ISSN 0235-2443

Выпуск № 2, Февраль 2021 г.

11 статей, 3-90 стр.

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ


1. НОВАЯ АРКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ АРКТИКИ ЯКУТИИ

РОДНИНА НАТАЛЬЯ

26 октября 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации, в которой определены основные направления развития стратегически важной территории, как в национальном, так и в экономическом плане на период до 2035 года. Республика Саха (Якутия) - самый большой субъект Российской Федерации по размеру территории. При этом 52,2‰ ее площади или 1608,8 тыс. кв. км занимают Арктические районы с экстремальными природно-климатическими условиями, низкой плотностью населения, очаговым характером промышленно-хозяйственного освоения и полной зависимостью жизнеобеспечения и деятельности от сезонности транспортной доступности. Существующий на сегодня уровень потребления продуктов питания в Арктических районах Республики Саха (Якутия) не в полной мере соответствует, с одной стороны, современным нормам и требованиям, а с другой - потребностям населения с учетом их национальных и этнических особенностей. Все это обуславливает острую необходимость пересмотра подходов к государственному регулированию системы продовольственного обеспечения населения арктического региона. Физическую и экономическую доступность продуктов питания для каждого гражданина, проживающего в Арктике, необходимо рассматривать не только за счет северного завоза – гарантированного обеспечения населенных пунктов продовольствием, но и за счет развития регионального производства - отраслей сельского хозяйства. Повышение эффективности регионального АПК в Арктике, в частности традиционных отраслей хозяйствования, не только снизит часть проблемы обеспечения северного завоза, но и обеспечит качественные изменения уровня жизни, проживающего на этой территории, населения.

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОГОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

КОРОТЧЕНЯ ВАЛЕРИЙ

Отрасль сельскохозяйственного машиностроения России находится в системном кризисе, о чем свидетельствуют постоянно сокращающийся машинно-тракторный парк страны, низкие объемы производства и экспорта отечественных сельхозмашин на фоне возросшего импорта или местной сборки иностранной сельхозтехники. В настоящей статье представлена авторская стратегия развития технического обеспечения сельского хозяйства России (цель исследования), которая отличается своей методологией от официальных стратегий или предлагаемых другими учеными идей. Для разработки основных положений стратегического плана используются концепция догоняющего экономического развития, знания в области управления инновациями и технологиями, стратегический менеджмент и стратегический маркетинг. В отношении технического обеспечения сельского хозяйства формулируются / разрабатываются: миссия России, стратегическое видение, ценности, стратегические проблемы (на основе SWOT анализа), стратегические цели, стратегические действия, или стратегии. Главной стратегической проблемой признана низкая конкурентоспособность российской сельхозтехники. С целью ее решения предлагается применить следующие стратегии в рамках парадигмы догоняющего развития: стратегию перепрыгивания, или обходной маневр, и стратегию тройной спирали. Обходной маневр заключается в отказе от улучшения производства механических машин и переходе к разработке умной, роботизированной сельхозтехники, последующем создании системы умных машин или системы систем для АПК. Стратегия тройной спирали, в свою очередь, опирается на модель тройной спирали инноваций и направлена на создание эффективной национальной инновационной системы в АПК. Для этого рекомендуется образование в России национального аграрного консорциума (сотрудничество науки, бизнеса и государства). Также выдвигаются предложения о налаживании стратегического партнерства с Республикой Беларусь и учреждении Евразийского аграрного консорциума как инновационной системы АПК Евразийского экономического союза. Проведенное исследование подчеркивает важность использования деловой литературы – менеджмента и маркетинга – при подготовке стратегий экономического характера.

УПРАВЛЕНИЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


3. РОССИЙСКИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ МИРОВОГО УРОВНЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ АПК

ЛАВРИНЕНКО ЕЛЕНА, БОНДАРЕВА ЯНА, ЛЫЩИКОВА ЮЛИЯ, ДАНЬКОВ СЕРГЕЙ

В статье рассмотрены новые формы государственного частного партнёрства при реализации высокотехнологичных проектов. Созданные в Российской Федерации в рамках национального проекта «Наука» научно-образовательные центры (НОЦ) создают условия для инвестиций и предпринимательства в агропромышленном комплексе. Однако создание данных центров предполагает формирование специфических особенностей государственного частного партнерства. В качестве формата реализации такого партнёрства в научно-образовательных центрах используются научно- производственные платформы, которые являются профильными коммуникационными площадками и центрами управления проектными командами, обеспечивающими решение задач центра и включающие в себя портфель проектов. В работе рассмотрены созданные научные образовательные центры РФ в агропромышленном комплексе, определены задачи их функционирования. Представлен механизм реализации государственно-частного партнерства в рамках научно-образовательных центров мирового уровня. Прогнозируемая динамика показателей развития научно-образовательных центров, позволяет сделать выводы о высокой степени заинтересованности государственной власти, региональной власти, вузов и представителей бизнеса в данного рода сотрудничестве. В данном исследование разработан алгоритм формирования портфеля высокотехнологичных проектов, позволяющий на первичном этапе, прибегая к высококвалифицированному экспертному сообществу и представителям государства и бизнеса, выявить проекты, способные удовлетворить потребностям агропромышленного комплекса РФ, и отсеять все нежизнеспособные проекты. Предлагается проводить мониторинг высокотехнологичных проектов, который позволит на каждом этапе жизненного цикла проекта, определить и выявить проблемы, скорректировать проект. Формирование в РФ устойчивой связи государственной власти, бизнеса, региональных вузов, позволит более эффективно решать проблемы, обусловленные вызовами современности, как на региональном, так и федеральном уровне.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


4. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ

УКОЛОВ АНДРЕЙ, ПОЛУНИН ГЕННАДИЙ

Цель исследования – создание единого механизма оценки результативности, дающего объективную оценку интенсивности использования посевных площадей субъектами экономической деятельности, а также территориальными образованиями федерального и регионального уровня. Для оценки эффективности использования сельхозпроизводителями своих земельных ресурсов применяются методы, основанные на границе производственных возможностей, в частности, непараметрический метод анализа оболочки данных. Предложена методика, основанная на синтезе оценки интегрального показателя интенсивности использования аграрным предприятием или территорией своих земельных ресурсов через математическую зависимость, включающую урожайность, показатели среднего и предельного дохода. Благодаря использованию метода на региональном уровне могут создаваться «портреты» товаропроизводителей и «карты» территориальных образований, на федеральном – «карты» территориальных образований, решается проблема отсутствия корректности в предоставлении статистических данных о деятельности товаропроизводителей.

5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ АНТИКРИЗИСНОЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ПРИМЕРЕ БРОЙЛЕРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

АНЬШИН ВАЛЕРИЙ, БОБЫЛЕВА АЛЛА

В статье рассмотрены вопросы управления процессами антикризисной цифровой трансформации в бройлерном производстве. Актуальность темы определяется участившимися экономическими кризисами, важностью поддержания устойчивости этой социально значимой отрасли, необходимостью дальнейшего совершенствования методологии антикризисного управления. В качестве нового подхода авторами предложен механизм антикризисного управления, основанный не на традиционном рассмотрении проектов программы как линейного набора, а использование сетевого подхода и системное антикризисное управление с элементами цифровой трансформации. В ходе исследования решены следующие задачи: 1) предложена организационная модель управления программой цифровой антикризисной трансформации на основе сетевого подхода; 2) выявлены особенности мониторинга проблем птицефабрик как базиса разработки антикризисной программы цифровой трансформации для этой отрасли; 3) разработана модель цифровой трансформации птицефабрики для использования ее в качестве механизма антикризисного управления. Цифровая трансформация понимается авторами как фундаментальное изменение логики и содержания процессов: переход компании на проектное (программное) управление на основе целеполагания, системного рассмотрения и оценки вклада проектов в достижение цели программы. Как антикризисный механизм программа может затрагивать основные проблемные сферы: взаимоотношения с внешней средой; внутренние бизнес-процессы; ресурсную базу, включая материальные ресурсы, человеческий капитал и корпоративную культуру; финансы. Предлагаемый подход дал возможность разработать метод приоритизации проектов программы, основанный на применении сетевого анализа. Он позволяет осуществлять распределение ресурсов между проектами программы, оценивать вероятность успеха отдельных проектов и программы в целом. Данный подход может быть распространен на другие отрасли АПК.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ РЫНОК


6. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГРЕЧИХИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

ПОЛУХИН АНДРЕЙ, ПАНАРИНА ВЕРОНИКА

Гречиха - ценная зерновая культура, обладающая рядом незаменимых качеств и как продовольственная культура, и как медоносная, имеющая большое значение в агротехнологии и медицине. Крупнейшими производителями гречихи в мире являются Китай, Россия и Украина. Основные площади в Российской Федерации под культурой сосредоточены в Сибирском, Приволжском и Центральном федеральных округах. Наибольшую урожайность культуры в 2019 г. получили в Краснодарском крае и Белгородской области. Доля отечественных сортов культуры в Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию, составляет 98‰. Российские товаропроизводители высевают на своих полях российские сорта. Россия является экспортером гречихи в Китай, Японию, Монголию, Армению, Сербию, Украину, Казахстан, Беларусь, Киргизию.

7. СЕЛЕКЦИЯ И СЕМЕНОВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОТ ИМПОРТА К ЭКСПОРТУ СЕМЯН

НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ, МИХАЙЛУШКИН ПАВЕЛ, ПОПОК ЛЕОНИД

В статье приводится система устойчивого развития отрасли растениеводства на основе совершенствования селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в Российской Федерации. Показана высокая зависимость страны от иностранных производителей семян высших репродукций. Вскрыты причины, ограничивающие динамичное развитие селекции и семеноводства в России. Предложена иерархия системы устойчивого развития отрасли растениеводства, в которой выделяемые уровни образуют соответствующие подсистемы совершенствования селекции и семеноводства. Доказана необходимость глубокой локализации производства семян иностранными компаниями в стране не в ущерб национальной селекции. В этой связи дано пояснение, какие семена можно и нужно считать отечественными. В процессе исследования применялся комплекс методов: абстрактно-логический (при постановке цели и задач исследования, обосновании направлений совершенствования селекции и семеноводства), сравнительного анализа (при исследовании теоретических аспектов устойчивого развития растениеводства в стране), монографический (при исследовании состояния селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур).

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ


8. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЕЛЬСКИХ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

КУРЕПИНА НАТАЛЬЯ, ПАВЛОВА НУЮДЛЯ, ЗИЕНКО АНДРЕЙ

Статья посвящена проблемам развития сельских территорий Республики Калмыкия, расположенных в аридной зоне и отличающихся крайне неблагоприятными природно-климатическими условиями. Исследование жизненных условий сельских жителей, хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей и состояния природной окружающей среды проводилось во взаимосвязи, как социо-эколого- экономической системы. В ходе исследований был проведен комплексный анализ сельских социо-эколого-экономических систем в разрезе, составляющих ее элементов. Анализ жизненных условий сельского населения выявил наличие деструктивных факторов развития социосферы, таких как устойчиво отрицательный миграционный баланс, что привело к сокращению и старению сельского населения, низкий уровень жизни сельских жителей, финансовая необеспеченность сельских поселений и др. Проведенный анализ показал развитие деструктивных факторов как в жизнеобеспечении сельских жителей, производственной деятельности сельхозтоваропроизводителей, так и в сохранении хрупкого эколого- хозяйственного баланса сельских территорий республики Калмыкия. Данный факт вызвал необходимость совершенствования модели развития сельских территорий как социо-эколого-экономической системы, позволяющей нейтрализовать угрозы продовольственной безопасности.

