ISSN 0235-2443

СТРАТЕГИЯ


Выпуск № 2, Февраль 2021 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Стратегические основы догоняющего развития технического обеспечения сельского хозяйства россии

КОРОТЧЕНЯ ВАЛЕРИЙ

Отрасль сельскохозяйственного машиностроения России находится в системном кризисе, о чем свидетельствуют постоянно сокращающийся машинно-тракторный парк страны, низкие объемы производства и экспорта отечественных сельхозмашин на фоне возросшего импорта или местной сборки иностранной сельхозтехники. В настоящей статье представлена авторская стратегия развития технического обеспечения сельского хозяйства России (цель исследования), которая отличается своей методологией от официальных стратегий или предлагаемых другими учеными идей. Для разработки основных положений стратегического плана используются концепция догоняющего экономического развития, знания в области управления инновациями и технологиями, стратегический менеджмент и стратегический маркетинг. В отношении технического обеспечения сельского хозяйства формулируются / разрабатываются: миссия России, стратегическое видение, ценности, стратегические проблемы (на основе SWOT анализа), стратегические цели, стратегические действия, или стратегии. Главной стратегической проблемой признана низкая конкурентоспособность российской сельхозтехники. С целью ее решения предлагается применить следующие стратегии в рамках парадигмы догоняющего развития: стратегию перепрыгивания, или обходной маневр, и стратегию тройной спирали. Обходной маневр заключается в отказе от улучшения производства механических машин и переходе к разработке умной, роботизированной сельхозтехники, последующем создании системы умных машин или системы систем для АПК. Стратегия тройной спирали, в свою очередь, опирается на модель тройной спирали инноваций и направлена на создание эффективной национальной инновационной системы в АПК. Для этого рекомендуется образование в России национального аграрного консорциума (сотрудничество науки, бизнеса и государства). Также выдвигаются предложения о налаживании стратегического партнерства с Республикой Беларусь и учреждении Евразийского аграрного консорциума как инновационной системы АПК Евразийского экономического союза. Проведенное исследование подчеркивает важность использования деловой литературы – менеджмента и маркетинга – при подготовке стратегий экономического характера.


Выпуск № 1, Январь 2021 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Долгосрочная аграрная политика россии: вызовы и стратегические приоритеты

УШАЧЕВ ИВАН, СЕРКОВ АЛЕКСАНДР, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ, ХАРИНА МАРИНА

В статье рассмотрены основные положения долгосрочной аграрной политики России, включая научно-обоснованные принципы ее формирования, цели и задачи на долгосрочную перспективу, этапы реализации, основные приоритеты и оценку реализации. В качестве принципов рассматривались комплексность, этапность, доступность продовольствия для всех групп населения, пространственное развитие с учетом природно-экономических особенностей регионов страны, сбалансированности ресурсов и целей развития, равной доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к внешним и внутренним рынкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Особое внимание в статье уделено внутренним и внешним вызовам, которые придется преодолеть на пути к достижению долгосрочных целей развития. Были выделены три этапа реализации долгосрочной аграрной политики. Стержнем статьи является формулировка основных стратегических приоритетов развития АПК, включая стратегическое управление, прогнозирование и планирование; взаимосвязь аграрной и макроэкономической политики; научно-технический прогресс в АПК; опережающее законодательное обеспечение аграрной политики; миссия российского крестьянства и повышение его роли в обществе; опережающее развитие АПК регионов Нечерноземной зоны России; эффективное землепользование и экология; сближение аграрных политик государств-членов Евразийского экономического союза. Завершается статья сценарным прогнозом развития сельского хозяйства страны в сравнении с международными оценками.


Выпуск № 11, Ноябрь 2020 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Анализ самообеспеченности продовольствием мурманской области

