ISSN 0235-2443

REGION


Выпуск № 5, Май 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Обоснование показателей и критериев комплексной оценки развития потенциала экономических ресурсов сельских территорий астраханской области

МАТВЕЕВА НАТАЛЬЯ, ЗВОЛИНСКИЙ ВЯЧЕСЛАВ

Формирование устойчивого тренда развития сельских территорий должно осуществляться на основе комплексной оценки состояния и развития предпринимательского и ресурсного потенциала АПК с учетом современных трансформационных процессов, сопровождаемых развитием интеграционных и кооперационных процессов. Цель исследований – проанализировать комплексную оценку развития потенциала экономических ресурсов и производительности сельских территорий Астраханской области. Впервые проведена комплексная оценка предпринимательского потенциала в условиях социально-экономического развития всех муниципальных районов Астраханской области на основе: пространственного развития региона; локализации зон сельскохозяйственного развития, выполненных с учетом обобщенной оценки эффективности использования земельного фонда, отраслевой специализации территорий, по районам области; обобщенной оценки социально-экономического развития муниципальных районов; формирования типологии сельских районов Астраханской области. В результате исследований обоснованы показатели и критерии комплексной оценки развития потенциала экономических ресурсов сельских территорий региона, определен перечень основных механизмов развития интеграционных процессов.


Выпуск № 5, Май 2021 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Сельское нечерноземье: от плана к рынку

КОСТЯЕВ АЛЕКСАНДР, ПЕТРИКОВ АЛЕКСАНДР, ИВАНОВ АНДРЕЙ, МИТИН СЕРГЕЙ, НИКОНОВА ГАЛИНА

Статья посвящена исследованию явлений и процессов, определявших развитие сельского Нечерноземья в условиях плановой, переходной и рыночной экономики. Цель исследования – дать оценку результатам реализации программы развития сельского хозяйства Нечерноземья 1974-1990 гг. (Программы), установить их связь с трансформационными изменениями в период от вхождения в рынок до наших дней и определить вероятные направления развития ситуации в перспективе. Методология исследования – статистический анализ структуры и рядов динамики социально-экономических явлений в сельской местности Нечерноземья. Установлены производственные, экономические и социальные результаты Программы. Целевые показатели Программы к 1990 г. не были достигнуты ни по одному виду продукции сельского хозяйства. Основными результатами социального развития явились снижение интенсивности миграции сельского населения из Нечерноземья, и достижение высокого уровня денежной оплаты труда в сельском хозяйстве. Установлены экономические и социальные последствия институциональной, производственной и структурной постпрограммной трансформации сельского хозяйства и сельских территорий. Выявлено, что производство традиционных для Нечерноземья культур льна-долгунца и озимой ржи находится в стадии деградации. Ареал их размещения сужен до нескольких регионов, а перспективы восстановления не просматриваются. Отмечается чрезмерная территориальная концентрация и локализация производства в свиноводстве и птицеводстве, неравномерность в развитии сельских территорий, развитие процессов их социального опустынивания. Определено место сельского Нечерноземья в Российской Федерации по основным производственно-экономическим и социально-демографическим показателям. С учетом сложившихся тенденций и ключевых явлений кратко сформулирован взгляд на будущее сельского Нечерноземья.


Выпуск № 4, Апрель 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Имитационное моделирование социально-демографических процессов развития сельских территорий

