ISSN 0235-2443

СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ


Выпуск № 5, Май 2021 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Сельское нечерноземье: от плана к рынку

КОСТЯЕВ АЛЕКСАНДР, ПЕТРИКОВ АЛЕКСАНДР, ИВАНОВ АНДРЕЙ, МИТИН СЕРГЕЙ, НИКОНОВА ГАЛИНА

Статья посвящена исследованию явлений и процессов, определявших развитие сельского Нечерноземья в условиях плановой, переходной и рыночной экономики. Цель исследования – дать оценку результатам реализации программы развития сельского хозяйства Нечерноземья 1974-1990 гг. (Программы), установить их связь с трансформационными изменениями в период от вхождения в рынок до наших дней и определить вероятные направления развития ситуации в перспективе. Методология исследования – статистический анализ структуры и рядов динамики социально-экономических явлений в сельской местности Нечерноземья. Установлены производственные, экономические и социальные результаты Программы. Целевые показатели Программы к 1990 г. не были достигнуты ни по одному виду продукции сельского хозяйства. Основными результатами социального развития явились снижение интенсивности миграции сельского населения из Нечерноземья, и достижение высокого уровня денежной оплаты труда в сельском хозяйстве. Установлены экономические и социальные последствия институциональной, производственной и структурной постпрограммной трансформации сельского хозяйства и сельских территорий. Выявлено, что производство традиционных для Нечерноземья культур льна-долгунца и озимой ржи находится в стадии деградации. Ареал их размещения сужен до нескольких регионов, а перспективы восстановления не просматриваются. Отмечается чрезмерная территориальная концентрация и локализация производства в свиноводстве и птицеводстве, неравномерность в развитии сельских территорий, развитие процессов их социального опустынивания. Определено место сельского Нечерноземья в Российской Федерации по основным производственно-экономическим и социально-демографическим показателям. С учетом сложившихся тенденций и ключевых явлений кратко сформулирован взгляд на будущее сельского Нечерноземья.


Выпуск № 4, Апрель 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Имитационное моделирование социально-демографических процессов развития сельских территорий

КУДРЯШОВА ЕКАТЕРИНА, КРЮЧКОВ ГЕННАДИЙ, ПРОВИДОНОВА НАТАЛЬЯ

В настоящее время на сельских территориях России наблюдается сложная социально-экономическая ситуация: низкий уровень доходов по сравнению с городом, безработица, плохое состояние или отсутствие социально-бытовой инфраструктуры. Такое положение привело к ухудшению демографических показателей – спаду рождаемости, увеличению смертности и миграционного оттока населения. Недостаточная изученность влияния социально-экономических факторов на демографическое развитие сельских территорий, а также высокая научно- практическая значимость разработки и внедрения моделей социально-демографического развития на селе послужили основанием для проведения исследования. Моделирование социально-демографического развития сельских территорий позволит выявить факторы, наиболее значимые для этих процессов, и с помощью грамотных управленческих решений нивелировать их влияние на ситуацию в селах региона. Цель исследования – разработка имитационной модели социально-демографического развития сельских территорий. Теоретическую, методологическую и информационную базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам социально-экономического и демографического развития на сельских территориях, данные Росстата, материалы Минсельхоза и Минэкономразвития РФ и регионов Поволжья, федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, программы. Имитация социально-демографических процессов на сельских территориях Саратовской области с учетом дифференциации социально-экономических факторов на оказывающие влияние на повышение уровня рождаемости и на снижение уровня смертности, выполнена в приложении Ithink с использованием пакета Statistica для построения регрессионных уравнений. Первоначально построенная модель показала снижение численности населения на 41 тысяч человек за 7 лет. Изменение таких факторов, как величина среднедушевых доходов и количество объектов, имеющих стационарные источники загрязнения, в соответствие с действующими нормативными документами региона, позволило сымитировать ситуацию, в которой коэффициент рождаемости увеличится, а смертности снизится, что замедлит темп сокращения численности населения.


Выпуск № 4, Апрель 2021 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Об оценке эффективности информационных cистем в сельском хозяйстве

ЭПШТЕЙН ДАВИД

Сложность проблемы оценки эффективности информационных систем в том, что, во-первых, результаты применения информационных систем не всегда получают экономическое выражение и, во-вторых, не всегда легко выделить результат влияния информационной системы на результат «метасистемы», для которой информационная система предназначена. Выделено три класса информационных систем: 1) системы экономического характера, в которых результат метасистемы может быть измерен стоимостными показателями (выручка, оборот, прибыль и т.д.); 2) системы неэкономического характера, в которых результат метасистемы не может быть измерен стоимостными показателями; 3) системы смешанного характера. Приведены соответствующие примеры для систем в сельском хозяйстве и сельских территориях. Далее информационные системы экономического характера подразделяются на два подкласса, в зависимости от того, может ли их результат быть выделен из общего экономического результата метасистемы или нет. Для экономических систем первого подкласса применимы известные показатели оценки инвестиционного проекта. Для экономических систем второго подкласса предложен метод сопоставимого ассортимента и сопоставимых цен, приведены соответствующие формулы. Для систем неэкономического характера, где результаты не могут быть измерены экономическими показателями, но могут быть измерены единым результативным показателем (или сведены в единый показатель с помощью весов) предложено исчисление результативности, то есть значения показателя полученных результатов на единицу затрат. Для систем неэкономического характера предложено использование показателя технической эффективности, под которой понимается соотношение достигаемых результатов с плановыми или максимально возможными результатами данной системы при данных затратах. В работе дана характеристика таких методов оценки технической эффективности как «метод оболочки данных» и «метод стохастической граничной производственной функции».


Выпуск № 2, Февраль 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Демографическое старение сельских территорий россии

БЛИНОВА ТАТЬЯНА

Демографическое старение выступает доминирующей тенденцией, характерной не только для экономически развитых, но и развивающихся государств, оказывая негативное влияние на экономический рост, национальный рынок труда, пенсионную систему. Цель исследования – выявить закономерности и специфические особенности демографического старения сельских территорий России, провести сельско-городские сопоставления, выполнить статистическую оценку масштабов и глубины старения российского села. Рассмотрена прогнозная динамика численности и доли лиц старше трудоспособного возраста в условиях пенсионной реформы. Исследования показывают, что демографическое старение в разной степени затронуло территории России, доля лиц старше трудоспособного возраста в структуре сельского населения колеблется от 16,7‰ в Северо-Кавказском до 29,6‰ в Центральном федеральном округе. Гендерная асимметрия в сельской местности выше, чем в городской, доля сельских женщин изменяется от 51,9‰ в возрастной группе 70-74 лет до 79‰ среди 90-94 летних. Глубина старения женского населения, измеряемая долей лиц 80 лет и старше в структуре пожилого сельского населения, составляет 22,0‰, тогда как мужского – 12,2‰. Полученные результаты позволили выявить сельско-городские различия, межрегиональную дифференциацию, гендерную асимметрию и феминизацию процесса демографического старения села в России.


