ISSN 0235-2443

ГОСПОДДЕРЖКА


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Структурная трансформация и технологическая модернизация агросектора россии: вызовы и подходы к оптимизации

ИБРАГИМОВА БАХУ, ШАРИПОВ ШАРИП

В последние годы в сельском хозяйстве страны наметились определенные позитивные изменения в части его структурно- технологической модернизации. Этому способствует выстроенная структурированная система государственной поддержки по приоритетным направлениям развития каждого конкретного региона. В то же время характер и темпы происходящих преобразований заметно различаются от региона к региону. На это влияет инвестиционная политика конкретного субъекта России, состояние развития сельских территорий, уровень государственной поддержки, а также роль сельхозорганизаций в аграрной структуре региона. В этой связи следует проанализировать характер происходящих изменений в разрезе субъектов страны, прежде всего по сельскохозяйственным организациям, состояние которых напрямую сказывается на ситуации в отрасли целом. Необходимо изучить долю сельского населения в общей численности и экономическое поведение сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что среди регионов, демонстрирующих высокие темпы экономического роста в сельском хозяйстве, в подавляющей степени представлены субъекты, входящие в Центральный федеральный округ, для которых характерна заметная инвестиционная активность. В немалой мере активизация инвестиционной работы в этих регионах обусловлена системными усилиями по привлечению частного капитала для реализации крупных проектов. В то же время, регионы с преобладанием сельского населения и низкотоварных форм в структуре аграрной экономики лишены возможности конкурировать с вышеуказанными субъектами в части инвестиционной активности, что способствует нарастанию деформационных проявлений в социально-экономическом развитии сельского хозяйства. В этой связи и в целях сокращения данного разрыва целесообразна разработка мер государственного стимулирования структурно-технологической модернизации АПК индивидуально по группам регионов.


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "За рубежом"

Перспективы развития сельскохозяйственных кооперативов и их влияние на финансирование аграрного сектора в республике армения

ХАЧАТРЯН ЛЕВОН

Целью статьи является представление текущего состояния сельскохозяйственных кооперативов, их влияния на развитие аграрного сектора, выявление проблем и приоритетов в финансировании аграрного сектора через сельскохозяйственные кооперативы. Разработанные предложения направлены на развитие деятельности сельскохозяйственных кооперативов, способствуют развитию крестьянских хозяйств и улучшению социально- экономического состояния общин, что позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции, обеспечить ее конкурентоспособность и доступность, что повысит уровень продовольственной безопасности страны. Предоставление льгот сельскохозяйственным кооперативам в части софинансирования государством в размере 20‰ вместо 10‰, внесение изменений в законы о сельскохозяйственной кооперации повысят их прибыльность и привлекательность для новых членов и инвесторов.


Выпуск № 5, Май 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Поддержка инвестиционного кредитования сельского хозяйства на основе «принципа наилучшего обеспечения»

СУРОВЦЕВ ВЛАДИМИР, ПАЮРОВА ЕЛЕНА, НИКУЛИНА ЮЛИЯ

В статье проанализированы действующие формы поддержки инвестиционного кредитования, их преимущества и недостатки с позиции вовлечения в инновационно-инвестиционный процесс широкого круга сельскохозяйственных производителей. Предложен новый механизм государственного регулирования инвестиционного кредитования в аграрной сфере, способный повысить устойчивость, равномерность и темпы развития отраслей аграрного производства в регионах России. Анализ динамики инвестиционного процесса в сельском хозяйстве с началом реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» выявил существенные диспропорции привлечения инвестиций между сельскохозяйственными товаропроизводителями, подотраслями аграрного производства и регионами, что приводит к неравномерности темпов и снижению устойчивости развитии АПК. Действующие формы поддержки кредитования АПК привели к усилению рыночной власти у отдельных участников отрасли. Разработка организационно-экономического механизма инвестиционного кредитования аграрного производства, основанного на реализации банками «принципа наилучшего обеспечения» сельскохозяйственных товаропроизводителей, способно существенно расширить круг активных участников инновационно- инвестиционного развития, вовлечь в процесс освоения современных капиталоемких технологий основную долю сельскохозяйственных товаропроизводителей вне зависимости от их размера и организационно-правовой формы.


