ISSN 0235-2443

AGRICULTURAL LAND


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Необходимость и основные черты новой аграрной политики в россии (тезисы)

ПЕТРИКОВ АЛЕКСАНДР

В статье анализируются экономические, социальные и экологические аспекты развития сельского хозяйства в постсоветский период. Отмечается, что экономический рост в аграрном секторе, наблюдаемый с рубежа 1990-2000 годов, не привел к адекватному развитию сельских территорий и сопровождается экологическими проблемами. На основе анализа причин сложившейся ситуации предлагаются основные направления корректировки аграрной политики: совершенствование документов стратегического планирования отрасли, приоритетное развитие малого и среднего бизнеса, диверсификация сельской экономики, принятие дополнительных мер по устойчивому развитию сельских территорий.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Сделки с земельными участками в составе сельскохозяйственных угодий в нечерноземной экономической зоне россии

ПОЛУНИН ГЕННАДИЙ

Можно констатировать, что трансформация государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения не завершилась безвозмездной ее передачей в частную собственность, как замышлялось в начале земельной реформы, а перешла в новое качество, основанное преимущественно на продаже или сдаче в аренду земельных участков. За анализируемый период с 2015 г. по начало 2019 г. в субъектах Нечерноземной экономической зоны России совершено более полутора тысяч и около шести тысяч сделок на аукционах по продаже и сдаче в аренду земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Исследования выявили ряд преимуществ сделок по сдаче в аренду земельных участков: более высокий размер доходов, поступающих в бюджет муниципалитетов, по сравнению с размером земельного налога; возможность включить в договор общественные интересы муниципального образования. Анализ соотношения цен сделок по аренде и продаже земельных участков установил основной диапазон значений коэффициента капитализации для земли – от 7 до 15‰. Однако в ряде субъектов федерации значение коэффициента выходит за указанные пределы в большую или меньшую сторону. Заключение договора аренды на условиях пониженного коэффициента капитализации сегодня невыгодно арендатору, но выгодно арендодателю. В таком случае арендодатель за более короткий срок может возместить цену земельного участка, но непроизвольно подталкивает предпринимателей, желающих расширить земельные наделы, к отказу от участия в таком аукционе. Для создания равных условий для участников аукциона предложено на законодательном уровне минимальный срок заключения договоров аренды земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий и находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 7 лет.


Выпуск № 11, Ноябрь 2020 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Особо ценные земли смоленской области

КЛИМОВА СВЕТЛАНА

Результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения затрагивают интересы всех субъектов земельных отношений. Целью исследования является изучение земельного фонда и выделение особо ценных земель сельскохозяйственного назначения. На основе статистических данных проведен анализ земельного потенциала Смоленской области. Проведен расчет количества и общей площади земельных участков, кадастровая стоимость которых выше среднего значения на 10 и 30‰ по каждому муниципальному району в Смоленской области. Даны рекомендации и предложения по отнесению земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным землям по кадастровой стоимости. При оценке эффективности использования земельных ресурсов возникает вопрос совершенствования организационно-правовых аспектов управления данным типом ресурсов. Повышение эффективности использования земельных ресурсов невозможно без определенного алгоритма действий, норм и правил, регламентирующих порядок управления объектами (земельными ресурсами) на уровне муниципалитета, региона и страны в целом. Предложенные мероприятия по различным аспектам управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве будут способствовать повышению эффективности использования самой земли.


Выпуск № 5, Май 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Возможности сохранения сельскохозяйственных земель вблизи городов и на промышленно освоенных территориях