Выпуск № 2, Февраль 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

О некоторых итогах переходного этапа реализации стратегии устойчивого развития сельских территорий (региональный аспект)

БРЫЛЕВ АЛЕКСАНДР, ТУРЧАЕВА ИРИНА, НЕГОДА ВЛАДИМИР

Цели Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года раскрываются в соответствующих принципах и задачах функционирования сельских территорий в социальной, демографической, экономической, информационной, природоохранной и других сферах. Закончился переходный этап (2015-2020 годы) реализации Стратегии, что предполагает оценку промежуточных результатов как в целом по стране, так и по отдельным регионам с учетом стартовых условий и специфических особенностей развития каждого из них. Всесторонний анализ полученных результатов позволит не только усовершенствовать инструментарий организационного и экономического обеспечения целевых индикаторов на региональном и муниципальном уровнях, но и внести возможные коррективы в государственные программы развития сельских территорий, в оперативные планы Министерства сельского хозяйства РФ и других ведомств. Исходя из целеполаганий Стратегии, в статье проанализированы состояние и развитие сельских территорий Калужской области; рассмотрены причинно- следственные связи качественных и количественных изменений в демографической, социально-экономической и природоохранной деятельности сельских поселений региона; исследованы структурные сдвиги в производстве и потреблении основных продуктов сельского хозяйства и их влияние на миграционные процессы на селе; дана оценка уровню и степени устойчивого развития сельских территорий Калужской области; приведены и интерпретированы результаты социологического опроса сельских жителей Калужской области на предмет приоритетных мероприятий по улучшению жизни на селе; изучена дифференциация муниципалитетов Калужской области по важнейшим индикаторам социально-экономического развития сельских поселений и обоснованы конкретные предложения по ее сокращению.


Выпуск № 2, Февраль 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Проблемы обеспечения продовольственной безопасности сельских социо-эколого-экономических систем

КУРЕПИНА НАТАЛЬЯ, ПАВЛОВА НУЮДЛЯ, ЗИЕНКО АНДРЕЙ

Статья посвящена проблемам развития сельских территорий Республики Калмыкия, расположенных в аридной зоне и отличающихся крайне неблагоприятными природно-климатическими условиями. Исследование жизненных условий сельских жителей, хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей и состояния природной окружающей среды проводилось во взаимосвязи, как социо-эколого- экономической системы. В ходе исследований был проведен комплексный анализ сельских социо-эколого-экономических систем в разрезе, составляющих ее элементов. Анализ жизненных условий сельского населения выявил наличие деструктивных факторов развития социосферы, таких как устойчиво отрицательный миграционный баланс, что привело к сокращению и старению сельского населения, низкий уровень жизни сельских жителей, финансовая необеспеченность сельских поселений и др. Проведенный анализ показал развитие деструктивных факторов как в жизнеобеспечении сельских жителей, производственной деятельности сельхозтоваропроизводителей, так и в сохранении хрупкого эколого- хозяйственного баланса сельских территорий республики Калмыкия. Данный факт вызвал необходимость совершенствования модели развития сельских территорий как социо-эколого-экономической системы, позволяющей нейтрализовать угрозы продовольственной безопасности.


Выпуск № 1, Январь 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

О построении комплексной программы устойчивого развития городских и сельских территорий

ЭПШТЕЙН ДАВИД

Показано, что в постсоветский период сложная демографическая ситуация, проявляющаяся в снижении естественного прироста населения, сложилась не только в сельской местности, но и в городах. Об этом, в частности, свидетельствует высокий коэффициент корреляции Пирсона (0,55) между темпами роста (убыли) населения по регионам. Доли городского и сельского населения, которые нуждаются в кардинальном улучшении своего благосостояния для того, чтобы территориально могло осуществляться хотя бы его простое воспроизводство (даже с учетом миграции), у нас примерно равны и составляют порядка 60‰. Этот факт ведет к важному методологическому выводу: для экономической науки и для руководства страны при разработке экономических программ было бы ошибочно рассматривать только динамику населения сельских территорий или, наоборот, только динамику городского населения раздельно и раздельно решать для них задачи повышения численности населения и устойчивого развития. Порядка 20‰ консолидированного бюджета, с учетом структуры сегодняшних государственных расходов, могли бы быть направлены на повышение благосостояния населения сельских территорий и развитие сельской экономики. Предложен подход «снизу-вверх» к разработке государственной комплексной программы, нацеленной на устойчивое повышение темпов естественного роста населения с помощью повышения благосостояния городского и сельского населения, в трех сферах - демографической, экономической, социально-инфраструктурной. Построение осуществляется «снизу– вверх», то есть, требуемые мероприятия и объемы финансирования определяются для районного уровня в ходе взаимодействия администраций районов с министерствами, отвечающими за социальную и иную инфраструктуру, раздельно для городского и сельского населения, с учетом приоритетов, определяемых целями программы. Требуемые величины финансирования для каждого района определяются на основе нормативов развития каждой из отраслей социальной сферы.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "За рубежом"

Государственная поддержка сельских территорий за рубежом

МЕДВЕДЕВА НИНА, ШЕЛАМОВА НАДЕЖДА

В статье рассмотрен современный этап развития аграрной политики в отношении сельских территорий, основные приоритеты и особенности их реализации в Европейском союзе, США и Китае. Государственная поддержка сельских регионов в этих странах нацелена на решение широкого спектра экономических, экологических и социальных проблем. Вместе с тем, каждая из указанных стран имеет свои особенности территорий. В ЕС основой аграрной политики в области развития сельских территорий являются программы, разрабатываемые государствами ЕС и утверждаемые Европейской Комиссией на семилетний период с учетом установленных приоритетов. Программы имеют широкий спектр мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства, улучшение окружающей среды и сельской местности; энерго- и ресурсосбережение, противодействие изменению климата, улучшение качества жизни в сельских районах и содействие диверсификации сельской экономики. Особое внимание в ЕС уделяется развитию отдаленных регионов и регионов, находящихся в неблагоприятных условиях развития. В США государственная поддержка сельских территорий осуществляется на основе программно-целевого подхода. Программы многочисленны и разнообразны, они осуществляются под эгидой Министерства сельского хозяйства и направлены на решение различного рода задач: создание дополнительных рабочих мест, развитие бизнеса, оказание технической помощи действующим предприятиям, совершенствование медицинского обслуживания, обучение местных жителей, обеспечение жильем малоимущих жителей села, улучшение жилищных условий. Реализация программ осуществляется с привлечением частного капитала на основе стимулирования инвестиций в развитие сельских территорий. В Китае развитие сельских территорий неразрывно связано с политикой борьбы с сельской бедностью. Основные направления этого процесса – развитие местной инфраструктуры (транспортное сообщение, водо- и газообеспечение, развитие интернета), повышение доходов крестьян и развитие предпринимательства на селе, социальное обеспечение, сравнимое с городским.


