ISSN 0235-2443

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ


Выпуск № 4, Апрель 2021 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Территориальное планирование сельского хозяйства с учетом задач и вызовов продовольственной безопасности

САМЫГИН ДЕНИС

Проблема развития стратегического планирования сельского хозяйства связана с решением задач в сфере продовольственной безопасности страны, направленных на обеспечение рациональных норм потребления продукции. Ситуация осложняется в связи с беспрецедентным давлением различных вызовов и угроз на развитие отрасли и производство продукции. Выход из нее ученые рекомендуют искать на основе более полного использования конкурентных преимуществ аграрной деятельности регионов. В статье предлагается сделать акцент на тех стратегических преимуществах, активизация которых позволяет обеспечить выпуск сельскохозяйственной продукции рентабельной для производителей и дешевой и качественной для потребителей. Предлагаемая методика заключается в комплексной оценке конкурентных преимуществ регионов, их участия в формировании физической и экономической доступности продукции и оптимизации на этой основе структуры размещения сельскохозяйственного производства, объем которого на федеральном уровне заранее увязан с рациональными нормами потребления по видам продукции. Методика становится эффективным средством поддержки принятия стратегических решений по территориальному планированию отрасли.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Пространственное развитие сельского хозяйства страны: проблемы и возможные пути решения

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ

В статье показана роль пространственной организации отрасли для ее развития и выявлены проблемы, сдерживающие процессы, связанные с рациональным размещением, углублением специализации и усилением концентрации сельскохозяйственного производства. Основными из них являются: сохраняющаяся значительная межрегиональная дифференциация уровня социально- экономического развития; слабое законодательное и научное обеспечение пространственного развития сельского хозяйства, отсутствие активной организующей и координирующей роли государства; наличие многолетних системных проблем и возникновение новых диспропорций в развитии сельского хозяйства. Поэтому решение проблемы пространственного развития сельского хозяйства связано с комплексным подходом к реализации таких его основополагающих принципов, как: достижение продовольственной безопасности страны; обеспечение наиболее полного и эффективного использования биоклиматического и производственного потенциалов, максимального приближения производства того или иного вида сельскохозяйственной продукции к ареалам и регионам, располагающим в первую очередь наиболее благоприятными природными условиями; приоритет национальных интересов над региональными экономическими интересами; дифференцированный подход к основным направлениям и мерам государственной поддержки пространственного развития сельского хозяйства и сельских территорий; комплексное решение вопросов территориальной организации сельского хозяйства. Значительные региональные различия ведения сельского хозяйства и его отдельных подотраслей исключают унифицированный подход к их пространственной организации. При этом особое внимание следует обратить на такие регионы, как: немногочисленные регионы с относительно благоприятными природно-экономическими условиями для ведения интенсивного и конкурентоспособного сельского хозяйства; приоритетные и приграничные геостратегические территории; отдельные депрессивные и слабозаселенные территории; многочисленные районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности; трудоизбыточные и плотно заселенные национальные республики Северного Кавказа. Поскольку в перспективе дифференциация регионов по производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции будет усиливаться в большей степени, чем тенденция к их самообеспечению, то ключевую роль здесь должно играть государство.


Выпуск № 9, Сентябрь 2020 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Размещение и специализация агропромышленного производства в сибири

УТЕНКОВА ТАТЬЯНА, БЕССОНОВА ЕЛЕНА

В современных социально-экономических условиях необходимо выделить важнейшие аспекты в выборе размещения и специализации сельскохозяйственного производства, дать оценку экономической эффективности развития в конкретных сибирских условиях хозяйствования. Совершенствование специализации и размещения агропромышленного производства является необходимым условием эффективного функционирования агропромышленного комплекса особенно для Сибири с ее огромной территорией и разнообразным природно-ресурсным потенциалом. При этом каждый регион Сибири сформировал и формирует свою специализацию, которая складывается именно с учетом их природно-экономических зон для экономического развития, расширения производства и его эффективности. Вместе с тем, рычаги и методы для определения направлений размещения и специализации агропромышленного производства в Сибири остаются мало исследованными, что позволит выявлять существующие территориальные проблемы и разрабатывать меры по их устранению при учете зональных природно-экономических условий территории сибирского региона в сочетании с территориальным разделением труда.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Сто шагов от разрушения к социально-экономическому и технологическому прорыву в апк на период до 2024 года

