ISSN 0235-2443

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


Выпуск № 3, Март 2021 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Ценовая ситуация на агропродовольственном рынке россии: проблемы и пути решения

ПАПЦОВ АНДРЕЙ, УШАЧЕВ ИВАН, МАСЛОВА ВЛАДА, АВДЕЕВ МИХАИЛ

Статья посвящена проблемам формирования цен и ценовых отношений на агропродовольственном рынке России и выработке предложений по их совершенствованию. Авторами проведен анализ динамики цен по всей продовольственной цепочке на рынке: масла подсолнечного и маслосемян, сахара, зерновых, молока и молокопродуктов, мяса. В конце 2020 г. ценовая ситуация на агропродовольственном рынке России начала ухудшаться, что во многом было обусловлено ростом цен на мировых рынках продовольствия и снижением курса национальной валюты. Были зафиксированы высокие ежемесячные приросты цен производителей в сельском хозяйстве на зерновые культуры, семена подсолнечника и сахарную свеклу, что обусловило рост цен производителей в пищевой промышленности. Отмечено, что за пятилетний период рост цен производителей сельхозпродукции был существенно меньше, чем рост в других подотраслях АПК и розничной торговле. При росте потребительских цен на продукты питания в 2020 г. отмечено снижение реальных денежных доходов населения на 3,5‰. Данные негативные факторы оказывают существенное влияние на уровень благосостояния и экономическую доступность для населения отдельных видов продовольственных товаров. Правительством Российской Федерации был принят ряд нормативных правовых актов, предусматривающих меры, направленные на сдерживание роста цен на агропродовольственном рынке. Благодаря принятым решениям рост цен удалось во многом притормозить. Авторы подчеркивают, что более эффективными были бы не ситуационно применяемые экстренные меры, а разработка и внедрение научно-обоснованной системы постоянно действующих механизмов, которые бы стабилизировали ценовую ситуацию на агропродовольственном рынке на основе совершенствования ценовых отношений между различными сферами АПК, а также торговлей, как внутренней, так и внешней.


Выпуск № 1, Январь 2021 г., рубрика "Управление и кадровое обеспечение"

Экономическая политика в области сельского хозяйства как форма параметрического управления

ОБЫДЕНОВ АЛЕКСАНДР

В статье рассмотрены основные инструменты аграрной политики в рамках модели параметрического управления поведения хозяйствующих субъектов. К этим инструментам отнесены: фиксированные и потоварные трансферты, а также минимальная цена. Основной особенностью данного подхода является обеспечение вовлеченности хозяйствующих субъектов в сельскохозяйственную деятельность даже после отмены стимулирующих мер. Одни и те же инструменты могу давать различные результаты при различных условиях, быть по-разному эффективны при различных моделях поведения хозяйствующих субъектов. С другой стороны, рассмотренный подход позволяет выделить инструменты, претендующие на роль инвариантов параметрического управления, среди которых – минимальная цена. Данный инструмент, согласно модели параметрического управления поведением хозяйствующих субъектов, является наиболее эффективным для рынков с положительным наклоном спроса. Такой спрос, как известно, характерен для товаров Гиффена и товаров первой необходимости в условиях нестабильности. Среди этих товаров – социально-значимые продукты питания. В статье проведен сравнительный анализ результатов модели с инструментами аграрной политики в России и зарубежных странах (США и странах Европы). Показано, что ценовое регулирование на некоторые продукты питания в зарубежных странах соответствуют выводам модели. Характерным примером установления нижней границы цены является ценовое регулирование сельского хозяйства в США. В то же время в России применяются противоположные подходы. Так, в период нестабильности применяется практика установления максимальных цен на социально-значимые продукты питания. С другой стороны, в рамках развиваемого нами подхода может быть использована и противоположная мера регулирования – установление минимальных цен на продукты питания. Такая мера может способствовать развитию рынков сельхозпродукции через стимулирование входа в отрасль новых участников и усиление конкуренции на соответствующих рынках. При необходимости указанная мера может сопровождаться дотациями потребителям с низкими доходами.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Концепция размещения сельскохозяйственного производства в условиях развития агрогородков