Выпуск № 11, Ноябрь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

О количественных аспектах устойчивого развития сельских территорий россии

ЭПШТЕЙН ДАВИД

Вопрос о количественных аспектах устойчивого развития сельских территорий и определения конкретных количественных параметров программ развития сельских территорий не является решенным, несмотря на большой объем литературы в мире об устойчивости развития. Нет и такого определения устойчивого развития, которое отражало бы специфику развития сельских территорий и, в частности, сельских территорий России. Показатели «скорректированных чистых сбережений» и «чистого национального дохода», вычисляемые Мировым банком, также не являются универсальным количественным выражением устойчивого развития, так как по существу, они характеризуют лишь потенциальную величина инвестиций, уменьшенную на величину сверхприбыли от продажи природных ресурсов. Имеет место признанный в мире подход ООН и ЕС в направлении конкретизации целей развития (17 целей устойчивого развития на период до 2030 года) и их квантификации (определения количественных параметров). Тем не менее, нет и, видимо, не может быть единого, подходящего для всех стран списка ключевых проблем и соответствующих показателей устойчивого развития в силу различий их исторического развития и текущего состояния. Однако проблема естественного роста населения является ключевой для большинства стран с высоким и средним уровнем развития, без ее решения не может быть устойчивого развития экономики и общества. Для России и ее сельских территорий эта проблема имеет особое значение в силу ее сложного исторического развития в ХХ веке. Имеет место мировой опыт количественного определения устойчивости развития с помощью градации требуемых темпов достижения поставленных целей и отвечающих им показателей. Этот опыт может быть применен при разработке программ устойчивого развития сельских территорий в России.


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Формирование продовольственных цепей поставок и их влияние на развитие сельских территорий

ДИБИРОВ АБУСУПЯН

Цель исследования – оценка развития коротких цепей поставок продовольствия, выявление их преимуществ для функционирования сельских территорий. Установлено, что распространение преимущественно длинных цепочек поставок продовольствия является унаследованным от прежней системы. В рыночных условиях развитие длинных цепочек поставок продовольствия на основе вертикально-интегрированного производства, с размещением головных финансовых центров в крупных городах и областных центрах, приводит к усилению монополизации рынка продовольствия, и к уменьшению налоговой базы на сельских территориях. Сверхконцентрация агрохолдингами капитала и поголовья животных в крупных комплексах на ограниченном пространстве сельской местности приводят к ухудшению состояния окружающей среды, существенным потерям в биоразнообразии, и повышенной нагрузке на экосистемы. Высокоинтенсивное сельское хозяйство за счет использования эффекта масштаба и современных технологий ускоренно вытесняет трудовые ресурсы из производственной сферы, увеличивая безработицу на селе. В данных условиях определённую стабилизирующую социальную роль на селе играют малые формы хозяйствования: личные подсобные хозяйства (ЛПХ), индивидуальные хозяйства (ИХ) населения, К(Ф)Х, небольшие самостоятельные сельскохозяйственные организации. В связи с этим, важной задачей является выявление проблем их развития, определения условий, при которых они могут стать конкурентоспособными товаропроизводителями продовольственной цепи на локальном рынке. В РФ выявлены следующие три типа цепей поставок продовольствия: длинные, короткие, ультракороткие. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании основных принципов и показателей устойчивых цепей продовольствия. Выявлена форма генерации капитала коротких цепей поставок (КЦП), способствующая повышению их конкурентоспособности и устойчивости относительно длинных цепей поставок. На основе анализа продовольственного рынка Санкт-Петербурга исследованы основные проблемы слабого развития КЦП в регионе.


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Методологические аспекты исследования устойчивого развития сельских территорий

БРЫЛЕВ АЛЕКСАНДР, ТУРЧАЕВА ИРИНА

Начало XXI века отмечается целеустремленной политикой руководства РФ по развитию сельских территорий, повышению уровня и качества жизни сельского населения. Так, в 2002 г. была принята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г.» и затем продлена до 2013 г. Ее логичным продолжением явилась Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. По результатам реализации Концепции, Правительство Российской Федерации в 2015 г. утвердило «Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. (далее – Стратегия). Положительные итоги социально-экономического развития сельских территорий и АПК общеизвестны. Неоспорим и тот факт, что достигнуты они были во многом благодаря осуществленным мероприятиям в упомянутых документах. Вместе с тем очевидно и другое: медленно сокращается численность бедных сельчан; по-прежнему сохраняется значительный разрыв в располагаемых доходах и обеспеченности социально-культурными объектами жителей города и села; весьма проблематичным остается медицинское обслуживание сельского населения; не по всем видам продукции сельского хозяйства достигнуты пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности; углубилась межрегиональная дифференциация в уровнях производства и его экономической эффективности; дискуссионными остаются вопросы методологического сопровождения реализации положений Стратегии, включая систему целевых показателей устойчивого развития сельских территорий. В этой связи авторы попытались: раскрыть сущность понятия «устойчивое развитие сельских территорий»; предложить систему показателей устойчивого развития сельских территорий, адекватно раскрывающих содержание данного понятия и применимых к территориальным образованиям любого региона; рассмотреть необходимость и возможность моделирования интегрального показателя устойчивого развития сельских территорий, однозначно отражающего этот процесс во времени и пространстве.


