ISSN 0235-2443

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА


Выпуск № 4, Апрель 2021 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Оценка эффективности производства молока в белгородской области

ЗИГАЕВА ИРИНА, КОЛЕСНИКОВ АНДРЕЙ

В данной статье рассматриваются вопросы повышения экономической эффективности функционирования подотрасли молочного скотоводства Белгородской области. Как известно, подотрасль молочного скотоводства участвует в реализации Доктрины продовольственной безопасности в части, касающейся обеспечения населения молоком и молочными продуктами. К сожалению, до настоящего времени подотрасль молочного скотоводства обеспечивает менее 50‰ потребности населения России в молоке и продуктах его переработки. В этой связи успешный опыт функционирования подотрасли молочного скотоводства может быть полезен в ряде регионов России. Следует сказать, что подотрасль молочного скотоводства характеризуется продолжительным производственным циклом, что делает ее малопривлекательной для инвесторов и в этой связи требует существенных объемов государственной поддержки. Кроме того, подотрасль зависит от значительного количества невещественных факторов, в том числе связанных с эксплуатацией рабочей силы, заболеваниями животных и т.д., которые трудно поддаются учету и прогнозированию. Это в свою очередь определяет ряд рисков и угроз, которым подвержено молочное скотоводство. Такого рода риски и угрозы требуют повышенного внимания государства, что на практике не всегда происходит, а объемы государственной поддержки нестабильны и недостаточны для внедрения новых технологий и выхода нашей страны в лидеры по производству молока. В статье рассмотрены тенденции связанные со структурой затрат на производство молока, использованием трудовых и материально–технических ресурсов, формированием финансовых ресурсов в подотрасли молочного скотоводства и т.д.


Выпуск № 3, Март 2021 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Методический подход к субсидированию зернопроизводства (на примере новосибирской области)

ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, ЭССАУЛЕНКО ДМИТРИЙ, КАЛЯГИНА ЕВГЕНИЯ

Суверенитет государства и обеспечение эффективности сельскохозяйственного производства во многом обусловлены состоянием отрасли растениеводства. Развитие отрасли напрямую зависит от уровня использования ресурсов и возможностей агробизнеса. Интенсификация растениеводства, обеспечивающая устойчивый рост урожайности, ресурсосбережения и экологической безопасности, нуждается в увеличении финансирования и вовлечения в механизм государственной поддержки мероприятий по защите растений, с целью корректировки условий произрастания сельскохозяйственных культур, повышения качества зерна, сохранения и увеличения почвенного плодородия. В статье приведены особенности субсидирования зернопроизводства в Новосибирской области, средств защиты растений. Субсидии предоставляются животноводческим организациям, их уровень прямо пропорционален количеству маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности. Предложен и обоснован механизм формирования субсидии, методика её расчета с учетом экологизации производства. Данный подход позволит воспользоваться бюджетными средствами значительному количеству сельхозтоваропроизводителей; обеспечит законную утилизацию тары из-под пестицидов; стимулирует производителя использовать биологические средства защиты растений. При этом нивелируются риски, связанные с негативным воздействием химических средств защиты растений на окружающую среду. Данный подход к организации субсидирования позволит вытеснить необоснованное применение химических средств защиты растений, нацелить сельхозтоваропроизводителя на применение биологических средств против того же спектра патогенов. Компенсационные выплаты позволят воспользоваться средствами защиты растений против вредителей зерновых культур бóльшему количеству сельхозтоваропроизводителей, что даст прирост как в количественном, так и в качественном выражении, повысит конкурентоспособность отрасли как на внутреннем, так и на внешнем рынке.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "За рубежом"

Государственная поддержка сельских территорий за рубежом

МЕДВЕДЕВА НИНА, ШЕЛАМОВА НАДЕЖДА

В статье рассмотрен современный этап развития аграрной политики в отношении сельских территорий, основные приоритеты и особенности их реализации в Европейском союзе, США и Китае. Государственная поддержка сельских регионов в этих странах нацелена на решение широкого спектра экономических, экологических и социальных проблем. Вместе с тем, каждая из указанных стран имеет свои особенности территорий. В ЕС основой аграрной политики в области развития сельских территорий являются программы, разрабатываемые государствами ЕС и утверждаемые Европейской Комиссией на семилетний период с учетом установленных приоритетов. Программы имеют широкий спектр мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства, улучшение окружающей среды и сельской местности; энерго- и ресурсосбережение, противодействие изменению климата, улучшение качества жизни в сельских районах и содействие диверсификации сельской экономики. Особое внимание в ЕС уделяется развитию отдаленных регионов и регионов, находящихся в неблагоприятных условиях развития. В США государственная поддержка сельских территорий осуществляется на основе программно-целевого подхода. Программы многочисленны и разнообразны, они осуществляются под эгидой Министерства сельского хозяйства и направлены на решение различного рода задач: создание дополнительных рабочих мест, развитие бизнеса, оказание технической помощи действующим предприятиям, совершенствование медицинского обслуживания, обучение местных жителей, обеспечение жильем малоимущих жителей села, улучшение жилищных условий. Реализация программ осуществляется с привлечением частного капитала на основе стимулирования инвестиций в развитие сельских территорий. В Китае развитие сельских территорий неразрывно связано с политикой борьбы с сельской бедностью. Основные направления этого процесса – развитие местной инфраструктуры (транспортное сообщение, водо- и газообеспечение, развитие интернета), повышение доходов крестьян и развитие предпринимательства на селе, социальное обеспечение, сравнимое с городским.


Выпуск № 11, Ноябрь 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Перспективные инструменты развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики россии

ДЕМЕШЕВА ИРИНА, ТЕТЮРКИНА ЕЛЕНА

Малым формам хозяйствования на селе как незаменимому элементу рыночной экономики принадлежит определенный вклад в общее производство сельскохозяйственной продукции, который в некоторой степени способствует экономии ресурсов, создает необходимую среду для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения. Среди других преимуществ малых форм хозяйствования можно выделить: способность быстрой адаптации к меняющимся экономическим условиям, мобильность и гибкость в принятии управленческих решений, динамичность и целеустремленность, настойчивость, творческое отношение к делу, готовность к риску и умение им управлять. Кроме того, их деятельность способствует решению социальных проблем села, налаживанию устойчивого развития сельских территорий, обеспечению занятости и поддержке доходов сельского населения. Однако представители малых форм хозяйствования в современных условиях сталкиваются с рядом проблем, связанных, прежде всего с действием внешних факторов: трудности с реализацией продукции, недостаточная государственная финансовая поддержка, низкий уровень информационно-консультационного и кадрового обеспечения, решить которые самостоятельно не представляется возможным. Для повышения эффективности функционирования малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе в статье предложен комплекс мероприятий и обоснованы приоритетные направления решения указанных проблем. Также авторами исследованы основные условия развития малого аграрного предпринимательства в России. Значительное внимание уделяется инструментам, способствующим активному развитию малых форм хозяйствования в АПК. Доказано, что активизация агробизнеса, в том числе в малых формах хозяйствования, зависит не только от прямой поддержки, но и от создания благоприятных условий, развития агроконсалтинга, страховой поддержки и ряда других.