СТАДНИК АНАТОЛИЙ, САМОХВАЛОВА АНАСТАСИЯ

Оптимальное размещение сельскохозяйственного производства является успешным залогом обеспечения населения не только доступным и качественным отечественным продовольствием, но и сохранения сельского уклада и занятости населения. В настоящее время крупные организации, поглощая мелких товаропроизводителей, крестьянско-фермерские, а также личные подсобные хозяйства в сельской местности, лишают местных жителей рабочих мест, разрушая конкурентную среду в реализации сельскохозяйственной продукции. В современных условиях размещение сельскохозяйственного производства носит преимущественно стихийный характер и сопровождается конкурентной борьбой. С целью сохранения уклада сельской жизни, занятости населения, привлекательности труда в сельской местности, обеспечения населения качественными и доступными продуктами питания предлагается посредством государственного регулирования расширение и обновление существующих агрогородков, а также создание новых на основе передовых сельскохозяйственных организаций. Невозможно решить проблему оптимального размещения сельскохозяйственного производства без законодательного закрепления понятия «агропромышленный комплекс», который должен получить статус на всех уровнях управления.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "За рубежом"

Инструменты государственного регулирования отрасли свиноводства: российский и зарубежный опыт

НИФОНТОВА ЕКАТЕРИНА

Свиноводческая отрасль представлена в большинстве стран мира и является значительным сегментом мирового продовольственного производства. В связи с чем развитые страны разрабатывают эффективную систему государственного регулирования данной отрасли. Статья посвящена проблеме государственного регулирования отрасли свиноводства в России и за рубежом. Выделяются группы стран в зависимости от того, ориентирован их рынок продукции свиноводческой отрасли на импорт, экспорт, или самообеспечение продукцией отрасли свиноводства. Исследуются основные требования и ограничения Всемирной Торговой Организации, которые касаются регулирования рынка свинины стран-участников. В статье обозначены основные ориентиры свиноводческой отрасли развитых стран, на которые направлена государственная поддержка. Рассматриваются основные инструменты воздействия на отрасль и соответствующий рынок в странах мира, таких как Бразилия, Китай, страны Евросоюза, Россия. Приводятся основные инструменты государственной поддержки отрасли свиноводства и обозначаются основные мировые тенденции в данной сфере. Наряду с зарубежным опытом приводятся российские практики регулирования и поддержки свиноводческой отрасли. В обсуждении сравнивается российский и зарубежный опыт, и выделяются основные проблемы, с которыми сталкивается отечественная отрасль свиноводства. А также обозначаются приоритетные направления ее развития, которые должны учитываться при выборе инструментов государственного регулирования.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Развитие инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве россии

МАСЛОВА ВЛАДА, САВКИНА ГАЛИНА

В статье рассматривается проблема активизации инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве России. Инвестиционная деятельность в отрасли оценивалась системой показателей в динамике. В период 2014-2018 гг. были выявлены следующие основные тенденции: наблюдался незначительный рост физического объема инвестиций в основной капитал (103,3‰), удельный вес инвестиций сельского хозяйства в общем объеме инвестиций вырос с 3,8‰ до 4,4‰; наметилась тенденция повышения доли собственных средств товаропроизводителей и снижения доли привлеченных средств в инвестициях в основной капитал, что является следствием сложностей в привлечении заемного капитала. В настоящее время особое внимание отводится проблеме повышения эффективности капитальных вложений. В связи с этим изучены следующие показатели: фондовооруженность, фондоотача, коэффициенты обновления и выбытия основных фондов. В настоящее время одним из основных сдерживающих факторов развития сельского хозяйства является низкий уровень накопления в отрасли. Для обеспечения роста темпами выше мировых необходимо увеличить долю накопления основного капитала до 28-30‰. В целях достижения данных показателей необходимо создание условий для роста инвестиций, в том числе формирование благоприятного инвестиционного климата, совершенствование денежно-кредитной политики, рост финансовой устойчивости товаропроизводителей, обеспечение спроса населения, наращивание экспортного потенциала. Условия открытия и ведения бизнеса напрямую влияют на приток инвестиций, а, соответственно, и на рост экономики, поэтому необходимо, прежде всего, совершенствовать институциональную среду развития инвестиционной деятельности.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Региональные особенности и актуальные проблемы развития отраслей сельского хозяйства

КИРКОРОВА ЛЮДМИЛА, ЕФРЕМОВ СЕРГЕЙ, ЛИПНИЦКИЙ ТАРАС

Обосновано, что для обеспечения продовольственной безопасности страны и перехода на полное импортозамещение продовольствием необходимо создание стратегически эффективной структуры в аграрной экономике, прежде всего, отраслевой, а эффективность деятельности хозяйствующих субъектов зависит не только от природных условий, но и от других факторов. Подчеркивается значимость фактора территориального размещения, влияние удаленности территорий от центров на экономическую эффективность деятельности хозяйствующих субъектов. Показано место области в системе сельского хозяйства Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа. Выявлено, что, несмотря на рост объемов производства продукции сельского хозяйства в регионе продолжаются негативные тенденции в сельской местности, а объемы производства продукции в отрасли нестабильны, что подтверждают приведенные индексы производства продукции по статистическим данным. Определены тенденции и выявлены проблемы, сдерживающие развитие сельского хозяйства в регионе и предложены пути их решения. Востребовано возрождение традиционной отрасли льноводства в регионе, а для решения данной проблемы необходима разработка Стратегии производства и переработки продукции, мер государственной поддержки и стимулирования ее развития.