ЧЕЛНОКОВА ВАЛЕРИЯ, КАРТАШОВА АНАСТАСИЯ

Современная стратегия освоения северных территорий должна учитывать не только перспективы промышленного освоения, но и предусматривать создание благоприятных и безопасных условий «обживания». Формирование условий устойчивого и бесперебойного снабжения продовольствием является важной составляющей обеспечения безопасности населения в арктической зоне. В статье представлены результаты сравнительного анализа современного обеспечения и самообеспечения населения Мурманской области продовольственными продуктами на основании данных Росстата за период с 2000 по 2018 годы. В целом население в достаточной мере защищено от проблем с продовольствием, но в основном за счет привозной продукции. Существенной проблемой Мурманской области является критическое сокращение регионального производства сельскохозяйственной продукции. За счет собственных продуктов полноценно обеспечить можно только 2,4-8‰ населения в течение 10-28 дней. Дальнейшее сокращение сельскохозяйственного производства приведет к полной утрате сельскохозяйственной отрасли в Мурманской области. Разработка собственной программы развития сельскохозяйственной отрасли будет служить фактором сдерживания цен на региональном продовольственном рынке. Полученные данные послужат обоснованием и мотивацией для осуществления мероприятий по улучшению ситуации продовольственной безопасности северного региона.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

К вопросу о необходимости разработки стратегий развития апк муниципальных образований республики башкортостан

АХМЕТОВ ВИЛЮР, САДЫКОВ РАМИЛЬ

В настоящее время разработка как общих, так и отраслевых стратегий стала необходимым и обязательным атрибутом планирования социально-экономического развития практически каждого муниципального образования Республики Башкортостан. Однако сама методика разработки и процедура реализации стратегий, в том числе стратегий развития АПК, пока еще далека от совершенства. В рамках данной статьи сделана попытка актуализировать необходимость разработки стратегий развития АПК муниципальных образований субъектов Российской Федерации, в том числе и Республики Башкортостан. Авторами рекомендуется для более детального и реалистичного анализа социально-экономической ситуации на селе использование наряду с данными государственных переписей и статистики, результатов социологических опросов руководителей сельскохозяйственных предприятий и сельского населения. На примере Мелеузовского района Республики Башкортостан авторами обосновывается целесообразность корректировки муниципальных программ по развитию агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса, их согласования с общими стратегиями социально-экономического развития муниципальных образований, регионов, включения в них предложений по диверсификации экономики села, популяризации этнического предпринимательства и этнической кооперации.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Стратегия социально-экономического и экологического развития московской агломерации в хх1 веке

ТУЛЬЧЕВВ ВЛАДИМИР, ЖЕВОРА СЕРГЕЙ, БОРИСОВ МАКСИМ, ЛУКИН НИКОЛАЙ

Майский Указ Президента определил основные национальные цели – создание современной экономики и повышение на этой основе качества жизни россиян, чтобы они каждый день видели изменения к лучшему, реальный поворот государства к потребностям человека. Споры по поводу создания оптимальной структуры народного хозяйства России и его фундамента – АПК (с переходом от «валовых» к высоким «конечным» результатам) ведутся давно, но мало что делается, так как из за экстенсивного развития сельского хозяйства (в т.ч. мелкотоварного картофелеводства и овощеводства), мы до сих пор не в состоянии решить продовольственную проблему, потому что до сих пор не созданы оптимальные по размеру безотходные агропромышленные формирования– агропромышленные предприятия (типа «совхоз – завод» или объединения (холдингового типа), а также специализированные фермерские вертикально–интегрированные сельскохозяйственные производственно-торговые кооперативы.


Выпуск № 2, Февраль 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Место сельскохозяйственных организаций в реализации стратегии научно-технологического развития российской федерации

ТРАФИМОВ АЛЕКСАНДР

Цель исследования - обоснование места, роли и возможностей сельскохозяйственных организаций в реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Установлен уровень освоения в сельском хозяйстве инновационных технологий. Выявлены и проанализированы тенденции вложения инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство в качестве предпосылки реализации положений Стратегии на уровне сельскохозяйственных организаций. Установлена для сельскохозяйственных товаропроизводителей степень доступности кредитных ресурсов и средств бюджетной поддержки, в том числе в разрезе федеральных округов. Дана оценка образовательного уровня руководителей СХО с позиций их готовности к реализации Стратегии. Сформулированы предложения для органов законодательной и исполнительной власти по решению первоочередных стратегических задач в сфере научно- технологического развития аграрного сектора экономики страны. Определён перечень задач для решения их на уровне сельскохозяйственных организаций.


