ISSN 0235-2443

INTEGRATION


Выпуск № 3, Март 2021 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Развитие интеграционных процессов в направлении селекции и семеноводства

МИХАЙЛУШКИН ПАВЕЛ, МОИСЕЕВ АРКАДИЙ

Авторы подчёркивают необходимость развития интеграции в семеноводстве для развития дальнейших научно-технологических и инновационно-инвестиционных процессов. В статье уделяется особое внимание текущим результатам в семеноводстве, которые являются достаточно скромными, в отличие от зарубежных коллег. В России развитие интеграционных процессов в семеноводстве имеет вид локального взаимодействия, как в отношении качества семян, так и в отношении их количества. Современное развитие интеграционных процессов в отечественной отрасли агропромышленного комплекса представляет собой целостную систему и довольно сложный механизм взаимодействия. Аграрные предприятия и сельхозтоваропроизводители стараются вступать в интеграционные связи, при этом могут возникать риски, обусловленные определенной спецификой направления АПК. Аграрные предприятия в своей деятельности считают необходимостью сохранить себе свои стабильные доходы, это связано с наличием сырьевой базы, рынков сбыта и конкурентоспособностью. Все это, в значительной мере, создает те необходимые условия для установления прочных интеграционных процессов в агропромышленном комплексе и взаимодействия между его субъектами. Авторы предлагают рассматривать развитие интеграционных процессов с позиции усиления мер государственной поддержки и создания совместных селекционно-генетических и селекционно- семеноводческих центров со странами, имеющими похожие климатические условия на базе НИИ и аграрных вузов.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Стратегия социально-экономического и экологического развития московской агломерации в хх1 веке

ТУЛЬЧЕВВ ВЛАДИМИР, ЖЕВОРА СЕРГЕЙ, БОРИСОВ МАКСИМ, ЛУКИН НИКОЛАЙ

Майский Указ Президента определил основные национальные цели – создание современной экономики и повышение на этой основе качества жизни россиян, чтобы они каждый день видели изменения к лучшему, реальный поворот государства к потребностям человека. Споры по поводу создания оптимальной структуры народного хозяйства России и его фундамента – АПК (с переходом от «валовых» к высоким «конечным» результатам) ведутся давно, но мало что делается, так как из за экстенсивного развития сельского хозяйства (в т.ч. мелкотоварного картофелеводства и овощеводства), мы до сих пор не в состоянии решить продовольственную проблему, потому что до сих пор не созданы оптимальные по размеру безотходные агропромышленные формирования– агропромышленные предприятия (типа «совхоз – завод» или объединения (холдингового типа), а также специализированные фермерские вертикально–интегрированные сельскохозяйственные производственно-торговые кооперативы.


Выпуск № 8, Август 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Центросоюз россии как интегрированное образование в системе продовольственного обеспечения

НАБИЕВА АЛСУ

В статье определены роль и место Центросоюза Российской Федерации в системе продовольственного обеспечения, развитии заготовительной деятельности потребительской кооперации, направления работы потребительских кооперативов, обществ и союзов в формировании продовольственных ресурсов, проанализированы предпосылки для расширения заготовительной деятельности потребительских обществ. Особое место уделено переработке скоропортящейся сельскохозяйственной продукции и дикорастущих лесных грибов, брусники, голубики, черники, клюквы, а также лекарственно- технического сырья. Проанализировано развитие материально-технической базы по переработке молока, скота, выработке в системе потребительских обществ кондитерских изделий, полуфабрикатов, безалкогольных напитков, исследована инфраструктура развития общественного питания в потребительской кооперации, сделан обзор закупочной деятельности кооперативных организаций, вскрыты резервы и сформулированы перспективные векторы повышения эффективности использования имеющегося потенциала. Сформулированы направления развития кооперации и интеграции в сфере расширения закупок сельскохозяйственной продукции и дикоросов. Россия располагает большими природными ресурсами дикоросов на естественных массивах лесов и болот, сбор которых организован слабо. В результате чего продовольственный рынок недополучает существенные объемы экологически чистой дикорастущей продукции. Отстает в развитии рынка дикоросов и нормативно-правовая база. Недостаточно осуществляются организационно-экономические меры, стимулирующие выращивание, сбор и переработку дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов и другой продукции.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Сто шагов от разрушения к социально-экономическому и технологическому прорыву в апк на период до 2024 года

