ISSN 0235-2443

FACTORS


Выпуск № 8, Август 2020 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Факторы развития мукомольной промышленности новосибирской области

ОКОЛОВ СЕРГЕЙ, ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ

В статье проведен анализ влияния основных факторов на развитие мукомольной промышленности Новосибирской области. Показателем развития в данном случае выступает объем производства муки. В качестве факторов выбраны следующие показатели: количество элеваторов и хлебоприемных предприятий, потребление и производство хлеба и хлебобулочных изделий, цена приобретения зерна для производства мукомольной продукции, емкость единовременного хранения зерна. Корреляционно-регрессионный анализ показал, что наименьшее влияние на объем производства муки оказывают количество элеваторов и хлебоприемных предприятий, а также показатель емкости единовременного хранения зерна. Наибольшее влияние на объем производства муки оказывают производство хлеба и хлебобулочных изделий и цена закупки зерна для производства муки. Сельхозтоваропроизводителям, при высоких ценах на зерно, выгоднее реализовать его на внутреннем региональном рынке, а не вывозить его. Если же цена на зерно снижается, то сельхозтоваропроизводители реализуют его на внешних рынках, в т.ч. и зарубежных, где цена на российское сырье стабильно высокая.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Региональные особенности и актуальные проблемы развития отраслей сельского хозяйства

КИРКОРОВА ЛЮДМИЛА, ЕФРЕМОВ СЕРГЕЙ, ЛИПНИЦКИЙ ТАРАС

Обосновано, что для обеспечения продовольственной безопасности страны и перехода на полное импортозамещение продовольствием необходимо создание стратегически эффективной структуры в аграрной экономике, прежде всего, отраслевой, а эффективность деятельности хозяйствующих субъектов зависит не только от природных условий, но и от других факторов. Подчеркивается значимость фактора территориального размещения, влияние удаленности территорий от центров на экономическую эффективность деятельности хозяйствующих субъектов. Показано место области в системе сельского хозяйства Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа. Выявлено, что, несмотря на рост объемов производства продукции сельского хозяйства в регионе продолжаются негативные тенденции в сельской местности, а объемы производства продукции в отрасли нестабильны, что подтверждают приведенные индексы производства продукции по статистическим данным. Определены тенденции и выявлены проблемы, сдерживающие развитие сельского хозяйства в регионе и предложены пути их решения. Востребовано возрождение традиционной отрасли льноводства в регионе, а для решения данной проблемы необходима разработка Стратегии производства и переработки продукции, мер государственной поддержки и стимулирования ее развития.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Формирование и развитие корпоративной культуры в аграрной компании

ДАНИЛОВ ВЛАДИМИР

Исследованию корпоративной культуры, ее влияния на эффективность деятельности агропромышленных предприятий посвящены немногие труды отечественных и зарубежных ученых. Причем, корпоративную культуру только в последнее время стали признавать как надежное средство (инструмент) для эффективного управления аграрным предприятием. Требования культуры сегодня рассматриваются как одно из приоритетных направлений деятельности, которое может обеспечить развитие и стабильность для сельскохозяйственной организации. При этом недостаточность научной и методической проработки данного вопроса российскими специалистами тормозит практическую деятельность по управлению развитием корпоративной культуры в агропромышленных компаниях. Статья посвящена анализу сущности, содержания, структурных элементов и специфики корпоративной культуры в агропромышленных предприятиях, влияющих на неё факторов, а также разработке механизма формирования, совершенствования корпоративной культуры в компании АгроХолдинг «Кубань» с использованием методов наблюдения, анкетирования, тестирования, системного анализа, экспертного оценивания и статистических методов. Реализация результатов исследования обеспечит совершенствование корпоративной культуры на предприятиях АгроХолдинга «Кубань», превращение ее в мощное побуждающее и объединяющее начало, станет одним из рычагов повышения эффективности функционирования предприятий в аграрном секторе экономики России.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Механизмы социально-экономического и социокультурного развития сельских локальных сообществ