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Структурная трансформация и технологическая модернизация агросектора россии: вызовы и подходы к оптимизации

ИБРАГИМОВА БАХУ, ШАРИПОВ ШАРИП

В последние годы в сельском хозяйстве страны наметились определенные позитивные изменения в части его структурно- технологической модернизации. Этому способствует выстроенная структурированная система государственной поддержки по приоритетным направлениям развития каждого конкретного региона. В то же время характер и темпы происходящих преобразований заметно различаются от региона к региону. На это влияет инвестиционная политика конкретного субъекта России, состояние развития сельских территорий, уровень государственной поддержки, а также роль сельхозорганизаций в аграрной структуре региона. В этой связи следует проанализировать характер происходящих изменений в разрезе субъектов страны, прежде всего по сельскохозяйственным организациям, состояние которых напрямую сказывается на ситуации в отрасли целом. Необходимо изучить долю сельского населения в общей численности и экономическое поведение сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что среди регионов, демонстрирующих высокие темпы экономического роста в сельском хозяйстве, в подавляющей степени представлены субъекты, входящие в Центральный федеральный округ, для которых характерна заметная инвестиционная активность. В немалой мере активизация инвестиционной работы в этих регионах обусловлена системными усилиями по привлечению частного капитала для реализации крупных проектов. В то же время, регионы с преобладанием сельского населения и низкотоварных форм в структуре аграрной экономики лишены возможности конкурировать с вышеуказанными субъектами в части инвестиционной активности, что способствует нарастанию деформационных проявлений в социально-экономическом развитии сельского хозяйства. В этой связи и в целях сокращения данного разрыва целесообразна разработка мер государственного стимулирования структурно-технологической модернизации АПК индивидуально по группам регионов.


Выпуск № 9, Сентябрь 2020 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Экономическая эффективность лесной мелиорации в рамках регионального развития растениеводства на склоновых землях юга россии

КОРНЕЕВА ЕВГЕНИЯ

Стратегией устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года запланированы значительные объемы лесопосадок, а наукой доказана их высокая эффективность для растениеводческой отрасли – стабилизируют агропроизводство, повышают его безопасность, выступают страховой мерой против чрезвычайных ситуаций от природных аномалий, контролируют эрозию и дефляцию на пашне. Помимо успешного решения задач АПК по стабилизации деградационных процессов в агроландшафтах и обеспечению стабильных урожаев, насаждения являются определенным потенциалом для расширения доли лесного сектора в региональной экономике. Краеугольным камнем в оценке эффективности лесных мелиораций, является практика, традиционно основанная на учете только дополнительной продукции растениеводства, так называемых «прибавок» урожая. В статье предлагается развить этот подход в сторону общего природоохранного воздействия насаждений на прилегающие поля, акцентировав, прежде всего, их почвозащитные функции, снижение до допустимых пределов потерь почвы. На примере склоновой пашни, где существует опасность формирования водной эрозии, смоделирована оптимальная защитная лесистость этой пашни. Для каждого технологического варианта произведена оценка затрат на создание лесомелиоративных комплексов и их разнообразных полезностей, математическое аппроксимирование закономерностей динамики эффективности этих мероприятий в зависимости от широкого диапазона лесорастительных и орографических условий, срока службы насаждений. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о целесообразности лесомелиоративного обустройства склоновой пашни и являются достаточным основанием для стимулирования повышения защитной лесистости в эрозионно-опасных регионах.


Выпуск № 8, Август 2020 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Перспективы развития подсобных производств и промыслов в сельскохозяйственных организациях нижегородской области

ЕМЕЛЬЯНОВА ЮЛИЯ

В условиях импортозамещения роль сельского хозяйства определена в качестве системообразующей отрасли в обеспечении экономической безопасности и снижении сельскохозяйственной зависимости от импортеров. Значительный размер инвестирования в отрасль выводит на более высокий уровень не только сельскохозяйственное производство, но и подсобные промыслы, которые до этого были убыточны и малоразвиты. Роль подсобных промыслов в деятельности сельскохозяйственных организаций неоспорима, так как происходит воссоздание утраченных ремесел, сохраняется занятость на селе, повышается экономический потенциал сельскохозяйственных организаций, безотходность их производства. Цель исследования - проведение диагностики развития подсобных промыслов в сельскохозяйственных организациях Нижегородской области и определение дальнейших перспектив и прогнозов их развития. Развитие подсобных производств и промыслов необходимо как для развития сельских территорий, так и для повышения уровня взаимодействия органов власти и товаропроизводителей.


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Цифровые технологии как инновационный драйвер устойчивого развития сельских территорий

СТОВБА ЕВГЕНИЙ

Достижение устойчивого развития должно являться целевой установкой и уникальной компетенцией для каждой сельской территории нашей страны. Категориально новым содержанием формирования концепции устойчивого развития сельских территорий является расширение масштабов и процессов цифровизации и информатизации в сельском хозяйстве и в сельской местности, инновационное развитие отраслей агропромышленного комплекса, оптимизация агротехнологий, применение роботизированных и автоматизированных систем управления и производства. Показано, что цифровые технологии являются одним из ключевых факторов устойчивого развития сельских территорий. Осуществлена оценка современного состояния инновационной деятельности сельских товаропроизводителей и развития информатизационных процессов в сельских территориях Нечерноземной зоны Республики Башкортостан. Проведено форсайт-прогнозирование перспективного внедрения цифровых технологий в сельских территориях рассматриваемой зоны региона на долгосрочную перспективу. По результатам проведенного форсайтинга сформированных экспертных фокус-групп выделены «лидеры» («эталонные») и «аутсайдеры» («целевые») сельские муниципальные образования по уровню развития цифровых технологий на зональном уровне. Сделан вывод, что фактически достигнутый уровень экономического развития непосредственно влияет на процессы внедрения цифровых и информационных технологий в исследуемых сельских территориях. Сформированы перспективные направления внедрения цифровых технологий в сельской местности и в сельском хозяйстве Нечерноземной зоны региона. Резюмируется, что использование форсайт-технологий позволяет в количественном отношении оценить влияние уровня цифровизации на устойчивое развитие сельских территорий в новом технологическом укладе.