КУДРЯШОВА ЕКАТЕРИНА, КРЮЧКОВ ГЕННАДИЙ, ПРОВИДОНОВА НАТАЛЬЯ

В настоящее время на сельских территориях России наблюдается сложная социально-экономическая ситуация: низкий уровень доходов по сравнению с городом, безработица, плохое состояние или отсутствие социально-бытовой инфраструктуры. Такое положение привело к ухудшению демографических показателей – спаду рождаемости, увеличению смертности и миграционного оттока населения. Недостаточная изученность влияния социально-экономических факторов на демографическое развитие сельских территорий, а также высокая научно- практическая значимость разработки и внедрения моделей социально-демографического развития на селе послужили основанием для проведения исследования. Моделирование социально-демографического развития сельских территорий позволит выявить факторы, наиболее значимые для этих процессов, и с помощью грамотных управленческих решений нивелировать их влияние на ситуацию в селах региона. Цель исследования – разработка имитационной модели социально-демографического развития сельских территорий. Теоретическую, методологическую и информационную базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам социально-экономического и демографического развития на сельских территориях, данные Росстата, материалы Минсельхоза и Минэкономразвития РФ и регионов Поволжья, федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, программы. Имитация социально-демографических процессов на сельских территориях Саратовской области с учетом дифференциации социально-экономических факторов на оказывающие влияние на повышение уровня рождаемости и на снижение уровня смертности, выполнена в приложении Ithink с использованием пакета Statistica для построения регрессионных уравнений. Первоначально построенная модель показала снижение численности населения на 41 тысяч человек за 7 лет. Изменение таких факторов, как величина среднедушевых доходов и количество объектов, имеющих стационарные источники загрязнения, в соответствие с действующими нормативными документами региона, позволило сымитировать ситуацию, в которой коэффициент рождаемости увеличится, а смертности снизится, что замедлит темп сокращения численности населения.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Пространственное развитие сельского хозяйства страны: проблемы и возможные пути решения

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ

В статье показана роль пространственной организации отрасли для ее развития и выявлены проблемы, сдерживающие процессы, связанные с рациональным размещением, углублением специализации и усилением концентрации сельскохозяйственного производства. Основными из них являются: сохраняющаяся значительная межрегиональная дифференциация уровня социально- экономического развития; слабое законодательное и научное обеспечение пространственного развития сельского хозяйства, отсутствие активной организующей и координирующей роли государства; наличие многолетних системных проблем и возникновение новых диспропорций в развитии сельского хозяйства. Поэтому решение проблемы пространственного развития сельского хозяйства связано с комплексным подходом к реализации таких его основополагающих принципов, как: достижение продовольственной безопасности страны; обеспечение наиболее полного и эффективного использования биоклиматического и производственного потенциалов, максимального приближения производства того или иного вида сельскохозяйственной продукции к ареалам и регионам, располагающим в первую очередь наиболее благоприятными природными условиями; приоритет национальных интересов над региональными экономическими интересами; дифференцированный подход к основным направлениям и мерам государственной поддержки пространственного развития сельского хозяйства и сельских территорий; комплексное решение вопросов территориальной организации сельского хозяйства. Значительные региональные различия ведения сельского хозяйства и его отдельных подотраслей исключают унифицированный подход к их пространственной организации. При этом особое внимание следует обратить на такие регионы, как: немногочисленные регионы с относительно благоприятными природно-экономическими условиями для ведения интенсивного и конкурентоспособного сельского хозяйства; приоритетные и приграничные геостратегические территории; отдельные депрессивные и слабозаселенные территории; многочисленные районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности; трудоизбыточные и плотно заселенные национальные республики Северного Кавказа. Поскольку в перспективе дифференциация регионов по производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции будет усиливаться в большей степени, чем тенденция к их самообеспечению, то ключевую роль здесь должно играть государство.


Выпуск № 11, Ноябрь 2020 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Анализ самообеспеченности продовольствием мурманской области

ЧЕЛНОКОВА ВАЛЕРИЯ, КАРТАШОВА АНАСТАСИЯ

Современная стратегия освоения северных территорий должна учитывать не только перспективы промышленного освоения, но и предусматривать создание благоприятных и безопасных условий «обживания». Формирование условий устойчивого и бесперебойного снабжения продовольствием является важной составляющей обеспечения безопасности населения в арктической зоне. В статье представлены результаты сравнительного анализа современного обеспечения и самообеспечения населения Мурманской области продовольственными продуктами на основании данных Росстата за период с 2000 по 2018 годы. В целом население в достаточной мере защищено от проблем с продовольствием, но в основном за счет привозной продукции. Существенной проблемой Мурманской области является критическое сокращение регионального производства сельскохозяйственной продукции. За счет собственных продуктов полноценно обеспечить можно только 2,4-8‰ населения в течение 10-28 дней. Дальнейшее сокращение сельскохозяйственного производства приведет к полной утрате сельскохозяйственной отрасли в Мурманской области. Разработка собственной программы развития сельскохозяйственной отрасли будет служить фактором сдерживания цен на региональном продовольственном рынке. Полученные данные послужат обоснованием и мотивацией для осуществления мероприятий по улучшению ситуации продовольственной безопасности северного региона.


