ISSN 0235-2443

GOVERNMENT SUPPORT


Выпуск № 4, Апрель 2021 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Оценка эффективности производства молока в белгородской области

ЗИГАЕВА ИРИНА, КОЛЕСНИКОВ АНДРЕЙ

В данной статье рассматриваются вопросы повышения экономической эффективности функционирования подотрасли молочного скотоводства Белгородской области. Как известно, подотрасль молочного скотоводства участвует в реализации Доктрины продовольственной безопасности в части, касающейся обеспечения населения молоком и молочными продуктами. К сожалению, до настоящего времени подотрасль молочного скотоводства обеспечивает менее 50‰ потребности населения России в молоке и продуктах его переработки. В этой связи успешный опыт функционирования подотрасли молочного скотоводства может быть полезен в ряде регионов России. Следует сказать, что подотрасль молочного скотоводства характеризуется продолжительным производственным циклом, что делает ее малопривлекательной для инвесторов и в этой связи требует существенных объемов государственной поддержки. Кроме того, подотрасль зависит от значительного количества невещественных факторов, в том числе связанных с эксплуатацией рабочей силы, заболеваниями животных и т.д., которые трудно поддаются учету и прогнозированию. Это в свою очередь определяет ряд рисков и угроз, которым подвержено молочное скотоводство. Такого рода риски и угрозы требуют повышенного внимания государства, что на практике не всегда происходит, а объемы государственной поддержки нестабильны и недостаточны для внедрения новых технологий и выхода нашей страны в лидеры по производству молока. В статье рассмотрены тенденции связанные со структурой затрат на производство молока, использованием трудовых и материально–технических ресурсов, формированием финансовых ресурсов в подотрасли молочного скотоводства и т.д.


Выпуск № 8, Август 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Анализ направлений активизации кредитования агропромышленного комплекса и экономики рф

СОКОЛОВА ЕЛЕНА, ЦХОВРЕБОВ МЕЛЬС

Повышение доступности кредитных ресурсов является одним из условий устойчивого развития агропромышленного комплекса и экономики в целом. В условиях замедления темпов экономического роста и ухудшения условий привлечения капитала на международных финансовых рынках актуальность развития внутренних источников финансирования только возросла. В агропромышленном комплексе сохраняется высокая потребность в строительстве и модернизации производственных и инфраструктурных объектов. С учетом длительности производственного и финансового циклов в отрасли существует более высокая потребность в краткосрочных кредитах. При этом сельское хозяйство является высокорискованной отраслью, характеризуется высокой закредитованностью, оставаясь чувствительным к стоимости заемных ресурсов. Частично указанные проблемы позволяет смягчить государственная поддержка отрасли, ключевым компонентом которой является система льготного кредитования сельхозпроизводителей. В статье приводится комплексный подход к задаче активизации кредитного процесса. Помимо развития действующего механизма компенсации части процентной ставки, предложены иные меры, направленные на решение задачи обеспечения агропромышленного комплекса и экономики в целом необходимыми финансовыми ресурсами в целях обеспечения экономического роста. С этой целью обосновывается необходимость внедрения дополнительных стимулов для расширения кредитования малых форм хозяйствования. Среди других мер: снижение кредитных рисков за счет более тесной увязки кредитования и агрострахования с господдержкой, дальнейшее развитие системы гарантий, использование специализированных инструментов рефинансирования Банка России, кардинальная перестройка механизма «Фабрики проектного финансирования», предназначенного для реализации крупных инвестиционных проектов, совершенствование системы пруденциального регулирования банков, более широкое применение стимулирующего банковского регулирования.


Выпуск № 5, Май 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Поддержка инвестиционного кредитования сельского хозяйства на основе «принципа наилучшего обеспечения»

СУРОВЦЕВ ВЛАДИМИР, ПАЮРОВА ЕЛЕНА, НИКУЛИНА ЮЛИЯ

В статье проанализированы действующие формы поддержки инвестиционного кредитования, их преимущества и недостатки с позиции вовлечения в инновационно-инвестиционный процесс широкого круга сельскохозяйственных производителей. Предложен новый механизм государственного регулирования инвестиционного кредитования в аграрной сфере, способный повысить устойчивость, равномерность и темпы развития отраслей аграрного производства в регионах России. Анализ динамики инвестиционного процесса в сельском хозяйстве с началом реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» выявил существенные диспропорции привлечения инвестиций между сельскохозяйственными товаропроизводителями, подотраслями аграрного производства и регионами, что приводит к неравномерности темпов и снижению устойчивости развитии АПК. Действующие формы поддержки кредитования АПК привели к усилению рыночной власти у отдельных участников отрасли. Разработка организационно-экономического механизма инвестиционного кредитования аграрного производства, основанного на реализации банками «принципа наилучшего обеспечения» сельскохозяйственных товаропроизводителей, способно существенно расширить круг активных участников инновационно- инвестиционного развития, вовлечь в процесс освоения современных капиталоемких технологий основную долю сельскохозяйственных товаропроизводителей вне зависимости от их размера и организационно-правовой формы.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Математическая модель повышения эффективности распределения бюджетных ресурсов в целях комплексного развития сельских территорий

