ISSN 0235-2443

ФИНАНСИРОВАНИЕ


Выпуск № 3, Март 2021 г., рубрика "За рубежом"

Перспективы развития цепочки создания ценностей аграрного сектора республики армения на основе внедрения эффективных механизмов

ХАЧАТРЯН ЛЕВОН

Статья посвящена изучению и анализу производственно-сбытовых процессов, входящих в цепочку создания ценностей агросектора РА, их финансированию, проблемам развития и внедрения механизмов, направленных на устойчивое развитие аграрного сектора. Представлены предложения по внедрению новых механизмов и кредитных продуктов по финансированию цепочки создания ценностей в аграрном секторе, в частности в крестьянских хозяйствах, разработке программ господдержки проектов внедрения новых информационных технологий, программного обеспечения, а также механизмов вертикальной интеграции для развития цепочки создания ценностей, которые приведут к повышению уровня продовольственной безопасности, экономической эффективности крестьянских хозяйств, развитию финансового сектора кредитных учреждений, повышению финансовой грамотности фермеров и т.д. В статье рассматривается сущность внедрения механизмов и кредитных продуктов финансирования цепочки создания ценностей в аграрном секторе, в частности финансирования крестьянских хозяйств на льготных условиях через сотрудничество с партнером-поставщиком перерабатывающего предприятия для приобретения основных средств, а также оказания услуг, внедрения новых механизмов вертикальной интеграции перерабатывающих предприятий для обеспечения собственным сырьем. Представлены механизмы эффективного использования сельскохозяйственных земель через сотрудничество и кооперацию крестьянских хозяйств с перерабатывающими предприятиями. Рассматриваются возможности внедрения научно-технических инноваций в финансовом секторе в развивающихся странах, а также программ, внедрение которых возможно в Республике Армения.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "За рубежом"

Государственная поддержка сельских территорий за рубежом

МЕДВЕДЕВА НИНА, ШЕЛАМОВА НАДЕЖДА

В статье рассмотрен современный этап развития аграрной политики в отношении сельских территорий, основные приоритеты и особенности их реализации в Европейском союзе, США и Китае. Государственная поддержка сельских регионов в этих странах нацелена на решение широкого спектра экономических, экологических и социальных проблем. Вместе с тем, каждая из указанных стран имеет свои особенности территорий. В ЕС основой аграрной политики в области развития сельских территорий являются программы, разрабатываемые государствами ЕС и утверждаемые Европейской Комиссией на семилетний период с учетом установленных приоритетов. Программы имеют широкий спектр мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства, улучшение окружающей среды и сельской местности; энерго- и ресурсосбережение, противодействие изменению климата, улучшение качества жизни в сельских районах и содействие диверсификации сельской экономики. Особое внимание в ЕС уделяется развитию отдаленных регионов и регионов, находящихся в неблагоприятных условиях развития. В США государственная поддержка сельских территорий осуществляется на основе программно-целевого подхода. Программы многочисленны и разнообразны, они осуществляются под эгидой Министерства сельского хозяйства и направлены на решение различного рода задач: создание дополнительных рабочих мест, развитие бизнеса, оказание технической помощи действующим предприятиям, совершенствование медицинского обслуживания, обучение местных жителей, обеспечение жильем малоимущих жителей села, улучшение жилищных условий. Реализация программ осуществляется с привлечением частного капитала на основе стимулирования инвестиций в развитие сельских территорий. В Китае развитие сельских территорий неразрывно связано с политикой борьбы с сельской бедностью. Основные направления этого процесса – развитие местной инфраструктуры (транспортное сообщение, водо- и газообеспечение, развитие интернета), повышение доходов крестьян и развитие предпринимательства на селе, социальное обеспечение, сравнимое с городским.


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Научно–методологические аспекты инноваций и их роль в развитии сельского хозяйства

ЧУКИН ФЕДОР

В последние годы в сельском хозяйстве наметился ряд положительных тенденций – растут объемы аграрного производства, усиливаются позиции России в качестве экспортера сельскохозяйственной продукции на мировых рынках, по некоторым видам деятельности наблюдается рост рентабельности производства. Тем не менее, сельскохозяйственной отрасли по-прежнему свойственна слабая инновационная активность. В контексте сельского хозяйства она проявляется, прежде всего, в низких темпах технико-технологической модернизации производства и низкопродуктивной деятельности участников инновационного процесса. Переход к инновационному укладу хозяйствования позволит модернизировать и повысить продуктивность материально-технической базы, внедрить новые технологии обработки сырья, создать оригинальные виды продукции. Инновации также подразумевают модернизацию форм организации финансовой, управленческой, маркетинговой и прочих видов деятельности сельхозпроизводителей. В контексте социально- экономических последствий ускорение инновационного развития приведёт к росту конкурентоспособности отечественной продукции, увеличению доходов аграриев, повышению уровня жизни сельского населения, будет способствовать достижению продовольственной безопасности страны. В связи с этим стоит обратить дополнительное внимание на теоретические аспекты инноваций в отрасли и всеобъемлющим образом охарактеризовать влияние инновационной активности на развитие аграрного сектора.