Выпуск № 9, Сентябрь 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Государственное стимулирование технического обеспечения сельского хозяйства в системе межотраслевых экономических отношений

КУЗНЕЦОВ ВЛАДИМИР, УСЕНКО ЛЮДМИЛА, ХОЛОДОВ ОЛЕГ

В статье проведен анализ технического состояния отечественного сельского хозяйства и тенденции обновления машинотракторного парка. Определены разнонаправленные характеристики наличия и обновления основных видов сельскохозяйственной техники. Предметом исследования стало развитие экономических отношений между организациями сельского хозяйства и отраслью их технического обеспечения, а также система государственных стимулов, направленных на интенсификацию данного взаимодействия. В статье приводятся теоретическое обоснование и значимость межотраслевых экономических отношений, как фактора, влияющего на развитие национальной экономики в целом. Субъектом исследования в межотраслевых отношениях стала экономическая взаимосвязь отрасли сельского хозяйства и других сфер отечественной экономики в процессе технической модернизации. Авторами предложена модель системы экономических отношений в процессе технического обеспечения отрасли сельского хозяйства и определена роль государства в решении данного вопроса. По результатам проведенного исследования было выявлено 4 блока развития экономических отношений АПК с другими отраслями в рамках технического обеспечения сельскохозяйственного производства. Проанализированы результаты государственных мер направленных на техническую модернизацию сельского хозяйства, выявлена экономическая выгода сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках рассматриваемых 4 блоков экономических отношений. Было определено, что государственная поддержка технического перевооружения сельского хозяйства на федеральном уровне реализуется через отрасль машиностроения, банковскую сферу, государственную лизинговую компанию. Основные исследования проведены на примере Ростовской области, как одного из лидеров аграрного производства в России, характеризующегося высоким уровнем обновления машинно-тракторного парка сельского хозяйства. Полученные в рамках работы над статьей выводы могут быть использованы на макро- и мезоуровнях государственного управления техническим обеспечением отрасли сельского хозяйства в системе развития межотраслевых экономических связей.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Моделирование влияния климатических изменений на сельское хозяйство россии

СИПТИЦ СТАНИСЛАВ, РОМАНЕНКО ИРИНА, ЕВДОКИМОВА НАТАЛЬЯ

В статье рассмотрены актуальные вопросы оценки влияния глобального изменения климата на сельское хозяйство, что в настоящее время является одной из наиболее дискуссионных проблем в мировом научном сообществе. Динамическая модель воздействия климатических изменений на экономику сельского хозяйства Российской Федерации, представленная в статье, имитирует три связанных процесса: собственно изменение климата, технологическое развитие сельского хозяйства и совершенствование человеческого капитала. Особый интерес представляет использование данной модели для конструирования регулятора, решающего задачу адаптивного управления по критерию минимизации негативных проявлений климатической динамики на сельское хозяйство. Модель может применяться для конструирования регулятора, решающего задачу адаптивного управления по критерию минимизации негативных проявлений климатической динамики на сельское хозяйство. Исследование позволило доказать, что конкретная погодная реализация общих климатических трендов может оказать существенное влияние на «цену» климатической адаптации.


Выпуск № 1, Январь 2018 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Направления формирования институциональной среды инновационного развития сельского хозяйства

ШАРИПОВ САЛИМЗЯН, ХАРИСОВ ГУМЕР

Формирование институциональной среды инновационного развития сельского хозяйства обусловлено сменой парадигмы социально - экономического развития, происходящей в аграрной сфере современного российского общества. Институциональная среда способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата, привлечению инноваций, созданию благоприятных условий для жизни и работы на сельских территориях, развитию человеческого и социального капитала. Применение современного инновационного оборудования и технологий в сельскохозяйственном производстве, существующие демографические тенденции и возрастные структурные сдвиги сельского населения обусловливают необходимость обеспечения аграрного производства высококвалифицированными кадрами. Устойчивое развитие сельского хозяйства обеспечивается, когда институциональные преобразования осуществляются с учетом базовых институтов общества. В результате обеспечивается согласование развития социальной сферы сельских территорий и инновационного развития сельского хозяйства, сохранение и приумножение природного богатства. На примере сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан показано, что факторы институциональной среды, представленные организационными формами аграрного бизнеса, человеческим и социальным капиталом, и инновации обеспечивают достижение системных эффектов, сохранение и воспроизводство природных ресурсов и повышение эффективности сельского хозяйства.


