ISSN 0235-2443

Выпуск № 10, Октябрь 2018 г.

11 статей, 8-111 стр.

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ


1. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

ПЕТУХОВА МАРИНА, РУДОЙ ЕВГЕНИЙ, ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, РЮМКИН СЕРГЕЙ

Прорывное развитие отечественного сельского хозяйства возможно только на основе его научно-технологического развития. Ускорение темпов развития науки и технологий в последние десятилетия требует изменения подходов к формированию и реализации государственной инновационной политики. В развитых странах более 80‰ экономического роста обеспечиваются за счет инновационного развития отраслей экономики. В статье рассмотрена отрасль растениеводства, включая семеноводство и органическое земледелие. Для определения критических технологий растениеводства требуется выявление возможных вариантов развития отрасли на долгосрочную перспективу. Определены сценарии научно-технологического развития растениеводства, которые помогут преодолеть стохастический характер происходящих процессов, выявить крупномасштабные научные и технологические прорывы, способные существенно изменить отрасль. Научно-технологическое развитие невозможно без совершенствования существующих механизмов государственной поддержки. Необходимо создание государством условий для обеспечения сельхозтоваропроизводителями расширенного воспроизводства на инновационной основе, на принципах межведомственности и субсидирования.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В АПК


2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УВЕЛИЧЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ, ХАРИНА МАРИНА

Проанализирована нормативная правовая база регулирования научно-технического развития и цифровой экономики в России; система показателей инновационного развития отечественной экономки в сравнении с развитыми зарубежными странами; примеры использования цифровых технологий в агропромышленном комплексе. Рассмотрена динамика производительности труда, сделаны выводы о возможностях роста валовой продукции и производительности труда в сельском хозяйстве, достижении продовольственной безопасности и импортозамещения основных видов сельскохозяйственной продукции в России в условиях развития цифровой экономики. Сделан вывод, что использование цифровых технологий должно превратиться из отдельных историй успеха в повсеместную практику. Это потребует значительных затрат: организационных, финансовых, временных. Возникают риски объективного контроля государственной поддержки процесса цифровизации из-за отсутствия показателей, по которым установлено официальное статистическое наблюдение.

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА БАЗЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНДУСТРИИ 4.0

ПОПКОВА ЕЛЕНА, БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ

Цель исследования - разработка механизма повышения эффективности АПК на базе технологий индустрии 4.0. В отличие от традиционных технологий АПК, технологии индустрии 4.0 позволяют повысить экономическую эффективность предпринимательства АПК, обеспечить удовлетворение имеющихся потребностей общества, содействовать раскрытию человеческого потенциала работников, снизить их отрицательное воздействие на окружающую среду. Однако механизм повышения эффективности АПК на базе технологий индустрии 4.0 не может ни запуститься, ни функционировать на условиях рыночного самоуправления - для этого требуется активное участие государства. Традиционные функции государства в АПК должны быть заменены функциями по созданию и поддержанию благоприятных рыночных условий, стимулированию целевой активности предприятий АПК, а также проведению мониторинга и контроля. Поэтому переход к АПК 4.0 - это принципиально новый путь развития АПК, который одновременно открывает уникальные возможности, но и требует радикальных перемен в корпоративном и государственном управлении.

4. ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ АПК С ЦИФРОВЫМИ ПЛАТФОРМАМИ СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ

ЕРЕШКО ФЕЛИКС, КУЛЬБА ВЛАДИМИР, МЕДЕННИКОВ ВИКТОР

В работе рассматриваются проблемы, основы и пути интеграции цифровых платформ АПК, строительной отрасли, логистической деятельности, фармацевтической отрасли на идеях А.И. Китова и В.М. Глушкова об Общегосударственной автоматизированной системе сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством в СССР (ОГАС). Одной из основных тенденций в развитии современного общества и экономики является повсеместная интеграция разрозненных процессов в единую систему с целью повышения эффективности взаимодействия. Сделан вывод, что в АПК процесс формирования референтных моделей идет рассогласованно с внедрением информационных технологий. Предложен переход на цифровую платформу в виде интеграции отраслевых референтных моделей на основе единого информационного Интернет-пространства взаимодействия.

УПРАВЛЕНИЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


5. ЗИГЗАГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АПК НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

УШАЧЕВ ИВАН, ЖУКОВ НИКОЛАЙ, СЕМКИН АЛЕКСАНДР, ВОРОНИН ЕВГЕНИЙ

Разработаны направления по развитию институционально - экономического механизма управления агропромышленным комплексом со стороны районного управленческого звена. В системе районного самоуправления, агропромышленный комплекс должен рассматриваться, как одна из важнейших сфер деятельности населения муниципального образования. Как показывают исследования, наиболее важными проблемами районной системы управления являются различные подходы и толкование территориальных и экономических основ, компетенции органов местного самоуправления в области социально-экономического развития объектов сельских территорий, а также взаимодействие органов государственного, хозяйственного управления и местного самоуправления. Оценивая управленческую деятельность сельских административных районов, необходимо отметить, что их функциональные связи не направлены непосредственно на хозяйственные структуры предприятий и различных организаций по развитию производства и экономики, поскольку принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления АПК недостаточно урегулированы законодательством от федерального до местного (районного) уровня. Потеря управляемости на муниципальном (районном) уровне отрицательно влияет на экономическую эффективность сельскохозяйственного производства. В связи с этим целепологание статьи заключалось в разработке основных направлений совершенствования управления АПК районными управленческими структурами.

ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


6. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТАСКАЕВА АННА, ЗУБАРЕВА ИРИНА, СУШКОВ СЕРГЕЙ

Малые формы хозяйствования рассматриваются как значимые участники рынка производства сельскохозяйственной продукции. Выявлены тенденции развития малых форм хозяйствования Челябинской области на основе анализа их современного состояния в условиях государственной поддержки. Рассмотрены особенности государственной поддержки малых форм хозяйствования, обусловленные относительно низкой защищенностью в экономическом пространстве, нехваткой финансовых средств из-за завышенных процентных ставок, отсутствием рыночной власти, зависимостью от местных условий ведения производства, возможностями потребительского кооперирования, высокой чувствительностью к методам государственного инвестиционного регулирования. Определена взаимозависимость темпов роста государственной поддержки и стоимости произведенной продукции малыми формами хозяйствования в АПК Челябинской области.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


7. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ СРАВНЕНИЙ

РОДИОНОВА ОЛЬГА

В статье рассматривается проблема межотраслевого взаимодействия, проблема эквивалентности экономических отношений в контексте ценовых диспропорций. Предлагаются методологические подходы к решению рассматриваемой проблематики в виде модельных схем, в основе которых определение индикативных показателей, ценовых и стоимостных пропорций между накоплением и потреблением. Сделан вывод, что в основе диспаритета отношений сельского хозяйства с другими отраслями экономики лежат не только неблагоприятные ценовые соотношения, но и низкий уровень технологического развития и управления производством. Механизм эквивалентности межотраслевого взаимодействия и экономических отношений не отвечает в полной мере задачам обеспечения устойчивого развития и экономического роста отраслей АПК.

8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В АПК

ЩЕТИНИНА ИРИНА, СТЕНКИНА МАРИНА

Статья исследует взаимоотношения в АПК в целях повышения результативности производства. Рассмотрены основные элементы, формы и направления развития взаимоотношений, которым необходимо уделить особое и первостепенное внимание на всех уровнях управления, начиная от хозяйствующих субъектов и заканчивая федеральными структурами. К таким направлениям отнесены: формирование и развитие инновационных агропромышленных кластеров; внедрение передовых техники и технологий, в том числе информационных; укрепление связи хозяйствующих субъектов с научными и внедренческими структурами; развитие образования и кадрового обеспечения и другие. Все направления должны развиваться гармонично и комплексно, формируя эффективную систему взаимоотношений в АПК. В работе приведены примеры возможных лидеров инновационных агропромышленных кластеров, которые даже в условиях Сибири, способны в кратчайшие сроки достичь высоких результатов деятельности на основе укрепления взаимоотношений с товаропроизводителями и поставщиками техники, технологий, научными учреждениями. Приведены количественные показатели готовых к внедрению научных разработок Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН. Показаны проблемы и необходимость широкого использования информационных технологий в АПК.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ РЫНОК


9. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВАРСКИЙ НАБИ, ТАРАН ВАСИЛИЙ

С принятием Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормативно-правовую базу, регулирующую производство и оборот органической продукции в России, формально можно классифицировать как в основном сформированную. В статье рассмотрены положительные стороны принятого закона, включающие распространение его действия на товародвижение органической продукции, введение статьи о переходном периоде, определение понятия «органическое сельское хозяйство», а также статей, связанных с внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В статье проанализированы основные недостатки принятого закона, и с учетом зарубежного опыта определены основные направления по их преодолению. Это отсутствие регулирования сбора дикоросов, учета экологического состояния территорий, на которых развивается органическое сельское хозяйство, определения конкретного федерального органа, компетентного на рынке органической продукции, слишком общее изложение государственной поддержки, отсутствие положений по регулированию экспорта и импорта органической продукции и др. Задача совершенствования законодательства, регулирующего производство и оборот органической продукции в России вполне выполнима, если к ее решению будут привлечены эксперты со стороны научного сообщества.

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ


10. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА УРОВНЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

АСКАРОВ АЛЬМИР, СТОВБА ЕВГЕНИЙ

В статье обосновывается необходимость использования методов экономико-математического моделирования при планировании производственных программ аграрных формирований в современных условиях развития рыночных отношений. Показано, что при составлении моделей развития аграрного производства необходимо использовать системный подход, который позволяет проектировать сценарии развития сельских территорий на перспективу. Обосновывается, что установление оптимальной производственной структуры отраслей растениеводства и животноводства сельскохозяйственных организаций позволяет существенно повысить экономическую эффективность аграрного производства. Представлены основные результаты оптимизации производственной структуры сельскохозяйственных организаций на примере сельских территорий нечерноземной зоны Республики Башкортостан. Показано, что повышение эффективности аграрного производства является ключевым фактором, выражающим позитивное развитие сельских территорий. Резюмируется, что использование методов экономико-математического моделирования помогает обеспечить оперативность и повысить степень обоснованности принимаемых управленческих решений.

ЗА РУБЕЖОМ


11. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА СЕМЕННОГО КАРТОФЕЛЯ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА ЕАЭС

НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ, ПИСАРЕВ СЕРГЕЙ, ПИСАРЕВА ЛЮДМИЛА

Цель статьи заключается в разработке организационно-экономического механизма формирования и развития рынка семенного картофеля в странах-членах ЕАЭС. Существующая ситуация с выращиванием картофеля во всех странах ЕАЭС, угроза распространения вирусных инфекций культуры предопределяют создание общего рынка семенного картофеля высоких репродукций. Для определения его объемов, сортового состава в разрезе каждой страны предлагается создание рыночной инфраструктуры на основе информационно-логистического центра с использованием технологии блокчейн. Практическая реализация предложенной схемы рынка семенного картофеля стран ЕАЭС позволит выращивать картофель высокого качества в необходимых объемах и оптимизировать структуру посевных площадей в странах Содружества.


Скачать любую статью прямо сейчас!

Оформить электронную подписку

Общий размер файлов: 3.632 Мб., формат: *.pdf