ISSN 0235-2443

ФИНАНСИРОВАНИЕ


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "За рубежом"

Организационно-экономические аспекты экспортной политики бразилии в аграрной сфере

ШЕЛАМОВА НАДЕЖДА, ЗУБКОВА ЮЛИЯ, ПРОХОРЕНКО ОКСАНА

Развитие экспортного потенциала рассматривается в РФ как одно из приоритетных направлений эффективного функционирования АПК. В этой связи представляет интерес опыт зарубежных стран, являющихся крупными экспортерами сельскохозяйственной продукции, в частности Бразилии, входящей в тройку лидеров в этой области. Развитие экспортного потенциала, включая аграрный сектор, является приоритетным направлением внешнеторговой политики и экономического развития страны. В статье рассмотрены организационно-экономические аспекты экспортной политики Бразилии в аграрной сфере, включая государственные структуры, государственно-частные агентства и частные организации, их задачи, функции, финансирование. Основными участниками в сфере организации и продвижения экспорта бразильской сельскохозяйственной продукции на международные рынки являются: Министерство сельского хозяйства, животноводства и продовольствия, Министерство внешних связей, Министерство аграрного развития, агентство по содействию торговле и инвестициям (Apex-Brasil), а также отраслевые производственные и экспортные ассоциации. За рубежом экспортная политика Бразилии реализуется через обширную представительскую сеть, состоящую из Секторов содействия торговле при посольствах и консульствах, отделений агентства Apex-Brasil и большого числа торговых агентов в странах мира. Финансирование деятельности министерств по развитию экспорта осуществляется из бюджета, агентство Apex-Brasil, помимо государственных средств использует в своей деятельности и частный капитал. Для продвижения национальной продукции на внешние рынки правительство страны активно использует онлайн-ресурсы, в частности, по его инициативе через сеть Интернет осуществляются проекты Invest&Export Brazil и Brazilian Exporterse, позволяющие осуществлять взаимодействие всех заинтересованных сторон, как внутри страны, так и за рубежом.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Управление собственными источниками финансирования капитальных вложений в организациях апк

ДЕДОВА ОЛЬГА, ДВОРЕЦКАЯ ЮЛИЯ, МЕЛЬГУЙ АНДРЕЙ

Собственные источники финансирования предприятий представлены капиталом и резервами, созданными при внесении вкладов в уставный капитал, его увеличением, проведением отдельных операций по доведению стоимости собственных основных фондов до текущей рыночной и т.д., что создает добавочный капитал хозяйствующего субъекта. Наиболее привлекательной составляющей в структуре собственных средств является нераспределенная прибыль организаций после платежей в бюджет и удержания дивидендов, которая позволяет пополнять резервы или финансировать капитальные вложения, операционные затраты. На ее размер оказывают влияние не только общепринятые показатели - состав и структура доходов и расходов, - но и политика организаций в части использования налоговых маневров по увеличению признаваемых в налогообложении затрат, направлении части рассчитанной суммы налога на прибыль на долгосрочные инвестиции. Поскольку для сельскохозяйственных организаций наиболее характерно наличие в составе собственных источников финансирования уставного и добавочного капитала, а также чистой прибыли, то актуальным является изучение факторов образования собственных средств для понимания возможностей качественного управления ими и потенциального пополнения на нужды предприятия.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Программно-целевой подход к развитию сельских территорий