САВЯК НАТАЛЬЯ, ПРОКОПОВИЧ ДМИТРИЙ, КУЗЬМИНА ИННА

Высокая стратегическая значимость отечественного сельскохозяйственного комплекса обусловила повышенное внимание со стороны государственной политики к финансированию экономических проектов на селе. Однако полноценно реализовать их потенциал можно лишь повышая качество жизни населения сельских территорий. Эффективное государственное решение этой задачи предполагает соизмерение благ различного характера (образование, культура, инфраструктура и т.д.) с учётом вариативности достижения определённого уровня реализации этих благ соответствующим инвестиционным проектом. Вместе с тем, необходимо учитывать системный эффект от реализации того или иного комплекса проектов в сельском муниципалитете. Сама же организация финансирования социальных потребностей должна строиться в единстве программного, функционального и ведомственного подходов. В работе предложена модель субоптимального распределения бюджетных ресурсов муниципалитета на мероприятия программного характера с учётом риска недостижения ожидаемых результатов, а также с учётом синергетических эффектов совместной реализации комплекса проектов. Решаться предложенная модель может посредством классических методов дискретного программирования или эволюционного поиска с исследованием близких к оптимальному решений методом Монте-Карло. Развивать представленное исследование целесообразно в направлении поиска методов оценки интегрального социально-экономического эффекта программного мероприятия, а также изучения устойчивости полученных решений.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Достижение пороговых показателей доктрины продовольственной безопасности по молоку: прогноз, факторы и риски

СУРОВЦЕВ ВЛАДИМИР, НИКУЛИНА ЮЛИЯ, ПАЮРОВА ЕЛЕНА

Начиная с 2017 г. наметился определенный рост валового объема производства молока в России, тогда как с начала 90-х годов продолжалось его сокращение. Динамичное развитие отрасли в К(Ф)Х и увеличение объемов производства в сельхозорганизациях на базе ввода в эксплуатацию большого количества мегакомплексов и роста молочной продуктивности обеспечили рост совокупного объема производства молока, несмотря на продолжающееся уменьшение поголовья коров и объемов производства молока в хозяйствах населения. Однако пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности по молоку остаются невыполненными и, по нашим оценкам, будут достигнуты не ранее, чем через восемь лет, а в случае восстановления уровня потребления молока на душу населения – 14 лет. Устойчивый и динамичный рост объемов производства молока возможен при активном освоении высокопроизводительных и трудосберегающих технологий большинством участников отрасли. Реализация мега проектов ограниченным количеством крупнейших производителей молока не обеспечивает устойчивый рост отраслевых объемов производства необходимыми темпами. Дальнейший стабильный рост объемов производства молока требует корректировки форм государственной поддержки отрасли: расширения доступа к льготному инвестиционному кредитованию большинства производителей молока вне зависимости от размеров производства и форм хозяйствования, распространения на федеральный уровень субсидирования части инвестиционных затрат при приобретении техники и оборудования для молочного животноводства и кормопроизводства.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Развитие рынка сельскохозяйственной техники в условиях политики импортозамещения и экспортоориентированной экономики

ФЕДОТОВ АЛЕКСАНДР, МАСЛОВА ВЛАДА

В статье рассматриваются проблемы развития рынка сельскохозяйственной техники в условиях политики импортозамещения и перехода к экспортноориентированной экономике. Рынок характеризуется, как со стороны спроса, так и предложения. Анализируется парк сельскохозяйственной техники; обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами; приобретение и выбытие сельскохозяйственной техники; определяются основные производители в сельхозмашиностроении; выявляются условия обеспечения сельскохозяйственных организаций техническими ресурсами. Проводится анализ мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на стимулирование обновления материальной базы и приобретения отечественной сельскохозяйственной техники. Даются рекомендации по модернизации агропромышленного комплекса страны и развитию политики импортозамещения в области сельскохозяйственного машиностроения.


