ISSN 0235-2443

AGRARIAN POLICY


Выпуск № 1, Январь 2021 г., рубрика "Управление и кадровое обеспечение"

Экономическая политика в области сельского хозяйства как форма параметрического управления

ОБЫДЕНОВ АЛЕКСАНДР

В статье рассмотрены основные инструменты аграрной политики в рамках модели параметрического управления поведения хозяйствующих субъектов. К этим инструментам отнесены: фиксированные и потоварные трансферты, а также минимальная цена. Основной особенностью данного подхода является обеспечение вовлеченности хозяйствующих субъектов в сельскохозяйственную деятельность даже после отмены стимулирующих мер. Одни и те же инструменты могу давать различные результаты при различных условиях, быть по-разному эффективны при различных моделях поведения хозяйствующих субъектов. С другой стороны, рассмотренный подход позволяет выделить инструменты, претендующие на роль инвариантов параметрического управления, среди которых – минимальная цена. Данный инструмент, согласно модели параметрического управления поведением хозяйствующих субъектов, является наиболее эффективным для рынков с положительным наклоном спроса. Такой спрос, как известно, характерен для товаров Гиффена и товаров первой необходимости в условиях нестабильности. Среди этих товаров – социально-значимые продукты питания. В статье проведен сравнительный анализ результатов модели с инструментами аграрной политики в России и зарубежных странах (США и странах Европы). Показано, что ценовое регулирование на некоторые продукты питания в зарубежных странах соответствуют выводам модели. Характерным примером установления нижней границы цены является ценовое регулирование сельского хозяйства в США. В то же время в России применяются противоположные подходы. Так, в период нестабильности применяется практика установления максимальных цен на социально-значимые продукты питания. С другой стороны, в рамках развиваемого нами подхода может быть использована и противоположная мера регулирования – установление минимальных цен на продукты питания. Такая мера может способствовать развитию рынков сельхозпродукции через стимулирование входа в отрасль новых участников и усиление конкуренции на соответствующих рынках. При необходимости указанная мера может сопровождаться дотациями потребителям с низкими доходами.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Аграрная экономическая наука: основные вехи ее становления и развития

ПАПЦОВ АНДРЕЙ, УШАЧЕВ ИВАН

В статье излагаются этапы становления и развития аграрных экономических исследований в контексте с организацией и реформированием (бывшего Всесоюзного) Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. В октябре 1921 г. было создано первое в российской истории научное учреждение по агроэкономическим исследованиям - НИИ сельскохозяйственной экономии и политики (НИИЭСХ) на базе Высшего семинария сельскохозяйственной экономии и политики, организованного А.В. Чаяновым в 1919 г. при Петровской сельскохозяйственной академии. 9 мая 1930 г. НИИЭСХ был реорганизован в Научный институт крупного хозяйства и сельскохозяйственной экономии, трансформированный в том же году в Научно-исследовательский колхозный институт (НИКИ). Развернувшаяся в предвоенные годы волна политических репрессий не оставила в стороне и сотрудников Научно-исследовательского колхозного института. В феврале 1938 г. его деятельность приостановили. Институт возобновил работу только в 1955 г. по постановлению Правительства СССР. Приказом Минсельхоза СССР от 8 июня 1955 г. и был создан Всесоюзный научно- исследовательский институт экономики сельского хозяйства с пятью зональными филиалами и 50 опорными пунктами в колхозах и МТС. Оживление аграрной экономической науки началось со второй половины 1950-х годов, когда в научные исследования вернулись экономические категории «рентабельность», «прибыль», «себестоимость» и др. В статье деятельность ВНИИЭСХ за 90-летний период условно разделена на 6 основных этапов с соответствующей характеристикой. Особое внимание уделяется результатам научных исследований ВНИИЭСХ и эффективности их реализаций. Поставлены четкие задачи и предмет деятельности ныне функционирующего ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Результаты реализации государственной аграрной политики на современном этапе развития экономики