9. О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ ПЕРЕХОДНОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

БРЫЛЕВ АЛЕКСАНДР, ТУРЧАЕВА ИРИНА, НЕГОДА ВЛАДИМИР

Цели Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года раскрываются в соответствующих принципах и задачах функционирования сельских территорий в социальной, демографической, экономической, информационной, природоохранной и других сферах. Закончился переходный этап (2015-2020 годы) реализации Стратегии, что предполагает оценку промежуточных результатов как в целом по стране, так и по отдельным регионам с учетом стартовых условий и специфических особенностей развития каждого из них. Всесторонний анализ полученных результатов позволит не только усовершенствовать инструментарий организационного и экономического обеспечения целевых индикаторов на региональном и муниципальном уровнях, но и внести возможные коррективы в государственные программы развития сельских территорий, в оперативные планы Министерства сельского хозяйства РФ и других ведомств. Исходя из целеполаганий Стратегии, в статье проанализированы состояние и развитие сельских территорий Калужской области; рассмотрены причинно- следственные связи качественных и количественных изменений в демографической, социально-экономической и природоохранной деятельности сельских поселений региона; исследованы структурные сдвиги в производстве и потреблении основных продуктов сельского хозяйства и их влияние на миграционные процессы на селе; дана оценка уровню и степени устойчивого развития сельских территорий Калужской области; приведены и интерпретированы результаты социологического опроса сельских жителей Калужской области на предмет приоритетных мероприятий по улучшению жизни на селе; изучена дифференциация муниципалитетов Калужской области по важнейшим индикаторам социально-экономического развития сельских поселений и обоснованы конкретные предложения по ее сокращению.

10. ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ

БЛИНОВА ТАТЬЯНА

Демографическое старение выступает доминирующей тенденцией, характерной не только для экономически развитых, но и развивающихся государств, оказывая негативное влияние на экономический рост, национальный рынок труда, пенсионную систему. Цель исследования – выявить закономерности и специфические особенности демографического старения сельских территорий России, провести сельско-городские сопоставления, выполнить статистическую оценку масштабов и глубины старения российского села. Рассмотрена прогнозная динамика численности и доли лиц старше трудоспособного возраста в условиях пенсионной реформы. Исследования показывают, что демографическое старение в разной степени затронуло территории России, доля лиц старше трудоспособного возраста в структуре сельского населения колеблется от 16,7‰ в Северо-Кавказском до 29,6‰ в Центральном федеральном округе. Гендерная асимметрия в сельской местности выше, чем в городской, доля сельских женщин изменяется от 51,9‰ в возрастной группе 70-74 лет до 79‰ среди 90-94 летних. Глубина старения женского населения, измеряемая долей лиц 80 лет и старше в структуре пожилого сельского населения, составляет 22,0‰, тогда как мужского – 12,2‰. Полученные результаты позволили выявить сельско-городские различия, межрегиональную дифференциацию, гендерную асимметрию и феминизацию процесса демографического старения села в России.

КОНКУРС МОЛОДЫХ АВТОРОВ


11. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЯСНОЙ ОТРАСЛИ

СЛОБОЖАНИН ДМИТРИЙ

Рассмотрены общие для различных отраслей условия формирования отраслевой конкурентоспособности, включающие использование опыта конкуренции, факторов конкурентоспособности отрасли и ориентации производителей на запросы региональных потребителей. Показано, что на конкурентоспособность мясной отрасли региона влияет характер участия производителей в создании потребительской ценности, неравномерное распределение затрат и прибыли, зависимость конкурентоспособности от технологий на каждом из этапов производства мясной продукции. Показано, что конкурентоспособность мясной отрасли региона создается на уровне конкретных производителей, поскольку они по-разному участвуют в создании потребительской ценности, различаются и способы использования опыта конкурентной борьбы для развития конкурентных преимуществ. Сделан вывод, что для небольших хозяйств предпочтительным способом использования опыта конкуренции на рынке мясной продукции выступает кооперация с другими участниками создания потребительской ценности, а крупнейшие производители имеют возможность непосредственного использования этого опыта, поскольку контролируют все этапы создания ценности для потребителя. Рассмотрены различные аспекты определений конкурентоспособности мясной отрасли региона, что, во взаимосвязи с обоснованием ее сущности, позволило уточнить определение данного понятия.


Скачать любую статью прямо сейчас!

Оформить электронную подписку

Общий размер файлов: 4.361 Мб., формат: *.pdf