ISSN 0235-2443

STATE REGULATION


Выпуск № 1, Январь 2018 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Направления формирования институциональной среды инновационного развития сельского хозяйства

ШАРИПОВ САЛИМЗЯН, ХАРИСОВ ГУМЕР

Формирование институциональной среды инновационного развития сельского хозяйства обусловлено сменой парадигмы социально - экономического развития, происходящей в аграрной сфере современного российского общества. Институциональная среда способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата, привлечению инноваций, созданию благоприятных условий для жизни и работы на сельских территориях, развитию человеческого и социального капитала. Применение современного инновационного оборудования и технологий в сельскохозяйственном производстве, существующие демографические тенденции и возрастные структурные сдвиги сельского населения обусловливают необходимость обеспечения аграрного производства высококвалифицированными кадрами. Устойчивое развитие сельского хозяйства обеспечивается, когда институциональные преобразования осуществляются с учетом базовых институтов общества. В результате обеспечивается согласование развития социальной сферы сельских территорий и инновационного развития сельского хозяйства, сохранение и приумножение природного богатства. На примере сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан показано, что факторы институциональной среды, представленные организационными формами аграрного бизнеса, человеческим и социальным капиталом, и инновации обеспечивают достижение системных эффектов, сохранение и воспроизводство природных ресурсов и повышение эффективности сельского хозяйства.


Выпуск № 11, Ноябрь 2017 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Экономические проблемы импортозамещения в условиях научно-технологического развития апк россии

УШАЧЕВ ИВАН, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЛАДИСЛАВ

Результаты развития агропромышленного комплекса являются доказательством успеха политики импортозамещения в Российской Федерации. Основным инструментом достижения поставленных целей является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Как показал проведенный ретроспективный анализ, длительность процесса импортозамещения различна по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. При этом сохраняется высокая импортная зависимость по продукции мясного и молочного скотоводства, овощам и плодово-ягодной продукции. Отдельную проблему представляет импортозамещение ресурсов и технологий для агропромышленного производства. Осложняют процесс импортозамещения в АПК неблагоприятные макроэкономические условия функционирования, а также нестабильность содержания и ресурсного обеспечения государственной программы. Сделан вывод, что по мере повышения доли отечественного продовольствия во внутренних ресурсах рынка, значение импортозамещения как фактора роста агропромышленного производства будет ослабевать, что обуславливает необходимость поиска новых драйверов роста и разработки долгосрочной стратегии устойчивого социально-экономического развития АПК.


Выпуск № 8, Август 2017 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Методологические аспекты развития органического сельского хозяйства в россии

АВАРСКИЙ Н., АСТРАХАНЦЕВА Е.

В статье рассматриваются этапы становления и развития органического сельского хозяйства в зарубежных странах и России, дается сравнительная оценка его состояния в них. Наличие различных точек зрения по вопросам развития органического сельского хозяйства, производства и рынка органической продукции в нашей стране говорит о необходимости научно-методологического обоснования постановки и изучения этой проблемы. В статье рассмотрены два вопроса методологического характера: понимание места органического сельского хозяйства в сельском хозяйстве страны в целом и вопросы регулирования и поддержки этого процесса. Органическое сельское хозяйство рассматривается как специфическая, но составная часть общей системы ведения сельского хозяйства. Эффективность поддержки органического сельского хозяйства будет тем выше, чем в большей степени она будет осуществляться на научной основе, в тесной связи Министерства сельского хозяйства с региональными органами власти и научными и образовательными учреждениями. Поддержкой должны пользоваться только те хозяйствующие субъекты, которые войдут в реестр сертифицированных производителей органической продукции и будут отчитываться в результатах своей деятельности по общегосударственной статистической системе учета и отчетности. Среди преимуществ органического сельского хозяйства также дополнительно выделены экологические, социальные и экономические факторы. Темпы ежегодного роста площадей занятых под производством органической продукции в период 2017-2020 гг. могут составить от 3,4 до 3,9‰, а объемов продаж от 7,7 до 11,2 ‰. Единая информационная база сделает возможным проводить объективный мониторинг внутреннего рынка органической продукции