ДЕНИСОВ ВИКТОР, ПОТРАВНЫЙ ИВАН

Актуальность исследования связана с необходимостью разработки экономических мер по обеспечению сохранения и рационального использования сельскохозяйственных земель вблизи городов. Цель исследования состоит в обосновании направлений по оптимизации землепользования вблизи городов для развития экономики и улучшения условий проживания населения. Анализируются процессы хозяйственного использования земельных ресурсов на урбанизированных территориях, отмечены их высокая востребованность в жилищном строительстве, частью сельскохозяйственных предприятий, рекреационными объектами (спортивно-оздоровительными, рыболовно-охотничьими базами и т.д.). Интерес к этим землям проявлен вследствие возможности получения от их использования высокого рентного дохода (ренты по местоположению). Сельскохозяйственные предприятия, как наименее конкурентоспособные среди остальных категорий пользователей, нуждаются в государственной помощи для сохранения и усиления их ресурсного потенциала, особенно земельных угодий. Предлагается расширить и дополнить направления и виды экономической поддержки сельскохозяйственных предприятий в целях обеспечения устойчивого развития землепользования, включая помощь: в приобретении земли, освоении новых высокопроизводительных технологий в земледелии и животноводстве, в развитии межрегионального рынка труда и т.д. Данные меры направлены на предотвращение безвозвратного выбытия земли из сельского хозяйства, являющегося главным жизнеобеспечивающим видом деятельности, обеспечить сохранение плодородных земель вблизи городов за счет мер по охране окружающей среды, улучшить экологические условия проживания населения.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Проблемы эффективного использования пахотных земель в льносеющих регионах

ПОЗДНЯКОВ БОРИС, ВЕЛИКАНОВА ИРИНА

В статье на материалах Тверской области показано состояние использования пахотных земель, характерное для большинства нечерноземных областей России. Цель исследования состоит в том, чтобы показать реальное выбытие из оборота высокоценных сельскохозяйственных угодий, которое не просматривается достаточно отчётливо в данных Росстата, а также предложить ряд неотложных мероприятий по выходу из сложившейся ситуации. Считаем, что проблема вовлечения в оборот неиспользуемой пашни в нечерноземных областях пока что неактуальна. Ресурсы необходимо направить на то, чтобы приостановить её дальнейшую деградацию, иначе через 5–7 лет пахотные земли, где в настоящее время не осуществляется возделывание и уборка какой-либо сельскохозяйственной культуры, уже нельзя будет рассматривать как резерв для увеличения производства сельхозпродукции. Введение этих земель в оборот будет невозможно без значительных затрат на рекультивацию. В связи с дефицитом инвестиционных ресурсов, необходимых для более полного и интенсивного использования сельхозугодий, крайне сложно решить вопрос о структуре производства растениеводческой продукции на ещё пригодной для использования площади пашни. Масштабы кормопроизводства ограничиваются низкой численностью поголовья КРС, которое по сравнению с 1992 г. сократилось в 6 раз. Производство товарного зерна, без восстановления системы удобрения на основе развития скотоводства, убыточно. Экономически оправданным является производство по интенсивным технологиям прядильного льна. Для этого необходимо осуществить экономическую поддержку предприятий льняного подкомплекса и обеспечить возможность выгодной аренды участков пахотных земель с высокоплодородными почвами.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Землепользование различных категорий хозяйств по результатам всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года и совершенствование земельной политики

ПЕТРИКОВ АЛЕКСАНДР

Цель исследования - на основе данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года в сравнении с данными Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года рассмотреть тенденции обеспечения земельными ресурсами сельскохозяйственных производителей. Проанализированы процессы концентрации землепользования, динамика мелиорированных земель, применение минеральных и органических удобрений. Отмечено расширение земельной площади фермеров и индивидуальных предпринимателей. Дана оценка площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. На основе проведенного анализа обоснованы направления совершенствования земельного учета и земельной политики в сельском хозяйстве, стимулирования рационального землепользования.


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Приоритетные задачи развития системы стратегического управления земельными ресурсами сельского хозяйства

ДЕМИДОВ ПАВЕЛ, УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ, РЕЙМЕР ВАЛЕРИЙ

Рассмотрение земельных ресурсов как объекта недвижимости и пространственного базиса привело не только к искажению функций стратегического управления, но и к нарушению баланса интересов субъектов земельных отношений, обусловило низкий уровень эффективности государственного регулирования процессов землепользования. В качестве отдельной проблемы формирования системы стратегического управления земельными ресурсами выделяется деформированный характер подсистемы ее информационного обеспечения. Сложившийся механизм ведения кадастра недвижимости обеспечивает возможность реализации лишь части функций обеспечения стратегического управления ими. На уровне хозяйствующих субъектов стратегическое управление земельными ресурсами ориентировано на формирование устойчивых агроландшафтов, обеспечивающих уровень эффективности сельскохозяйственного производства. Цель стратегического управления земельными ресурсами аграрной сферы заключается в обеспечении эффективного использования продуктивных земель в долгосрочной перспективе. Функции стратегического управления земельными ресурсами относятся к компетенции государства, которое в рамках земельной политики определяет стратегию использования продуктивных земель и их воспроизводства.