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Развитие цифровых технологий в сельском хозяйстве как составная часть аграрной политики

КОЛЕСНИКОВ АНДРЕЙ, УШАЧЕВ ИВАН

Современные инновации в значительной степени должны отражать внедрение цифровых технологий в АПК. Для этого принят целый пакет нормативно-правовых документов, в которых прописаны направления, критерии и источники финансирования цифровых инноваций, в том числе и в сельском хозяйстве. Однако нормативно-правовое регулирование не ставит четких, количественных целей, направленных на рост благосостояния граждан, не оперирует четким понятийным аппаратом, порой вводящим в заблуждение и противоречащим уже используемым во всем мире понятиям. В этой связи, озабоченность вызывает не только понятийный аппарат, но и организационный механизм государственной поддержки цифровых технологий, как в АПК, так и в целом в экономике РФ. В то же время, активное развитие современных, в том числе и цифровых технологий не учитывает целого комплекса факторов, способных затормозить внедрение и развитие цифровых технологий, не только в сельском хозяйстве, но и в целом, в экономике страны. Имеющееся нормативно– правовое регулирование в части государственной поддержки и регулирования цифровых технологий не раскрывает сущности этих технологий и не ставит четкие, количественные цели, которые должны быть достигнуты. Кроме того, постоянные дискуссии, на тему цифровых технологий, как правило, не подтверждены аналитическим материалом, что тоже является проблемой при оценке эффективности, как использования цифровых технологий, так и их влияния на эффективность сельскохозяйственного производства. В данном исследовании рассмотрены направления развития цифровых технологий в сельском хозяйстве, некоторые причины, препятствующие развитию цифровой экономики, а также недостаточной эффективности научно-технологической политики.


Выпуск № 9, Сентябрь 2020 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Оценка конкурентоспособности мясной отрасли на примере новосибирской области

АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА, СЛОБОЖАНИН ДМИТРИЙ

В статье показано значение оценки конкурентоспособности региональной мясной отрасли, как с точки зрения региональных властей, так и с позиций местных производителей. Рассмотрены различные подходы к оценке региональной конкурентоспособности, выделены методы, основанные на определении объемов производства мясной продукции, использовании индексов физического объема выпуска либо на расчете обобщенного показателя конкурентоспособности региональной мясной отрасли. Отмечен также рыночный подход, в основе которого лежит оценка продаж мясной продукции либо оценка доли рынка местных производителей. К методам оценки конкурентоспособности отнесен также подход к ее измерению в соответствии с показателями свободы рыночной конкуренции, характеризуемыми деловой активностью либо концентрацией долей рынка. Проведена оценка конкурентоспособности мясной отрасли Новосибирской области, позволившая сделать ряд значимых выводов. Отмечена взаимосвязь мер государственной поддержки мясной отрасли и ее конкурентоспособности, сделан вывод о неэффективности конкурентных стратегий большинства местных производителей с точки зрения удовлетворения запросов рынка, поскольку они ориентируются преимущественно на краткосрочные результаты. Обоснована необходимость использования опыта конкуренции крупнейших новосибирских производителей другими участниками рынка мясной продукции. Совершенствование стратегий небольших производителей должно способствовать повышению конкурентоспособности мясной отрасли Новосибирской области в целом.


Выпуск № 8, Август 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Анализ направлений активизации кредитования агропромышленного комплекса и экономики рф

СОКОЛОВА ЕЛЕНА, ЦХОВРЕБОВ МЕЛЬС

Повышение доступности кредитных ресурсов является одним из условий устойчивого развития агропромышленного комплекса и экономики в целом. В условиях замедления темпов экономического роста и ухудшения условий привлечения капитала на международных финансовых рынках актуальность развития внутренних источников финансирования только возросла. В агропромышленном комплексе сохраняется высокая потребность в строительстве и модернизации производственных и инфраструктурных объектов. С учетом длительности производственного и финансового циклов в отрасли существует более высокая потребность в краткосрочных кредитах. При этом сельское хозяйство является высокорискованной отраслью, характеризуется высокой закредитованностью, оставаясь чувствительным к стоимости заемных ресурсов. Частично указанные проблемы позволяет смягчить государственная поддержка отрасли, ключевым компонентом которой является система льготного кредитования сельхозпроизводителей. В статье приводится комплексный подход к задаче активизации кредитного процесса. Помимо развития действующего механизма компенсации части процентной ставки, предложены иные меры, направленные на решение задачи обеспечения агропромышленного комплекса и экономики в целом необходимыми финансовыми ресурсами в целях обеспечения экономического роста. С этой целью обосновывается необходимость внедрения дополнительных стимулов для расширения кредитования малых форм хозяйствования. Среди других мер: снижение кредитных рисков за счет более тесной увязки кредитования и агрострахования с господдержкой, дальнейшее развитие системы гарантий, использование специализированных инструментов рефинансирования Банка России, кардинальная перестройка механизма «Фабрики проектного финансирования», предназначенного для реализации крупных инвестиционных проектов, совершенствование системы пруденциального регулирования банков, более широкое применение стимулирующего банковского регулирования.


Выпуск № 8, Август 2020 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Современное состояние и прогнозные тенденции развития садоводства в дагестане

ВЕЛИБЕКОВА ЛУИЗА

В статье раскрываются вопросы развития садоводства в Республике Дагестан, как одного из ведущих в этой области регионов страны. Несмотря на наблюдаемые в последние годы лидерские позиции республики в общероссийском объеме производства, здесь сохраняется глубокая технико-технологическая отсталость и потеря квалифицированных кадров. Это является существенным фактором низкой эффективности отрасли, имеющей здесь высокое социально-экономическое значение. Цель статьи – спрогнозировать основные тенденции в региональном садоводстве на перспективу для принятия конкретных экономических решений, способных повысить экономическую результативность и устойчивость. В статье анализируются основные показатели развития садоводства (посевная площадь плодово-ягодных насаждений, урожайность, валовой сбор, объем импорта, уровень обеспеченности плодовой продукцией) за 2000-2019 годы. Сделан вывод о недостаточности сложившихся тенденций поступательного движения в части предложения плодовой продукции для полного продовольственного обеспечения населения. Разработаны среднесрочные прогнозы изменения основных показателей развития отрасли и прогнозные сценарии до 2025 года. Составлена перспективная модель развития отрасли, с указанием ключевых направлений технико-технологического обновления производства. Установлено, что развитие садоводства по целевому сценарию позволит увеличить в 1,3 раза плодоносящие площади, а объемы производства плодов – в 2 раза. Прогнозируется сохранение сложившейся в регионе архаичной аграрной структуры при доминирующей роли личных подсобных хозяйств населения, в том числе и в производстве плодовой продукции. Отмечается необходимость императивной государственной поддержки малых форм хозяйствования в формировании эффективной аграрной структуры, внедрения инноваций, привлечения инвестиций. Это будет способствовать росту не только количественных, но и качественных показателей отрасли. Результаты и выводы данного исследования могут быть использованы для совершенствования региональных программ развития садоводства Дагестана и определения эффективных путей развития.