Выпуск № 12, Декабрь 2017 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Эффективное развитие пищевой промышленности сибирского федерального округа на основе совершенствования организационно-экономического механизма

БОРИСОВА ОЛЬГА

Одним из важнейших направлений развития агропромышленного комплекса России является пищевая промышленность. Главные задачи стратегического развития отрасли направлены на формирование устойчивого национального продовольственного рынка, развитие глубокой переработки сельскохозяйственного сырья на основе новейших технологий, выход на мировой продовольственный рынок и завоевания достойного места на нём. Однако существует ряд внутренних и внешних факторов, оказывающих отрицательное влияние на развитие пищевой промышленности Сибирского федерального округа. Достижение стратегических целей отрасли возможно только при совершенствовании организационно-экономического механизма. Организационно - экономический механизм эффективного развития пищевой промышленности представляет собой систему, объединяющую тесно взаимодействующие элементы организационного и экономического характера, включающую в себя организационную структуру, функции, методы и экономический механизм управления эффективным развитием отрасли, целью которой является повышение экономического потенциала пищевой промышленности, её конкурентоспособности, развитие стратегий экспорта и импортозамещения. Необходимо также развитие государственного регулирования на субфедеральном уровне. На основании проведённых исследований предложены основные направления совершенствования организационно-экономического механизма пищевой промышленности. Разработаны предложения по созданию принципиально нового направления государственного регулирования пищевой промышленности на субфедеральном уровне: создание координационного центра по развитию пищевой промышленности Сибирского федерального округа, в том числе Сибирского объединения экспортёров продовольствия и сельскохозяйственного сырья, Межрегионального центра по международной сертификации пищевой продукции, формирования в Сибирском федеральном округе сети товародвижения органической продукции.


Выпуск № 11, Ноябрь 2017 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Экономические проблемы импортозамещения в условиях научно-технологического развития апк россии

УШАЧЕВ ИВАН, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЛАДИСЛАВ

Результаты развития агропромышленного комплекса являются доказательством успеха политики импортозамещения в Российской Федерации. Основным инструментом достижения поставленных целей является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Как показал проведенный ретроспективный анализ, длительность процесса импортозамещения различна по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. При этом сохраняется высокая импортная зависимость по продукции мясного и молочного скотоводства, овощам и плодово-ягодной продукции. Отдельную проблему представляет импортозамещение ресурсов и технологий для агропромышленного производства. Осложняют процесс импортозамещения в АПК неблагоприятные макроэкономические условия функционирования, а также нестабильность содержания и ресурсного обеспечения государственной программы. Сделан вывод, что по мере повышения доли отечественного продовольствия во внутренних ресурсах рынка, значение импортозамещения как фактора роста агропромышленного производства будет ослабевать, что обуславливает необходимость поиска новых драйверов роста и разработки долгосрочной стратегии устойчивого социально-экономического развития АПК.


Выпуск № 8, Август 2017 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Методологические аспекты развития органического сельского хозяйства в россии

АВАРСКИЙ Н., АСТРАХАНЦЕВА Е.

В статье рассматриваются этапы становления и развития органического сельского хозяйства в зарубежных странах и России, дается сравнительная оценка его состояния в них. Наличие различных точек зрения по вопросам развития органического сельского хозяйства, производства и рынка органической продукции в нашей стране говорит о необходимости научно-методологического обоснования постановки и изучения этой проблемы. В статье рассмотрены два вопроса методологического характера: понимание места органического сельского хозяйства в сельском хозяйстве страны в целом и вопросы регулирования и поддержки этого процесса. Органическое сельское хозяйство рассматривается как специфическая, но составная часть общей системы ведения сельского хозяйства. Эффективность поддержки органического сельского хозяйства будет тем выше, чем в большей степени она будет осуществляться на научной основе, в тесной связи Министерства сельского хозяйства с региональными органами власти и научными и образовательными учреждениями. Поддержкой должны пользоваться только те хозяйствующие субъекты, которые войдут в реестр сертифицированных производителей органической продукции и будут отчитываться в результатах своей деятельности по общегосударственной статистической системе учета и отчетности. Среди преимуществ органического сельского хозяйства также дополнительно выделены экологические, социальные и экономические факторы. Темпы ежегодного роста площадей занятых под производством органической продукции в период 2017-2020 гг. могут составить от 3,4 до 3,9‰, а объемов продаж от 7,7 до 11,2 ‰. Единая информационная база сделает возможным проводить объективный мониторинг внутреннего рынка органической продукции