Выпуск № 11, Ноябрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Оценка инновационной активности сельского хозяйства на различных уровнях управленческой иерархии

ПЕРШУКЕВИЧ ИГОРЬ, РЯБУХИНА ТАТЬЯНА, ЗЯБЛИЦЕВА ЯНА

Настоящая статья посвящена методологическим вопросам оценки инновационной активности сельского хозяйства для различных уровней управленческой иерархии. Для этого применяется метод экспертных оценок. Наиболее предпочтительным можно считать метод определения инновационной активности по наличию всех видов затрат (рациональных или нормативных) в стоимостной форме на осуществление инновационных процессов организацией в течение определенного периода времени. На уровне сельскохозяйственных организаций осуществляются не все стадии инновационного процесса, а только часть их, отсюда инновационная активность будет связана с интенсивностью осуществления следующих работ: освоением инноваций в сфере производства и обслуживания; приобретением новых сортов растений и пород животных; проведением селекционно-семеноводческих мероприятий; размножением пород животных; поддержанием патентов и лицензионных соглашений по использованию инноваций; кооперацией со сторонними организациями по разработке, внедрению и освоению инноваций и др. В рамках данного исследования разработан методический подход комплексной оценки инвестиционно- инновационной активности и потенциала. Подход является иерархическим, так как представляет собой интегральную иерархическую оценку показателей всех находящихся в районе (регионе) сельскохозяйственных организаций. Такая последовательность применяется потому, что организация является итоговым звеном приложения инвестированных средств. При этом, характеризуясь собственной инвестиционной активностью, она одновременно находится в «инвестиционном поле» всех объектов инвестиционного рынка, принимает на себя все изменения в системах более высокого уровня. Показатель инвестиционно-инновационной активности разбит экспертным путем на два составных элемента: всего полученных субсидий; рентабельность с учетом субсидий. Инвестиционно- инновационный потенциал включает в себя: ресурсный потенциал (материальные, финансовые, кадровые ресурсы); финансовый потенциал (в данном случае ликвидность); кадровый потенциал (среднегодовая численность, фонд заработной платы).


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Структурная трансформация и технологическая модернизация агросектора россии: вызовы и подходы к оптимизации

ИБРАГИМОВА БАХУ, ШАРИПОВ ШАРИП

В последние годы в сельском хозяйстве страны наметились определенные позитивные изменения в части его структурно- технологической модернизации. Этому способствует выстроенная структурированная система государственной поддержки по приоритетным направлениям развития каждого конкретного региона. В то же время характер и темпы происходящих преобразований заметно различаются от региона к региону. На это влияет инвестиционная политика конкретного субъекта России, состояние развития сельских территорий, уровень государственной поддержки, а также роль сельхозорганизаций в аграрной структуре региона. В этой связи следует проанализировать характер происходящих изменений в разрезе субъектов страны, прежде всего по сельскохозяйственным организациям, состояние которых напрямую сказывается на ситуации в отрасли целом. Необходимо изучить долю сельского населения в общей численности и экономическое поведение сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что среди регионов, демонстрирующих высокие темпы экономического роста в сельском хозяйстве, в подавляющей степени представлены субъекты, входящие в Центральный федеральный округ, для которых характерна заметная инвестиционная активность. В немалой мере активизация инвестиционной работы в этих регионах обусловлена системными усилиями по привлечению частного капитала для реализации крупных проектов. В то же время, регионы с преобладанием сельского населения и низкотоварных форм в структуре аграрной экономики лишены возможности конкурировать с вышеуказанными субъектами в части инвестиционной активности, что способствует нарастанию деформационных проявлений в социально-экономическом развитии сельского хозяйства. В этой связи и в целях сокращения данного разрыва целесообразна разработка мер государственного стимулирования структурно-технологической модернизации АПК индивидуально по группам регионов.