Выпуск № 1, Январь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Основные факторы развития рынка тепличных овощей в россии

РУДОЙ ЕВГЕНИЙ, ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, ПЕТУХОВА МАРИНА

В статье проведен анализ уровня развития рынка овощей России в целом, и тепличных, в частности. Выявлены основные тренды, которые задают направление развитию российского рынка овощей, к которым были отнесены рост объемов производства тепличного овощеводства, переход производителей от выращивания в грунте к гидропонным и аэропонным методам выращивания, появление сити-фермерства (размещение теплиц в черте города), рост спроса на экологически чистые овощи в индивидуальных упаковках). Авторами выделены наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на развитие рынка тепличных овощей, такие как экономические, инфраструктурные, природно-климатические, технологические и социальные. На основе результатов корреляционно-регрессионного анализа выявлено, что наиболее значимыми факторами в развитии данного рынка являются уровень государственной поддержки тепличного овощеводства, урожайность продукции и используемые технологии, количество импортной продукции на рынке. Если первые два фактора обладают прямой сильной корреляцией с объемом производства отечественных овощей, то последний фактор имеют сильную и обратную взаимосвязь.


Выпуск № 12, Декабрь 2018 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Проблемы и перспективы развития садово- огородных сообществ в россии

КАЛИНИНА ЛЮДМИЛА, КАЛИНИН НИКОЛАЙ, ЗЕЛЕНСКАЯ ИНГА, ВЛАСЕНКО ОЛЬГА

Статья посвящена вопросам реформирования садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ граждан Российской Федерации. В ней рассматриваются проблемы и перспективы развития новых форм садово-огородных сообществ, которые будут иметь место в российской экономике после вступления в силу с января 2019 года Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Дается авторская оценка решению вопросов управления товариществами, их взаимодействия с органами власти на местах по созданию инфраструктуры, обеспечивающей функционирование товариществ в новых экономических условиях. Уделено внимание таким важным вопросам для любого кооператива, как членство в товариществе, права и обязанности членов и не членов товарищества, собираемость взносов на нужды товарищества, участие в общих собраниях членов товарищества и др. Статья может быть полезна для руководителей садово-огородных товариществ, местных органов власти, непосредственно садоводов и огородников, а также всех тех, кто интересуется проблемами развития кооперативной формы хозяйствования.


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Роль человеческого капитала в устойчивом развитии сельских территорий новосибирской области

ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, КУЗНЕЦОВА ИННА, ПЕШКОВА ОЛЬГА

При формировании человеческого капитала в сельском хозяйстве ведущую роль играет государство, так как именно благодаря инвестициям с его стороны происходит подготовка и переподготовка специалистов в высших учебных заведениях аграрного профиля, а также создаются условия дальнейшего закрепления профессиональных кадров в сельской местности. На сегодняшний день в сельскохозяйственной отрасли наблюдается негативная тенденция, заключающаяся в «старении» существующих профессиональных кадров и отсутствии для них квалифицированной замены. Прежде всего, отток работников из сельского хозяйства связан с низкой материальной заинтересованностью, тяжелыми условиями труда и слабой развитостью производственной и социальной инфраструктуры. Существующие меры государственной поддержки работников в сельском хозяйстве носят фрагментарный порядок с недостаточным финансированием и не оказывают существенного влияния на обновление кадров в отрасли.


Выпуск № 12, Декабрь 2017 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Проблемы обеспечения населения страны плодово-ягодной продукцией и пути их решения

КУЛИКОВ ИВАН, МИНАКОВ ИВАН

Остро стоит проблема обеспечения населения России плодово-ягодной продукцией. Фактическое потребление фруктов составляет 62 кг на душу населения в год при научно обоснованной норме 100 кг. В продовольственной корзине россиянина доля импортных фруктов занимает 72,2‰. Импорт фруктов за 2000-2016 гг. увеличился с 5,7 до 6,5 млн т. В статье приведен анализ развития садоводства в Российской Федерации. За анализируемый период валовой сбор фруктов возрос с 10,8 до 16,3 млн т в результате повышения урожайности при уменьшении площади плодовых и ягодных насаждений. Основными производителями фруктов являются хозяйства населения. В 2016 г. на их долю приходилось 74,4‰ валового сбора плодов и ягод. Обоснован объем производства фруктов и основные направления его увеличения. Для обеспечения населения страны фруктами по рациональным нормам питания их производство необходимо довести до 10320 тыс. т (без учета винограда и фруктов, не выращиваемых в нашей стране). Для этого площадь садов и ягодников необходимо увеличить с 517 до 895 тыс. га, в том числе площадь в плодоносящем возрасте с 410 до 760 тыс. га. Наращиванию производства плодово-ягодной продукции будет способствовать совершенствование государственной поддержки садоводства и увеличение ее размера, его концентрация в специализированных хозяйствах, возрождение промышленного садоводства, интенсификация отрасли, развитие агропромышленной интеграции. Предложен механизм регулирования производственно-экономических связей между участниками интеграции.