ISSN 0235-2443

AGRICULTURAL POLICY


Выпуск № 3, Март 2021 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Оценка национальной продовольственной безопасности при экспортной ориентации сельского хозяйства россии

БЕЛУГИН АЛЕКСЕЙ, БЕЛУГИНА ТАТЬЯНА

Важное значение для реализации экспортного потенциала агропромышленного комплекса не в ущерб продовольственному самообеспечению имеют официальные критерии и показатели продовольственной безопасности, в первую очередь показатели продовольственной независимости и экономической доступности продовольствия. В работе произведен расчет уровня продовольственного самообеспечения по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе обновленных данных балансов продовольственных ресурсов. Оценена экономическая доступность отдельных видов продовольствия. Выявлена возможность формального повышения значений показателей продовольственной самообеспеченности за счет снижения потребления продовольствия в стране на фоне роста экспорта. При этом формальное снижение значений показателя экономической доступности продовольствия произойдет из-за нехватки соответствующих продуктов на внутреннем рынке, вне зависимости от уровня цен на них и доходов населения. Обосновано, что наряду с приоритетом продовольственного самообеспечения в Доктрине продовольственной безопасности целесообразно зафиксировать необходимость поддержания экономической доступности продовольствия для населения при реализации экспортного потенциала агропромышленного комплекса России. Обоснованы предложения по совершенствованию методики оценки уровня продовольственной самообеспеченности с ориентацией не на фактическое потребление отдельных видов продовольствия, а на максимум из фактического потребления и произведения среднедушевых рациональных норм на численность населения. Проведены расчеты уровня продовольственной самообеспеченности России по зерну, картофелю, молоку, мясу, рыбной продукции, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам, яйцам, сахару и растительному маслу по уточненной методике.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Необходимость и основные черты новой аграрной политики в россии (тезисы)

ПЕТРИКОВ АЛЕКСАНДР

В статье анализируются экономические, социальные и экологические аспекты развития сельского хозяйства в постсоветский период. Отмечается, что экономический рост в аграрном секторе, наблюдаемый с рубежа 1990-2000 годов, не привел к адекватному развитию сельских территорий и сопровождается экологическими проблемами. На основе анализа причин сложившейся ситуации предлагаются основные направления корректировки аграрной политики: совершенствование документов стратегического планирования отрасли, приоритетное развитие малого и среднего бизнеса, диверсификация сельской экономики, принятие дополнительных мер по устойчивому развитию сельских территорий.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "За рубежом"

Государственная поддержка сельских территорий за рубежом

МЕДВЕДЕВА НИНА, ШЕЛАМОВА НАДЕЖДА

В статье рассмотрен современный этап развития аграрной политики в отношении сельских территорий, основные приоритеты и особенности их реализации в Европейском союзе, США и Китае. Государственная поддержка сельских регионов в этих странах нацелена на решение широкого спектра экономических, экологических и социальных проблем. Вместе с тем, каждая из указанных стран имеет свои особенности территорий. В ЕС основой аграрной политики в области развития сельских территорий являются программы, разрабатываемые государствами ЕС и утверждаемые Европейской Комиссией на семилетний период с учетом установленных приоритетов. Программы имеют широкий спектр мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства, улучшение окружающей среды и сельской местности; энерго- и ресурсосбережение, противодействие изменению климата, улучшение качества жизни в сельских районах и содействие диверсификации сельской экономики. Особое внимание в ЕС уделяется развитию отдаленных регионов и регионов, находящихся в неблагоприятных условиях развития. В США государственная поддержка сельских территорий осуществляется на основе программно-целевого подхода. Программы многочисленны и разнообразны, они осуществляются под эгидой Министерства сельского хозяйства и направлены на решение различного рода задач: создание дополнительных рабочих мест, развитие бизнеса, оказание технической помощи действующим предприятиям, совершенствование медицинского обслуживания, обучение местных жителей, обеспечение жильем малоимущих жителей села, улучшение жилищных условий. Реализация программ осуществляется с привлечением частного капитала на основе стимулирования инвестиций в развитие сельских территорий. В Китае развитие сельских территорий неразрывно связано с политикой борьбы с сельской бедностью. Основные направления этого процесса – развитие местной инфраструктуры (транспортное сообщение, водо- и газообеспечение, развитие интернета), повышение доходов крестьян и развитие предпринимательства на селе, социальное обеспечение, сравнимое с городским.