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Научно-технологическое обновление садоводства - основной путь повышения обеспечения населения плодовой продукцией

ВЕЛИБЕКОВА ЛУИЗА

Учитывая ключевую роль отрасли садоводства в обеспечении населения необходимой витаминизированной продукцией, актуальны вопросы технико-технологического обновления отрасли как главного фактора повышения ее конкурентоспособности и решения проблемы импортозамещения свежих плодов и продукции их переработки. Цель данного исследования состоит в обосновании скорейшего выхода отрасли из кризиса на траекторию устойчивого роста посредством внедрения новых научных достижений на всех стадиях технологического процесса промышленного садоводства. Отмечено, что потребление плодов на душу населения в нашей стране значительно ниже, чем в зарубежных странах. В статье проанализирована динамика основных показателей развития садоводства в России за 2000-2018 годы, демонстрирующая невысокие темпы их роста. В последние годы проводится активная работа по развитию интенсивного садоводства, определились и регионы–лидеры в этом направлении. Наибольшая доля производимых плодов приходится на регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Приведен опыт успешного ведения садоводства Израиля, страны, лишенной практически всех важных для отрасли ресурсов, однако демонстрирующей высокие результаты, достигнутые за счет внедрения новых, передовых технологий. Раскрыты основные проблемы и перспективные направления активизации инновационной деятельности в садоводстве, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Математическая модель повышения эффективности распределения бюджетных ресурсов в целях комплексного развития сельских территорий

САВЯК НАТАЛЬЯ, ПРОКОПОВИЧ ДМИТРИЙ, КУЗЬМИНА ИННА

Высокая стратегическая значимость отечественного сельскохозяйственного комплекса обусловила повышенное внимание со стороны государственной политики к финансированию экономических проектов на селе. Однако полноценно реализовать их потенциал можно лишь повышая качество жизни населения сельских территорий. Эффективное государственное решение этой задачи предполагает соизмерение благ различного характера (образование, культура, инфраструктура и т.д.) с учётом вариативности достижения определённого уровня реализации этих благ соответствующим инвестиционным проектом. Вместе с тем, необходимо учитывать системный эффект от реализации того или иного комплекса проектов в сельском муниципалитете. Сама же организация финансирования социальных потребностей должна строиться в единстве программного, функционального и ведомственного подходов. В работе предложена модель субоптимального распределения бюджетных ресурсов муниципалитета на мероприятия программного характера с учётом риска недостижения ожидаемых результатов, а также с учётом синергетических эффектов совместной реализации комплекса проектов. Решаться предложенная модель может посредством классических методов дискретного программирования или эволюционного поиска с исследованием близких к оптимальному решений методом Монте-Карло. Развивать представленное исследование целесообразно в направлении поиска методов оценки интегрального социально-экономического эффекта программного мероприятия, а также изучения устойчивости полученных решений.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Программно-целевой подход к развитию сельских территорий

БОНДАРЕНКО ЛЮДМИЛА

Статья содержит краткий экскурс в историю применения программно-целевого подхода к сельскому развитию в пред- и постреформенный период, включающий анализ союзной Программы социального развития села на 1991-1995 гг., Программы возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса на 1991-1995 гг., федеральных целевых программ социального развития села на 2003-2013 гг. и устойчивого развития сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. Представлена характеристика состояния и тенденций социального развития сельских территорий, показавшая, что по многим направлениям еще не восстановлены социальные рубежи, с которыми село подошло к реформам 90-х годов. При этом сельскохозяйственное производство растет опережающими темпами по сравнению с экономикой России в целом, снижается импорт, и увеличивается экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, что свидетельствует о дисбалансе между главной общенациональной функцией сельских территорий, состоящей в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны, и их внутренней функцией, направленной на жизнеобеспечение, сохранение и развитие собственного народонаселения. Дальнейшая консервация этого дисбаланса создает угрозу для реализации национальной цели по созданию в агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами. Дана оценка содержания Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», разработанной в соответствии с Указом Президента России, для решения системных проблем российского села, и ее ресурсного обеспечения. Представлены предложения по совершенствованию программно-целевого подхода к развитию сельских территорий.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "За рубежом"

Инструменты государственного регулирования отрасли свиноводства: российский и зарубежный опыт

НИФОНТОВА ЕКАТЕРИНА

Свиноводческая отрасль представлена в большинстве стран мира и является значительным сегментом мирового продовольственного производства. В связи с чем развитые страны разрабатывают эффективную систему государственного регулирования данной отрасли. Статья посвящена проблеме государственного регулирования отрасли свиноводства в России и за рубежом. Выделяются группы стран в зависимости от того, ориентирован их рынок продукции свиноводческой отрасли на импорт, экспорт, или самообеспечение продукцией отрасли свиноводства. Исследуются основные требования и ограничения Всемирной Торговой Организации, которые касаются регулирования рынка свинины стран-участников. В статье обозначены основные ориентиры свиноводческой отрасли развитых стран, на которые направлена государственная поддержка. Рассматриваются основные инструменты воздействия на отрасль и соответствующий рынок в странах мира, таких как Бразилия, Китай, страны Евросоюза, Россия. Приводятся основные инструменты государственной поддержки отрасли свиноводства и обозначаются основные мировые тенденции в данной сфере. Наряду с зарубежным опытом приводятся российские практики регулирования и поддержки свиноводческой отрасли. В обсуждении сравнивается российский и зарубежный опыт, и выделяются основные проблемы, с которыми сталкивается отечественная отрасль свиноводства. А также обозначаются приоритетные направления ее развития, которые должны учитываться при выборе инструментов государственного регулирования.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Цифровизация в апк"

Возможности для развития цифровых технологий в апк россии

КОЛЕСНИКОВ АНДРЕЙ, ДОМОЖИРОВА О.

