ISSN 0235-2443

Выпуск № 12, Декабрь 2017 г.

9 статей, 4-90 стр.

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ


1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

СЕРКОВ АЛЕКСАНДР, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ, ХАРИНА МАРИНА, СТРЕКАЛОВА ТАТЬЯНА

In recent years the agrarian sector of Russia shows positive results in building of production of agriculture. At the same time, there is unresolved a number of economic and social problems which are connected in many respects with macroeconomic policy of the state. Essential contradictions between two positions were created: the first is an urbanization, i.e. possible concentration of production and the population, the second is a spatial development of the country. There was a high differentiation of the population on the level of income that causes respectively unacceptably low consumption of foodstuff in the lowest decile groups. The high dependence of agriculture on import purchases of separate types of the material resources necessary for sustainable development of branch remains. The number of country people is reduced that leads to deterioration in spatial placement of production, and in the long term can cause negative social and economic consequences. All this demands to consider development of agriculture and rural territories not only from a position of branch, but also within macroeconomic policy of the state. It is necessary to provide the system of measures for overcoming the existing and arising calls in the developed state and industry strategic documents and programs of development of national economy and its agrarian sector.

2. СТРАТЕГИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

ЗАКШЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ, ЧАРЫКОВА ОЛЬГА, КВАСОВ АЛЕКСАНДР

В статье рассматриваются новые подходы к стратегическому планированию и разработке стратегии социально - экономического развития региона, основанные на принципах и инструментах стратегирования. Посредством анализа полученных результатов производства сельскохозяйственной продукции и рейтинговой оценки вклада региона (рыночной доли) обоснована значимость агропромышленного комплекса (АПК) Воронежской области в развитии региона, Центрального федерального округа и Российской Федерации. Значительные темпы роста сельскохозяйственного производства, опережающие общероссийские показатели, и существенный потенциал позволили определить главные цели стратегирования, обозначить стратегическую цель социально-экономического развития региона, спланировать задачи и способы их реализации. Достижение ожидаемых результатов связано с выполнением целевого сценария развития АПК и обеспечением продовольственной безопасности региона. Такой сценарий предполагает укрепление конкурентных позиций и повышение сбалансированности пространственного развития регионального АПК на основе максимально эффективного и экологически безопасного использования природно-ресурсного потенциала, создания наукоемкого и высокотехнологичного сектора региональной экономики, обеспечения комфортных условий проживания и жизнедеятельности сельского населения. Важнейшим элементом стратегирования комплексного развития является выбор эффективных форм, методов и инструментов стратегического управления органами власти местным социумом. Раскрыты направления деятельности органов государственной власти Воронежской области в сфере повышения конкурентоспособности АПК. Важным этапом стратегирования является проектное управление. В работе представлены перспективные проекты развития АПК региона: развитие молочного, свиноводческого и свеклосахарного кластеров; проект экспорта продукции АПК.

3. КЛАСТЕРНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АГРАРНОГО СЕКТОРА

БУТОРИН СЕРГЕЙ, БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ

Интеграционные процессы в аграрном секторе экономики, особенно усиливающиеся в конце XX начале XXI века в результате научно-технического прогресса и процессов глобализации, поставили проблему выбора путей, способов и методов инновационного развития хозяйствующих субъектов. В результате интеграции рождаются системы управления интегрированными структурами и модернизируются системы управления самих хозяйствующих субъектов, ориентируясь на потребность в инновационном развитии. В качестве наиболее перспективной формы организации аграрного производства авторами предлагается рассматривать агрокластер. С учётом устойчивых мировых и уже российских тенденций интеллектуализации («умное» хозяйство), автоматизации и роботизации сельскохозяйственного производства, а также исходя из выявленных проблем в организационно-управленческом устройстве большинства хозяйствующих субъектов (по материалам Пермского края), с целью обеспечения эффективного информационного взаимодействие различных отраслевых структур аграрного бизнеса обосновывается целесообразность интеграции и укрупнения аграрной производственной деятельности и управления. С учётом этого предложены система принципов формирования инновационно-ориентированных структур управления в агробизнесе и соответствующая им модель инновационно-ориентированной организации управления хозяйствующими субъектами агрокластера.