Выпуск № 9, Сентябрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Продовольственная безопасность в условиях структурных трансформаций продовольственной сферы экономики

ЛИПЧЕНКО ЕЛЕНА

В современном мире борьба с голодом, связанная с взрывным ростом населения планеты, приводит к ускорению процессов структурных трансформаций как в сельском хозяйстве, так и в пищевой промышленности. Экспансия интенсивного сельского хозяйства, распространение синтезированных продуктов питания, развитие генной инженерии позволяет наращивать производство продовольствия, порождая предпосылки все большего и большего увеличения человеческой популяции. Вследствие неравномерности размещения ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции страны нетто-экспортеры продовольствия сталкиваются с потенциальной угрозой снижения качества продуктов питания из-за избыточной интенсификации сельского хозяйства, связанной с увеличением поставок на мировой продовольственный рынок. Провозглашая важнейшим приоритетом национальных интересов обеспечение населения качественными продуктами питания, государство должно разработать и внедрить механизмы экономического взаимодействия в продовольственной сфере национального хозяйства, гарантирующие безусловную продовольственную безопасность страны. Институциональным стержнем аграрной политики в России стала Доктрина продовольственной безопасности РФ, четко обозначившая перспективы развития для сельскохозяйственного производства по критерию безопасности продукции. Употребление синтезированных продуктов питания не соответствует положениям Доктрины, но явных ограничений, препятствующих дальнейшей интенсификации сельского хозяйства, не обозначено, равно как и не заявлены приоритеты органического сельского хозяйства. В развитие Доктрины продовольственной безопасности при разработке плана мероприятий по ее реализации целесообразно установить количественные параметры структурных пропорций в национальном сельском хозяйстве, приняв в качестве базового параметра структурных преобразований долю земель, используемых для производства органического продовольствия, в общем объеме сельскохозяйственных угодий. В таком случае, все инвестиционные расходы, связанные с достижением установленной доли сертифицированных земель под органическое производство, являются структурными инвестициями и включают в себя финансирование сертификации земель, погектарную поддержку товаропроизводителей, а также субсидирование потребителей органических продуктов питания.


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Новая доктрина продовольственной безопасности и меры по реализации ее основных положений

УШАЧЕВ ИВАН, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

В статье рассмотрены проблемы обеспечения продовольственной безопасности и формирования экспортного потенциала отечественного агропромышленного комплекса с учетом реализации национальных целей и задач развития Российской Федерации и механизмов их достижения, заложенных в отраслевых документах стратегического планирования. Доктрина продовольственной безопасности, принятая в 2010 году, сыграла положительную роль в развитии отечественного агропромышленного комплекса. Однако произошедшие за эти годы изменения потребовали внесения в нее дополнений и изменений. В статье отмечаются основные новеллы новой редакции Доктрины Продовольственной безопасности. Прежде всего, уточнены основные цели и вытекающие из них новые задачи. В частности одной из целей является необходимость обеспечения рациональных норм потребления пищевой продукции, формирование принципов здорового образа жизни, включая здоровое питание; реализация экспортного потенциала с учетом насыщения внутреннего рынка страны; совершенствование социальной и инженерной инфраструктуры на селе; развитие производства, материально-технических ресурсов и др. Перечень продукции, по которой рассчитываются пороговые значения продовольственной независимости, был дополнен овощами и бахчевыми, фруктами и ягодами, а также семенами основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции. Особое внимание уделено новым вызовам для страны эпидемии коронавирусной инфекции, которая оказывает огромное влияние на образ жизни людей, что в свою очередь имеет комплексное последствие для национальной экономики. Проанализирована информация о динамике внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием и ее конкурентоспособности. Рассмотрены меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, дана оценка их влиянию на достижение стратегических целей развития страны. Предложены направления совершенствования агарной политики с учетом сбалансированности интересов потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

О подходах к прогнозированию потребления продуктов питания населением россии

СЕРКОВ АЛЕКСАНДР, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ, ХАРИНА МАРИНА