ТУЛЬЧЕЕВ ВЛАДИМИР, ЖЕВОРА СЕРГЕЙ, БОРИСОВ МАКСИМ, ЛУКИН НИКОЛАЙ

Экономика будущего требует: массовое создание крупных вертикально – интегрированных агропромышленных формирований (АПО) и промышленных корпораций под единым руководством на основе единых «сквозных» малоотходных и безотходных ресурсосберегающих технологических цепочек с «прозрачной» бухгалтерией для акционеров и партнёров по кооперации; перехода от производства валовой (советской) к конечной (рыночной) конкурентоспособной на мировом рынке качественной продукции, произведённой каждым объединением (единым коллективом) с наименьшими потерями, затратами труда и средств; обеспечения приоритета производителей, потребителей и государства над посредниками и торговцами. Необходимо быстрее объединить десятки миллионов хаотично автономно развивающихся малых форм хозяйствования - ЛПХ, К(Ф)Х малых СХО и оторванных от них перерабатывающих сельхозсырьё городских заводов, мощности которых загружены на 10-20‰, других промышленных предприятий в вертикально интегрированные АПФ и промышленные корпорации под единым стратегическом планированием с замкнутым циклом производства конечной продукции в системе «поле (сад, ферма, рыбхоз, скважина, рудник, генератор энергии, лесосека и т. п.) – потребитель»), с ликвидацией посредников, других непроизводительных звеньев, «серых» схем, фирм-«прокладок» и др., обеспечив переход в экономике страны от финансового к реальному производственному капиталу в сельском хозяйстве и промышленности. В данной работе мы постарались показать как за 6 лет (2019–2024 гг.) кооперируясь, АПК и ОПК могут повысить ВВП не на 1,3‰ в 2019 гг. и до 3‰ в 2021 г. (по прогнозу Минэкономразвития), а обеспечить экономический рост в России не меньше среднемирового уровня – 3,8‰ в год.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Дифференциальная земельная рента как продукт размещения и ведения сельского хозяйства

ЖУКОВ НИКОЛАЙ

В статье раскрываются основы формирования пространственной экономики и образования дифференциальной земельной ренты в аграрном секторе России. На основе общественного разделения труда необходимо более адекватное размещение сельскохозяйственного производства в соответствии с природно-экономическими возможностями той или иной территории. Для этого в советский период, была проведена природно-экономическая оценка всей территории страны. При этом игнорировалось действие дифференциальной земельной ренты, что сказывалось на процессе территориального размещения сельскохозяйственных культур, с ослаблением его в современных условиях из-за диспаритета цен и абсолютизации частной собственности на землю, особенно, с её «куплей-продажей». Для изменения такого положения необходим вектор другой «территориальной» аграрной институциональной политики, в которой заинтересованы все слои общества национального самосознания. Установлена двойная опосредованность почвы в образовании ренты I и II рода, рентообразующая роль которой проявляется и может быть реализована через возделываемую культуру и продажей её продукции. При сравнительно высокой урожайности нового сорта и реализации продукции, возникает своеобразная дифференциальная селекционно-сортовая рента. Само же качество (плодородие) почвы индексируется только косвенными, к тому же, нестоимостными показателями (содержанием: гумуса, фосфора, калия, микроэлементов и др.). Оптимизация размещения сельскохозяйственных культур должна быть достигнута, прежде всего, формированием специализированных зон производства товарной продукции.


Выпуск № 2, Февраль 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Северные надбавки как часть межбюджетных отношений и их влияние на экономику предприятия

СЕМЯШКИН ГРИГОРИЙ, СЕМЯШКИН ЕФИМ

Практика регулирования правовых и финансово- экономических отношений работника и работодателя в условиях Севера затрагивает интересы свыше 10 млн человек. Она стала объектом профессиональных дискуссий органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, как федерального, так и регионального уровня, предпринимательского, общественного и научного сообщества. Выплата северных надбавок, как инструмент стимулирования притока трудовых ресурсов на Север дает сбой. Отток населения с приарктических территорий ставит под угрозу успешность предстоящего проекта освоения Арктики. Значительное влияние на отток оказывает и разрушение комфортной среды обитания, в частности, массовое закрытие сельхозорганизаций, а вместе с ним, уменьшение поставок на региональные рынки Севера качественного продовольствия, рост цен на ввозимые продукты из-за снижения уровня конкуренции и монополизации рынка поставщиками. Цель исследования - показать возможные направления развития сельских периферийных территорий с помощью оптимального использования средств бюджетного финансирования. Приведены примеры поддержки северных регионов зарубежных стран и Российской Федерации, а также аграрного сектора Республики Коми. Исследована динамика численности населения северных регионов, проведен анализ финансового состояния сельхозорганизаций Республики Коми, показана зависимость рентабельности их деятельности от размера выплат северных надбавок, рассчитаны объемы потребности в дополнительных ресурсах предприятий для повышения минимального размера оплаты труда.