Выпуск № 12, Декабрь 2018 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Учет эффекта масштаба при совершенствовании стратегии развития зернового хозяйства

ЗЮКИН ДАНИЛ

The aim of the research is to form directions to improve the strategy of development of grain farming. The influence of the scale effect reflected by the size of the acreage and the amount of production costs is studied in the article as an important factor determining the efficiency of production of grain-sowing organizations. Grouping is the main method of analysis, allowing you to distribute the grain-producing organizations of the region into clusters and compare production and economic indicators. As the main indicators on which the comparative assessment of productivity and efficiency of production of grain is given, were used: revenue, profit, costs of production and productivity determined per 1 hectare of crops of grain, and also profitability of sales of grain. The research confirms that the scale effect significantly affects the efficiency of grain production. The most effective clusters of grain producers in 2014-2016 in Kursk region were large farms with a cultivated area of grain from 4 to 8 thousand hectares and from 8 to 16 thousand hectares, while the largest grain-growing organizations are much less effective, indicating the presence of scale effect limitations. Several of priority directions of economic regulation and state support for the development of grain producers formed on the basis of the results of the analysis.


Выпуск № 3, Март 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Государственная поддержка сельского хозяйства в россии: проблемы, пути их решения

УШАЧЕВ ИВАН, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Производство продукции сельского хозяйства демонстрирует рост на протяжении вот уже пяти лет. Вместе с тем, темпы этого роста замедляются. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в течение 2017 г. дважды претерпела существенные изменения. Анализ основных направлений и мер программы выявил, что практически все направления господдержки отрасли ориентированы на стимулирование производства и экспорта продукции. Однако стабилизационных механизмов, направленных на повышение устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточно, а ресурсное обеспечение уже существующих мероприятий не соответствует задачам программы. В новой редакции программы запланировано замедление темпов роста сельскохозяйственного производства, что обуславливает задачу разработать пути и механизмы устойчивого развития отрасли на долгосрочную перспективу.


Выпуск № 2, Февраль 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Инновационно - инвестиционная компонента в стратегии развития региона

ТРОШИН АЛЕКСАНДР, САНДУ ИВАН, ДОЩАНОВА АЛМА

Инновационно-инвестиционная составляющая является одной из наиболее важных компонентов формирования и практической реализации стратегии регионального развития, как в нашей стране, так и в ряде других, включая республику Казахстан. Подобные действия, несомненно, оказывают положительное влияние на рост конкурентоспособности национальных экономик в современных условиях усиления тенденций глобализации и интеграции экономических систем. Инновационно-инвестиционное развитие рассматривается нами, как один из наиболее действенных способов сокращения временного лага переходов между технологическими укладами. Отмечено, что одной из основных проблемных зон на инновационном пути развития России является недофинансирование актуальных и востребованных инвестиционных проектов. В решении этого вопроса на различных уровнях национальной экономики, не последняя роль отводится крупным вертикально-интегрированным структурным единицам. В рамках проводимого исследования авторами выявлено изменение параметров социально-экономического развития на примере отдельно взятого региона, в данном случае Белгородской области. Представлены статистические данные, с учетом которых определен вклад Белгородской области в становление современной экономической модели развития страны. Отдельно рассмотрены основополагающие управленческие инициативы региональных органов власти, практическая реализация которых позволила достичь настоящих результатов и вывести Белгородскую область в число наиболее успешно и стабильно развивающихся регионов России. Уделено внимание, базовым стратегическим направлениям регионального развития, в рамках принятой Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года.


Выпуск № 11, Ноябрь 2017 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Экономические проблемы импортозамещения в условиях научно-технологического развития апк россии

УШАЧЕВ ИВАН, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЛАДИСЛАВ

Результаты развития агропромышленного комплекса являются доказательством успеха политики импортозамещения в Российской Федерации. Основным инструментом достижения поставленных целей является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Как показал проведенный ретроспективный анализ, длительность процесса импортозамещения различна по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. При этом сохраняется высокая импортная зависимость по продукции мясного и молочного скотоводства, овощам и плодово-ягодной продукции. Отдельную проблему представляет импортозамещение ресурсов и технологий для агропромышленного производства. Осложняют процесс импортозамещения в АПК неблагоприятные макроэкономические условия функционирования, а также нестабильность содержания и ресурсного обеспечения государственной программы. Сделан вывод, что по мере повышения доли отечественного продовольствия во внутренних ресурсах рынка, значение импортозамещения как фактора роста агропромышленного производства будет ослабевать, что обуславливает необходимость поиска новых драйверов роста и разработки долгосрочной стратегии устойчивого социально-экономического развития АПК.