Выпуск № 5, Май 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Развитие сельских территорий горнодобывающего региона: проблемы и перспективы

КОСИНСКИЙ ПЕТР, БОНДАРЕВ НИКОЛАЙ, БОНДАРЕВА ГАЛИНА

В статье исследованы проблемы развития сельских территорий горнодобывающего региона. Выявлено, что интенсивное развитие горнодобывающей отрасли сопровождается негативными экономическими, социальными и экологическими последствиями, воздействующими на социально – экономическое развитие и, как следствие, качество жизни населения сельских территорий. Интенсивное развитие угольной отрасли сопровождается загрязнением атмосферного воздуха, отторжением земель с высоким плодородным потенциалом, деградацией природных ресурсов возобновляемой направленности. Попадание в воздушную среду высокотоксичных и канцерогенных веществ насчитывающих более 200 видов, отражается на здоровье сельского населения, поскольку горнодобывающие предприятия географически расположены на сельских территориях, что предопределило сокращение сельскохозяйственного производства, а промышленное стало доминирующим. Наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности сельского населения по причине понижающейся рождаемости и роста смертности, темпы которых в сельской местности выше, чем среднеобластные. Преобладающая часть сельских жителей не может воспользоваться ипотечным кредитованием из-за невысокого материального положения. Благоустройство жилья в сельской местности уступает городскому в 2-3 раза. Невысокая эффективность использования факторов производства не позволяет достигать уровня рентабельности сельскохозяйственного производства, дающей возможность вести расширенное воспроизводство. В качестве механизма предлагается проектное управление сельской экономикой при сбалансированном взаимодействии органов власти федерального, регионального и местного уровней.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Механизмы управления устойчивым развитием территорий муниципальных образований

МОРОЗОВА СОФЬЯ

Устойчивое развитие территорий является неотъемлемой частью внутренней политики Российской Федерации, а управление данной сферой - основной функцией органов исполнительной власти. Одним из способов управления является изменение административных (территориальных) границ муниципальных образований, эффективность которого выражается не только в снижении административных барьеров, но повышении эффективности использования бюджетных средств. Гармоничное развитие любой территории невозможно без действенных методов управления, способствующих диверсификации экономики территории. В условиях проведения административных реформ необходимо сформировать сценарии развития тех территорий, на которых проживает сельское население, чтобы не допустить дистанцирования власти от населения. Устойчивое развитие территорий неразрывно связано с поддержанием аграрной сферы, а значит обеспечением экономической и продовольственной безопасности страны. Эффективное управление позволяет активно воздействовать на текущее состояние и тенденции развития сельских территорий, отслеживать и корректировать неуправляемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих территорий, что в конечном итоге повышает качество жизни населения.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Рейтинговая оценка социально - экономического потенциала сельских территорий севера

ЩЕРБАКОВА АННА

Село играет несомненно решающую роль в развитии сельского хозяйства и страны в целом. Существующая аграрная политика России требует корректировки и принятия комплексных государственных программ по развитию сельских территорий страны. Особое внимание необходимо уделить северным сельским территориям, которые «умирают» без соответствующей государственной поддержки и эффективного механизма управления. Для определения эффективных рычагов управления сельскими территориями Республики Коми необходимо определить социально-экономический потенциал отдельно каждого муниципального района и городского округа в целом по региону. Для достижения поставленной цели была проведена рейтинговая оценка социально-экономического потенциала. Оценивались два периода 2010 и 2018 годы для выявления положительной или отрицательной динамики развития района. Анализ производился с помощью отобранных 45 показателей, которые были условно разбиты на блоки: население, занятость населения и доходы, производство и инвестиции, благоустройство и ЖКХ, медицина, образование, социальная инфраструктура, право и финансовые ресурсы. В результате был рассчитан сводный рейтинг по девяти блокам. Муниципалитеты региона были распределены по группам в зависимости от проживания в них сельского населения. Полученные результаты позволяют сформировать предложения по совершенствованию управления сельскими территориями северного региона на основе их социально-экономического потенциала.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Кластерный подход к проектированию стратегии устойчивого развития сельских территорий региона

СТОВБА ЕВГЕНИЙ

Цель исследования заключается в обосновании использования системного подхода при разработке и реализации стратегии устойчивого развития сельских территорий на региональном уровне. Представлен авторский алгоритм, показана логическая последовательность основных этапов и процедур, результаты применения методов научных исследований, раскрывающих стороны разработки стратегии устойчивого развития сельских территорий. Делается вывод, что в современных условиях развития сельских территорий необходима разработка стратегических программ и антикризисных мероприятий, которые должны ориентироваться на применении системного подхода и методов кластерного анализа. Система сельских муниципальных образований региона может рассматриваться как определенная модельная территория с научной точки зрения целесообразности применения системного подхода и методов кластерного анализа для ее устойчивого роста и развития. На примере такого региона как Республика Башкортостан представлены результаты проведенной кластеризации сельских территорий по производству агропродовольственной продукции. В республиканском масштабе выделены «эталонные» («лидеры») и «целевые» («аутсайдеры») муниципальные образования по производству агропродовольственной продукции. Резюмируется, что кластерные технологии должны применяться как системный инструмент проектирования стратегии устойчивого развития сельских территорий.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Современные тенденции формирования региональных и муниципальных программ развития сельского хозяйства и сельских территорий

ГРОМОВ ЕВГЕНИЙ, ЛЕЛИКОВА ЕКАТЕРИНА, ГЕРАСИМОВ АЛЕКСЕЙ

Рост потенциала сельского хозяйства и сельских территорий, их развитие является одним из важнейших способов обеспечения экономической безопасности государства. В регионах аграрной специализации сельские территории выполняют производственную, демографическую, трудоресурсную, пространственно–коммуникационную функции, стимулируют рост конкурентоспособности экономики, обеспечивают продовольственную безопасность. В современных условиях стратегическое планирование выступает важнейшим инструментом формирования актуальных целей и задач социально–экономического развития сельских территорий, как на уровне страны в целом, так и отдельных аграрно-ориентированных регионов. В процессе планирования необходимо сформировать параметры вероятных сценариев развития сельской экономики, которая должна стать драйвером роста для многих секторов и отраслей отечественной экономической системы. Организации сельскохозяйственной отрасли, выступающие в настоящее время ключевыми хозяйствующими субъектами, где задействована основная часть трудоспособного сельского населения, вынуждены в краткосрочной перспективе решать такие проблемы, как: освоение новых рынков сбыта продукции и сельскохозяйственного сырья; формирование устойчивых связей на взаимовыгодных условиях с предприятиями пищевой промышленности; ограниченность ресурсов малых и средних сельхозтоваропроизводителей для освоения перспективных разработок и технологий; недостаточное взаимодействие с образовательными учреждениями и научным сообществом. Поэтому в современных реалиях возникает потребность в формировании механизма комплексного развития сельских территорий, в котором отводится активная роль государственным органам власти, основанная на интегрированном межведомственном подходе в достижении запланированных значений целевых показателей и реализации программных мероприятий.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот через «бесплатный гектар»

КРЫЛОВ ВАСИЛИЙ, БАЮНОВ ВЛАДИМИР

Цель работы - изучить варианты вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемые муниципальные земли и земли фонда перераспределения через бесплатное предоставление земельных участков гражданам Российской Федерации в отдельных регионах для организации различных видов деятельности, в том числе на кооперативных принципах. В работе исследованы особенности принятых в 2017-2019 годах региональных законодательных и нормативных актов по бесплатной передаче земельных участков. Их основная цель - остановка оттока местного населения, возвращение уехавших или работающих на стороне граждан, дополнительное привлечение населения, особенно в депрессивные аграрные районы, увеличение производства сельскохозяйственной продукции и повышение устойчивости развития сельских территорий. Предложены меры по более эффективному использованию пустующих сельскохозяйственных земель, повышению доходности сельскохозяйственного производства и других видов деятельности, устойчивости развития сельских территорий. Подчёркнута необходимость изучения и использования положительного опыта по переселению населения в период «столыпинских реформ» и освоения целины.