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПЕРШУКЕВИЧ ПЕТР, ТЮ ЛЮДМИЛА, АФАНАСЬЕВ ЕВГЕНИЙ, ГОЛОВАТЮК СЕРГЕЙ

Выявлены тенденции и дана оценка развитию агропромышленного производства по регионам Сибирского федерального округа. Доказано, что в СФО существует возможность наращивания объема производства сельскохозяйственной продукции с целью удовлетворения потребностей местного населения в основных видах продовольствия согласно рекомендуемым рациональным нормам, а также формирования экспортного потенциала по ряду продуктов. Разработан прогноз производства продукции сельского хозяйства в целом по СФО до 2035 г., он представлен в двух вариантах - мобилизационном и инновационном. Обосновано, что для решения стратегических задач, стоящих перед сельским хозяйством округа, необходима реализация инновационного сценария, который потребует значительно увеличить объем инвестиций в отрасль. Темпы прироста инвестиций в основной капитал сельского хозяйства должны составлять не менее 8-10‰. По расчетам из регионов СФО к 2035 г. будет вывозиться зерно, картофель, мясо, молоко и яйца в количестве соответственно 6,2 млн т, 450 тыс.т, 163,5 тыс.т, 449 тыс.т и 1192 млн шт. Даны предложения по совершенствованию территориально-отраслевого разделения труда, формированию рациональных внутриотраслевых структурных пропорций в сельском хозяйстве субъектов РФ в СФО. Выявлены основные направления научно-технического прогресса в растениеводстве и животноводстве, реализация которых будет способствовать повышению конкурентоспособности произведенной продукции.

ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


5. МОДЕЛЬ АГРОРЕСУРСНОЙ КООПЕРАТИВНОЙ СЕТИ В СИСТЕМЕ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОЛОВИН АЛЕКСЕЙ

В статье рассмотрены современное состояние кооперативного движения, разработаны концептуальные предложения по формированию инновационной инфраструктуры межрегиональной агроресурсной кооперативной сети (АРКС) в системе Центросоюза Российской Федерации, предусматривающей создание вертикально-интегрированной потребительской кооперации, оказывающей участникам хозяйственного оборота услуги комплексного сетевого управления ресурсами (ресурсного администрирования). В основу создания и развития АРКС положены принципы сетевой организации экономической деятельности, которая осуществляется на единой нормативно-регламентной базе, с применением универсальных оборотных контрактов и фирменного товарного знака Центросоюза России, в едином информационном поле с применением современных информационных технологий. Установлено, что использование сетевых технологий обеспечивает: повышение доступности системы потребительской кооперации для более широкого круга хозяйствующих субъектов; формирование стабильных хозяйственных связей с производителями и потребителями продукции, системы урегулирования взаимных обязательств; повышение мобильности за счет существенного ускорения хозяйственного оборота и снижения издержек обращения. Предлагаемая модель характеризуется малой затратностью, не требует капиталовложений и логично встраивается в систему Центросоюза РФ. Неустойчивые тенденции эволюции сельскохозяйственной потребительской кооперации обосновывают необходимость совершенствования мотивационных основ взаимодействия и дальнейшего развития двух взаимосвязанных систем потребительской кооперации, учитывающих их партнерские преимущества в устойчивом развитии сельских территорий.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


6. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ НЕРАСПРЕДЕЛЕННОЙ ПРИБЫЛИ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ

ЛИПАТНИКОВ ВИТАЛИЙ, СЕДЫШЕВА КСЕНИЯ

В данной статье проводится анализ факторов, которые влияют на прибыль крупнейших агрокомпаний в России, согласно рейтингу журнала «Эксперт». Основной метод исследования -регрессионный анализ, который позволил выявить значимые факторы и определить их взаимосвязь. Для обработки данных использовалось статистическое программное обеспечение Stata. В качестве первичных данных в работе были использованы данные бухгалтерской отчетности за последние 5 лет. Крупнейшие российские компании имеют между собой большой разброс данных по финансовым показателям. Основная цель исследования: выявить факторы эффективности деятельности агропромышленных компаний. В исследовании был применен метод регрессионного анализа данных, который подтвердил / опроверг влияние различных факторов на прибыль компаний. Гипотеза исследования предполагала значимое влияние инвестиций, эмбарго и финансового рычага. Согласно результату исследования инвестиции, финансовый рычаг, эффективная ставка процента, рентабельность продаж и введение эмбарго определяют 22‰ нераспределённой прибыли предприятия. Особое влияние оказывает уровень инвестиций и рентабельность бизнеса. Сделан вывод, что в период до 2015 г. размер нераспределенной прибыли отечественных компаний АПК во многом определялся неэкономическими факторами.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ РЫНОК


7. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПЛОДОВО-ЯГОДНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