ШМАКОВ ВЛАДИМИР

Предметом исследования являются механизмы развития и функционирования сельских локальных сообществ. Мы рассматриваем устойчивое развитие как процесс взаимодействия группы элементов: экономика, население, ресурсы, включая человеческий капитал. В качестве методологической основы используется структурно-функциональный подход, позволяющий обеспечить комплексность исследования развития села. Основной гипотезой, определяющей цель исследования, является положение о том, что наиболее важные механизмы, определяющие устойчивое развитие сельских локальных сообществ, можно объединить в три основных группы: производственно-экономические, социокультурные и институциональные. Интенсивное развитие многоукладной экономики, на фоне упадка традиционных форм организации сельского хозяйства, ведет к диверсификации социально-экономической деятельности и изменению сельского образа жизни. Эти процессы способствуют созданию эффективных инструментов инновационных изменений сельских локальных сообществ, обеспечения их социально ориентированного развития, переходу сообществ от парадигмы сохранение устойчивости к парадигме опережающего развития. Предлагаемую систему механизмов и индикаторов можно использовать в процессе анализа развития сельскохозяйственных регионов.


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Вести с конференции"

Эффективность производства молока: поиск пределов роста продуктивности коров

ТРАФИМОВ АЛЕКСАНДР

Повышение продуктивности коров не приводит к адекватному росту экономической эффективности молочного скотоводства, поэтому цель исследования - проведение дополнительных исследований влияния роста удоев молока на прибыль и рентабельность его производства. Хозяйства Ленинградской области достаточно дифференцированы по применяемым технологиям содержания, кормления и доения, и без учёта этих различий сложно выявить закономерности влияния продуктивности коров на экономическую эффективность молочного животноводства. Выполненные группировки сельскохозяйственных организаций Ленинградской области по показателям среднегодового надоя молока в расчёте на корову показали, что каждая последующая прибавка удоев молока становится всё более и более ресурсоёмкой, что ведёт к снижению рентабельности затрат. Проверялась гипотеза о возможном расхождении результатов расчётов и выводов по ним при рассмотрении затрат и результатов применительно к производству молока (1-ый вариант) и относительно затрат на основное стадо молочного скота и КРС на выращивании и откорме при соответствующей выручке от реализации молока и крупного рогатого скота (2-ой вариант). Биологический предел продуктивности коров в Ленинградской области в среднем составляет не менее 13000 молока от коровы в год, а в отдельных хозяйствах существенно выше. Следовательно, достичь этих показателей на сегодня не является проблемой. Вместе с тем стремление повышать продуктивность коров любым путем не всегда экономически оправдано. Предельная, экономически оправданная продуктивность коров для каждого хозяйства молочной специализации является индивидуальной, при определении которой необходимо учитывать комплекс технологических, генетических, организационных, кадровых и других факторов.


Выпуск № 2, Февраль 2018 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Факторный анализ прибыли и рентабельности производства винограда

МУСАЕВ ТЕРЛАН

На финансовые результаты от производства и реализации продукции сельского хозяйства оказывают влияние различные факторы. Оценка воздействия этих факторов заключается в определении степени эффективности их использования, что весьма актуально. В связи с этим поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из важнейших задач в любой сфере бизнеса. Для проведения факторного экономического анализа используются различные методы и способы. Цель исследования - анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли и уровня рентабельности производства винограда и выявление резервов их повышения. Работа выполнена на материалах агрофирмы «Тятляр» Республики Дагестан. Выявлено, что 98,3‰ валовой прибыли получают от реализации винограда, размер которой зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Расчет влияния на сумму прибыли и уровень рентабельности производства винограда осуществлен методом ценной подстановки и способом пропорционального деления. Результаты факторного анализа показали, что увеличение прибыли от реализации винограда в основном обусловлен ростом средних реализационных цен (+15220 тыс. руб.). В связи с повышением себестоимости единицы продукции сумма прибыли уменьшилась на 13152 тыс. руб. Уровень рентабельности производства винограда повысился на 0,97‰, в том числе на 23,39‰ в связи с ростом цен и снизился на 22,42‰ за счет роста себестоимости единицы продукции. В целях повышения эффективности производства винограда и финансовых результатов от его реализации предложен ряд мер, позволяющие интенсифицировать отрасль, привлекать инвестиции, усилить его конкурентные свойства, и как следствие, устойчивость.