Выпуск № 8, Август 2019 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Алгоритм определения значимых показателей для уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий

НИКИТИНА ТАТЬЯНА

В статье представлен алгоритм определения значимых показателей для уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий, основанный на использовании регрессионного анализа. Предложенный алгоритм включает пять последовательных этапов: сбор первичных статистических данных (создание информационного массива для проведения регрессионного анализа); первичный анализ базы данных; построение моделей (отбор лучших); проверка выбора спецификации моделей (оценка значимости параметров регрессии и качества модели в целом); определение результатов эконометрического исследования (представление моделей в виде уравнения; экономическая интерпретация оценок регрессии). Значимыми показателями для уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий являются: объём производства сельскохозяйственной продукции; величина инвестиций в основной капитал; общая численность населения; количество негазифицированных населённых пунктов; величина введённой в действие жилой площади; доля детей муниципального образования, состоящих на учёте для определения в дошкольное образовательное учреждение; величина среднемесячной заработной платы работников организаций. Практическая ценность проведенного исследования заключается в применении полученных результатов при стратегическом планировании развития сельских территорий, способствующем увеличению уровня их социально-экономической устойчивости, росту благосостояния сельских жителей и повышению качества проживания в сельской местности.


Выпуск № 8, Август 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Социально-демографические факторы воспроизводства трудовых ресурсов сельских территорий северо-кавказского федерального округа

КРИУЛИНА ЕЛЕНА

В отличие от общероссийской практики в сельских территориях Северо-Кавказского федерального округа сложился прогрессивный тип воспроизводства населения, с характерными для него высокими темпами естественного движения и значительным запасом рабочей силы. Все субъекты округа являются аграрными регионами, поэтому сельским территориям традиционно свойственны их основные проблемы: интенсивная отрицательная миграция, недостаток рабочих мест, низкая занятость населения, безработица и сравнительно невысокий уровень жизни. Изучена совокупность природных, климатических, экономических, социальных факторов, во многом определяющая не только особенности расселения, но и структуру производственной деятельности. Проанализированы основные социально-демографические характеристики: половозрастная структура, динамика численности населения до 2036 года, ожидаемая продолжительность жизни. В числе социально-экономических характеристик рассмотрены показатели: темпы роста рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, и соотношение их с динамикой предложения рабочей силы, уровень напряженности на сельском рынке труда, динамика уровней занятости и безработицы. Для объективной характеристики уровня жизни рассчитан показатель: «доля населения с доходами ниже установленного регионального прожиточного минимума». На основании проведенного исследования внесены предложения по оздоровлению социально-экономической ситуации и тенденций демографических процессов.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "За рубежом"

Программы развития сельских территорий и их финансирование в европейском союзе

ПАПЦОВ АНДРЕЙ, МЕДВЕДЕВА НИНА

Политика развития сельских территорий является составной частью Единой сельскохозяйственной политики ЕС (Common Agricultural Policy – CAP) и направлена на решение широкого спектра экономических, социальных и экологических задач в сельской местности. В статье рассмотрен современный этап развития аграрной политики в отношении сельских территорий, основные приоритеты и особенности финансирования, а также роль Фонда развития сельских территорий (European Agricultural Fund for Rural Development – EAFRD) в ее реализации. Основой осуществления аграрной политики в области развития сельских территорий являются программы, разрабатываемые государствами ЕС и утверждаемые Европейской Комиссией на семилетний период с учетом установленных приоритетов: содействие передаче знаний и новых технологий в сельском и лесном хозяйстве; повышение жизнеспособности и конкурентоспособности всех отраслей сельского хозяйства, продвижение инновационных технологий в фермерских хозяйствах и развитие устойчивого лесопользования, восстановление, сохранение и улучшение экосистем, связанных с сельским и лесным хозяйством, содействие эффективности использования ресурсов и поддержка перехода к низкоуглеродной и устойчивой к изменению климата экономике, поддержка процессов социальной адаптации, экономического развития и борьбы с бедностью в сельских регионах. Большую роль в успешном выполнении программ играет строгая регламентация процедур осуществления основных мероприятий, указанных в программах, условий их финансирования и контроля их исполнения. Особое внимание в статье уделяется вопросам финансирования, в частности распределению средств между отдельными мероприятиями и условиям их выплаты, а также льготам, предоставляемым Европейской комиссией, на осуществление отдельных мер и поддержку наиболее слабых регионов.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Трансформации аграрных поселений в дальневосточном регионе

ДЬЯЧЕНКО ВЛАДИМИР

Определение перспектив пространственного развития при разработке программ социально-экономического развития регионов способствовало повышению интереса к трансформациям, происходящим в системе расселения. В данной работе предпринимается попытка, на примере Амурской области, как крупнейшего аграрного региона Дальнего Востока, проанализировать процесс трансформации сельских поселений во взаимосвязи с развитием сельского хозяйства и определить возможные направления совершенствования управления системой сельского расселения. В ходе анализа отмечается, что региональная система расселения в значительной степени складывалась под влиянием процесса сельскохозяйственного освоения и развития сельскохозяйственных предприятий, определяя степень и характер заселенности территории, размеры и структуру сельских населенных пунктов. В работе дана оценка устойчивости аграрных поселений к кризисным процессам в сельском хозяйстве региона, динамики восстановительных процессов в сельском хозяйстве региона, особенностям трансформации сельских населенных пунктов в современный период и сложившихся проблем в их дальнейшем развитии. Итоги исследования позволяют выработать предложения о перспективных направлениях совершенствования региональной политики в сфере сельского расселения и определении отдельных перспективных направлений развития сельского хозяйства региона.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Ключевые проблемы агропромышленного комплекса россии