БОНДАРЕНКО ЛЮДМИЛА

Статья содержит краткий экскурс в историю применения программно-целевого подхода к сельскому развитию в пред- и постреформенный период, включающий анализ союзной Программы социального развития села на 1991-1995 гг., Программы возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса на 1991-1995 гг., федеральных целевых программ социального развития села на 2003-2013 гг. и устойчивого развития сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. Представлена характеристика состояния и тенденций социального развития сельских территорий, показавшая, что по многим направлениям еще не восстановлены социальные рубежи, с которыми село подошло к реформам 90-х годов. При этом сельскохозяйственное производство растет опережающими темпами по сравнению с экономикой России в целом, снижается импорт, и увеличивается экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, что свидетельствует о дисбалансе между главной общенациональной функцией сельских территорий, состоящей в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны, и их внутренней функцией, направленной на жизнеобеспечение, сохранение и развитие собственного народонаселения. Дальнейшая консервация этого дисбаланса создает угрозу для реализации национальной цели по созданию в агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами. Дана оценка содержания Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», разработанной в соответствии с Указом Президента России, для решения системных проблем российского села, и ее ресурсного обеспечения. Представлены предложения по совершенствованию программно-целевого подхода к развитию сельских территорий.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "За рубежом"

Программы развития сельских территорий и их финансирование в европейском союзе

ПАПЦОВ АНДРЕЙ, МЕДВЕДЕВА НИНА

Политика развития сельских территорий является составной частью Единой сельскохозяйственной политики ЕС (Common Agricultural Policy – CAP) и направлена на решение широкого спектра экономических, социальных и экологических задач в сельской местности. В статье рассмотрен современный этап развития аграрной политики в отношении сельских территорий, основные приоритеты и особенности финансирования, а также роль Фонда развития сельских территорий (European Agricultural Fund for Rural Development – EAFRD) в ее реализации. Основой осуществления аграрной политики в области развития сельских территорий являются программы, разрабатываемые государствами ЕС и утверждаемые Европейской Комиссией на семилетний период с учетом установленных приоритетов: содействие передаче знаний и новых технологий в сельском и лесном хозяйстве; повышение жизнеспособности и конкурентоспособности всех отраслей сельского хозяйства, продвижение инновационных технологий в фермерских хозяйствах и развитие устойчивого лесопользования, восстановление, сохранение и улучшение экосистем, связанных с сельским и лесным хозяйством, содействие эффективности использования ресурсов и поддержка перехода к низкоуглеродной и устойчивой к изменению климата экономике, поддержка процессов социальной адаптации, экономического развития и борьбы с бедностью в сельских регионах. Большую роль в успешном выполнении программ играет строгая регламентация процедур осуществления основных мероприятий, указанных в программах, условий их финансирования и контроля их исполнения. Особое внимание в статье уделяется вопросам финансирования, в частности распределению средств между отдельными мероприятиями и условиям их выплаты, а также льготам, предоставляемым Европейской комиссией, на осуществление отдельных мер и поддержку наиболее слабых регионов.


Выпуск № 9, Сентябрь 2017 г., рубрика "За рубежом"

Формирование и развитие механизма финансирования внедрения и использования передовых научных технологий в сельском хозяйстве стран еаэс

БОНДАРЕНКО ТАТЬЯНА, КУЛОВ АСЛАН

В статье рассматриваются направления формирования механизма финансирования передовых научных технологий в сельском хозяйстве стран Евразийского экономического союза. Решение проблемы финансирования передовых научных технологий в странах ЕАЭС на данный период определяется степенью или уровнем развития наднациональных институтов и инструментов регулирования финансового рынка. Предлагается в дополнение к существующим налоговым льготам выделение государствами ЕАЭС бюджетных средств и создание общих экономических условий для формирования институтов внебюджетного финансирования. Для привлечения частных инвесторов предлагается использовать компенсацию части затрат на приобретение и использование высокотехнологического оборудования. Отмечается необходимость создания межгосударственного фонда поддержки внедрения и использования передовых инновационных технологий, создаваемых научно - исследовательскими институтами и инновационными компаниями в сельском хозяйстве в рамках союза. Использование инструментов финансирования внедрения, распространения и использования научно-исследовательских результатов и инновационных продуктов в сельском хозяйстве существенно бы повысило производительность труда и способствовало бы снижению себестоимости производства в сельском хозяйстве в странах ЕАЭС.