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "За рубежом"

Перспективы развития сельскохозяйственных кооперативов и их влияние на финансирование аграрного сектора в республике армения

ХАЧАТРЯН ЛЕВОН

Целью статьи является представление текущего состояния сельскохозяйственных кооперативов, их влияния на развитие аграрного сектора, выявление проблем и приоритетов в финансировании аграрного сектора через сельскохозяйственные кооперативы. Разработанные предложения направлены на развитие деятельности сельскохозяйственных кооперативов, способствуют развитию крестьянских хозяйств и улучшению социально- экономического состояния общин, что позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции, обеспечить ее конкурентоспособность и доступность, что повысит уровень продовольственной безопасности страны. Предоставление льгот сельскохозяйственным кооперативам в части софинансирования государством в размере 20‰ вместо 10‰, внесение изменений в законы о сельскохозяйственной кооперации повысят их прибыльность и привлекательность для новых членов и инвесторов.


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "За рубежом"

Организационно-экономические аспекты экспортной политики бразилии в аграрной сфере

ШЕЛАМОВА НАДЕЖДА, ЗУБКОВА ЮЛИЯ, ПРОХОРЕНКО ОКСАНА

Развитие экспортного потенциала рассматривается в РФ как одно из приоритетных направлений эффективного функционирования АПК. В этой связи представляет интерес опыт зарубежных стран, являющихся крупными экспортерами сельскохозяйственной продукции, в частности Бразилии, входящей в тройку лидеров в этой области. Развитие экспортного потенциала, включая аграрный сектор, является приоритетным направлением внешнеторговой политики и экономического развития страны. В статье рассмотрены организационно-экономические аспекты экспортной политики Бразилии в аграрной сфере, включая государственные структуры, государственно-частные агентства и частные организации, их задачи, функции, финансирование. Основными участниками в сфере организации и продвижения экспорта бразильской сельскохозяйственной продукции на международные рынки являются: Министерство сельского хозяйства, животноводства и продовольствия, Министерство внешних связей, Министерство аграрного развития, агентство по содействию торговле и инвестициям (Apex-Brasil), а также отраслевые производственные и экспортные ассоциации. За рубежом экспортная политика Бразилии реализуется через обширную представительскую сеть, состоящую из Секторов содействия торговле при посольствах и консульствах, отделений агентства Apex-Brasil и большого числа торговых агентов в странах мира. Финансирование деятельности министерств по развитию экспорта осуществляется из бюджета, агентство Apex-Brasil, помимо государственных средств использует в своей деятельности и частный капитал. Для продвижения национальной продукции на внешние рынки правительство страны активно использует онлайн-ресурсы, в частности, по его инициативе через сеть Интернет осуществляются проекты Invest&Export Brazil и Brazilian Exporterse, позволяющие осуществлять взаимодействие всех заинтересованных сторон, как внутри страны, так и за рубежом.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Управление собственными источниками финансирования капитальных вложений в организациях апк

ДЕДОВА ОЛЬГА, ДВОРЕЦКАЯ ЮЛИЯ, МЕЛЬГУЙ АНДРЕЙ

Собственные источники финансирования предприятий представлены капиталом и резервами, созданными при внесении вкладов в уставный капитал, его увеличением, проведением отдельных операций по доведению стоимости собственных основных фондов до текущей рыночной и т.д., что создает добавочный капитал хозяйствующего субъекта. Наиболее привлекательной составляющей в структуре собственных средств является нераспределенная прибыль организаций после платежей в бюджет и удержания дивидендов, которая позволяет пополнять резервы или финансировать капитальные вложения, операционные затраты. На ее размер оказывают влияние не только общепринятые показатели - состав и структура доходов и расходов, - но и политика организаций в части использования налоговых маневров по увеличению признаваемых в налогообложении затрат, направлении части рассчитанной суммы налога на прибыль на долгосрочные инвестиции. Поскольку для сельскохозяйственных организаций наиболее характерно наличие в составе собственных источников финансирования уставного и добавочного капитала, а также чистой прибыли, то актуальным является изучение факторов образования собственных средств для понимания возможностей качественного управления ими и потенциального пополнения на нужды предприятия.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Программно-целевой подход к развитию сельских территорий