ЯРКОВА ТАТЬЯНА

Аграрные отрасли нуждаются в пристальном внимании, регулировании, поддержке и контроле со стороны государства. От этих процессов, как показывает и зарубежный опыт развитых государств, зависит успех экономики страны. Российская аграрная политика в условиях рыночной модернизации столкнулась с массой проблем. Их решение связано с выбором наиболее приемлемых, доступных и эффективных политических и экономических инструментов. Как показывает российский десятилетний опыт, таким инструментом явился программно-целевой принцип регулирования аграрных отраслей и продовольственной безопасности. Действующая в России Государственная программа имеет определенно положительные результаты. Но некоторые направления аграрной политики должны быть откорректированы, либо перейти в статус приоритетных направлений. Среди таковых: несовершенство функционирования и государственного регулирования земельного хозяйства и учета земель сельскохозяйственного назначения; несвоевременная разработка базовых, методических и нормативно-правовых документов, способствующих ведению научно-технической (грантовой деятельности). Также анализ показал, что требуют государственного внимания результаты деятельности отрасли молочного скотоводства, которые по экспертным оценкам зависят от существующих проблем в отрасли кормопроизводства и племенного животноводства. А вместе с тем важно предпринять меры по обновлению целевых индикаторов Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации на новый этап плодотворной работы.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "За рубежом"

Программы развития сельских территорий и их финансирование в европейском союзе

ПАПЦОВ АНДРЕЙ, МЕДВЕДЕВА НИНА

Политика развития сельских территорий является составной частью Единой сельскохозяйственной политики ЕС (Common Agricultural Policy – CAP) и направлена на решение широкого спектра экономических, социальных и экологических задач в сельской местности. В статье рассмотрен современный этап развития аграрной политики в отношении сельских территорий, основные приоритеты и особенности финансирования, а также роль Фонда развития сельских территорий (European Agricultural Fund for Rural Development – EAFRD) в ее реализации. Основой осуществления аграрной политики в области развития сельских территорий являются программы, разрабатываемые государствами ЕС и утверждаемые Европейской Комиссией на семилетний период с учетом установленных приоритетов: содействие передаче знаний и новых технологий в сельском и лесном хозяйстве; повышение жизнеспособности и конкурентоспособности всех отраслей сельского хозяйства, продвижение инновационных технологий в фермерских хозяйствах и развитие устойчивого лесопользования, восстановление, сохранение и улучшение экосистем, связанных с сельским и лесным хозяйством, содействие эффективности использования ресурсов и поддержка перехода к низкоуглеродной и устойчивой к изменению климата экономике, поддержка процессов социальной адаптации, экономического развития и борьбы с бедностью в сельских регионах. Большую роль в успешном выполнении программ играет строгая регламентация процедур осуществления основных мероприятий, указанных в программах, условий их финансирования и контроля их исполнения. Особое внимание в статье уделяется вопросам финансирования, в частности распределению средств между отдельными мероприятиями и условиям их выплаты, а также льготам, предоставляемым Европейской комиссией, на осуществление отдельных мер и поддержку наиболее слабых регионов.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Ключевые проблемы агропромышленного комплекса россии

БАБКИН КОНСТАНТИН

Несмотря на очевидную положительную динамику последних лет, агропромышленный комплекс России продолжает испытывать влияние ряда негативных факторов, которые тормозят развитие отрасли и не позволяют в полной мере использовать весь имеющийся потенциал. В данном исследовании сделана попытка не только выявить и оценить ключевые проблемы, с которыми сталкивается отечественное сельское хозяйство, но дать предложения по их устранению. Основные выводы подкреплены российской и зарубежной официальной статистикой, а также расчетами, сделанными на их основе. Особое место в настоящем исследовании уделено анализу аграрной политики других стран, их успехам и достижениям в области устойчивого развития агропромышленного комплекса, обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития сельских территорий. В целом, как показывают результаты проведенной работы, сложившаяся в российском сельском хозяйстве ситуация свидетельствует о следующих очевидных тенденциях: 1) растет монополизм крупных агрохолдингов, которые являются основными (около 90‰) получателями государственных субсидий; 2) продолжается деградация села – люди покидают сельскую местность в поисках более высокого заработка и лучших условий жизни; 3) продолжает снижаться доступность качественного продовольствия для широких слоев населения. Указанные процессы накладываются на технологическую отсталость, падение инвестиционной активности, несовершенство законодательства и отсутствие долгосрочной стратегии развития сельскохозяйственной отрасли. Предлагаемые в указанной статье меры, призваны обеспечить рациональное и бережливое использование природных ресурсов, повысить качество жизни населения, увеличить доходы производителей сельскохозяйственной продукции и сделать агропромышленный комплекс России одной из наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства.