ТУЛЬЧЕЕВ ВЛАДИМИР, ЖЕВОРА СЕРГЕЙ, БОРИСОВ МАКСИМ, ЛУКИН НИКОЛАЙ

Экономика будущего требует: массовое создание крупных вертикально – интегрированных агропромышленных формирований (АПО) и промышленных корпораций под единым руководством на основе единых «сквозных» малоотходных и безотходных ресурсосберегающих технологических цепочек с «прозрачной» бухгалтерией для акционеров и партнёров по кооперации; перехода от производства валовой (советской) к конечной (рыночной) конкурентоспособной на мировом рынке качественной продукции, произведённой каждым объединением (единым коллективом) с наименьшими потерями, затратами труда и средств; обеспечения приоритета производителей, потребителей и государства над посредниками и торговцами. Необходимо быстрее объединить десятки миллионов хаотично автономно развивающихся малых форм хозяйствования - ЛПХ, К(Ф)Х малых СХО и оторванных от них перерабатывающих сельхозсырьё городских заводов, мощности которых загружены на 10-20‰, других промышленных предприятий в вертикально интегрированные АПФ и промышленные корпорации под единым стратегическом планированием с замкнутым циклом производства конечной продукции в системе «поле (сад, ферма, рыбхоз, скважина, рудник, генератор энергии, лесосека и т. п.) – потребитель»), с ликвидацией посредников, других непроизводительных звеньев, «серых» схем, фирм-«прокладок» и др., обеспечив переход в экономике страны от финансового к реальному производственному капиталу в сельском хозяйстве и промышленности. В данной работе мы постарались показать как за 6 лет (2019–2024 гг.) кооперируясь, АПК и ОПК могут повысить ВВП не на 1,3‰ в 2019 гг. и до 3‰ в 2021 г. (по прогнозу Минэкономразвития), а обеспечить экономический рост в России не меньше среднемирового уровня – 3,8‰ в год.


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Перспективы развития картофелепродуктового подкомплекса апк рф в условиях общего аграрного рынка стран снг и брикс

ТУЛЬЧЕЕВ ВЛАДИМИР, ЖЕВОРА СЕРГЕЙ, ГОРДИЕНКО НАТАЛИЯ

Обосновано создание на основе интеграции стран-участниц ЕАЭС, СНГ и БРИКС общего аграрного рынка на базе агропромышленных формирований, объединяющих малые формы хозяйствования для производства картофеля, овощей и т.п., и строительства современных автоматизированных хранилищ-комлексов, в т.ч. прирельсовых и специализированных транспортных средств. При создании безотходных вертикально - интегрированных картофелеводческих агропромышленных формирований и при строительстве в них быстровозводимых хранилищ из лёгких металлоконструкций можно увеличить поставку продовольственного картофеля и продуктов его переработки в страны ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС и др. до 710 млн т. Для стран-участниц СНГ, БРИКС необходимо разработать совместные стратегические комплексные программы развития общего аграрного рынка или начать развивать совместно недостающие звенья единых продуктовых цепочек.


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "За рубежом"

Личные подсобные хозяйства населения в аграрном секторе экономики в странах евразийского экономического союза: опыт и проблемы

СИГАРЕВ МИХАИЛ, НАРЫНБАЕВА АЙНА

Личное подсобное хозяйство сельского населения - форма предпринимательской деятельности по производству переработке и реализации сельскохозяйственной продукции предоставляет собой самостоятельную форму организации без образования юридического лица, осуществляемую личным трудом граждан и членами их семей. Оно является важнейшим производителем сельскохозяйственной продукции, что обусловлено решением проблемы продовольственной и на этой основе экономической безопасности отдельных регионов и направлено на повышение уровня занятости, доходов и качества жизни сельского населения. Проведенные исследования показывают недостаточно высокий уровень результативной деятельности личных подсобных хозяйств населения в странах Евразийского экономического союза. Многие из них не имеют собственных источников доходов за счет реализации произведенной продукции и существуют за счет адресной социальной поддержки государства. В статье представлен анализ личных подсобных хозяйств населения Беларуси, Казахстана и России, который позволил разработать рекомендации по повышению результативности производства сельскохозяйственной продукции. Предложения и рекомендации найдут практическое применение в аграрном секторе, что позволит повысить эффективность производства, реализации и переработки сельскохозяйственной продукции и продовольствия по всем категориям хозяйств.


Выпуск № 4, Апрель 2018 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Роль и место интеграции в механизме управления сельским развитием

КРИУЛИНА ЕЛЕНА, ГОРБАТКО ИННА

В социально-экономических условиях, осложненных политическими событиями последних лет, усиливается необходимость взвешенного, профессионального управления сельским развитием. Это требует применения более совершенного механизма, использующего как проверенные многолетней практикой инструменты менеджмента на государственном, региональном и муниципальном уровнях, так и новые, обусловленные современными реалиями. К числу последних можно отнести инструменты качественно новых форм кооперационных и интеграционных отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями в границах сельских территорий, создание в них кластеро-ориентированных формирований. Основной функцией сельского развития должно стать рациональное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов сельских территорий при усилении и соответствующей мотивации государственных, муниципальных и хозяйственных органов управления и с учетом интересов сельского населения. Цель исследования - анализ мнения населения о рациональности действующего механизма управления сельским развитием как основы для возможного совершенствования его интеграционной составляющей. В границах сельских территорий не существует взаимовыгодного практического сотрудничества крупного, среднего и малого бизнеса. Непрозрачность масштабов государственной поддержки отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей, различная доступность для них государственных и частных инвестиций усложняет условия для устойчивого сельского развития. Для активизации процессов интеграции в сельском развитии необходимо принятие стратегически оправданных решений на всех управленческих уровнях.


