услуг социального характера. Активизировались миграционные процессы. На содержание социальных объектов сельских территорий ежегодно расходуется около 200 млрд руб. бюджетных средств, связанных с закупками энергоресурсов, что составляет около 2‰ общей суммы расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на содержание социально-культурных объектов. Расходы бюджета муниципальных образований на приобретение топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) для объектов социальной инфраструктуры еще выше - до 8‰. В структуре расходов по содержанию социальных объектов недвижимости затраты на оплату за энергоресурсы составляют основную часть (около 70-80‰). ТЭР на объектах социальной недвижимости используются недостаточно рационально, технический потенциал энергосбережения на таких объектах составляет до 80‰ от фактического потребления энергоресурсов. Установлено, что только за счет совершенствования системы управления энергопотреблением возможно уменьшить ежегодные расходы на энергоресурсы в сельских территориях на 16 -17 млрд рублей. В настоящей статье уделено особое внимание проблемам рационального и эффективного управления энергопотреблением на объектах недвижимости социальной сферы сельских территорий. Обоснована необходимость в разработке конкретных методик по оценке уровня энергоэффективности социальных объектов недвижимости, проведении мониторинга энергосбережения, создании научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы агроэнергоменеджмента в сельских территориях.


Выпуск № 2, Февраль 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Инновационно - инвестиционная компонента в стратегии развития региона

ТРОШИН АЛЕКСАНДР, САНДУ ИВАН, ДОЩАНОВА АЛМА

Инновационно-инвестиционная составляющая является одной из наиболее важных компонентов формирования и практической реализации стратегии регионального развития, как в нашей стране, так и в ряде других, включая республику Казахстан. Подобные действия, несомненно, оказывают положительное влияние на рост конкурентоспособности национальных экономик в современных условиях усиления тенденций глобализации и интеграции экономических систем. Инновационно-инвестиционное развитие рассматривается нами, как один из наиболее действенных способов сокращения временного лага переходов между технологическими укладами. Отмечено, что одной из основных проблемных зон на инновационном пути развития России является недофинансирование актуальных и востребованных инвестиционных проектов. В решении этого вопроса на различных уровнях национальной экономики, не последняя роль отводится крупным вертикально-интегрированным структурным единицам. В рамках проводимого исследования авторами выявлено изменение параметров социально-экономического развития на примере отдельно взятого региона, в данном случае Белгородской области. Представлены статистические данные, с учетом которых определен вклад Белгородской области в становление современной экономической модели развития страны. Отдельно рассмотрены основополагающие управленческие инициативы региональных органов власти, практическая реализация которых позволила достичь настоящих результатов и вывести Белгородскую область в число наиболее успешно и стабильно развивающихся регионов России. Уделено внимание, базовым стратегическим направлениям регионального развития, в рамках принятой Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года.


Выпуск № 10, Октябрь 2017 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Формирование инфраструктуры развития сельскохозяйственного предпринимательства региона

ГРИЦЕНКО ГАЛИНА, ВЕРНИГОР НАДЕЖДА, МИНЕНКО АЛЕКСЕЙ

Цель исследования - рассмотреть задачи и направления формирования инфраструктуры развития сельскохозяйственного предпринимательства в регионе. Функциональный подход определяет инфраструктуру предпринимательства как совокупность предприятий и организаций, обслуживающих основное производство. В ходе анализа выявлены нерешенные проблемы формирования инфраструктуры развития сельскохозяйственного предпринимательства в Алтайском крае. Сделан вывод, что коллективный сектор в регионе обладает лучшей инфраструктурой ведения бизнеса, особенно сбытовой деятельности. Дано обоснование категории «инфраструктура развития сельскохозяйственного предпринимательства», её основных структурных элементов. Рассмотрены предпосылки её формирования в регионе. Показана связь её элементов со стадиями жизненного цикла сельскохозяйственного бизнеса - создания, запуска и развития производства. В качестве ведущего инфраструктурного элемента рассмотрено информационно-консультационное обслуживание. Обобщен опыт формирования и функционирования информационно- консультационного обслуживания в Алтайском крае. Среди направлений консультирования в 2015-2016 гг. наиболее востребованными были консультационные услуги в области животноводства (59‰). Сделан вывод о необходимости оказания услуг в сфере сбыта продукции, производимой малым бизнесом. Необходимо развитие малой переработки и кооперации.