В статье дана оценка перспективным направлениям развития цифровой экономки, а также обозначены направления научных исследований, в которых российские ученые являются лидерами. С целью активизации процессов внедрения информационно-коммуникационных технологий в России в последние годы были приняты соответствующие нормативно-правовые акты, которые предполагают реализацию соответствующих мероприятий и их финансирование. В то же время терминология, цели, задачи и отчасти организационный механизм недостаточно нацелены на повышение эффективности экономики России. В работе рассмотрены основные проблемы, на которые необходимо акцентировать внимание для активного роста информационной составляющей экономики. В частности - подготовка кадров, специализация научных направлений, затраты на НИОКР в части касающейся разработки и внедрения элементов цифровых технологий в реальном секторе экономики.


Выпуск № 11, Ноябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Государственная поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции в рф

ЧЕКУНОВ АНДРЕЙ, КОВАЛЕНКО НАТАЛЬЯ

Россия в целях стимулирования агропродовольственного экспорта формирует соответствующий комплекс мер финансового и нефинансового характера. Данные меры носят программно-целевой и инфраструктурный характер, призваны обеспечить экспортеров ресурсами для поддержки конкурентоспособности их продукции. В статье охарактеризованы механизмы государственной экспортной поддержки РФ, их цели и направления деятельности. Предлагаются рекомендации по повышению эффективности государственных мер стимулирования сельскохозяйственного экспорта РФ в современных условиях. В статье также проанализированы меры поддержки агропродовольственного экспорта зарубежных стран (США, ЕС и Канады). Выявлены проблемы и препятствия в развитии отечественного сельскохозяйственного экспорта. Установлено, что наиболее эффективное развитие национального экспорта сельскохозяйственной продукции осуществляется при сочетании программного и институционального методов его управления. В работе приводятся примеры оказания государственной поддержки национальным экспортерам сельскохозяйственной продукции: страхование кредитов, открытие кредитной линии, возмещение затрат на транспортировку продукции, введение единых правил сертификации. Делается вывод о нестабильном развитии национального экспорта сельскохозяйственной продукции вследствие отсутствия существенного роста объемов экспорта и неизменности его географической структуры. В ходе исследования применялись следующие методы: сравнительный, табличной интерпретации данных, логический, исторический, дедукции и индукции, анализа и синтеза.


Выпуск № 11, Ноябрь 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Совершенствование государственной поддержки инвестиций в сельское хозяйство

ТЮ ЛЮДМИЛА

Целью исследования является определение наиболее эффективных направлений и механизмов стимулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве с учетом специфики отдельных регионов. Изменения, внесенные в механизмы и инструменты государственной поддержки АПК в рамках ведомственного проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе», оказали положительное влияние на привлечение частных инвестиций в сельское хозяйство. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 121,5‰ от уровня 2015 г. Тем не менее, выделяемые бюджетные средства на поддержку инвестиций по - прежнему не привязаны к производственным показателям регионов, они не способствуют сглаживанию дифференциации хозяйствующих субъектов и отдельных территорий в инвестировании сельскохозяйственного производства. В 2018 г. доля Сибирского федерального округа в льготных инвестиционных кредитах составила только 3,4‰ от общей суммы кредитов, в субсидиях на возмещение части прямых понесенных затрат по направлению строительство и модернизация молочных комплексов (ферм) – 14,4‰, тепличных комплексов – 4,9‰, что гораздо ниже вклада округа в производство продукции сельского хозяйства. Рассмотрен механизм государственной поддержки технического перевооружения агропромышленного производства. Обоснована необходимость стимулирования частных инвестиций путем разработки комплексных инвестиционных проектов (программ) развития агробизнеса с участием не только крупных, но и средних, малых предприятий. Их реализация должна осуществляться на основе проектного управления, а финансирование проектов – на принципах государственно-частного партнерства.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Государственная поддержка аграрного страхования в условиях гармонизации агропромышленной политики в странах-членах еаэс

БАЕВА ЮЛИЯ

В статье проведен сравнительный анализ действующих программ аграрного страхования с государственной поддержкой в странах-членах ЕАЭС в условиях гармонизации агропромышленной политики. Структурные характеристики агарной сферы стран ЕАЭС достаточно схожи (равная пропорция в производстве растениеводческой и животноводческой продукции (в стоимостном выражении), преобладание в структуре посевных площадей зерновых и зернобобовых культур, мелкотоварность производства в Армении, Казахстане и Кыргызстане, преобладание крупных предприятий в Беларуси и России). На основе анализа статистических данных были выявлены основные погодные риски для сельскохозяйственных производителей (засуха, град), рассмотрены действующие программы аграрного страхования и формы государственной поддержки в контексте их возможного воздействия на взаимную торговлю между странами-членами ЕАЭС по методологии ВТО и Протоколу о мерах государственной поддержки сельского хозяйства в странах-членах ЕАЭС. Формы и объемы государственной поддержки в странах разнятся: субсидирование премий наблюдается в России, Кыргызстане и Белоруссии, субсидирование выплат – в Казахстане и Кыргызстане. Произведена оценка деятельности страховых компаний на основе коэффициента убыточности. Автором заключены выводы относительно перспектив создания общего аграрного страхового рынка на основе проведенного анализа и предложены перспективные направления для повышения эффективности аграрного страхования с государственной поддержкой в странах-членах ЕАЭС.


Выпуск № 9, Сентябрь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

О необходимости финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли

ЧЕРНИКОВА СВЕТЛАНА

В статье определены проблемы и перспективы создания высокотехнологичных перерабатывающих предприятий молочной отрасли на различных стадиях экономического развития региона, с точки зрения необходимости их финансирования, как на региональном, так и федеральном уровне, учитывая государственно-частное партнерство. Государственная поддержка перерабатывающих предприятий молочной отрасли практически не осуществляется, они в полной мере осуществляют свою производственно-финансовую деятельность без государственного финансирования и вынуждены искать инвестора самостоятельно, привлекать «из вне» с учетом изменяющихся факторов внешней среды на различных стадиях экономического развития региона.


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Цена как рыночный инструмент повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей

КИБИРОВ АЛИХАН

На примере отечественной и зарубежной практики аграрного производства рассмотрено влияние системы ценообразования на доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Выявлено, что достигнутые за последние годы успехи в аграрном и агропромышленном производстве России являются результатом модернизации передовых сельскохозяйственных товаропроизводителей и освоения высокотехнологичных проектов в агропромышленных формированиях. Подтвержден тезис о том, что повышение доходности сельскохозяйственных предприятий является ключевым направлением инвестиционного развития отечественного аграрного сектора. Сделан вывод о том, что рыночно ориентированный ценовой механизм без других инструментов регулирования и без мощной государственной поддержки не может обеспечить эквивалентность в отношениях сельского хозяйства с предприятиями-смежниками по АПК. Представлен обобщенный вывод о том, что, начиная с середины 90-ых годов, в странах Европейского Союза (ЕС) в системе стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей произошли значительные изменения. Осуществлен переход от регулирования механизма цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продукты на внутреннем рынке к дотированию фермерских хозяйств с использованием, так называемой несвязанной поддержки доходов фермерских хозяйств. Предложено разработать и принять специальную государственную инвестиционную программу для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих и реализующих молоко-сырье для переработчиков.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Развитие рынка сельскохозяйственной техники в условиях политики импортозамещения и экспортоориентированной экономики