КУЛИКОВ ИВАН, МИНАКОВ ИВАН

Остро стоит проблема обеспечения населения России плодово-ягодной продукцией. Фактическое потребление фруктов составляет 62 кг на душу населения в год при научно обоснованной норме 100 кг. В продовольственной корзине россиянина доля импортных фруктов занимает 72,2‰. Импорт фруктов за 2000-2016 гг. увеличился с 5,7 до 6,5 млн т. В статье приведен анализ развития садоводства в Российской Федерации. За анализируемый период валовой сбор фруктов возрос с 10,8 до 16,3 млн т в результате повышения урожайности при уменьшении площади плодовых и ягодных насаждений. Основными производителями фруктов являются хозяйства населения. В 2016 г. на их долю приходилось 74,4‰ валового сбора плодов и ягод. Обоснован объем производства фруктов и основные направления его увеличения. Для обеспечения населения страны фруктами по рациональным нормам питания их производство необходимо довести до 10320 тыс. т (без учета винограда и фруктов, не выращиваемых в нашей стране). Для этого площадь садов и ягодников необходимо увеличить с 517 до 895 тыс. га, в том числе площадь в плодоносящем возрасте с 410 до 760 тыс. га. Наращиванию производства плодово-ягодной продукции будет способствовать совершенствование государственной поддержки садоводства и увеличение ее размера, его концентрация в специализированных хозяйствах, возрождение промышленного садоводства, интенсификация отрасли, развитие агропромышленной интеграции. Предложен механизм регулирования производственно-экономических связей между участниками интеграции.

8. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

БОРИСОВА ОЛЬГА

Одним из важнейших направлений развития агропромышленного комплекса России является пищевая промышленность. Главные задачи стратегического развития отрасли направлены на формирование устойчивого национального продовольственного рынка, развитие глубокой переработки сельскохозяйственного сырья на основе новейших технологий, выход на мировой продовольственный рынок и завоевания достойного места на нём. Однако существует ряд внутренних и внешних факторов, оказывающих отрицательное влияние на развитие пищевой промышленности Сибирского федерального округа. Достижение стратегических целей отрасли возможно только при совершенствовании организационно-экономического механизма. Организационно - экономический механизм эффективного развития пищевой промышленности представляет собой систему, объединяющую тесно взаимодействующие элементы организационного и экономического характера, включающую в себя организационную структуру, функции, методы и экономический механизм управления эффективным развитием отрасли, целью которой является повышение экономического потенциала пищевой промышленности, её конкурентоспособности, развитие стратегий экспорта и импортозамещения. Необходимо также развитие государственного регулирования на субфедеральном уровне. На основании проведённых исследований предложены основные направления совершенствования организационно-экономического механизма пищевой промышленности. Разработаны предложения по созданию принципиально нового направления государственного регулирования пищевой промышленности на субфедеральном уровне: создание координационного центра по развитию пищевой промышленности Сибирского федерального округа, в том числе Сибирского объединения экспортёров продовольствия и сельскохозяйственного сырья, Межрегионального центра по международной сертификации пищевой продукции, формирования в Сибирском федеральном округе сети товародвижения органической продукции.

КОНКУРС МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ


9. ОПЫТ СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

КОЛЯЗИНА ЕЛЕНА

Развитие интеграционных процессов получило широкое распространение как в экономической, так и в научно-технической деятельности. В статье рассмотрен опыт научно-технического сотрудничества между несколькими странами на примере Союза экономической взаимопомощи в период с 1949 по 1991 годы, формы такого сотрудничества, а также документы, на основе которых оно осуществлялось. Исследуется возможность применения данного опыта с учетом преимуществ и недостатков при формировании единого рынка научно-технической продукции в странах-участницах Евразийского экономического союза, созданного в 2015 году. Опыт научно-технического сотрудничества стран-участниц Совета экономической взаимопомощи может стать методологической базой при построении единого рынка научно-технической продукции стран-участниц Евразийского экономического союза. При этом для построения взаимовыгодных экономических и научных связей необходимо планирование совместных научных исследований странами-участницами, гармонизация законодательства о науке, инновациях, интеллектуальной собственности, паритетный обмен научными результатами и установление взаимовыгодных условий купли-продажи научно-технической продукции между странами, организация совместных технологических платформ или кластеров, имеющих своей целью не только распространение информации о научных разработках, но и их внедрение в производство.


Скачать любую статью прямо сейчас!

Оформить электронную подписку

Общий размер файлов: 3.716 Мб., формат: *.pdf