Выпуск № 5, Май 2020 г., рубрика "За рубежом"

Актуальные проблемы государственного финансирования и перспективы развития аграрного сектора республики армения

ХАЧАТРЯН ЛЕВОН, МХИТАРЯН АРАМ

Статья посвящена анализу текущего состояния государственной поддержки аграрного сектора Республики Армения, изучению существующих проблем, препятствующих развитию финансированию сектора, обеспечения продовольственной безопасности страны, развития крестьянских хозяйств, социально-экономического состояния сельских общин. Развитие сектора требует продолжения и расширения государственных программ, которые включают увеличение финансирования, снижение ставок кредитования и применение новых финансовых инструментов. Основной целью статьи является представление текущего состояния государственной поддержки аграрного сектора Республики Армения, международного опыта и приоритетов программ реализуемой государственной поддержки, а также возможности внедрения в Республике Армения новых механизмов улучшения условий финансирования государственных сельскохозяйственных программ, способствующих развитию крестьянских хозяйств и социально-экономического состояния общин, что позволит производить высококачественную, в том числе экологически чистую, сельскохозяйственную продукцию, конкурентоспособность и доступность которой будет способствовать повышению уровня продовольственной безопасности страны.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Роль и необходимость государственной поддержки инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе рф

ЕМЕЛЬЯНОВА ЮЛИЯ

Для восстановления и развития сельского хозяйства в условиях нестабильной экономики с целью повышения экономической и продовольственной безопасности в России разработана Стратегия поддержки АПК которая реализуется посредством господдержки инвестиционных проектов в регионах; поставлены цели и задачи до 2024 года, сложность исполнения которых заключена в нехватке средств финансирования, непропорциональном распределении финансов между регионами, неэффективной оценке инвестиционных проектов и т.д. Статья посвящена анализу конкретных проблем государственной поддержки и развития агропромышленного комплекса посредством инвестиционных проектов как основного фактора повышения их эффективности за счет сокращения затрат на инвестирование. Целью исследования является поиск резервов роста добавленной стоимости сельскохозяйственных проектов. Методологической основой исследования послужили методы теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, наблюдения.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Достижение пороговых показателей доктрины продовольственной безопасности по молоку: прогноз, факторы и риски

СУРОВЦЕВ ВЛАДИМИР, НИКУЛИНА ЮЛИЯ, ПАЮРОВА ЕЛЕНА

Начиная с 2017 г. наметился определенный рост валового объема производства молока в России, тогда как с начала 90-х годов продолжалось его сокращение. Динамичное развитие отрасли в К(Ф)Х и увеличение объемов производства в сельхозорганизациях на базе ввода в эксплуатацию большого количества мегакомплексов и роста молочной продуктивности обеспечили рост совокупного объема производства молока, несмотря на продолжающееся уменьшение поголовья коров и объемов производства молока в хозяйствах населения. Однако пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности по молоку остаются невыполненными и, по нашим оценкам, будут достигнуты не ранее, чем через восемь лет, а в случае восстановления уровня потребления молока на душу населения – 14 лет. Устойчивый и динамичный рост объемов производства молока возможен при активном освоении высокопроизводительных и трудосберегающих технологий большинством участников отрасли. Реализация мега проектов ограниченным количеством крупнейших производителей молока не обеспечивает устойчивый рост отраслевых объемов производства необходимыми темпами. Дальнейший стабильный рост объемов производства молока требует корректировки форм государственной поддержки отрасли: расширения доступа к льготному инвестиционному кредитованию большинства производителей молока вне зависимости от размеров производства и форм хозяйствования, распространения на федеральный уровень субсидирования части инвестиционных затрат при приобретении техники и оборудования для молочного животноводства и кормопроизводства.