ФЕДОТОВ АЛЕКСАНДР, МАСЛОВА ВЛАДА

В статье рассматриваются проблемы развития рынка сельскохозяйственной техники в условиях политики импортозамещения и перехода к экспортноориентированной экономике. Рынок характеризуется, как со стороны спроса, так и предложения. Анализируется парк сельскохозяйственной техники; обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами; приобретение и выбытие сельскохозяйственной техники; определяются основные производители в сельхозмашиностроении; выявляются условия обеспечения сельскохозяйственных организаций техническими ресурсами. Проводится анализ мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на стимулирование обновления материальной базы и приобретения отечественной сельскохозяйственной техники. Даются рекомендации по модернизации агропромышленного комплекса страны и развитию политики импортозамещения в области сельскохозяйственного машиностроения.


Выпуск № 2, Февраль 2019 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Реализация механизма государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в красноярском крае

ЛЕБЕДЕВА ТАТЬЯНА

Механизм государственной поддержки фермерских хозяйств Красноярского края состоит из совокупности процедур по разработке направлений государственной поддержки, их финансирования, административных процедур по организации конкурсного отбора К(Ф)Х, претендующих на получение гранта. В Законе Красноярского края «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса» предусмотрены следующие направления государственной поддержки малых форм хозяйствования: поддержка начинающих фермеров; развитие семейных животноводческих ферм; развитие сельскохозяйственной кооперации; развитие несельскохозяйственных видов деятельности. С 2012 по 2017 гг. объем средств государственной поддержки ежегодно увеличивался, достигнув пика в 2016 г. в размере 340212,0 тыс. руб. Установлено, что 53,2‰ средств государственной поддержки за шесть лет направлено на поддержку начинающих фермеров. Количество фермеров, получивших за рассматриваемый период государственную поддержку, возросло почти на 30 ‰. Большинство грантов (78,4‰) по данным за 2016 г. поступило начинающим фермерам, специализирующимся в отрасли животноводства.


Выпуск № 2, Февраль 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Оценка эффективности мер государственной поддержки тепличных комплексов

БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ, РЫКОВА ИННА, ШКОДИНСКИЙ СЕРГЕЙ

Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска и обоснования мер повышения эффективности расходования средств федерального бюджета на государственную поддержку тепличных комплексов. Методология анализа строится на применении системного подхода к использованию количественных и качественных показателей, позволяющих оценить эффективность мер государственной поддержки, применении методов инвестиционного анализа, а также сравнительного анализа в ретроспективном периоде. В статье дана оценка рентабельности инвестированного капитала тепличных комплексов, получавших субсидии на компенсацию прямых понесенных затрат на строительство (модернизацию), приводится сравнение с аналогичными показателями по крупнейшим организациям, не получающим государственную поддержку. Анализируется динамика производства, импорта, темпы роста оптовых и розничных цен овощей защищенного грунта. Дается заключение о низкой отдаче для государства использования средств федерального бюджета на поддержку тепличных комплексов. В качестве выводов предлагается обеспечить равные условия доступа к государственной поддержке за счет внедрения Концепции открытости и прозрачности получения бюджетных субсидий в агропромышленном комплексе.


Выпуск № 1, Январь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Основные факторы развития рынка тепличных овощей в россии

РУДОЙ ЕВГЕНИЙ, ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, ПЕТУХОВА МАРИНА

В статье проведен анализ уровня развития рынка овощей России в целом, и тепличных, в частности. Выявлены основные тренды, которые задают направление развитию российского рынка овощей, к которым были отнесены рост объемов производства тепличного овощеводства, переход производителей от выращивания в грунте к гидропонным и аэропонным методам выращивания, появление сити-фермерства (размещение теплиц в черте города), рост спроса на экологически чистые овощи в индивидуальных упаковках). Авторами выделены наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на развитие рынка тепличных овощей, такие как экономические, инфраструктурные, природно-климатические, технологические и социальные. На основе результатов корреляционно-регрессионного анализа выявлено, что наиболее значимыми факторами в развитии данного рынка являются уровень государственной поддержки тепличного овощеводства, урожайность продукции и используемые технологии, количество импортной продукции на рынке. Если первые два фактора обладают прямой сильной корреляцией с объемом производства отечественных овощей, то последний фактор имеют сильную и обратную взаимосвязь.


Выпуск № 12, Декабрь 2018 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Проблемы и перспективы развития садово- огородных сообществ в россии

КАЛИНИНА ЛЮДМИЛА, КАЛИНИН НИКОЛАЙ, ЗЕЛЕНСКАЯ ИНГА, ВЛАСЕНКО ОЛЬГА

Статья посвящена вопросам реформирования садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ граждан Российской Федерации. В ней рассматриваются проблемы и перспективы развития новых форм садово-огородных сообществ, которые будут иметь место в российской экономике после вступления в силу с января 2019 года Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Дается авторская оценка решению вопросов управления товариществами, их взаимодействия с органами власти на местах по созданию инфраструктуры, обеспечивающей функционирование товариществ в новых экономических условиях. Уделено внимание таким важным вопросам для любого кооператива, как членство в товариществе, права и обязанности членов и не членов товарищества, собираемость взносов на нужды товарищества, участие в общих собраниях членов товарищества и др. Статья может быть полезна для руководителей садово-огородных товариществ, местных органов власти, непосредственно садоводов и огородников, а также всех тех, кто интересуется проблемами развития кооперативной формы хозяйствования.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Опыт и перспективы развития кооперации в аграрном секторе северо-кавказского федерального округа

ОГАНЯН ЛУСИНЕ

Малые формы хозяйствования сегодня являются неотъемлемой частью аграрного производства Северо-Кавказского федерального округа. На их долю (2017г.) приходится 61,6‰ общего объема сельхозпродукции, производимой хозяйствами всех категорий округа, в том числе 28,2‰ зерна, 21,9‰ подсолнечника, 78,0‰ овощей открытого и закрытого грунта, 90,1‰ картофеля, 59,3‰ мяса скота и птицы, 88,7‰ молока и 72,3‰ яиц. Несмотря на столь значительные объемы производства, вовлеченность субъектов малых форм хозяйствования в сферу товарного обмена и систему продовольственного рынка остается крайне низкой. С целью дальнейшего развития и роста эффективности субъектов малого предпринимательства в округе в условиях многоукладного сельского хозяйства и усиления взаимодействия между различными организационно-правовыми формами хозяйствования необходимо создание и расширение системы сельскохозяйственных кооперативов. В Северо-Кавказском федеральном округе по состоянию на 1 января 2016 г. зарегистрировано 438 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что составляет 7,3‰ от их российской численности, из которых фактически работает лишь 59‰ (по России эта цифра достигает 68‰). Сегодня в большинстве субъектов РФ, включая и СКФО, развитие малых форм поддерживается в рамках мероприятий Госпрограммы на период 2013-2020гг. Так, например, в 2017г. на 1 руб. валовой продукции, малые формы хозяйствования получили лишь 0,8 коп. федеральной помощи, что явно недостаточно. В то же время крайне важно не только увеличивать размеры средств, выделяемых государством, но и обеспечивать их эффективное использование.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Приоритетные направления инвестиций в развитие сельского хозяйства сибирского федерального округа