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Состояние импортозамещения в макрорегионе и факторы его обеспечения (на примере северо-кавказского федерального округа)

БАТОВ ГУМАР

Состояние мирового сообщества, связанное с кризисами в энергетической сфере и сфере здравоохранения вынуждают страны прибегнуть к самоизоляции. Насколько долго продлится такое состояние трудно предсказать. Мир перевернулся. Вместо глобализации и взаимодействия, между странами происходит их изоляция друг от друга, и виной этому является внешний фактор. В этих условиях на передовые позиции выходят вопросы продовольственной безопасности. Вынужденная самоизоляция стран приводит к тому, что в первую очередь необходимо заботиться о продовольственном самообеспечении и накоплении его запасов и ресурсов. Надо отметить, что за последние два-три года сельскохозяйственное производство в нашей стране, относительно других отраслей, добилось высоких темпов развития, отрасль смогла нарастить объемы производства по отдельным видом продукции, превзойти показатели, заложенные в Доктрине продовольственной безопасности, вытеснить с продовольственного рынка часть импортной продукции, заменить ее отечественной. Однако надо признать, что страна пока не смогла уйти от импортозависимости. Хотим этого или не хотим, но должны признать, что высокие результаты были обеспечены использованием импортных семян и средств защиты растений, племенного поголовья, импортных тракторов и комбайнов. Складывающаяся ситуация в мире вызывает необходимость уделить внимание вопросам селекции, выращивания племенного скота и развития производства сельскохозяйственной техники. Эти вопросы являются важными и обширными и затрагивают множество проблем, связанных с импортозамещением. Объектом исследования выступает Северо-Кавказский федеральный округ. Актуальность исследования состояния импортозамещения в отдельно взятом округе объясняется тем, что округ вносит существенный вклад в продовольственное обеспечение населения, является важным элементом гарантии продовольственной безопасности как округа, так и страны.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Роль и необходимость государственной поддержки инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе рф

ЕМЕЛЬЯНОВА ЮЛИЯ

Для восстановления и развития сельского хозяйства в условиях нестабильной экономики с целью повышения экономической и продовольственной безопасности в России разработана Стратегия поддержки АПК которая реализуется посредством господдержки инвестиционных проектов в регионах; поставлены цели и задачи до 2024 года, сложность исполнения которых заключена в нехватке средств финансирования, непропорциональном распределении финансов между регионами, неэффективной оценке инвестиционных проектов и т.д. Статья посвящена анализу конкретных проблем государственной поддержки и развития агропромышленного комплекса посредством инвестиционных проектов как основного фактора повышения их эффективности за счет сокращения затрат на инвестирование. Целью исследования является поиск резервов роста добавленной стоимости сельскохозяйственных проектов. Методологической основой исследования послужили методы теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, наблюдения.


Выпуск № 11, Ноябрь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Перспективы и оценка уровня развития молочной перерабатывающей промышленности в условиях самодостаточности региона

КОВАЛЕВА ИРИНА, СЕМИНА ЛАРИСА

Функционирование молочной отрасли в Алтайском крае исторически традиционно, при этом основными молочными продуктами являлись масло сливочное и алтайские сыры твердой фракции. В последние десятилетия отрасль переживает определенные трудности, связанные с сокращением сырьевой базы вследствие резкого уменьшения поголовья молочного стада и низкого уровня товарности сырьевого молока. Для эффективного функционирования перерабатывающие организации общим количеством более 30 единиц, активно проводят инвестиционную политику, которая заключается в большей степени в модернизации молочного оборудования. Значительная часть идет на развитие транспортной логистической инфраструктуры. Увеличению выпуска молочной продукции способствует продолжение модернизации действующих производств и внедрение новейших технологий. На основе традиционных биотехнологий в крае активно используется в переработке вторичное молочное сырье. Основная доля молочной продукции экспортируется в Республику Казахстан и другие страны СНГ. В связи с тем, что Казахстан и Китай территориально находятся близко к Алтайскому краю, логистические транспортные затраты на экспорт продукции в эти регионы ниже, чем в большинство регионов России и в другие зарубежные страны.


