ISSN 0235-2443

Выпуск № 3, Март 2018 г.

11 статей, 4-91 стр.

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ


1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

УШАЧЕВ ИВАН, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Производство продукции сельского хозяйства демонстрирует рост на протяжении вот уже пяти лет. Вместе с тем, темпы этого роста замедляются. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в течение 2017 г. дважды претерпела существенные изменения. Анализ основных направлений и мер программы выявил, что практически все направления господдержки отрасли ориентированы на стимулирование производства и экспорта продукции. Однако стабилизационных механизмов, направленных на повышение устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточно, а ресурсное обеспечение уже существующих мероприятий не соответствует задачам программы. В новой редакции программы запланировано замедление темпов роста сельскохозяйственного производства, что обуславливает задачу разработать пути и механизмы устойчивого развития отрасли на долгосрочную перспективу.

2. КАК УЛУЧШИТЬ РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

СВЕТЛОВ НИКОЛАЙ, СИПТИЦ СТАНИСЛАВ, РОМАНЕНКО ИРИНА

Представлены результаты компьютерного эксперимента на математической модели сельского хозяйства России в форме задачи линейного программирования, воспроизводящей размещение сельскохозяйственного производства по субъектам федерации при заданных сценарных условиях. Модель учитывает природно-сельскохозяйственное зонирование, потребности регионов в продукции, транспортные связи, внешнюю торговлю, неопределённость результатов производства и межрегиональную диффузию технологий. Исследуется сценарий, при котором ресурсный потенциал регионов соответствует уровню 2015 г., пропускная способность инфраструктуры не ограничивает транспортные потоки и допускается диффузия технологий, примерно соответствующая трёхлетнему периоду. Показано, что при сценарных условиях Россия способна стать нетто-экспортёром мясной продукции, а маржинальный доход сельского хозяйства может возрасти (за счёт снижения альтернативных издержек) почти на 700 млрд руб. при росте продаж всего на 0,09‰. Полученные результаты могут повлиять на оценку инвесторами перспектив вложений в сельское хозяйство регионов России и в реконструкцию инфраструктуры.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ РЫНОК


3. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА

БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ, РЫКОВА ИННА, ШКОДИНСКИЙ СЕРГЕЙ, АКСЕНОВ СТАНИСЛАВ

Мясное животноводство всегда входило в перечень отраслей, которым государство оказывало особое внимание. Это обусловлено не только спецификой потребления мяса в России, но и значительным потенциалом развития отрасли, особенно в современных условиях реализации программ импортозамещения продукции сельского хозяйства. В статье исследуется подход к повышению эффективности бюджетных ассигнований за счет изучения производственных балансов и отраслевых показателей страны. Проводится анализ мирового и российского рынка крупного рогатого скота (КРС). Дается оценка существующей государственной поддержки сельского хозяйства, а также характеризуется рентабельность и динамика инвестиций в животноводство.

4. ВЗАИМОСВЯЗЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПТИЦЕВОДЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

АКОПЯН АМАЯК, ВАЛДОХИНА СВЕТЛАНА, ЗАЗЫКИНА ЛЮБОВЬ, РОЙТЕР ЛИЯ

Повышение экономической состоятельности птицеводческих предприятий целесообразно рассматривать и актуализировать в рамках структурированной системы менеджмента качества. В процессе исследования были применены системный, структурный и сравнительный анализ, метод группировок, а также метод графической иллюстрации. Выявлены изменения основных технико-экономических и финансовых показателей в зависимости от результативности, адаптированной системы менеджмента качества на птицеводческих предприятиях. Системно - интеграционная результативность исследования позволила определить положительную эффективность, способствующую повышению экономической состоятельности хозяйствующих субъектов отрасли и, прежде всего, обеспечить выпуск безопасной птицеводческой продукции стабильного качества за счет системного мониторинга на всех этапах производства продукции, укрепить доверие потребителей к качеству и безопасности выпускаемой продукции.

5. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ

ПОПОВА ЛАРИСА, ДОСОВА АИЖАН, ЛИТВИНОВА ТАТЬЯНА, РОГАЧЕВ АЛЕКСЕЙ

Целью данной статьи является разработка концептуальной модели применения механизма государственно-частного партнерства для развития инфраструктурного обеспечения российского рынка сельхозтехники. Методология исследования базируется на применении системного подхода к изучению социально-экономических явлений и процессов. В результате проведения исследования авторами сделан вывод о том, что в настоящее время российский рынок сельхозтехники занимает незначительную долю в структуре источников формирования ВВП России и находится в состоянии кризиса. Инфраструктурное обеспечение рынка сельхозтехники не в полной мере удовлетворяет потребности предпринимательства, действующего на данном рынке. Текущего объема инвестиций недостаточно для поддержания инфраструктурного обеспечения российского рынка сельхозтехники в актуальном состоянии. Серьезной проблемой и основной причиной дефицита инвестиционных ресурсов для полноценного развития инфраструктурного обеспечения российского рынка сельхозтехники является недостаточно интенсивное использование возможностей механизма государственно-частного партнерства, из-за чего основная инвестиционная нагрузка ложится на государство, обладающее сильно ограниченными инвестиционными возможностями в условиях дефицита консолидированного федерального бюджета. Механизм государственно-частного партнерства позволяет не только снизить инвестиционную нагрузку государства, но и обеспечить финансирование инфраструктурного обеспечения российского рынка сельхозтехники в полном объеме за счет привлечения частных инвестиций, что является весомым доводом для расширения его использования в данном направлении. Для этого авторами разработана и представлена концептуальная модель.

6. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА МЯСНОЙ И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КУБЛИН ИГОРЬ, ТИНДОВА МАРИЯ, ТИНЯКОВА ВИКТОРИЯ

В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития рынка мясной и молочной продукции Саратовской области. Проведен динамический анализ производства мясной и молочной продукции на региональном уровне. На основе двухвыборочного F-теста для дисперсии проверено наличие тренда в исследуемых временных рядах; на основе анализа автокорреляционной функции проверено наличие сезонных и цикличных компонент временных рядов; на основе анализа остатков моделей на случайность, независимость и нормальность проверена адекватность построенных моделей. В результате построен прогноз производства мясной и молочной продукции на 2017-2019 г., ошибки аппроксимации которого попали в диапазон от 7,5 до 10,85‰. Рассмотрены проблемы, связанные с развитием предприятий аграрного сектора экономики.

7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЯСНОЙ ОТРАСЛИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

СОЛОХИНА ЕЛЕНА

Для повышения эффективности производительности в мясопродуктовом подкомплексе при сохранении биологической ценности мяса и мясопродуктов приоритетное значение имеет технологическое развитие. Объективная оценка технологического состояния отрасли позволит внести изменения в стратегию развития мясопродуктового подкомплекса региона. Специализированные хозяйства по воспроизводству, доращиванию и откорму свиней, т.е. свинокомплексы, состоят из полного цикла производства. Мясопродуктовый подкомплекс включает в себя сложную структуру переработки, сервис, торговлю, общественное питание. В статье предложено развитие кормопроизводства. Развитие кормопроизводства снижает затраты.

ЗА РУБЕЖОМ


8. ЦЕНОВОЙ ПАРИТЕТ В АПК РОССИИ И ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС

БОРХУНОВ НИКОЛАЙ, АВДЕЕВ МИХАИЛ

Состояние и перспективы экономического развития сельскохозяйственных товаропроизводителей во многом зависят от условий покупки средств производства и реализации произведенной продукции. В Российской Федерации динамика цен нестабильна. Если в период 2015-2016гг. отклонения в соотношении индексов цен II и I сфер АПК было на уровне 0,99 - наблюдался сравнительно незначительный диспаритет, то в 2017г. произошло значительное ухудшение ценовых соотношений: цены на продукцию сельского хозяйства снизились на 2,3‰, в то время как цены на продукцию промышленности выросли на 7,6‰. С аналогичной проблемой сталкиваются государства-члены ЕАЭС. Проведенный расчет паритетного соотношения цен позволил выявить, что наиболее благоприятная ситуация для сельскохозяйственных товаропроизводителей среди стран ЕАЭС, сложилась в республиках Беларусь и Казахстан. Об этом также свидетельствует сравнение меновой стоимости произведенной пшеницы и приобретенного дизельного топлива. Также в статье проанализировано соотношение цен производителей сельскохозяйственной продукции и потребительских цен, которое выявило неблагоприятное соотношение для сельского хозяйства в каждом из рассмотренных государств-членов ЕАЭС. На основе анализа опыта США по регулированию ценовых отношений в АПК предложены меры по совершенствованию ценовых отношений в АПК России и государств-членов ЕАЭС, направленные на защиту сельскохозяйственных товаропроизводителей от ценовых колебаний.

9. ТАМОЖЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АПК РОССИИ

КОВАЛЕВ ВИКТОР

Реализация интеграционных процессов часто сопровождается сложными методологическими проблемами, от решения которых во многом зависит успех экономического взаимодействия государств. Соответственно, велика и ответственность за возможные ошибки или просчеты. Поэтому значение правильно выбранной методологии очень велико. Сочетание сложности и высокой ответственности принимаемых стратегических решений делает данную область исследования особенно актуальной и значимой. Грамотное методологическое обоснование решения данных проблем становится особенно важным при переходе к более продвинутой и глубокой стадии интеграции - экономическому союзу. Это обоснование самым тесным образом связано с таможенными эффектами, возникающими в результате интеграционных процессов и требующими комплексной оценки, систематизации и учета при принятии управленческих решений в рамках задач по реализации согласованной политики на уровне различных отраслей экономического союза. Эффективное интеграционное взаимодействие стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в сфере АПК сегодня является одной из главных задач согласованной агропромышленной политики, концепция которой определена решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств от 29 мая 2013 г. №35. При этом за период с 2013 по 2018 гг. появилось большое количество внешних факторов, проявляющих себя через новые таможенные эффекты, которые, серьезным образом могут повлиять на эффективность реализации данного решения. Одним из таких эффектов является результат санкционной политики на национальном уровне в условиях реализации принципов единства таможенной территории в рамках Евразийского экономического союза. В статье сделана попытка дать определение понятию «таможенный эффект» и раскрыть механизм его воздействия на АПК России в условиях единства таможенной территории Евразийского экономического союза.

КОНКУРС МОЛОДЫХ АВТОРОВ


10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ЗАЙЦЕВА (ГОРБОВСКАЯ) ЕЛЕНА

От эффективности государственной поддержки сельского хозяйства будет зависеть уровень продовольственной безопасности, экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, темпы его развития, состояние сельских территорий. Государственная поддержка в сфере сельскохозяйственного страхования направлена на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования для защиты своих имущественных интересов, минимизацию прямых затрат государства на компенсацию ущерба от стихийных бедствий при чрезвычайных ситуациях. Цель статьи - исследовать поддержку государством сельского хозяйства. Выявлено, что из федерального бюджета было выделено 15,2 млрд руб. на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, а также переработки, инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства. Примерно 60‰ субсидий, выданных на развитие растениеводства, было получено предприятиями и организациями Центрального (37‰) и Приволжского (23‰) федеральных округов. Необходимо обеспечить доступность и массовость сельскохозяйственного страхования с высокой возмещаемостью потерь.

11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

БУБНОВА ДАРЬЯ

В статье проведен анализ динамики показателей, характеризующих финансовую поддержку сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что 76‰ от общего объема выделяемых средств на поддержку малого и среднего бизнеса в Тюменской области приходится на департамент АПК. Анализ бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций, получателей государственной поддержки, подтверждает, что затраты на производство продукции предприятий данной отрасли занимают значительную часть выручки. При этом, для некоторых предприятий себестоимость превышает выручку. Выдвинута гипотеза о том, что использование предприятием государственной помощи на техническое перевооружение и материальное обеспечение, позволяет в большей степени увеличить эффективность производства, что в свою очередь, повышает эффективность использования средств государственной поддержки. Предложено рассчитать эффективность государственной поддержки, используя скорректированный относительный показатель, отражающий динамику объема полученных субсидий на единицу произведенной продукции. Результаты расчета, а также анализ структуры использования средств государственной помощи позволяет сделать вывод о наличии прямой зависимость между объемом субсидий, направленных на капитальные вложения и эффективностью использования данных субсидий, а также экономическими показателями предприятия.


Скачать любую статью прямо сейчас!

Оформить электронную подписку

Общий размер файлов: 3.317 Мб., формат: *.pdf