ТЮ ЛЮДМИЛА

Актуальность исследования обусловлена наличием проблем в инвестировании сельского хозяйства Сибирского федерального округа. С 2013 г. в сельском хозяйстве региона наблюдается устойчивая тенденция снижения объемов инвестирования аграрного производства. Объем инвестиций в основной капитал АПК составил в 2016 г. только 40,4 млрд руб. или около 90‰ от объема инвестиций 2010 г. в сопоставимой оценке. Одной из причин неравномерного развития агропромышленного комплекса по территории страны, в том числе СФО является дифференциация хозяйствующих субъектов в инвестировании сельскохозяйственного производства. Действующие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве отличаются избирательностью и низкой доступностью для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей и не способствуют сглаживанию этой дифференциации. Потенциальные возможности регионов СФО в производстве основной продукции сельского хозяйства позволяют полностью удовлетворить потребности округа в основных продуктах питания. Это потребует значительного увеличения объема инвестиций в отрасль (в 2,0-2,5 раза). В силу ограниченности инвестиционных ресурсов для повышения эффективности их использования обоснована система приоритетного инвестирования отраслей сельского хозяйства.


Выпуск № 10, Октябрь 2018 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Тенденции развития малых форм хозяйствования в апк челябинской области

ТАСКАЕВА АННА, ЗУБАРЕВА ИРИНА, СУШКОВ СЕРГЕЙ

Малые формы хозяйствования рассматриваются как значимые участники рынка производства сельскохозяйственной продукции. Выявлены тенденции развития малых форм хозяйствования Челябинской области на основе анализа их современного состояния в условиях государственной поддержки. Рассмотрены особенности государственной поддержки малых форм хозяйствования, обусловленные относительно низкой защищенностью в экономическом пространстве, нехваткой финансовых средств из-за завышенных процентных ставок, отсутствием рыночной власти, зависимостью от местных условий ведения производства, возможностями потребительского кооперирования, высокой чувствительностью к методам государственного инвестиционного регулирования. Определена взаимозависимость темпов роста государственной поддержки и стоимости произведенной продукции малыми формами хозяйствования в АПК Челябинской области.


Выпуск № 10, Октябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Механизм государственной поддержки научно-технологического развития отрасли растениеводства

ПЕТУХОВА МАРИНА, РУДОЙ ЕВГЕНИЙ, ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, РЮМКИН СЕРГЕЙ

Прорывное развитие отечественного сельского хозяйства возможно только на основе его научно-технологического развития. Ускорение темпов развития науки и технологий в последние десятилетия требует изменения подходов к формированию и реализации государственной инновационной политики. В развитых странах более 80‰ экономического роста обеспечиваются за счет инновационного развития отраслей экономики. В статье рассмотрена отрасль растениеводства, включая семеноводство и органическое земледелие. Для определения критических технологий растениеводства требуется выявление возможных вариантов развития отрасли на долгосрочную перспективу. Определены сценарии научно-технологического развития растениеводства, которые помогут преодолеть стохастический характер происходящих процессов, выявить крупномасштабные научные и технологические прорывы, способные существенно изменить отрасль. Научно-технологическое развитие невозможно без совершенствования существующих механизмов государственной поддержки. Необходимо создание государством условий для обеспечения сельхозтоваропроизводителями расширенного воспроизводства на инновационной основе, на принципах межведомственности и субсидирования.


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Роль человеческого капитала в устойчивом развитии сельских территорий новосибирской области

ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, КУЗНЕЦОВА ИННА, ПЕШКОВА ОЛЬГА

При формировании человеческого капитала в сельском хозяйстве ведущую роль играет государство, так как именно благодаря инвестициям с его стороны происходит подготовка и переподготовка специалистов в высших учебных заведениях аграрного профиля, а также создаются условия дальнейшего закрепления профессиональных кадров в сельской местности. На сегодняшний день в сельскохозяйственной отрасли наблюдается негативная тенденция, заключающаяся в «старении» существующих профессиональных кадров и отсутствии для них квалифицированной замены. Прежде всего, отток работников из сельского хозяйства связан с низкой материальной заинтересованностью, тяжелыми условиями труда и слабой развитостью производственной и социальной инфраструктуры. Существующие меры государственной поддержки работников в сельском хозяйстве носят фрагментарный порядок с недостаточным финансированием и не оказывают существенного влияния на обновление кадров в отрасли.


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Аграрная политика азербайджанской республики: основные тенденции и перспективы

ОСИНИНА АЛЕКСАНДРА

Азербайджан проводит целенаправленную государственную политику в области устойчивого развития сельского хозяйства. Аграрная политика государства реализуется посредством соответствующих законодательных инициатив и государственных программ. Меры государственной поддержки направлены на обеспечение национальной продовольственной безопасности, развитие сельскохозяйственного производства, модернизацию перерабатывающих предприятий, развитие логистической инфраструктуры, развитие сельских территорий. Одним из направлений государственной политики Азербайджана является снижение импортной продукции на внутреннем продовольственном рынке и осуществление комплексных мер для создания продовольственных запасов. С учетом поставленной цели АПК Азербайджан направляет свои усилия на совершенствование двухсторонней и многосторонней нормативно-правовой базы и дальнейшую либерализацию торговли. Важным шагом на пути наращивания экспорта должно стать создание крупных логистических баз для перехода от разовых мелкооптовых торговых операций к долгосрочным контрактам.