Выпуск № 3, Март 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Актуальные направления совершенствования аграрной политики россии

УШАЧЕВ ИВАН, СЕРКОВ АЛЕКСАНДР, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Несмотря на то, что многие проблемы дальнейшего развития сельского хозяйства и сельских территорий носят системный комплексный характер, управление отраслью осуществляется в отсутствие долгосрочной стратегии ее развития. Результаты исследований показывают, что за последние годы удалось достичь значительных результатов в развитии отдельных продуктовых подкомплексов, повышении продовольственной безопасности страны, увеличении объема экспорта зерновых, масличных, мяса птицы и свиней, ряда других товаров. Однако рост в сельском хозяйстве сопровождался серьезными структурными дисбалансами: в развитии подотраслей, различных категорий хозяйств, усилилась дифференциация по уровню и эффективности производства, как регионов страны, так и отдельных сельскохозяйственных производителей, социальной ситуации на селе. Сохраняется целый комплекс проблем, связанных с доступностью продовольствия для групп населения с низкими доходами, необходимостью повышения доходности основной части средних малых сельскохозяйственных производителей, развитием отечественной технологической и ресурсной базы, улучшением условий жизни на селе и ряд других. Высказанные предложения по совершенствованию аграрной политики исходят из необходимости сбалансировать интересы потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также обеспечить соответствие между поставленными перед АПК задачами по достижению продовольственной безопасности страны, наращиванием экспортного потенциала отечественной агропродовольственной продукции, устойчивым развитием сельских территорий и предусмотренными в государственных программах мерами, а также выделяемыми на развитие финансовыми ресурсами.


Выпуск № 1, Январь 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Обеспечение импортозамещения в регионе для решения проблемы продовольственной безопасности

АБАШЕВА ОЛЬГА, СУЛАЕВ СЕРГЕЙ

В статье раскрываются современные проблемы повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. В рамках решения поставленной проблемы, автором рассматриваются основы современной политики, реализуемой в аграрном секторе России, которая направлена на импортозамещение, в целях обеспечения продовольственной безопасности населения страны. Основной целью продовольственной безопасности Российской Федерации является надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка. Исходя из целей исследования, в статье отражены результаты мониторинга данных по реализации государственной программы развитие сельского хозяйства, дана оценка и прогноз развития отечественного агропромышленного комплекса на примере Удмуртской Республики. Результаты исследования современного состояния продовольственного регионального рынка способствовали выявлению ряда перспективных направлений, нацеленных на более эффективное использование потенциала региона для решения проблемы продовольственной безопасности.


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Исследование роли сельского хозяйства в формировании доходов регионов

РОМАНЦЕВА ЮЛИЯ, ГАЛЯУТДИНОВА ДИНАРА

В статье дана статистическая оценка уровня и динамики доходов сельскохозяйственных производителей. Вклад отрасли в формировании ВВП в целом по Российской Федерации пока незначителен и не превышает 4,5‰, однако в территориальном разрезе наблюдается значительная дифференциация этого показателя. Экономико-статистический анализ позволил выделить группы регионов, различающихся по численности, ресурсному потенциалу, уровню и условиям развития сельского хозяйства и экономики в целом. Исследование показало необходимость применения дифференцированного целевого подхода поддержки отрасли. Группы регионов с наиболее благоприятными условиями хозяйствования, вносящие существенный вклад в формирование доходов регионов и обеспечение продовольственной безопасности, на данном этапе развития требуют минимального уровня господдержки, поскольку являются привлекательными для частного инвестора. Наиболее многочисленной группе регионов со значительным ресурсным потенциалом необходимо развитие, нацеленное на увеличение объемов производимой продукции. В регионах неблагоприятных для ведения сельскохозяйственного производства, где отрасль носит подсобный характер, и имеет место ускорение процессов депопуляции, требуется способствовать развитию сельских территорий и поддерживать хозяйства населения.