Выпуск № 9, Сентябрь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Перспективы развития молочного производства региона с использованием цифровых технологий

БАТОВ ГУМАР

Животноводство является одной из трудоемких отраслей, которое дает не только продукты питания, но является основным источником сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности. Перспективы его развития определяются различными факторами, в том числе состоянием материально-технической базы. Анализ современного состояния отрасли показывает, что она нуждается в коренной модернизации, которую возможно осуществить на основе использования новых знаний и научных достижений отечественной и мировой науки и практики. Без таких мер и действий повысить эффективность производства и решить вопросы продовольственной безопасности представляются проблематичным. В настоящее время актуальным становится использование информационных и цифровых технологий в агропромышленном производстве. Само сельское хозяйство является природозависимой и консервативной отраслью, однако это не означает, что в отрасли невозможно использовать цифровые технологии. Практика показывает, что предприятия, которые используют такие технологии, быстро добиваются успехов, которые становятся устойчивыми и долгосрочными. Сейчас сельское хозяйство, в том числе и животноводство, находится на таком этапе, когда дальнейшее развитие без информационных и цифровых технологий представляется невозможным. Реализация такого сценария во многом зависит от государственной поддержки, защиты внутреннего рынка от импортной продукции, проведения протекционистской политики. Эти меры необходимы сейчас, чтобы укрепиться и закрепить те достижения, которые получены в последнее время. В статье рассматривается роль первоначальной поддержки государством частной инициативы через сотрудничество на основе государственно-частного партнерства. На примере отдельного крестьянско-фермерского хозяйства показывается, каких результатов можно добиться, и какие перспективы связаны с использованием информационных и цифровых технологий.


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Перспективные параметры развития агропродовольственного комплекса воронежской области

УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ, КОВАЛЕНКО ЮЛИЯ, РЕЙМЕР ВАЛЕРИЙ

Совокупность задач управления развития сложными экономическими системами может быть сведена к следующим укрупненным задачам: на основе объективной оценки тенденций развития объекта управления и его текущего состояния установить цели развития системы, формализовав их с помощью совокупности количественных индикаторов, обосновать оптимальную траекторию их достижения и обеспечить функционирование системы в рамках допустимых отклонений от данной траектории. Для обоснования оптимальных параметров развития агропродовольственного комплекса региона предлагается использовать агрегированную экономико-математическую модель по оптимизации сочетания отраслей сельского хозяйства блочно-диагонального типа, в которой в качестве отдельных блоков представлены хозяйства различных категорий, а в связующем блоке – баланс продовольственных ресурсов. В качестве критерия оптимальности первого (базового) варианта развития используется максимизация стоимости конечной продукции агропродовольственного комплекса региона без учета продукции, направленной на промежуточное потребление, во втором варианте – максимизация разницы между стоимостью товарной продукции и затратами на ее производство без учета хозяйств населения. При реализации параметров первого варианта стоимость конечной продукции агропродовольственного комплекса Воронежской области (в ценах 2018 г.) может достичь 265,1 млрд руб., а размер условной прибыли по сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам (без учета субсидий) – 45,6 млрд руб. Во втором варианте стоимость конечной продукции снижается до 260,3 млрд руб., а условная прибыль увеличивается до 49,9 млрд руб., при этом уровень рентабельности продукции агропродовольственного комплекса достигает 35,9‰ (по первому варианту – 32,3‰).


Выпуск № 1, Январь 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Роль местного самоуправления в обеспечении хозяйственной деятельности сельских территорий

ШАРИПОВ САЛИМЗЯН, ЯКУШКИН НИКОЛАЙ, ХАРИСОВ ГУМЕР

Представлены основные подходы к построению эффективной системы местного самоуправления в регионе. Рассмотрены актуальные проблемы землепользования. Подчеркивается диалектический характер землепользования, когда с одной стороны, технологические аспекты организации производственных процессов включены в сферу деятельности сельскохозяйственных формирований, а с другой, отдельные режимы землепользования регламентируются местным самоуправлением. От того, насколько реализован потенциал землепользования, зависит ускорение или замедление экономического развития сельских территорий. В статье отмечается, что в условиях трансформации режимов землепользования роль местного самоуправления начинает меняться, активизируется его участие в производственных процессах, местное самоуправление становится одной из движущих сил развития экономики сельских территорий. Анализируются ключевые проблемы развития местного самоуправления, рассмотрены основные направления по совершенствованию правовой, территориальной, экономической организации местного самоуправления. Повышение роли местного самоуправления тесно взаимообусловлено с решением актуальных проблем землепользования, формированием институциональной среды, снижением трансакционных издержек, развитием социального капитала, изменением роли подсобного хозяйства в жизнедеятельности сельских жителей.