БАБКИН КОНСТАНТИН

Несмотря на очевидную положительную динамику последних лет, агропромышленный комплекс России продолжает испытывать влияние ряда негативных факторов, которые тормозят развитие отрасли и не позволяют в полной мере использовать весь имеющийся потенциал. В данном исследовании сделана попытка не только выявить и оценить ключевые проблемы, с которыми сталкивается отечественное сельское хозяйство, но дать предложения по их устранению. Основные выводы подкреплены российской и зарубежной официальной статистикой, а также расчетами, сделанными на их основе. Особое место в настоящем исследовании уделено анализу аграрной политики других стран, их успехам и достижениям в области устойчивого развития агропромышленного комплекса, обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития сельских территорий. В целом, как показывают результаты проведенной работы, сложившаяся в российском сельском хозяйстве ситуация свидетельствует о следующих очевидных тенденциях: 1) растет монополизм крупных агрохолдингов, которые являются основными (около 90‰) получателями государственных субсидий; 2) продолжается деградация села – люди покидают сельскую местность в поисках более высокого заработка и лучших условий жизни; 3) продолжает снижаться доступность качественного продовольствия для широких слоев населения. Указанные процессы накладываются на технологическую отсталость, падение инвестиционной активности, несовершенство законодательства и отсутствие долгосрочной стратегии развития сельскохозяйственной отрасли. Предлагаемые в указанной статье меры, призваны обеспечить рациональное и бережливое использование природных ресурсов, повысить качество жизни населения, увеличить доходы производителей сельскохозяйственной продукции и сделать агропромышленный комплекс России одной из наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Цифровизация в апк"

Развитие цифровых услуг для сельского населения россии

БЛИНОВА ТАТЬЯНА, БЫЛИНА СВЕТЛАНА

Цифровизация экономики и социальной сферы выступают стратегическими приоритетами развития сельских территорий России. Сохраняются цифровое неравенство и значительные межрегиональные различия в использовании населением цифровых услуг. Целью исследования является количественный анализ факторов, содействующих и препятствующих увеличению доли сельского населения, использующего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных цифровых услуг в области здравоохранения и медицины. Применены методы кластерного анализа, выполнена оценка регрессионных моделей для разных классов регионов. Информационную базу исследования составили результаты статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно- телекоммуникационных сетей Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Для целей исследования сформирована выборка, в которую включено 68 регионов России, исходные данные предварительно нормированы. Оценка регрессионных моделей выполнена с использованием пакета статистической обработки данных STATISTICA 10. Проведенный анализ выявил значительные межрегиональные различия. Результаты свидетельствуют, что повышение доступа к сети Интернет в сельской местности способствует росту доли сельского населения, получающего государственные и муниципальные услуги в электронной форме в регионах первой группы. Увеличение числа квартирных телефонов сети общего пользования на 1000 человек сдерживает рост пользователей цифровых услуг в сельской местности.


Выпуск № 3, Март 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Территориальные аспекты роботизации сельского хозяйства

СЁМИН АЛЕКСАНДР, СКВОРЦОВ ЕГОР, СКВОРЦОВА ЕКАТЕРИНА

В статье обобщаются результаты исследования сельских территорий РФ, на которых применяется робототехника в аграрном производстве. Целью исследования является выявление общих характеристик данных территорий, в частности их удаленности от городов и доли проживающих в них сельского населения. Это позволяет повысить эффективность принятия решений по разработке и реализации программ инновационного развития сельского хозяйства, повысить эффективность роботизации аграрного сектора экономики. Исследованием охвачены все региона РФ, в которых применяются роботы в сельском хозяйстве, 71 муниципальное образование, 103 хозяйствующих субъекта. На 1 января 2017 года в аграрном секторе экономики применялось 393 робота, в основном при доении животных. В основе методологии выбран подход классификации сельских территорий Организации экономического сотрудничества и развития. Значительное количество (39‰) хозяйствующих субъектов, использующих робототехнику, расположено в непосредственной близости (до 80 км) от областных центров. Это связано как с необходимостью хозяйств в покрытии дефицита кадров, возникающего из-за высокой трудовой миграции их в города, так и с наличием необходимой инфраструктуры обслуживания робототехники. Наибольшая плотность роботизации наблюдается на территориях с долей сельского населения 15-50‰, наименьшая - с долей сельского населения свыше 50‰. По критерию удаленности наибольшая плотность роботизации наблюдается в смешанных пригородных (114,0) и смешанных удаленных (94,2) территориях, что связно с трудовой миграцией населения не только в областные, но и районные центры. На сельских удаленных территориях имеет место наименьший показатель плотности роботизации (50,4), что вызывает необходимость разработки и использования механизма, их приоритетной роботизации для преодоления технологического отставания и развития стагнационных процессов.


Выпуск № 3, Март 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Актуальные направления совершенствования аграрной политики россии

УШАЧЕВ ИВАН, СЕРКОВ АЛЕКСАНДР, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Несмотря на то, что многие проблемы дальнейшего развития сельского хозяйства и сельских территорий носят системный комплексный характер, управление отраслью осуществляется в отсутствие долгосрочной стратегии ее развития. Результаты исследований показывают, что за последние годы удалось достичь значительных результатов в развитии отдельных продуктовых подкомплексов, повышении продовольственной безопасности страны, увеличении объема экспорта зерновых, масличных, мяса птицы и свиней, ряда других товаров. Однако рост в сельском хозяйстве сопровождался серьезными структурными дисбалансами: в развитии подотраслей, различных категорий хозяйств, усилилась дифференциация по уровню и эффективности производства, как регионов страны, так и отдельных сельскохозяйственных производителей, социальной ситуации на селе. Сохраняется целый комплекс проблем, связанных с доступностью продовольствия для групп населения с низкими доходами, необходимостью повышения доходности основной части средних малых сельскохозяйственных производителей, развитием отечественной технологической и ресурсной базы, улучшением условий жизни на селе и ряд других. Высказанные предложения по совершенствованию аграрной политики исходят из необходимости сбалансировать интересы потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также обеспечить соответствие между поставленными перед АПК задачами по достижению продовольственной безопасности страны, наращиванием экспортного потенциала отечественной агропродовольственной продукции, устойчивым развитием сельских территорий и предусмотренными в государственных программах мерами, а также выделяемыми на развитие финансовыми ресурсами.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Пространственное развитие сельских территорий: проблемы и решения

САВЧЕНКО ЕВГЕНИЙ

В статье рассмотрены проблемы оттока населения с сельских территорий. Предложены меры экономического и демографического развития сельских территорий: предоставление сельским жителям целевых кредитов сроком до 30 лет на строительство или покупку собственного дома и поддержку предпринимательства; инженерное, инфраструктурное и социальное обустройство сельских территорий. Рассмотрен опыт Белгородской области в развитии сельских территорий.