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "За рубежом"

Личные подсобные хозяйства населения в аграрном секторе экономики в странах евразийского экономического союза: опыт и проблемы

СИГАРЕВ МИХАИЛ, НАРЫНБАЕВА АЙНА

Личное подсобное хозяйство сельского населения - форма предпринимательской деятельности по производству переработке и реализации сельскохозяйственной продукции предоставляет собой самостоятельную форму организации без образования юридического лица, осуществляемую личным трудом граждан и членами их семей. Оно является важнейшим производителем сельскохозяйственной продукции, что обусловлено решением проблемы продовольственной и на этой основе экономической безопасности отдельных регионов и направлено на повышение уровня занятости, доходов и качества жизни сельского населения. Проведенные исследования показывают недостаточно высокий уровень результативной деятельности личных подсобных хозяйств населения в странах Евразийского экономического союза. Многие из них не имеют собственных источников доходов за счет реализации произведенной продукции и существуют за счет адресной социальной поддержки государства. В статье представлен анализ личных подсобных хозяйств населения Беларуси, Казахстана и России, который позволил разработать рекомендации по повышению результативности производства сельскохозяйственной продукции. Предложения и рекомендации найдут практическое применение в аграрном секторе, что позволит повысить эффективность производства, реализации и переработки сельскохозяйственной продукции и продовольствия по всем категориям хозяйств.


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Совершенствование региональной модели государственной поддержки малого аграрного предпринимательства

ЛАТКИН АЛЕКСАНДР, КОРОТКИХ ЕГОР

Развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве сдерживается по причине устойчивого сокращения экономически активного населения в сельской местности и низкой рентабельности сельскохозяйственного производства. Направленные на изменение этой ситуации региональные программы, копируя структуру и основные мероприятия федерального уровня, слабо учитывают специфические особенности природно-экономических условий регионов. В этой связи действующий механизм поддержки малых форм хозяйствования демонстрирует низкую эффективность из-за отсутствия сбалансированной стратегии распределения государственных субсидий различным субъектам аграрного предпринимательства. Проведенные авторами исследования позволили внести коррективы в действующий механизм осуществления субсидирования малых форм хозяйствования. Предложенные мероприятия направлены на совершенствование региональной модели осуществления их государственной поддержки при выделении субсидий на основе рекомендаций муниципальных подразделений.


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Анализ уровня государственной поддержки продукции растениеводства в условиях эмбарго в россии

ВАСЕНИНА АННА

Выполнен анализ распределения субсидированных краткосрочных кредитов по федеральным округам в сфере растениеводства по направлениям. Рассматриваются основные причины снижения спроса на кредитные средства и сокращение доступности займов и кредитов в результате усугубления финансового состояния заемщиков. Сделаны выводы о том, что низкая доходность и высокая закредитованность сельхозпредприятий сокращает возможности сельхозпроизводителей для привлечения кредитных средств. Дается оценка влияния государственной поддержки на финансовую устойчивость сельхозпроизводителей, которые получают кредиты на поддержку растениеводства. Выявлена максимальная величина кредитов, которые привлечены сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие сферы растениеводства. Сделаны выводы о сокращении индекса физического объема капитальных вложений в основной капитал сферы растениеводства. Выявлены основные кредиторы агропромышленного комплекса. Предложен основной инструмент господдержки в обеспечении доступности оборотных заемных средств, которые необходимы для растениеводства.


Выпуск № 4, Апрель 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Нормативно-правовое обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств в красноярском крае

ЛЕБЕДЕВА ТАТЬЯНА

В статье проанализированы действующие федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Красноярском крае. Установлено, что в целях эффективного развития фермерских хозяйств на федеральном уровне разработаны и реализуются положения Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г. и Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Анализ статистические данных Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края показал, что по направлению «поддержка начинающих фермеров»объем финансирования с 2012 по 2017 гг. увеличился в 4,4 раза с 33 308,7 тыс. руб. до 145 620,2 тыс. руб., за шесть лет гранты в объеме 495 989,7 тыс. руб. получили 275 начинающих фермера; 45 глав фермерских хозяйств получили гранты в объеме 321 698,4 тыс. руб.по направлению «Развитие семейных животноводческих ферм»; с 2015 по 2017 гг. 7 фермеров воспользовались государственной поддержкой в объеме 13 999,7 тыс. руб. на развитие несельскохозяйственных видов деятельности; за 2016-2017гг. шесть сельскохозяйственных кооператив получили гранты на сумму 100 854,3 тыс. руб. по направлению «Развитие сельскохозяйственной кооперации». Положения названного закона реализуются посредством действующей Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», определяющей целевые показатели в целях обеспечения развития фермерских хозяйств.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Государственная поддержка сельского хозяйства в современных условиях

ЗАЙЦЕВА (ГОРБОВСКАЯ) ЕЛЕНА

От эффективности государственной поддержки сельского хозяйства будет зависеть уровень продовольственной безопасности, экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, темпы его развития, состояние сельских территорий. Государственная поддержка в сфере сельскохозяйственного страхования направлена на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования для защиты своих имущественных интересов, минимизацию прямых затрат государства на компенсацию ущерба от стихийных бедствий при чрезвычайных ситуациях. Цель статьи - исследовать поддержку государством сельского хозяйства. Выявлено, что из федерального бюджета было выделено 15,2 млрд руб. на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, а также переработки, инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства. Примерно 60‰ субсидий, выданных на развитие растениеводства, было получено предприятиями и организациями Центрального (37‰) и Приволжского (23‰) федеральных округов. Необходимо обеспечить доступность и массовость сельскохозяйственного страхования с высокой возмещаемостью потерь.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Факторы эффективности государственной поддержки мясного животноводства

БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ, РЫКОВА ИННА, ШКОДИНСКИЙ СЕРГЕЙ, АКСЕНОВ СТАНИСЛАВ

Мясное животноводство всегда входило в перечень отраслей, которым государство оказывало особое внимание. Это обусловлено не только спецификой потребления мяса в России, но и значительным потенциалом развития отрасли, особенно в современных условиях реализации программ импортозамещения продукции сельского хозяйства. В статье исследуется подход к повышению эффективности бюджетных ассигнований за счет изучения производственных балансов и отраслевых показателей страны. Проводится анализ мирового и российского рынка крупного рогатого скота (КРС). Дается оценка существующей государственной поддержки сельского хозяйства, а также характеризуется рентабельность и динамика инвестиций в животноводство.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Государственная поддержка сельского хозяйства в россии: проблемы, пути их решения

УШАЧЕВ ИВАН, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Производство продукции сельского хозяйства демонстрирует рост на протяжении вот уже пяти лет. Вместе с тем, темпы этого роста замедляются. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в течение 2017 г. дважды претерпела существенные изменения. Анализ основных направлений и мер программы выявил, что практически все направления господдержки отрасли ориентированы на стимулирование производства и экспорта продукции. Однако стабилизационных механизмов, направленных на повышение устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточно, а ресурсное обеспечение уже существующих мероприятий не соответствует задачам программы. В новой редакции программы запланировано замедление темпов роста сельскохозяйственного производства, что обуславливает задачу разработать пути и механизмы устойчивого развития отрасли на долгосрочную перспективу.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций малого и среднего бизнеса тюменской области