Выпуск № 8, Август 2018 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Управление конкурентоспособностью молочной продукции региона с использованием цифровых и информационных технологий

БАТОВ ГУМАР

Современные условия функционирования АПК характеризуется проведением протекционистской политики по отношению к отрасли, что дало отечественным производителям относительную свободу и поддержку со стороны государства. Проводимая государством политика позволила сельскому хозяйству нарастить объемы внутреннего производства продукции, однако эффективность агропромышленного производства по-прежнему отстает от показателей передовых стран. В новых условиях вопросы управления конкурентоспособностью не отошли на второй план. Наоборот, уровень конкуренции между товаропроизводителями, но теперь отечественными, усиливается. Остаются важными проблемы насыщения продуктами питания отечественного производства внутреннего продовольственного рынка. В статье на примере предприятий, выпускающих молочную продукцию, анализируется состояние регионального рынка молочной продукции, проводится экспертная оценка качества продукции и определяются лидеры. Выявлены факторы, позволяющие лидерам занимать передовые позиции, констатируется, что наиболее важным ресурсом, позволяющим быть первыми, является применение цифровых и информационных технологий.


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Совершенствование региональной модели государственной поддержки малого аграрного предпринимательства

ЛАТКИН АЛЕКСАНДР, КОРОТКИХ ЕГОР

Развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве сдерживается по причине устойчивого сокращения экономически активного населения в сельской местности и низкой рентабельности сельскохозяйственного производства. Направленные на изменение этой ситуации региональные программы, копируя структуру и основные мероприятия федерального уровня, слабо учитывают специфические особенности природно-экономических условий регионов. В этой связи действующий механизм поддержки малых форм хозяйствования демонстрирует низкую эффективность из-за отсутствия сбалансированной стратегии распределения государственных субсидий различным субъектам аграрного предпринимательства. Проведенные авторами исследования позволили внести коррективы в действующий механизм осуществления субсидирования малых форм хозяйствования. Предложенные мероприятия направлены на совершенствование региональной модели осуществления их государственной поддержки при выделении субсидий на основе рекомендаций муниципальных подразделений.


Выпуск № 2, Февраль 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Инновационно - инвестиционная компонента в стратегии развития региона

ТРОШИН АЛЕКСАНДР, САНДУ ИВАН, ДОЩАНОВА АЛМА

Инновационно-инвестиционная составляющая является одной из наиболее важных компонентов формирования и практической реализации стратегии регионального развития, как в нашей стране, так и в ряде других, включая республику Казахстан. Подобные действия, несомненно, оказывают положительное влияние на рост конкурентоспособности национальных экономик в современных условиях усиления тенденций глобализации и интеграции экономических систем. Инновационно-инвестиционное развитие рассматривается нами, как один из наиболее действенных способов сокращения временного лага переходов между технологическими укладами. Отмечено, что одной из основных проблемных зон на инновационном пути развития России является недофинансирование актуальных и востребованных инвестиционных проектов. В решении этого вопроса на различных уровнях национальной экономики, не последняя роль отводится крупным вертикально-интегрированным структурным единицам. В рамках проводимого исследования авторами выявлено изменение параметров социально-экономического развития на примере отдельно взятого региона, в данном случае Белгородской области. Представлены статистические данные, с учетом которых определен вклад Белгородской области в становление современной экономической модели развития страны. Отдельно рассмотрены основополагающие управленческие инициативы региональных органов власти, практическая реализация которых позволила достичь настоящих результатов и вывести Белгородскую область в число наиболее успешно и стабильно развивающихся регионов России. Уделено внимание, базовым стратегическим направлениям регионального развития, в рамках принятой Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года.