БОНДАРЕНКО ЛЮДМИЛА

Статья содержит краткий экскурс в историю применения программно-целевого подхода к сельскому развитию в пред- и постреформенный период, включающий анализ союзной Программы социального развития села на 1991-1995 гг., Программы возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса на 1991-1995 гг., федеральных целевых программ социального развития села на 2003-2013 гг. и устойчивого развития сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. Представлена характеристика состояния и тенденций социального развития сельских территорий, показавшая, что по многим направлениям еще не восстановлены социальные рубежи, с которыми село подошло к реформам 90-х годов. При этом сельскохозяйственное производство растет опережающими темпами по сравнению с экономикой России в целом, снижается импорт, и увеличивается экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, что свидетельствует о дисбалансе между главной общенациональной функцией сельских территорий, состоящей в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны, и их внутренней функцией, направленной на жизнеобеспечение, сохранение и развитие собственного народонаселения. Дальнейшая консервация этого дисбаланса создает угрозу для реализации национальной цели по созданию в агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами. Дана оценка содержания Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», разработанной в соответствии с Указом Президента России, для решения системных проблем российского села, и ее ресурсного обеспечения. Представлены предложения по совершенствованию программно-целевого подхода к развитию сельских территорий.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "За рубежом"

Программы развития сельских территорий и их финансирование в европейском союзе

ПАПЦОВ АНДРЕЙ, МЕДВЕДЕВА НИНА

Политика развития сельских территорий является составной частью Единой сельскохозяйственной политики ЕС (Common Agricultural Policy – CAP) и направлена на решение широкого спектра экономических, социальных и экологических задач в сельской местности. В статье рассмотрен современный этап развития аграрной политики в отношении сельских территорий, основные приоритеты и особенности финансирования, а также роль Фонда развития сельских территорий (European Agricultural Fund for Rural Development – EAFRD) в ее реализации. Основой осуществления аграрной политики в области развития сельских территорий являются программы, разрабатываемые государствами ЕС и утверждаемые Европейской Комиссией на семилетний период с учетом установленных приоритетов: содействие передаче знаний и новых технологий в сельском и лесном хозяйстве; повышение жизнеспособности и конкурентоспособности всех отраслей сельского хозяйства, продвижение инновационных технологий в фермерских хозяйствах и развитие устойчивого лесопользования, восстановление, сохранение и улучшение экосистем, связанных с сельским и лесным хозяйством, содействие эффективности использования ресурсов и поддержка перехода к низкоуглеродной и устойчивой к изменению климата экономике, поддержка процессов социальной адаптации, экономического развития и борьбы с бедностью в сельских регионах. Большую роль в успешном выполнении программ играет строгая регламентация процедур осуществления основных мероприятий, указанных в программах, условий их финансирования и контроля их исполнения. Особое внимание в статье уделяется вопросам финансирования, в частности распределению средств между отдельными мероприятиями и условиям их выплаты, а также льготам, предоставляемым Европейской комиссией, на осуществление отдельных мер и поддержку наиболее слабых регионов.


Выпуск № 9, Сентябрь 2017 г., рубрика "За рубежом"

Формирование и развитие механизма финансирования внедрения и использования передовых научных технологий в сельском хозяйстве стран еаэс

БОНДАРЕНКО ТАТЬЯНА, КУЛОВ АСЛАН

В статье рассматриваются направления формирования механизма финансирования передовых научных технологий в сельском хозяйстве стран Евразийского экономического союза. Решение проблемы финансирования передовых научных технологий в странах ЕАЭС на данный период определяется степенью или уровнем развития наднациональных институтов и инструментов регулирования финансового рынка. Предлагается в дополнение к существующим налоговым льготам выделение государствами ЕАЭС бюджетных средств и создание общих экономических условий для формирования институтов внебюджетного финансирования. Для привлечения частных инвесторов предлагается использовать компенсацию части затрат на приобретение и использование высокотехнологического оборудования. Отмечается необходимость создания межгосударственного фонда поддержки внедрения и использования передовых инновационных технологий, создаваемых научно - исследовательскими институтами и инновационными компаниями в сельском хозяйстве в рамках союза. Использование инструментов финансирования внедрения, распространения и использования научно-исследовательских результатов и инновационных продуктов в сельском хозяйстве существенно бы повысило производительность труда и способствовало бы снижению себестоимости производства в сельском хозяйстве в странах ЕАЭС.