Существующие экономико-математические модели прогнозирования отраслей и пропорций развития агропромышленного комплекса в недостаточной степени учитывают макроэкономические факторы. В статье рассматривается модель долгосрочного развития отраслей, оптимизирующая материально-вещественные и стоимостные пропорции АПК на уровне страны по критерию максимизации потребления продуктов питания населением России. Модель включает систему линейных уравнений: балансы ресурсов и продукции, материально-стоимостные и воспроизводственные балансы. На основе рассчитанных объемов производства по базовой модели в отдельной линейной модели были определены возможные объемы потребления по децильным группам населения и объемы экспорта продуктов питания на 2030 год с учетом платежеспособного спроса внутри страны. В работе проанализированы: макроэкономические показатели производства и потребления; динамика потребления продуктов питания населением страны в целом и по децильным группам (в стоимостном и натуральном выражении); выявлены зависимости потребления от динамики реально-располагаемых доходов населения и других факторов. Прогноз потребления и экспорта на 2030 год представлен в двух сценариях: первый - в условиях роста потребления на душу населения в соответствии с базовым сценарием Минэкономразвития России, второй - при сохранении текущих трендов в доходах и потреблении. Сделаны выводы о возможности достижения внутреннего потребления по рациональным нормам и выполнения задач по экспорту продукции агропромышленного комплекса.


Выпуск № 8, Август 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Почему производство в сельском хозяйстве растет быстрее промышленности и экономики в целом?

ЭПШТЕЙН ДАВИД

В статье рассматриваются причины, обусловившие опережающий рост сельского хозяйства с 1999-2000 гг., по сравнению с промышленностью и экономикой в целом. Основной метод исследования – анализ статистических данных. За 2000–2017 гг. темп роста производства в промышленности по данным Российского статистического агентства, был в целом ниже темпа роста в сельском хозяйстве и, в особенности, ниже темпа роста производства в сельскохозяйственных организациях, несмотря на колебания природно-климатических условий. Если в целом государство использовало в постсоветский период принцип минимального вмешательства в экономику, то в сельском хозяйстве экономическая политика государства существенно отличалась от его политики в отношении других отраслей. Сельское хозяйство было одной из немногих отраслей, в которой в начале 2000-х годов было введено субсидирование кредитов. Сельскохозяйственные производители освобождены от уплаты налогов на прибыль, а НДС на сельхозпродукцию был установлен на уровне 10‰. Для сельского хозяйства с 2006 г. действовал национальный проект по АПК, а также две последовательные госпрограммы развития с объемом финансирования порядка 200 млрд руб. в период 2013-2018 гг. Показано, что это опережение в основном связано: 1) с относительно большей доступностью инвестиций по приемлемым ценам в силу государственного их субсидирования, 2) большей доступностью более эффективных технологий для производителей, 3) с меньшей налоговой нагрузкой, 4) с высокой эластичностью спроса на продукты питания по доходам, 5) с резким снижением импорта в результате девальвации российского рубля в 2013-2014 гг., 6) с развитием агропромышленной интеграции, 7) в целом, с более эффективной аграрной политикой, чем макроэкономическая и промышленная политики государства.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Развитие инноваций – важнейшая составляющая аграрной политики россии

УШАЧЕВ ИВАН, КОЛЕСНИКОВ АНДРЕЙ, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Выделены четыре основные проблемы, препятствующие разработке и внедрению отечественных инноваций в сельскохозяйственное производство. Выявлены факторы и тенденции, не способствующие эффективному и опережающему развитию аграрной экономики в части ее инновационного развития. Обоснована необходимость увеличения внутренних затрат на научные исследования в сельском хозяйстве в 5-7 раз. Выявлены негативные тенденции в воспроизводстве научных кадров. Это отсутствие финансовых мотивов для работы в научной сфере, неэффективная работа системы аспирантуры и докторантуры. Доказана несостоятельность влияния грантовой поддержки на уровень финансирования научных исследований, которая составляет не более 6,2‰ во внутренних затратах на научные исследования. Для решения проблемы инновационной активности хозяйствующих субъектов необходима разработка целенаправленной аграрной инновационной политики, определяющей цели, задачи и механизмы реализации с учетом приоритетов, определенных Президентом и Правительством РФ, а также зарубежного опыта.