Выпуск № 10, Октябрь 2018 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Применение экономико - математических моделей в планировании развития аграрного производства на уровне сельских территорий

АСКАРОВ АЛЬМИР, СТОВБА ЕВГЕНИЙ

В статье обосновывается необходимость использования методов экономико-математического моделирования при планировании производственных программ аграрных формирований в современных условиях развития рыночных отношений. Показано, что при составлении моделей развития аграрного производства необходимо использовать системный подход, который позволяет проектировать сценарии развития сельских территорий на перспективу. Обосновывается, что установление оптимальной производственной структуры отраслей растениеводства и животноводства сельскохозяйственных организаций позволяет существенно повысить экономическую эффективность аграрного производства. Представлены основные результаты оптимизации производственной структуры сельскохозяйственных организаций на примере сельских территорий нечерноземной зоны Республики Башкортостан. Показано, что повышение эффективности аграрного производства является ключевым фактором, выражающим позитивное развитие сельских территорий. Резюмируется, что использование методов экономико-математического моделирования помогает обеспечить оперативность и повысить степень обоснованности принимаемых управленческих решений.


Выпуск № 5, Май 2018 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Агроэнергоменеджмент в развитии социальной инфраструктуры сельских территорий

СЁМИН АЛЕКСАНДР, ТРУБА АНАТОЛИЙ

В сельских территориях страны наблюдается рост социальной напряжённости. Продолжается сокращение объектов социальной сферы. Только за последние десять лет количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось более чем на 12‰, общеобразовательных учреждений - свыше 22‰, других объектов социальной сферы села стало меньше на 7-10‰. Происходит не только их сокращение, но снижается качество и объемы оказываемых услуг социального характера. Активизировались миграционные процессы. На содержание социальных объектов сельских территорий ежегодно расходуется около 200 млрд руб. бюджетных средств, связанных с закупками энергоресурсов, что составляет около 2‰ общей суммы расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на содержание социально-культурных объектов. Расходы бюджета муниципальных образований на приобретение топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) для объектов социальной инфраструктуры еще выше - до 8‰. В структуре расходов по содержанию социальных объектов недвижимости затраты на оплату за энергоресурсы составляют основную часть (около 70-80‰). ТЭР на объектах социальной недвижимости используются недостаточно рационально, технический потенциал энергосбережения на таких объектах составляет до 80‰ от фактического потребления энергоресурсов. Установлено, что только за счет совершенствования системы управления энергопотреблением возможно уменьшить ежегодные расходы на энергоресурсы в сельских территориях на 16 -17 млрд рублей. В настоящей статье уделено особое внимание проблемам рационального и эффективного управления энергопотреблением на объектах недвижимости социальной сферы сельских территорий. Обоснована необходимость в разработке конкретных методик по оценке уровня энергоэффективности социальных объектов недвижимости, проведении мониторинга энергосбережения, создании научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы агроэнергоменеджмента в сельских территориях.


Выпуск № 5, Май 2018 г., рубрика "Формы хозяйствования в рыночной экономике"

Составляющие успешного развития сельхозкооперации в районах липецкой области

КРЫЛОВ ВАСИЛИЙ, СЕМКИН АЛЕКСАНДР, БАЮНОВ ВЛАДИМИР, МИХЕЕВ ЕВГЕНИЙ

Статья посвящена анализу состояния и основным направлениям развития сельскохозяйственной кооперации, оценке ее значения для стабильного развития агропромышленного комплекса, укрепления экономики сельского хозяйства, особенно на районном и поселенческом уровнях Липецкой области. Определены роль, значение и необходимость активного участия районных и поселенческих властей в организации сельскохозяйственной кооперации. Исследованы особенности подходов и новые направления организации и государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов области, благодаря которым область является безусловным лидером, как по численности кооперативов, так и по уровню и устойчивости развития сельских территорий. Особое внимание авторы придают более глубокому изучению и необходимости применения в регионах страны опыта организации кооперативного движения в Липецкой области.


Выпуск № 1, Январь 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Особая миссия сельского хозяйства

САВЧЕНКО ЕВГЕНИЙ

Особая цивилизационная миссия сельского хозяйства - воспроизводство национальной идентичности и, прежде всего, коренной государствообразующей и государствоудерживающей русской нацией. Среди приоритетных проблем развития выделены проблемы государственного управления, такие как регулирование сельских территорий, стимулирование и размещение производительных сил в сельских территориях, реализация новой расселенческой, градостроительной, демографической и экологической политики. Рассмотрен опыт развития Белгородской области - достижения сельского хозяйства и результаты региональных социальных программ.


Выпуск № 9, Сентябрь 2017 г., рубрика "Агропромышленный рынок"

Восстановление льноводства - основа стабильного развития нечерноземья

КРЫЛОВ ВАСИЛИЙ, СЕМКИН АЛЕКСАНДР, ХУДЯКОВА ЕЛЕНА, БАЮНОВ ВЛАДИМИР

Цель работы - изучение истории развития, выявление роли, значения и перспектив льноводства для экономики страны и, особенно для льносеющих регионов Нечерноземной части Центральной России. Ретроспективный анализ устойчивости развития экономики льносеющих регионов Нечерноземья России за продолжительный исторический период показывает, что их успешному развитию способствует именно массовое возделывание льна-долгунца. Отмечена значительная роль кооперации в развитии льноводства. Приведена динамика посевов льна с конца 80-х годов до настоящего периода. На основе официальной статистики установлена прямая зависимость степени разрушения льноводства и состояние других отраслей сельского хозяйства ведущих льносеющих регионов Центральной России. В дореформенный период в десяти регионах Нечерноземья было сосредоточено почти 90‰ российского льна, а за годы Россия практически прекратила производство льноволокна и изделий из него. Показаны значение, необходимость и направления восстановление льноводства в современных условиях. По экспертным оценкам из-за восстановления льняного комплекса ВВП страны возрастёт не менее чем на 6-8‰. Меры по восстановлению льноводства в депрессионных регионах Нечерноземья должны приниматься в комплексе с другими мероприятиями по развитию сельских территорий.