ISSN 0235-2443

AGRICULTURAL COOPERATION


Выпуск № 2, Февраль 2019 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Реализация механизма государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в красноярском крае

ЛЕБЕДЕВА ТАТЬЯНА

Механизм государственной поддержки фермерских хозяйств Красноярского края состоит из совокупности процедур по разработке направлений государственной поддержки, их финансирования, административных процедур по организации конкурсного отбора К(Ф)Х, претендующих на получение гранта. В Законе Красноярского края «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса» предусмотрены следующие направления государственной поддержки малых форм хозяйствования: поддержка начинающих фермеров; развитие семейных животноводческих ферм; развитие сельскохозяйственной кооперации; развитие несельскохозяйственных видов деятельности. С 2012 по 2017 гг. объем средств государственной поддержки ежегодно увеличивался, достигнув пика в 2016 г. в размере 340212,0 тыс. руб. Установлено, что 53,2‰ средств государственной поддержки за шесть лет направлено на поддержку начинающих фермеров. Количество фермеров, получивших за рассматриваемый период государственную поддержку, возросло почти на 30 ‰. Большинство грантов (78,4‰) по данным за 2016 г. поступило начинающим фермерам, специализирующимся в отрасли животноводства.


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Классификация кооперативов и развитие сельскохозяйственной кооперации

ЯНБЫХ РЕНАТА, САРАЙКИН ВАЛЕРИЙ

В России запутанное кооперативное законодательство, причины которого кроются в смешении советских и постсоветских норм регулирования. Существующая классификация кооперативов, как сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных, устарела и не способствует их развитию и государственной поддержке. Сельскохозяйственные по названию кооперативы не всегда вовлечены в сельскохозяйственное производство и его обслуживание, и, наоборот. Группировка кооперативов показала, что 46,7‰ зарегистрированных кооперативов - это гаражные и гаражно-строительные кооперативы, 19,3‰ - жилищные и жилищно-строительные кооперативы, 14‰ - производственные кооперативы, из которых чуть более 10‰ представлены сельскохозяйственными производственными кооперативами, 6,4‰ приходится на потребительские общества. Совершенствование нормативно-правовой и учетно-статистической базы сельскохозяйственной кооперации представляется крайне важным.


Выпуск № 5, Май 2018 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Составляющие успешного развития сельхозкооперации в районах липецкой области

КРЫЛОВ ВАСИЛИЙ, СЕМКИН АЛЕКСАНДР, БАЮНОВ ВЛАДИМИР, МИХЕЕВ ЕВГЕНИЙ

Статья посвящена анализу состояния и основным направлениям развития сельскохозяйственной кооперации, оценке ее значения для стабильного развития агропромышленного комплекса, укрепления экономики сельского хозяйства, особенно на районном и поселенческом уровнях Липецкой области. Определены роль, значение и необходимость активного участия районных и поселенческих властей в организации сельскохозяйственной кооперации. Исследованы особенности подходов и новые направления организации и государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов области, благодаря которым область является безусловным лидером, как по численности кооперативов, так и по уровню и устойчивости развития сельских территорий. Особое внимание авторы придают более глубокому изучению и необходимости применения в регионах страны опыта организации кооперативного движения в Липецкой области.


Выпуск № 4, Апрель 2018 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Нормативно-правовое обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств в красноярском крае

ЛЕБЕДЕВА ТАТЬЯНА

В статье проанализированы действующие федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Красноярском крае. Установлено, что в целях эффективного развития фермерских хозяйств на федеральном уровне разработаны и реализуются положения Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г. и Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Анализ статистические данных Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края показал, что по направлению «поддержка начинающих фермеров»объем финансирования с 2012 по 2017 гг. увеличился в 4,4 раза с 33 308,7 тыс. руб. до 145 620,2 тыс. руб., за шесть лет гранты в объеме 495 989,7 тыс. руб. получили 275 начинающих фермера; 45 глав фермерских хозяйств получили гранты в объеме 321 698,4 тыс. руб.по направлению «Развитие семейных животноводческих ферм»; с 2015 по 2017 гг. 7 фермеров воспользовались государственной поддержкой в объеме 13 999,7 тыс. руб. на развитие несельскохозяйственных видов деятельности; за 2016-2017гг. шесть сельскохозяйственных кооператив получили гранты на сумму 100 854,3 тыс. руб. по направлению «Развитие сельскохозяйственной кооперации». Положения названного закона реализуются посредством действующей Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», определяющей целевые показатели в целях обеспечения развития фермерских хозяйств.


Выпуск № 11, Ноябрь 2017 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Развитие льноводства: реалии и перспективы

КРЫЛОВ ВАСИЛИЙ, БАЮНОВ ВЛАДИМИР, ХУДЯКОВА ЕЛЕНА, КРУГЛИЙ АЛЕКСЕЙ

В статье рассмотрено состояние льняного подкомплекса, показано его стратегическое значение для развития многих отраслей, особенно лёгкой промышленности, подчеркнута необходимость его восстановления. Цель исследования - выявить основные причины разрушения льняного подкомплекса. Это даст возможность более конкретно, научно - обоснованно определить вектор его стратегического развития, выработать наиболее эффективные направления восстановления. Сделан вывод, что основная причина упадка льноводческого подкомплекса - это поспешный и научно необоснованный перевод экономики от жёсткого государственного планирования и регулирования к работе в нерегулируемых рыночных условиях. Длительность производственного цикла (12-15 и более месяцев) при высокой стоимости банковского кредита и инфляции, недостаточности собственных свободных средств и отсутствии необходимого государственной поддержки предопределяет убыточность выращивания и переработки льна. В Нечерноземной зоне лён является для многих хозяйств единственной товарной растениеводческой культурой, обеспечивающей на протяжении столетий доходность сельскохозяйственного производства. В России по сравнению с другими льносеющими странами очень низкая производительность труда, урожайность культуры, ее качество, что намного снижает конкурентоспособность отечественной льняной продукции.


Выпуск № 9, Сентябрь 2017 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Восстановление льноводства - основа стабильного развития нечерноземья

КРЫЛОВ ВАСИЛИЙ, СЕМКИН АЛЕКСАНДР, ХУДЯКОВА ЕЛЕНА, БАЮНОВ ВЛАДИМИР

Цель работы - изучение истории развития, выявление роли, значения и перспектив льноводства для экономики страны и, особенно для льносеющих регионов Нечерноземной части Центральной России. Ретроспективный анализ устойчивости развития экономики льносеющих регионов Нечерноземья России за продолжительный исторический период показывает, что их успешному развитию способствует именно массовое возделывание льна-долгунца. Отмечена значительная роль кооперации в развитии льноводства. Приведена динамика посевов льна с конца 80-х годов до настоящего периода. На основе официальной статистики установлена прямая зависимость степени разрушения льноводства и состояние других отраслей сельского хозяйства ведущих льносеющих регионов Центральной России. В дореформенный период в десяти регионах Нечерноземья было сосредоточено почти 90‰ российского льна, а за годы Россия практически прекратила производство льноволокна и изделий из него. Показаны значение, необходимость и направления восстановление льноводства в современных условиях. По экспертным оценкам из-за восстановления льняного комплекса ВВП страны возрастёт не менее чем на 6-8‰. Меры по восстановлению льноводства в депрессионных регионах Нечерноземья должны приниматься в комплексе с другими мероприятиями по развитию сельских территорий.