Выпуск № 8, Август 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Современное состояние и тенденции экономической эффективности развития сельского хозяйства сибирского федерального округа

АФАНАСЬЕВ ЕВГЕНИЙ, ТЮ ЛЮДМИЛА, РУДОЙ ЕВГЕНИЙ, ЛУКЬЯНОВ КИРИЛЛ, МОЛЯВКО АЛЕКСАНДРА

Специализация регионов Сибирского федерального округа определяется условиями местности, социальной структурой населения, экономическими внешними и внутренними условиями. Основой сельскохозяйственной политики округа является приоритетное развитие зернового хозяйства как элемента, на котором строятся и потребление населения, и производство животноводческой продукции, и экспорт. Площадь под зерновыми культурами довольно стабильна и колеблется в пределах 9,5-10,2 млн га. Валовые сборы зерна составляют от 9,0 до 15,3 млн т. Животноводство также является ведущей отраслью сельского хозяйства, на долю которого приходится около 53‰ валовой продукции аграрного сектора СФО. За последние годы в развитии животноводства в макрорегионе произошли существенные изменения. Производство молока в последние годы стабильно - 5,5 млн т. Изменилась структура производства мяса. Отрасли свиноводства и птицеводства смогли занять подавляющую долю на рынке мясной продукции. Вместе с тем, коренного перелома в экономическом положении сельскохозяйственного производства в Сибирском федеральном округе не произошло. Развитие сельскохозяйственного производства в регионах СФО имеет разнонаправленные тенденции и определенные особенности, которые необходимо учитывать при разработке стратегии развития АПК. Сочетание конкурентных возможностей в каждом регионе различно, что связано с характером реального участия регионов в торгово-экономических связях теми ресурсами и производством продукции, которые характеризуют его специализацию и место в территориальном разделении труда. В зависимости от уровней конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей складываются объемы и структура экспорта и импорта, межрегиональные продовольственные связи по ввозу и вывозу продуктов питания каждого конкретного региона.


Выпуск № 12, Декабрь 2017 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Проблемы обеспечения населения страны плодово-ягодной продукцией и пути их решения

КУЛИКОВ ИВАН, МИНАКОВ ИВАН

Остро стоит проблема обеспечения населения России плодово-ягодной продукцией. Фактическое потребление фруктов составляет 62 кг на душу населения в год при научно обоснованной норме 100 кг. В продовольственной корзине россиянина доля импортных фруктов занимает 72,2‰. Импорт фруктов за 2000-2016 гг. увеличился с 5,7 до 6,5 млн т. В статье приведен анализ развития садоводства в Российской Федерации. За анализируемый период валовой сбор фруктов возрос с 10,8 до 16,3 млн т в результате повышения урожайности при уменьшении площади плодовых и ягодных насаждений. Основными производителями фруктов являются хозяйства населения. В 2016 г. на их долю приходилось 74,4‰ валового сбора плодов и ягод. Обоснован объем производства фруктов и основные направления его увеличения. Для обеспечения населения страны фруктами по рациональным нормам питания их производство необходимо довести до 10320 тыс. т (без учета винограда и фруктов, не выращиваемых в нашей стране). Для этого площадь садов и ягодников необходимо увеличить с 517 до 895 тыс. га, в том числе площадь в плодоносящем возрасте с 410 до 760 тыс. га. Наращиванию производства плодово-ягодной продукции будет способствовать совершенствование государственной поддержки садоводства и увеличение ее размера, его концентрация в специализированных хозяйствах, возрождение промышленного садоводства, интенсификация отрасли, развитие агропромышленной интеграции. Предложен механизм регулирования производственно-экономических связей между участниками интеграции.