БУБНОВА ДАРЬЯ

В статье проведен анализ динамики показателей, характеризующих финансовую поддержку сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что 76‰ от общего объема выделяемых средств на поддержку малого и среднего бизнеса в Тюменской области приходится на департамент АПК. Анализ бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций, получателей государственной поддержки, подтверждает, что затраты на производство продукции предприятий данной отрасли занимают значительную часть выручки. При этом, для некоторых предприятий себестоимость превышает выручку. Выдвинута гипотеза о том, что использование предприятием государственной помощи на техническое перевооружение и материальное обеспечение, позволяет в большей степени увеличить эффективность производства, что в свою очередь, повышает эффективность использования средств государственной поддержки. Предложено рассчитать эффективность государственной поддержки, используя скорректированный относительный показатель, отражающий динамику объема полученных субсидий на единицу произведенной продукции. Результаты расчета, а также анализ структуры использования средств государственной помощи позволяет сделать вывод о наличии прямой зависимость между объемом субсидий, направленных на капитальные вложения и эффективностью использования данных субсидий, а также экономическими показателями предприятия.


Выпуск № 12, Декабрь 2017 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Проблемы обеспечения населения страны плодово-ягодной продукцией и пути их решения

КУЛИКОВ ИВАН, МИНАКОВ ИВАН

Остро стоит проблема обеспечения населения России плодово-ягодной продукцией. Фактическое потребление фруктов составляет 62 кг на душу населения в год при научно обоснованной норме 100 кг. В продовольственной корзине россиянина доля импортных фруктов занимает 72,2‰. Импорт фруктов за 2000-2016 гг. увеличился с 5,7 до 6,5 млн т. В статье приведен анализ развития садоводства в Российской Федерации. За анализируемый период валовой сбор фруктов возрос с 10,8 до 16,3 млн т в результате повышения урожайности при уменьшении площади плодовых и ягодных насаждений. Основными производителями фруктов являются хозяйства населения. В 2016 г. на их долю приходилось 74,4‰ валового сбора плодов и ягод. Обоснован объем производства фруктов и основные направления его увеличения. Для обеспечения населения страны фруктами по рациональным нормам питания их производство необходимо довести до 10320 тыс. т (без учета винограда и фруктов, не выращиваемых в нашей стране). Для этого площадь садов и ягодников необходимо увеличить с 517 до 895 тыс. га, в том числе площадь в плодоносящем возрасте с 410 до 760 тыс. га. Наращиванию производства плодово-ягодной продукции будет способствовать совершенствование государственной поддержки садоводства и увеличение ее размера, его концентрация в специализированных хозяйствах, возрождение промышленного садоводства, интенсификация отрасли, развитие агропромышленной интеграции. Предложен механизм регулирования производственно-экономических связей между участниками интеграции.


Выпуск № 11, Ноябрь 2017 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Экономические проблемы импортозамещения в условиях научно-технологического развития апк россии

УШАЧЕВ ИВАН, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЛАДИСЛАВ

Результаты развития агропромышленного комплекса являются доказательством успеха политики импортозамещения в Российской Федерации. Основным инструментом достижения поставленных целей является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Как показал проведенный ретроспективный анализ, длительность процесса импортозамещения различна по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. При этом сохраняется высокая импортная зависимость по продукции мясного и молочного скотоводства, овощам и плодово-ягодной продукции. Отдельную проблему представляет импортозамещение ресурсов и технологий для агропромышленного производства. Осложняют процесс импортозамещения в АПК неблагоприятные макроэкономические условия функционирования, а также нестабильность содержания и ресурсного обеспечения государственной программы. Сделан вывод, что по мере повышения доли отечественного продовольствия во внутренних ресурсах рынка, значение импортозамещения как фактора роста агропромышленного производства будет ослабевать, что обуславливает необходимость поиска новых драйверов роста и разработки долгосрочной стратегии устойчивого социально-экономического развития АПК.


Выпуск № 10, Октябрь 2017 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Стратегические направления развития агрострахования с государственной поддержкой в российской федерации

СЧАСТЛИВЦЕВА ЛЮДМИЛА, ОСИНИНА АЛЕКСАНДРА, ПАНИНА НИНА

Цель работы - разработка рекомендаций по реформированию действующей модели агрострахования с государственной поддержкой. Агрострахование предназначено для обеспечения защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей при наступлении страховых случаев. Агрострахование актуально для сельскохозяйственного производства в связи с высокой вероятностью наступления катастрофических рисков, а, следовательно, и потерь. Так как наравне с погодными рисками существуют риски изменения рыночной конъюнктуры, кредитный риск и другие необходим системный подход к управлению рисками в сельском хозяйстве. Развитие системы агрострахования в Российской Федерации сдерживается сложностью разработки доступных страховых продуктов, несовершенным механизмом выплаты страхового возмещения, низким уровнем страхового покрытия. Для совершенствования агрострахования предлагается: разработка линейки доступных страховых продуктов для учета потребностей и особенностей клиентов при формировании продуктового ряда, самостоятельного выбора клиентами приемлемой доли покрытия риска; использование методологии актуарных расчетов стоимости ущербов с применением математических и статистических методов; обеспечение необходимого уровня и стабильности ресурсной поддержки со стороны государства; создание накопительных страховых резервов для покрытия крупных расходов будущих периодов для защиты от катастрофических рисков.


Выпуск № 8, Август 2017 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Перспективы развития сельского хозяйства: проблемы источников финансирования и вопросы налогообложения

БОГОВИЗ А., ШКОДИНСКИЙ С., КОНДРАТЬЕВА Е., ЛОБОВА С., БАЗАНОВА А.

Переход к эффективной экономической политике государства напрямую связан с развитием конкретных отраслей, прежде всего, сельского хозяйства. Финансирование сельскохозяйственных организаций обладает рядом особенностей. Действующая система налогообложения является одним из самых действенных инструментов, способных как поддержать сельскохозяйственное производство, так и затормозить его развитие. Цель исследования - анализ вопросов финансирования и налогообложения сельскохозяйственных организаций как факторов отраслевого роста. В системе кредитования сельскохозяйственных организаций были выделены следующие проблемы: снижение объемов кредитования отрасли; отсутствие возможности замещения средств, ранее привлекаемых на рынках капитала. Статистика налогообложения организаций сельского хозяйства последних лет показывает разнонаправленные тенденции, в т.ч. меньшее использование сельскохозяйственными организациями ЕСХН по сравнению с общей системой налогообложения, позитивная динамика налоговых поступлений и задолженности по налогам, приемлемый уровень налогового бремени для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и привлечения инвестиций методами налогового регулирования предлагается провести оценку влияния уровня налоговой нагрузки и применения налоговых льгот на экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей и в целом на развитие сельского хозяйства. Необходимо использование мер, направленных на усиление стимулирующей функции налогообложения.