Выпуск № 2, Февраль 2018 г., рубрика "За рубежом"

Развитие экспорта сельскохозяйственной продукции - важное направление аграрной политики стран-членов еаэс

МЕДВЕДЕВА НИНА, ПРОХОРЕНКО ОКСАНА

Развитие экспорта сельскохозяйственной продукции государств-членов ЕАЭС, развитие региональной торговли является одним из приоритетов согласованной аграрной политики ЕАЭС. В статье рассмотрены вопросы внешней и внутренней торговли государств-членов ЕАЭС, показан высокий уровень зависимости внутреннего рынка стран Союза от импорта отдельных видов сельскохозяйственных товаров, а также от материально-технических ресурсов. В связи с этим необходима диверсификации экспорта в сторону увеличения в его структуре продукции с высокой добавленной стоимостью. Для этого необходимо создание высокотехнологичных экспорто ориентированных производств, направленных на выпуск продукции конкурентоспособной на мировом рынке. Большую роль в развитие экспорта играет дальнейшая интеграция стран в этой сфере. Назрела необходимость разработки скоординированной экспортной политики, которая позволит объединить участников для реализации основных направлений по развитию экспорта, указанных в национальных программных документах, устранению имеющихся препятствий в этой сфере, содействовать продвижению сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынки третьих стран.


Выпуск № 2, Февраль 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Агропромышленный комплекс - локомотив продовольственной безопасности россии

ТУЛЬЧЕЕВ ВЛАДИМИР, ЖЕВОРА СЕРГЕЙ, ГОРДИЕНКО НАТАЛИЯ

Реформирование сельского хозяйства привело к ликвидации или резкому снижению загруженности мощностей предприятий I и III сфер агропромышленного комплекса и до 140 связанных с селом промышленных отраслей. С разрушением промышленного картофелеводства и овощеводства до 90-93‰ площадей в России сегодня заняты малыми формами хозяйствования, с которыми не работают ни перерабатывающие заводы, ни торговые сети, что ведёт к их уходу с рынка. Однако малые формы хозяйствования поставляют на рынок страны более 50‰ всей сельхозпродукции. Предлагается создавать высокоэффективные «скандинавские» сельскохозяйственные производственно-торговые кооперативы (вместо заготовительных), типа Брянского картофельного кооператива «Производители и переработчики картофеля» с собственным семеноводством, товарным производством, хранением, переработкой, фасовкой, упаковкой и реализацией картофеля. На оставшихся 7-10‰ картофельных и овощных площадях России, занятых средними и крупными СХО целесообразно создать агропромышленные предприятия (типа «совхоз - завод» - ЗАО «Озёры») и объединения холдингового типа («Дмитровские овощи» Московской области). Предлагается использование китайской модели экономических преобразований, но с российской спецификой - развитие одновременно всех 3-х сфер АПК и его основных высокорентабельных и экспорто ориентированных подкомплексов с подключением конструкторов и специалистов оборонно-промышленного комплекса.


Выпуск № 8, Август 2017 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Перспективы создания агропродуктового кластера в регионе

КУСТОВА С.

Развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе РФ является закономерным процессом. Изучение опыта зарубежных стран и отдельных регионов России показало, что наиболее перспективной формой интеграционного взаимодействия являются кластеры. Аграрное производство Магаданской области, несмотря на ежегодно возрастающую государственную поддержку, по-прежнему остается низкоэффективной отраслью, требующей новых методов управления и создания условий для инновационного развития. Цель исследования - научное обоснование и разработка модели агропродуктового кластера в Магаданской области. Именно необходимость внедрения масштабных инноваций требует применения кластерного подхода в АПК северных регионов. SWOT-анализ позволил выявить сильные и слабые стороны сельскохозяйственных отраслей и сделать вывод о возможности создания в регионе молочно-продуктового кластера. Установлено, что в области имеются незагруженные в полной мере мощности для переработки молока, а также готовые к внедрению научные инновационные разработки в области кормления сельскохозяйственных животных, укрепления региональной кормовой базы и разведения молочного скота. Создание кластера позволит усилить конкурентоспособность продукции АПК региона, диверсифицировать сельскохозяйственное производство и повысить экономическую эффективность отрасли, уменьшить продовольственную зависимость Магаданской области от рынка ввозимых товаров, обеспечив улучшение снабжения населения местной молочной продукцией.