ISSN 0235-2443

РЫНОК


Выпуск № 1, Январь 2019 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Основные факторы развития рынка тепличных овощей в россии

РУДОЙ ЕВГЕНИЙ, ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, ПЕТУХОВА МАРИНА

В статье проведен анализ уровня развития рынка овощей России в целом, и тепличных, в частности. Выявлены основные тренды, которые задают направление развитию российского рынка овощей, к которым были отнесены рост объемов производства тепличного овощеводства, переход производителей от выращивания в грунте к гидропонным и аэропонным методам выращивания, появление сити-фермерства (размещение теплиц в черте города), рост спроса на экологически чистые овощи в индивидуальных упаковках). Авторами выделены наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на развитие рынка тепличных овощей, такие как экономические, инфраструктурные, природно-климатические, технологические и социальные. На основе результатов корреляционно-регрессионного анализа выявлено, что наиболее значимыми факторами в развитии данного рынка являются уровень государственной поддержки тепличного овощеводства, урожайность продукции и используемые технологии, количество импортной продукции на рынке. Если первые два фактора обладают прямой сильной корреляцией с объемом производства отечественных овощей, то последний фактор имеют сильную и обратную взаимосвязь.


Выпуск № 12, Декабрь 2018 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Методологические подходы дальнейшего развития и совершенствования рынка научно-технической продукции в сельском хозяйстве россии

БОНДАРЕНКО ТАТЬЯНА

Актуальность темы исследования обусловлена дальнейшей трансформацией экономики России, и ее отдельных отраслей, в основе построения которой лежат принципиально новые методы хозяйствования с применением современных цифровых и информационных технологий. Модернизация традиционных производственных отраслей агропромышленного комплекса создает основу для формирования современного и эффективного функционирующего рынка научно-технической продукции в России. Целью настоящего исследования явилось рассмотрение методологических вопросов развития и совершенствования рынка научно-технической продукции в рамках становления новых экономических систем и перехода агропромышленного комплекса России на максимально эффективные и экологически безопасные технологии. Основными результатами проведенного исследования является авторское обобщение взглядов ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам формирования, развития и эффективного функционирования рынка научно-технической продукции в сельском хозяйстве. По результатам проведенного исследования представлено авторское определение рынка научной продукции в сельском хозяйстве; рассмотрены виды научно- технической продукции, реализуемой в сельском хозяйстве; представлены специфические особенности рынка научно-технической продукции в сельском хозяйстве и выделены основные его направления.


Выпуск № 8, Август 2018 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Управление конкурентоспособностью молочной продукции региона с использованием цифровых и информационных технологий

БАТОВ ГУМАР

Современные условия функционирования АПК характеризуется проведением протекционистской политики по отношению к отрасли, что дало отечественным производителям относительную свободу и поддержку со стороны государства. Проводимая государством политика позволила сельскому хозяйству нарастить объемы внутреннего производства продукции, однако эффективность агропромышленного производства по-прежнему отстает от показателей передовых стран. В новых условиях вопросы управления конкурентоспособностью не отошли на второй план. Наоборот, уровень конкуренции между товаропроизводителями, но теперь отечественными, усиливается. Остаются важными проблемы насыщения продуктами питания отечественного производства внутреннего продовольственного рынка. В статье на примере предприятий, выпускающих молочную продукцию, анализируется состояние регионального рынка молочной продукции, проводится экспертная оценка качества продукции и определяются лидеры. Выявлены факторы, позволяющие лидерам занимать передовые позиции, констатируется, что наиболее важным ресурсом, позволяющим быть первыми, является применение цифровых и информационных технологий.


Выпуск № 8, Август 2017 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Рационализация системы сбыта с помощью электронной коммерции

ГОРБОВСКАЯ Е.

Актуальным фактором успешного функционирования сельскохозяйственного предприятия в рыночной среде становится маркетинговая деятельность. Система сбыта продукции на сельскохозяйственном предприятии является завершающей стадией хозяйственной деятельности товаропроизводителя. Процесс управления системой сбыта в сельскохозяйственной организации представлен в виде взаимосвязанных блоков (сбор и анализ информации, планирование, организация, контроль, корректировка). Была предложена система сбыта сельхозпродукции через электронные системы коммуникаций. Сделан вывод, что электронный агропродовольственный рынок является перспективным направлением развития науки (с точки зрения теории) и общественных отношений (с точки зрения практики). Слабый экономический рост российской экономики в значительной степени объясняется высокими трансакционными, а также транспортными затратами. Электронная коммерция за счет уменьшения трансакционных издержек способствует открытому ведению бизнеса и конкуренции, повышает эффективность обмена. Рассмотрены типы взаимодействия сегментов электронного пространства в аграрной экономике. Анализ объемов сбыта продукции через электронные торговые площадки показывает, что они постоянно растут. Рассчитан эффект, полученный от применения системы электронной коммерции на примере реализации пшеницы и подсолнечника предприятием Воронежской области. Экономический эффект от сбыта продукции через электронные системы коммуникаций составил: по пшенице - 180 тыс. руб., по подсолнечнику - 195,6 тыс. руб. Сбыт сельскохозяйственной продукции в условиях электронной коммерции повысит эффективность деятельности предприятия в целом, а также позволит повысить конкурентоспособность продукции, укрепить позиции предприятия на агропродовольственном рынке.